Полную работу, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru Оглавление Введение………………………………………………………………….... 4 1. Значение, задачи, информационное обеспечение и влияние расходов, на финансовые результаты предприятия торговли…….. 6 1.1. Экономическая сущность расходов и их классификация….. 6 1.2. Значение, задачи и информационное обеспечение анализа расходов…………………………….………………………………… 23 2. Учет и анализ расходов на примере ЗАО «Лонда»……….. 26 2.1. Кратка характеристика ЗАО «Лонда»……………….. 26 2.2. Бухгалтерский учет расходов по обычным видам деятельности………………………………………………………….. 28 2.3. Структура и динамика анализа расходов…………………….. 34 3. Мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия………………………………………………………………. 55 3.1. Анализ финансовых результатов ЗАО «Лонда»…….. 55 3.2. Совершенствование хозяйственной деятельности ЗАО «Лонда»………………………………………………………. 62 3.3. Резервы увеличения прибыли ЗАО «Лонда»………… 65 Заключение……………………………………………………..….……… 67 Список использованной литературы………………………...………… 69 Приложение Введение Актуальность темы «Учет и анализ доходов и расходов по обычным видам деятельности торгового предприятии» связана с их высоким влиянием на прибыль предприятия, как основы его деятельности. Особенно это важно в условиях высокого давления конкуренции. Для эффективного управления необходимо точно представлять за счет чего формируются расходы, а так же какие факторы оказывают влияние на составляющие финансовых ресурсов. Руководитель предприятия должен точно представлять из чего складываются ресурсы организации и куда они расходуются. При этом важно не просто знать направления использования, а конкретную величину направленных средств. Цель работы: Провести анализ расходов на примере ЗАО «Лонда», г. Нск. Задачи работы: • Изучить методическую литературу по изучаемой теме; • Изучить структуру и динамику расходов; • Выявить факторы влияющие на уровень расходов; • Определить точку безубыточности на рассматриваемом предприятии; • Выдать рекомендации по усовершенствованию финансовой деятельности предприятия. Теоретической основой исследования являются учебные пособия Абрютиной М.С., Зайцевой О.П., Валевич Р.П., Давыдовой Г.А., Гиляровской Л.Т., Ефимовской Л.А., Савицкой Г.В., Селезневой Н.Н., Шеремета А.Д., Сайфулина Р.С., Ковалева В.В., Кравченко Л.И. и т.д. Дипломная работа состоит из трех глав. В первой главе дается определение расходов и классифицируется в зависимости от пользователей информации. Во второй части работы описывается методика бухгалтерского учета расходов на примере ЗАО «Лонда». Проводится анализ уровня и динамики расходов на предприятии, а также факторы, которые повлияли на их качественный показатель. В целях усовершенствования учета расходов на предприятии изучен маржинальный анализ расходов и его применение на практике. В третей главе выданы рекомендации по усовершенствованию финансового состояния предприятия. Для этого изучены финансовые результаты деятельности ЗАО «Лонда» за I полугодие 2002 – 2003г. в результате чего определены резервы увеличения прибыли. Полную работу, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru 1. Значение, задачи, информационное обеспечение и влияние расходов, на финансовые результаты предприятия торговли 1.1. Экономическая сущность расходов и их классификация В теоретической литературе, есть достаточно много определений расходов, которые достаточно схожи в изложении. Однако в нашем понимании расходы можно классифицировать в зависимости от пользователей информации. Это могут быть: Руководитель – управленческий учет; Бухгалтер – бухгалтерский и налоговый учет. В управленческом учете расходы — . Расходы – . Расходы представляют собой общественно необходимые затраты труда, обеспечивающие выполнение торговлей своих функций и задач. Расходы учитываются на всех стадиях ценообразования, начиная от производства, когда в себестоимость продукции включаются расходы по сбыту, и заканчивая розничной продажей, когда в розничной цене отражаются расходы оптовой и розничной торговли. Расходы характеризуются суммой и уровнем. Их уровень в розничной торговле определяется в процентах к розничному товарообороту, в оптовой — в процентах к оптовому товарообороту с участием в расчетах, в общественном питании,— в процентах к валовому товарообороту общественного питания. Уровень расходов — важный качественный показатель торговой деятельности. По этому показателю судят, с одной стороны, о величине расходов в расчете на 1 р. (1000 р.) товарооборота, с другой — о доле торговых расходов в розничной цене, об эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Расходы условно подразделяются на две группы: чистые и дополнительные. Чистые расходы — это расходы по . Дополнительные расходы . Доля чистых расходов в оптовой торговле (по данным экспертов) составляет %, в розничной торговле продовольственными товарами — до , в розничной торговле непродовольственными товарами — около %. Соотношение между чистыми и дополнительными расходами не является постоянным. С развитием производства, увеличением доли фасованных товаров, улучшением транспортных связей, приближением промышленных предприятий к потребителю, совершенствованием материально-технической базы торговли, повышением качества торгового обслуживания, сокращением непроизводительных расходов доля дополнительных расходов в торговле будет падать. Наряду с показателем расходов в экономике используется показатель расходов потребления. Эти величины связаны между собой. Расходы потребления представляют собой расходы на поиск товара, его покупку, доставку домой, подготовку к потреблению. Расходы потребления составляют примерно 50% всех расходов сферы обращения и более чем в 1,5 раза превышают величину текущих расходов торговли. Чем полнее будет ассортимент в торговле, лучше подготовлен товар к продаже и потреблению, выше качество обслуживания, тем выше будут расходы и ниже издержки потребления. Расходы непосредственно связаны с функционированием основного и оборотного капитала. Материальные расходы, расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды — расходы собственного оборотного капитала; амортизация — собственного основного капитала; прочие расходы — собственного и заемного оборотного капитала, заемного основного капитала. Все издержки можно разделить на две группы: явные и неявные. Явные расходы — это Неявные расходы — Совокупная сумма явных (бухгалтерских) и неявных расходов представляет собой экономические издержки : (1.1.) где ЭИ — экономические издержки; БИ — бухгалтерские издержки (явные), отнесенные на соответствующие статьи расходов; ЯИП — явные издержки, оплачиваемые за счет чистой прибыли предприятия; НИ — неявные издержки. На предприятии часто возникает вопрос, насколько может оправдать себя расширение или сокращение производства и реализации. На него можно ответить, проведя анализ предельных расходов. Для этого рассчитывается величина расходов прирост (расширения) экономической деятельности и соответственно расходов при ее сворачиваемости, т. е. собственно предельных расходов. Под собственно предельными расходами понимается изменение величины валовых расходов, происшедшее в результате изменения величины производства и реализации на одну единицу. В случае невозможности рассчитать собственно предельные издержки целесообразно в этих же целях определить усредненные предельные издержки. Предельные расходы — средняя величина расходов прироста или сокращения на единицу продукции, возникающих в результате изменения объемов производства и реализации более чем на одну единицу. В рыночной экономике экономические расходы являются альтернативными расходами, т. е. у предприятия всегда возникает потребность и возможность в выборе того или иного вида расходов, того или иного или иного направления использования ресурсов, вида предпринимательской деятельности. В связи с этим издержки целесообразно рассматривать и под другим углом зрения — как расходы утраченных возможностей. Основными факторами, определяющими сумму и уровень расходов, являются: внешние и внутренние. К внешним можно отнести: Внутренние факторы по характеру действия подразделяются на две группы прямого и косвенного воздействия как на издержкоемкость товара, так и на уровень расходов, связанных с функционированием торгового предприятия в целом. Издержкоемкость товара зависит от вида, потребительских свойств качества товара, уровня его конкурентоспособности, подготовленности к реализации, применяемых методов продажи, трудоемкости, жизненного цикла, ресурсообеспеченности, эффективности использования товарных ресурсов, товарооборачиваемости и др. (непосредственное воздействие). Совокупные расходы предприятия складываются из издержкоемкости реализации самого товара и общих расходов, которые несет предприятие по организации торгового процесса и функционированию предприятия. К факторам прямого воздействия относятся: Для более глубокого познания сущности расходов и обеспечения возможности управления ими разработана система классификации расходов, т. е. их группировка по какому-либо предварительно разработанному или принятому признаку. Классификация позволяет непрерывно контролировать и анализировать расходы на продажу по их разновидностям, следить за их динамикой, выявлять изменения, тенденции с целью дальнейшего управления ими. Единая классификация расходов дает возможность сопоставлять их не только с расходами внутри торгового предприятия, но и с расходами по другим магазинам. Можно тем самым сравнить качество управления в разных магазинах и в разных отделах. В управленческом учете в развитых странах используются следующие варианты классификации расходов: В зарубежной практике, в частности в розничной торговле США, применяют два вида классификаций: естественную и функциональную. В основу естественной классификации положена сущность расходов независимо от того, для осуществления какой функции были произведены эти расходы. Функциональная классификация построена по принципу отнесения расходов на конкретные задачи, решаемые торговым предприятием. Классификация по отраслям хозяйственной деятельности предусматривает учет и планирование расходов по розничной торговле; оптовой торговле; общественному (массовому) питанию; по завозу, длительному хранению и оптовой реализации картофеля, овощей, фруктов (в рублях на тонну продукции); издержки по заготовке сельскохозяйственной продукции (по растениеводству в рублях, на тонну заготовленной продукции; по животноводству — в процентах к закупочной стоимости; в потребительской кооперации — в процентах к объему заготовленной продукции). Потоварная классификация связана с различиями в уровнях расходов, вызванными неодинаковой издержкоемкостью товаров. В основе потоварной классификации лежит сумма расходов, приходящаяся на рубль (100 или 1000 р.) товарооборота. Структура расходов находится в тесной зависимости от объемов деятельности, ассортиментной структуры товарооборота, финансового положения предприятия, его месторасположения, формы собственности, доли арендованных основных фондов, эффективности их использования, взаимоотношений с контрагентами, уровня государственного регулирования, состояния экономики страны в целом, численности торговых работников, форм оплаты их труда и других факторов. Тенденция роста расходов, зафиксированная в последние годы, особенно в сопоставимом виде, сохранится, что обусловлено переходным периодом, неликвидированностью расходовного принципа ведения хозяйства и ориентацией торгового обслуживания на мировые достижения по уровню расходов. Как известно, уровень расходов за рубежом выше, и это обусловлено более высоким качеством обслуживания, спецификой расходов. Рост расходов в зарубежной практике, связанный с конкуренцией, имеет свои пределы, после чего происходит его стабилизация и снижение. Предложенные выше принципы классификации расходов ориентированы в основном на задачу их учета и планирования. Рассмотрение расходов с точки зрения управления ими требует расширения классификационных группировок с целью максимального использования тех или иных характеристик расходов для реализации функциональных задач торговли. В соответствии с классификационным признаком — по способу отнесения на себестоимость издержки делятся на прямые (контролируемые), непосредственно связанные с практической деятельностью того или иного отдела, магазина, и на косвенные, которые производятся всем магазином в целом или группой магазинов. К косвенным (неконтролируемым) расходовам относятся: заработная плата административно-управленческого персонала всего магазина; расходы по содержанию общемагазинных служб (вычислительного центра, бухгалтерии и других отделов). Косвенные издержки рассматриваются как неизбежные, ибо их нельзя упразднить без ликвидации какой-либо функции или подразделения. Косвенные расходы должны распределяться на все секции и отделы магазина. Существует несколько методов распределения косвенных расходов и расходов между товарными отделами (секциями), службами, функциями и прочими центрами расходов: пропорционально обороту отделов; пропорционально торговой площади, занимаемой отделами (натуральной или взвешенной), т. е. с учетом этажности, места расположения в зале, близости к эскалаторам, лифтам, главным торговым проходам и пр. При распределении расходов и расходов в торговых фирмах, имеющих в своем составе несколько магазинов, применяют следующие способы: а) на магазины-филиалы относят только прямые расходы; б) на магазины-филиалы относят прямые расходы плюс некоторую долю косвенных расходов; в) на магазины-филиалы относят прямые издержки плюс накладные расходы, исчисленные в процентах к обороту; г) прямые расходы плюс накладные расходы, исчисленные в зависимости от фактической рабочей нагрузки. При этом все магазины, входящие в состав торговой фирмы, считаются равноправными и не подразделяются на головные и филиалы. Поэтому каждый магазин должен обеспечить соответствующую прибыль или в крайнем случае, если это допускает администрация головной фирмы, покрытие своих расходов. Для оценки деятельности подразделений торгового предприятия и оценки качества управления расходами применяют два критерия: по уровню прямых расходов, расходов, произведенных данным отделом (в зарубежной практике это промежуточная прибыль); по уровню косвенных расходов, расходов, отнесенных на данный отдел (чистая прибыль). И первый и второй критерии не являются достоверными, так как часто случается, что при оценке по второму критерию отдел может оказаться убыточным, а по первому — прибыльным. Эта ситуация возможна, когда отдел дает прибыль, но общемагазинные расходы велики. Увеличение прибыли в целом по магазину возможно в результате уменьшения общемагазинных расходов. Общее правило в данном случае таково: отдел нельзя закрыть по причине его убыточности до тех пор, пока он покрывает свои прямые расходы, если нет другого, более прибыльного решения. Исходя из вышеизложенного, целесообразно в качестве критерия эффективности работы торгового отдела (секции) использовать параллельно оба критерия. Сравнивая системы классификаций расходов, применяемые в отечественном и зарубежном учете, можно выделить общие моменты и различия. К общим относятся группировки расходов по экономическим элементам, статьям калькуляции, по отношению к торгово-технологическому процессу. Отличительными чертами являются некоторая упрощенность и условность классификации, принятой за рубежом, отсутствие единой классификации всех расходов во всех отраслях деятельности. В отечественной экономике недостаточно используется для управления расходами их деление на постоянные и переменные. Практическая ценность деления расходов на переменные и постоянные состоит в следующем; во-первых, такое деление способствует решению задачи регулирования массы и прироста прибыли на основе относительного снижения расходов при росте выручки от реализации, во-вторых, такая классификация позволяет определить окупаемость расходов, т. е. «запас финансовой прочности» предприятия, в-третьих, выделение постоянных расходов дает возможность использовать метод маржинальной прибыли (валовой доход минус переменные расходы) для определения размера торговой надбавки. Суммарные расходы независимо от того, относятся они на себестоимость или финансовые результаты, можно разделить на три основные категории: переменные, постоянные и смешанные расходы. Различия между постоянными и переменными расходами показаны на рис. 1.1. Рис. 1.1. Различия между постоянными и переменными расходами В зависимости от процентного соотношения изменения расходов и изменения объема продаж переменные издержки делятся на пропорциональные, дегрессивные (регрессивные), прогрессивные. Под пропорциональными переменными расходами понимают Под дегрессивными переменными расходами понимают Под прогрессивными переменными расходами понимают Перегрузка мощностей может привести к увеличению потребности в ремонте оборудования. Такие ситуации и другие подобные ей приведут к прогрессивному изменению переменных расходов. Немецкий ученый К. Меллерович для описания соотношения процента изменения расходов и процента изменения объема деятельности и загрузки мощностей ввел понятие коэффициента реагирования расходов или загрузки : (1.2.) Состав переменных расходов может быть различным для разных предприятий и видов деятельности, но общим критерием отнесения расходов к переменным является зависимость от объема продаж. Постоянные (непропорциональные, или фиксированные) расходы не находятся в прямой зависимости от динамики реализации. К ним относятся: амортизационные отчисления, процент за пользование банковским кредитом, административно-управленческие расходы. Постоянные расходы не зависят от объемов реализации до тех пор, пока не потребуется их дальнейшее увеличение, а тем самым увеличение производственных мощностей, численности занятых, в том числе и аппарата управления. Вместе с тем с уменьшением объемов продажи, вызванным различными причинами и прежде всего падением покупательной способности потребителей, не легко, а иногда просто невозможно без ликвидации предприятия или продажи отдельных видов основных фондов снизить размер постоянных расходов. По-прежнему необходимо будет начислять амортизацию, выплачивать проценты по ранее полученным кредитам, платить заработную плату хотя бы в размере ее минимума. Под ежегодно возобновляемыми постоянными расходами понимают постоянные издержки, расходы по оплате которых фирма осуществляет каждый хозяйственный год (оплата труда, аренда помещений, страховка, отчисления в различные фонды). Другие составные части торгового потенциала используются предприятием в течение ряда лет, но оплачиваются одномоментно во время приобретения (амортизация основных фондов, ремонт оборудования и т. д.). Постоянные расходы можно также подразделить на две другие группы: остаточные и стартовые. К остаточным расходам относится та часть постоянных расходов, которую продолжает нести предприятие несмотря на то, что работает не на полную мощность и может быть остановлено. К стартовым расходам относится та часть постоянных расходов, которые возникают с возобновлением работы предприятия. Постоянные расходы по отношению ко всему объему (объему продаж) и к единице (шт., 1000 р.) реализации имеют разную линию поведения. Смешанные расходы состоят из постоянной и переменной частей. Это почтовые и телеграфные расходы, расходы на текущий ремонт и т. п. Выделение смешанных расходов целесообразно, если необходимо обеспечить точность выделения переменной и постоянной «доли» в смешанных расходов и причислять эти «доли» к постоянным и переменным расходам соответственно. Если относительный рост расходов меньше, чем относительное увеличение объема, то мы имеем дело с депрессивным поведением совокупных расходов. Коэффициент реагирования при этом изменяется от 0 до 1 и непропорционально. Прогрессивными считаются расходы в том случае, если увеличение расходов больше, чем объем реализации. Коэфициент реагирования равен 1 . Деление расходов на переменные и постоянные условно. Существует большое количество расходов: транспортные расходы, расходы на содержание зданий, помещений, инвентаря и др., которые имеют определяющее значение для принятия решения об увеличении или снижении объема деятельности. Другие же расходы (прочие отчисления и расходы на ремонт основных средств и т. п. расходы) не влияют на подобные решения, т. е. не имеют решающего значения. Но даже не все переменные расходы ведут себя одинаково. Часть расходов в определенной ситуации может перейти из разряда переменных в постоянные. Это зависит от длительности периода, рассматриваемого для принятия решения, и от делимости факторов, обусловливающих данный вид деятельности. В долгосрочном плане все расходы переменные. В краткосрочном плане все издержки постоянные. Характер расходов (постоянный или переменный) зависит от соответствующей хозяйственной ситуации, в которой принимаются решения. Даже если предприятие не работает, ему приходится нести определенные расходы (выплата процентов за пользование банковским кредитом и т. п.). Но эти расходы сразу же становятся переменными, если принимается решение о продаже предприятия. При принятии решения о закрытии предприятия или о достижении определенных объемов реализации все расходы становятся переменными. Недостаточная делимость факторов, обусловливающих данный процесс деятельности, приводит к тому, что многие расходы появляются не постепенно с увеличением объемов и полной загрузкой мощностей, а скачкообразно (покупка холодильного, кассового оборудования и т. п.). Эти расходы в основном постоянны для определенного интервала времени, с покупкой вышеназванного оборудования они резко возрастают, а потом снова остаются неизменными. Чем длиннее интервал наблюдения, тем яснее проявляется переменный характер таких расходов, чем короче — тем сильнее их постоянный характер. Расходы могут быть полезными и безполезными (холостыми). Например, для современной отечественной торговли характерны простои оборудования, содержание излишней численности продавцов при падающей производительности труда. Особую практическую значимость приобретает деление расходов на полезные и «бесполезные» в том случае, если можно вычленить лишние расходы (например, оборудование) с тем, чтобы отказаться от них. С реализацией излишнего оборудования и ликвидацией других основных фондов будут уменьшены постоянные расходы на величину расходов данного элемента. Все вышеизложенное свидетельствует об условном делении расходов на постоянные и переменные. В бухгалтерском учете расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (имущества, денежных средств) или возникновения обязательств, уменьшающих капитал организации, за исключением уменьшения вкладов в уставный капитал собственников имущества по их решению. Согласно ПБУ 10/99 не признается расходами организации выбытие активов, связанное с: Расходы также классифицируются на четыре группы: ПБУ 10/99 обозначены правила для признания расходов в отчете о прибылях и убытках: • первое правило требует соответствия расходов полученным доходам или увязки между произведенными расходами и поступлениями; • второе правило устанавливает необходимость обоснованного распределения расходов между отчетными периодами, когда расходы обусловливают получение доходов в течение отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть четко определена или определяется косвенным путем; • третье правило — подлежат признанию независимо от предыдущих правил расходы, признанные в отчетном периоде, когда по ним можно определенно утверждать о неполучении экономических выгод (доходов) или поступлении активов. Знание о составляющих элементах расходов организации, порядке отнесения расходов на соответствующие статьи бухгалтерского учета позволят: качественно оценить характер их возникновения и содержание; осуществлять контроль за их движением и состоянием; выявлять факторы, оказавшие влияние на увеличение (снижение) расходов. Таблица 1.1. Расходы организации (кроме как от основных видов деятельности) в соответствии с ПБУ 10/99 № п/п Расходы 1 2 1. Операционные 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 2. Внереализационные 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.7 Продолжение табл. 1.1. 1 2 Чрезвычайные 3.1 • В целях налогового учета расходы подразделяются на материальные расходы; расходы на оплату труда; суммы начисленной амортизации; прочие расходы. 1.2. Значение, задачи и информационное обеспечение анализа расходов Серьёзной проблемой расходов является необходимость их снижения, что тесно связано с решением вопросов повышения эффективности работы и улучшения качества обслуживания покупателей. Поэтому анализ расходов должен быть направлен на выявление возможностей повышения эффективности работы торговых предприятий за счёт более рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Задачами полного анализа расходов является определение: Характер этих задач свидетельствует о большой практической значимости анализа расходов в хозяйственной деятельности предприятия. Для глубокого анализа расходов большое значение имеют подбор и подготовка информации, основными источниками которой являются: бизнес-план; бухгалтерская отчётность и данные системного бухгалтерского учёта, статистические сведения, первичные документы; материалы аудиторских проверок, инвентаризаций, внеучетных источников, личных наблюдений, индексы цен на товары, тарифы и ставки за услуги. Анализ расходов должен проводиться по сопоставимым данным, поэтому необходимо знать методы приведения отчётных данных об издержках обращения в сопоставимый с предшествующими периодами вид (индексный метод пересчёта расходов). На исследуемом предприятии товарооборот за I полугодие 2003г. (Pj) составил 6479844 руб. цены за этот период выросли на 5,7%, следовательно, индекс цен равен 1,057 (Jp). Разделив фактический товарооборот отчётного периода (Р1) на индекс цен (Jp), получим сопоставимый его размер (6479844 / 1,057), в объёме 6130410,6 руб. Сумма расходов в сопоставимом виде равна 1179038,78 руб. (1246244 / 1,057) Такая же сопоставимость в связи с изменением цен, тарифов, ставок на услуги должна быть обеспечена и по расходами. При приведении расходов в отчётном периоде в сопоставимый вид в сравнении с предшествующими периодами должны быть учтены реорганизационные процессы (укрупнение и разукрупнение), изменение масштабов деятельности. Необходима также проверка соответствия состава расходов по Положению о составе расходов, включаемых в себестоимость продукции (работ, у слуг), и Методическим рекомендациям по бухгалтерскому учёту расходов, включаемых в расходы и производствами финансовых результатов на предприятиях потребительской кооперации. Основными показателями расходов являются их сумма и уровень. Уровень расходов представляет отношение их суммы к объему продаж, выраженное в процентах. Уровень расходов - один из важнейших качественных показателей торговых предприятий, показывающий, какую долю в процентах занимают расходы в продажной стоимости товаров, а также возможности торговли в условиях рыночных отношений для снижения расходов при повышении качества торгового обслуживания населения. Полную работу, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru 2. Учет и анализ расходов на примере ЗАО «Лонда» 2.1. Кратка характеристика ЗАО «Лонда» Объектом исследования является ЗАО «Лонда», которое расположено по адресу г. Нск, ул. Дунайская 16 скл. №5. ЗАО «Лонда» существует с 31 марта 1992 г. Руководителем организации является Каландаров Расул Якубович. ЗАО «Лонда», по меркам новейшей российской истории, относится к категории фирм-«долгожителей». В марте 2003 г. компании исполнилось десять лет. ЗАО «Лонда» работает на рынке пива г. Нска, области и соседних регионов. Ассортимент насчитывает около 100 наименований продукции ведущих российских производителей. Среди них, такие известные марки, как: Сибирская корона, Баг-Бир, Клинское, Толстяк, Старый Мельник, Бочкарев, Балтика, Очаково, ВИНАП, ОША. Клиентская база компании имеет в активе более 200 постоянных оптовых покупателей. Высшим органом управления ЗАО «Лонда» является собрание участников. В его компетенции вопросы определения главных направлений предпринимательской деятельности, рассмотрение и утверждение смет, отчетов и балансов, избрание и отзыв исполнительного органа и ревизионной комиссии, определение условий оплаты труда должностных лиц, распределения прибыли и определение порядка покрытия убытков и др. Исполнительным органом ЗАО «Лонда» является директор. Он решает вопросы по разработке, реализации и достижению поставленных перед организацией и его руководящим составом целей, политики организации, а также по организации и руководству текущей деятельности фирмы, распоряжению имуществом, найму и увольнению персонала. В 2003 году средне - списочная численность работников ЗАО «Лонда» составила 30 человек. В ЗАО «Лонда» собственниками имущества фирмы являются генеральный директор и главный бухгалтер. Остальные работники являются наемными. Основным видом деятельности ЗАО «Лонда» является оптовая и розничная торговля. (рис. 2.1.). Рис. 2.1. Объем продаж ЗАО «Лонда» розничной и оптовой формы торговли в I полугодии 2002-2003 г., руб. Как видно из рисунка 2.1. доля розничных продаж в общем товарообороте заметно возросла. Общий товарооборот ЗАО «Лонда» в I полугодии 2003г. по сравнению с I полугодием 2002г. возрос на 3787133 руб. или 240% (6479844/ 2692711)*100. Однако, по данным отчета о прибылях и убытках ЗАО «Лонда», чистая прибыль в отчетном году, снизилась на 133842 руб. и составила 227206 руб. 2.2. Бухгалтерский учет расходов по обычным видам деятельности Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг. Расходами по обычным видам деятельности считается также возмещение стоимости основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, осуществляемых в виде амортизационных отчислений. Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности (с учетом положений пункта 3 ПБУ 10/99). Если оплата покрывает лишь часть признаваемых расходов, то расходы, принимаемые к бухгалтерскому учету, определяются как сумма оплаты и кредиторской задолженности (в части, не покрытой оплатой). Величина оплаты и (или) кредиторской задолженности определяется исходя из цены и условий, установленных договором между организацией и поставщиком (подрядчиком) или иным контрагентом. Если цена не предусмотрена в договоре и не может быть установлена исходя из условий договора, то для определения величины оплаты или кредиторской задолженности принимается цена, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет расходы в отношении аналогичных материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг либо предоставления во временное пользование (временное владение и пользование) аналогичных активов. При оплате приобретаемых материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки и рассрочки платежа, расходы принимаются к бухгалтерскому учету в полной сумме кредиторской задолженности. Величина оплаты и (или) кредиторской задолженности по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами, определяется стоимостью товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей). При невозможности установить стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией, величина оплаты и (или) кредиторской задолженности по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами, определяется стоимостью продукции (товаров), полученной организацией. Стоимость продукции (товаров), полученной организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретается аналогичная продукция (товары). В случае изменения обязательства по договору первоначальная величина оплаты и (или) кредиторской задолженности корректируется исходя из стоимости актива, подлежащего выбытию. Стоимость актива, подлежащего выбытию, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов. Величина оплаты и (или) кредиторской задолженности определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок). Величина оплаты определяется (уменьшается или увеличивается) с учетом суммовых разниц, возникающих в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах), исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия к бухгалтерскому учету соответствующей кредиторской задолженности, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату признания расхода в бухгалтерском учете. Расходы по обычным видам деятельности формируют: • расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов; • расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.). При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам: • материальные затраты; • затраты на оплату труда; • отчисления на социальные нужды; • амортизация; • прочие затраты. Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно. Основанием для установления перечня счетов для бухгалтерского учета расходов по элементам служит ПБУ-10/99 "Расходы организации", в п. 8 которого записано: "При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты. Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно". Нормы бухгалтерского учета определяют обязательный перечень элементов, в разрезе которых должны группироваться в учете расходов по обычным видам деятельности. В отличие от этого учет по статьям признается делом самой организации. Перечень статей каждая организация устанавливает для своих целей самостоятельно. Источниками информации для анализа расходов служат оперативные данные бухгалтерского учета (счет 44 «Расходы на продажу»), статистическая отчетность (Форма №2, строка 030), материалы документальных ревизий, инвентаризаций, проверок, докладные записки, результаты наблюдений. В ЗАО «Лонда» расходы учитывают на счете 44 "Расходы на продажу". Счет 44 "Расходы на продажу" предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг. На счете 44 "Расходы на продажу" отражены следующие расходы (расходы) : • на перевозку товаров; • на оплату труда; • на аренду; • на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря; • по хранению и подработке товаров; • на рекламу; • на представительские расходы; • другие аналогичные по назначению расходы. Расходы на продажу, как общие расходы отчетного периода, списываются на счет 90 "Продажи". На счете 44 "Расходы на продажу" может оставаться сальдо, характеризующее распределение между отчетными периодами: а) расходов на упаковку и транспортировку готовой продукции; б) расходов на транспортировку товаров; в) расходов по заготовке сельскохозяйственного сырья, скота и птицы, если того требуют нормативные акты по методике бухгалтерского учета. На дебете счета 44 накапливаются суммы произведенных организацией расходов, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг. Эти суммы списываются полностью или частично в дебет счета 90 "Продажи". При частичном списании подлежат распределению: • в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, - расходы на упаковку и транспортировку (между отдельными видами отгруженной продукции - ежемесячно в зависимости от их веса, объема, производственной себестоимости или других соответствующих показателей); • в организациях, осуществляющих торговую и иную посредническую деятельность, - расходы на транспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца); • в организациях, заготавливающих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, - расходы по заготовке сельскохозяйственного сырья (в дебет счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей") и (или) расходы по заготовке скота и птицы (в дебет счета 11 "Животные на выращивании и откорме"). Все остальные расходы, связанные с продажей продукции (товаров, работ, услуг), ежемесячно относят на себестоимость проданной продукции (товаров, работ, услуг). Аналитический учет на счете 44 "Расходы на продажу" ведется по видам и статьям расходов. Новым в характеристике счета 44 "Расходы на продажу" является указание, что на нем обобщаются расходы, связанные с продажей не только продукции и товаров, но работ, услуг. В п.9 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденном приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н, сказано, что коммерческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных товаров полностью в отчетном году их признания. Это означает, что торговые организации при формировании учетной политики имеют право самостоятельно решать вопрос о том, составлять или нет расчет расходов на остаток товаров. Для организаций, составляющих данный расчет, введено новшество, согласно которому следует принимать во внимание только расходы на транспортировку. Об этом впервые было сказано в п.27 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных приказом Минфина России от 28.06.2000 N 60н. Об этом же говорится в пояснениях к счету 44 "Расходы на продажу" инструкции по применению нового Плана счетов. Методические рекомендации по бухгалтерскому учету расходов, включаемых в расходы, производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденные Роскомторгом 20.04.95 N 1-550/32-2, предусматривали распределение между проданными товарами и остатком товаров не только транспортных расходов, но и расходов по оплате процентов за банковский кредит. Как видно, одним из нововведений в области учета товаров в торговых организациях является включение ряда расходов в стоимость приобретения вместо включения в состав расходов. Тем самым в экономике торговли возвращаются к расходовным методам, ибо размер торговой наценки зависит от размера стоимости закупленного товара. Известно, что торговую наценку обычно устанавливают в процентах от покупной стоимости (в настоящее время от стоимости приобретения) определенного вида (однородной группы) товара. 2.3. Структура и динамика анализа расходов Анализ расходов ЗАО «Лонда» проводился в сопоставлении фактических данных I полугодия 2003г., с данными предыдущего периода. Показателями анализа расходов здесь выступают: • Абсолютное отклонение расходов (экономия или перерасход), размер снижения (повышения) их уровня; • Темп изменения (снижения или повышения) уровня (относительное отклонение (в процентах к товарообороту) по уровню и сумме (относительная сумма экономии или перерасхода); • Темп изменения. Абсолютное отклонение (экономия или перерасход) определяется как разница между фактической (ИO1) и предыдущей (ИО0) суммой расходов (или в динамике). Недостаток данного показателя: невозможность объективной оценки динамики расходов без увязки с объёмом товарооборота. Размер снижения или повышения уровня расходов определяется как разница между фактическим и прошлым уровнем (отклонение по уровню расходов; У1 - У0). Он показывает, на сколько процентов к товарообороту фактический уровень расходов выше или ниже фактического уровня предшествующих периодов. В ЗАО «Лонда» фактический уровень расходов в I полугодии 2003 года составил (1246244*100)/ 6479844 = 19,23% к товарообороту, а уровень 2002 года (302029*100) / 2692711 = 11,21 %. Следовательно, размер повышения равен 8,02 % = 19,23-11,21 (+ДУ=У1-Уо). Относительная экономия (перерасход) расходов в сумме исчисляется путём умножения фактической величины товарооборота Р1 организации на размер изменения уровня расходов и деления на 100. (2.1.) Такой же результат можно получить с помощью другого метода расчёта: как разность между фактическими и пересчитанными расходами. Пересчитанную сумму расходов определяют умножением предыдущего уровня расходов на фактический товарооборот. Используем данные предыдущего расчёта. Фактическая сумма (Сф) расходов составит: руб. Темп изменения (снижения или повышения) или интенсивность изменения (Тизм) уровня расходов исчисляется как отношение размера изменения (снижения или повышения) уровня расходов (??У) к базисному уровню (У0), выраженное в процентах: Темп изменения показывает, что уровень расходов по отношению к 2002г., повысился на 71,54%. Для оценки расходов может применяться и показатель затратоотдачи, исчисляемый как отношение товарооборота к сумме расходов. В ЗАО «Лонда» он составил: Таким образом, фактическая затратоотдача в I полугодии 2003 году в действующих ценах снизилась по сравнению с 2002 годом на 3,7 руб. (5,2 –8,9), или на 41,57% ((3,7/ 8,9)x100). Величина затратоотдача увеличивается при повышении цен на товары. Влияние данного фактора на затратоотдача определяется как разница между ее величиной при фактическом товарообороте в действующих ценах и в сопоставимых ценах. Важным направлением анализа расходов является их изучение в динамике. Сложившиеся тенденции в изменении уровня расходов, их темпы роста используются не только для определения характера изменения, но и для целей прогнозирования. Прогноз расходов возможен либо по темпам роста, либо прироста. Для изучения изменений расходов в динамике (трендовый анализ) фактические данные за анализируемый период сопоставляются не только с данными за ряд предшествующих периодов (год, квартал или месяц), но также с расходами других однотипных организаций (сравнительный анализ) для изучения и обобщения прогрессивного опыта по рациональному использованию экономического потенциала. При этом обязательно должны соблюдаться условия проведения сравнительного анализа. С целью выявления резервов сокращения расходов актуален оперативный их анализ: по месяцам квартала, 7-10 - дневкам внутри месяцев, что возможно на основе данных аналитического бухгалтерского учёта и первичных документов (товарно-транспортных накладных, расчётно-платёжных ведомостей на оплату труда, выписок банка и др.) и широкого использования ЭВМ. Результаты оперативного анализа максимально приближены во времени к совершению расходов и должны постоянно использоваться в управлении организацией и для целей краткосрочного прогноза. В практической деятельности торговых организаций имеет место неравномерное отнесение произведённых расходов во времени, что приводит к искусственному снижению уровня расходов в одни периоды и повышению его в другие. При анализе необходимо это выяснить и устранить. К наиболее эффективным видам анализа расходов с целью выявления резервов экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов относится функционально-стоимостный анализ (ФСА). ФСА базируется на присущей только ему основе, на только ему свойственных принципах, к которым, в первую очередь, относится творческое, инновационное мышление. ФСА - это метод одновременного и взаимосвязанного исследования функций объекта и стоимости этих функций (расходов живого и овеществлённого труда на создание и действие функций). Основная цель ФСА - изыскание оптимального соотношения между потребительной стоимостью объекта (товара) и расходовами на него. Эта цель достигается решением следующих задач: • потребительная стоимость объекта повышается, а расходы на него сокращаются; • потребительная стоимость объекта повышается, а расходы на него не изменяются; • потребительная стоимость объекта повышается быстрее, чем расходы на него; • потребительная стоимость объекта не изменяется, а расходы на него сокращаются; • потребительная стоимость объекта снижается медленнее (не ниже главной функции), чем расходы на него. Решение названных задач основывается на следующих основных принципах ФСА: 3. Функциональный подход. 2. Соединение функционального и экономического подхода, что позволяет решить одновременно на первый взгляд две взаимоисключающие задачи – повышение качества (торгового обслуживания) и снижение расходов. 3. Своевременная минимизация будущих расходов. Главное внимание при ФСА уделяется не прошлым расходов, которые уже совершились, а будущим, которые – следует минимизировать. Расчётная экономическая эффективность, если целью ФСА было снижение текущих расходов при сохранении качества торгового обслуживания, определяется по следующей формуле: (2.2.) где Кфса - коэффициент снижения текущих расходов (экономическая эффективность ФСА); Ср - реально сложившиеся совокупные расходы; Сф.н. - минимально возможные расходы, соответствующие спрогнозированному объекту (явлению, процессу). Понятно, что показатели экономичности реализации новых товаров, внедрение прогрессивных форм торговли и обслуживания покупателей, нового оборудования дополняются такими характеристиками, как производительность, безопасность, надёжность, безвредность, эстетичность и т.д. В целях углубления анализа расходов необходимо изучение их состава и структуры. Для конкретизации анализа и выяснения, за счёт каких статей произошло отклонение, следует сравнить фактические издержки по статьям с предшествующим периодом, рассчитать абсолютное и относительное отклонение, динамику и структуру расходов. При этом оценка динамики по статьям расходов, сумма которых находится в прямой зависимости от изменения объёма товарооборота (условно-переменные расходы) даётся по их уровню. Статьи расходов, сумма которых не находится в пропорциальной зависимости от степени выполнения и динамики товарооборота (условно-постоянные расходы), изучают по абсолютным данным. Такой постатейный анализ расходов дает возможность изучить статьи расходов, имеющие высокую долю в торговых издержках, (либо по ним допущен перерасход, либо произошло резкое их увеличение). В этом случае необходимо установить причины значительных изменений, выявить имеющиеся резервы снижения расходов и разработать мероприятия по их реализации. Структура расходов представлена в табл. 2.1. Из таблицы 2.1. видно, что общий объем расходов в I полугодии 2003г., возрос на 944215 рублей или на 412,62 % ((1246244/302029)*100). Наибольший рост среди условно – постоянных расходов составила: аренда помещения - 268012,04 руб. и реклама – 177430,17руб. Ремонт помещения потребовал на 107423,32 руб., больше, чем в I полугодии 2002г. Среди условно – переменных расходов наибольший рост составила заработная плата персонала 188271,08 руб., что приводит к решению о необходимости пересмотра системы заработной платы. Таблица 2.1. Расходы ЗАО «Лонда» за I полугодие 2002 – 2003г. Коммерческие расходы 2002г. 2003г. Отклонения, руб. Прирост, % Сумма, руб. Уд. вес, % Сумма, руб. Уд. вес, % Условно – постоянные издержки 1 2 3 4 5 6 7 Итого постоянные расходы Продолжение табл. 2.1. 1 2 3 4 5 6 7 Условно – переменные издержки 2.4. Факторный анализ расходов С переходом к рыночным отношениям расходы торговых организаций систематически растут, что вызвано влиянием на их размер различных факторов, как зависящих, так и не зависящих от деятельности самих организаций торговли (субъективного и объективного характера). В связи с тем, что сами факторы действуют не изолированно друг от друга, а тесно переплетены и взаимосвязаны между собой, действие одного фактора может повлечь за собой влияние ещё нескольких. Например, отдалённость торговых организаций от поставщиков вызывает необходимость в большем размере товарных запасов, что замедляет оборачиваемость товаров, а это, в свою очередь, влечёт за собой увеличение транспортных расходов, расходов по хранению, потерям и т.д. Или другой пример: механизация и автоматизация трудоёмких процессов в торговле приводят к повышению производительности труда, увеличению товарооборота, следовательно, к снижению уровня расходов на оплату труда и расходов в целом, но в то же время увеличиваются расходы по амортизации основных средств. В связи с этим в процессе анализа для объективной оценки сложившегося уровня расходов, изменений в динамике и для целей прогнозирования необходим анализ влияния факторов на их величину. По своему характеру факторы можно подразделить на объективные и субъективные, снижающие и повышающие уровень расходов. К числу основных относятся: Рассмотрим методику анализа влияния основных, наиболее важных факторов на расходы. Одним из таких факторов является объём товарооборота. С ростом объёма товарооборота увеличивается сумма расходов, а уровень, как правило, уменьшается. Уменьшение объёма товарооборота хотя и сопровождается некоторым сокращением суммы расходов, однако их уровень повышается. Такое изменение обусловлено тем, что одни расходы с ростом объёма товарооборота повышаются почти пропорционально увеличению товарооборота, другие при этом остаются неизменными. Поэтому статьи расходов, которые изменяются, как уже говорилось принято называть условно-переменными, а остающиеся неизменными - условно-постоянными. Издержкоёмкость оборота снижается, если Ттр > Тиор, где Ттр - темпы роста товарооборота; Тиор- темпы роста расходов. Отметим некоторую условность деления статей расходов на переменные и постоянные расходы. Темпы роста переменных расходов обычно несколько отстают от темпов роста объёма товарооборота. Поэтому их уровень будет снижаться непропорционально росту товарооборота. С другой стороны, при увеличении товарооборота может происходить некоторый рост условно-постоянных расходов. Увеличение товарооборота может происходить не только за счёт более интенсивного использования действующей материально-технической базы торговых организаций, но и за счёт её расширения и развития. В связи с этим при анализе расходов следует применять поправочные коэффициенты зависимости отдельных статей и элементов расходов от изменения объёма товарооборота Алгоритм расчёта коэффициентов зависимости отдельных статей расходов от темпов изменения розничного товарооборота приводится в учебнике белорусского учёного Л.И. Кравченко и в учебнике Валевича Р.П. . Рассмотрим их: Для определения влияния изменений объёма товарооборота на общий уровень расходов по учебнику Кравченко Л.И., делается пересчет уровня условно-постоянных расходов., для чего их сумма в прошлом периоде делится на фактический товарооборот и полученный результат выражается в процентах: (2.3.) где Уу.пост.- пересчитанный уровень условно-постоянных расходов.; И 2002.у.пост.- сумма условно-постоянных расходов в 2002г. ; P1 - фактический товарооборот в 2003г. Разница между пересчитанным уровнем расходов и уровнем расходов в 2002г., покажет размер влияния изменения объёма товарооборота на уровень расходов: (2.4.) где ?У - размер изменения уровня расходов; Упост.2002 - уровень условно - постоянных расходов в 2002г. Для расчёта влияния изменения объёма товарооборота на сумму расходов необходим пересчёт суммы переменных расходов прошлого периода, на фактический товарооборот. Для этого фактический товарооборот умножается на уровень переменных статей расходов в 2002году и делится на 100: (2.5.) где И/пер. -сумма переменных расходов скоректированная на фактический товарооборот; Упер.2002г. - уровень переменных расходов в 2002г. Разница между пересчитанной и предшествующей суммой покажет влияние изменения объёма товарооборота на сумму расходов: (2.6.) где ?И - размер влияния изменения объёма товарооборота на сумму расходов. Таблица 2.2. Расчёт влияния объёма товарооборота на расходы ЗАО «Лонда» в I полугодии 2003г. Расходы I полугодие 2002г. I полугодие 2003г. Отклонение (+, -), по сравнению с предыдущим периодом В пересчёте на фактический товарооборот сумма, руб. уровень, % сумма, руб. уровень ,% сумма, руб. уровень, % сумма, руб. уровень, % 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Методика расчета влияния объема товарооборота на расходы, предложенная Валевичем Р.П., совпадает с методикой Кравченко Л.И. По данным таблицы 2.2. произведем факторный анализ: 1. Расчет пересчитанной суммы условно – переменных расходов в 2003г. . 2. Пересчитанный уровень условно – постоянных расходов в 2003г. 3. Изменение расходов за счет товарооборота: • Условно – переменные расходы: • Условно – постоянные расходы: 4. Отклонение расходов за счет других факторов: • По условно - переменным: • По условно - постоянным: 5. 6. Относительная экономия условно – переменных расходов: • По уровню: • По сумме: 7. Общая сумма относительной экономии расходов: 8. Темп изменения расходов: Оценка полученных результатов свидетельствует о низкой управляемости расходов (о недостатках в управлении расходами). За анализируемый период они возросли на 944215 руб., по уровню на 8,02 % к объему товарооборота. Темп изменения уровня расходов составил – 71,54 %. Следует отметить, что увеличение уровня расходов было связано с увеличением условно – переменных расходов (4,18%), вызванного влиянием прочих факторов (271206 руб.), в то время как за счет роста товарооборота они возросли на 140084,63 руб. Проведенный анализ показал, что у ЗАО «Лонда» имеются резервы снижения расходов за счет смягчения влияния прочих факторов. К примеру, руководству организации следует изыскать возможность снижения расходов на аренду помещения и снизить расходы на ремонт помещений, а так же провести реформу системы оплаты труда. Специальными экспериментальными расчётами установлена зависимость изменения уровня переменных расходов от роста объёма товарооборота на 1 % : Среди объективно действующих факторов в условиях перехода к рыночной экономике наиболее существенно влияние фактора цен и тарифов, что обусловлено переходом к свободному ценообразованию, инфляционными процессами, рыночными преобразованиями и, безусловно, падением эффективности общественного производства. Изменение цен и тарифов оказывает различное влияние почти на все материальные и приравненные к ним расходы. Для определения влияния названных факторов на расходы используются методы цепной подстановки и индексный. В процессе анализа возможно определить влияние и других факторов на уровень расходов: применяемых форм обслуживания, качества торговли, производительности и эффективности труда, фондоотдачи, дополнительных услуг и др. Однако влияние отдельных факторов на расходы, например качественных факторов и факторов макросреды, не всегда можно измерить количественно. Поэтому для оценки их влияния следует применять метод экспертных оценок, сравнений, аналогий, метод логики взаимосвязи. Наиболее простым методом расчёта взаимосвязи является статистический, в основе которого находится расчёт коэффициентов рангов, а также графический метод, метод группировок, экономико-математический и др. В условиях рыночной экономики важное значение имеют сопоставление и оценка уровня расходов своей организации по сравнению с уровнем расходов конкурентов. Для этого определяется индекс (Juo), исчисляемый как отношение уровня расходов данной организации к уровню расходов каждого из конкурентов : , (2.7.) где УИОП - уровень расходов организации; УИОК - уровень расходов соответствующего конкурента. Такой анализ можно проводить по каждому виду деятельности: маркетинг, закупка, реклама, сбыт товара и т.п. Анализ уровня расходов по сравнению с конкурирующими организациями, является основой исследования конкуренции. Важное значение имеет сравнительный анализ расходов организации в динамике, между аналогичными торговыми организациями и по статьям. Анализ вариации расходов во времени и пространстве проводится с использованием следующих показателей: • Среднего квадратичного отклонения (?), исчисляемого по формуле: (2.8.) где х - уровень расходов в отдельные годы исследуемого периода или по сравниваемым организациям; х1 - средний уровень расходов организации за анализируемый период или по группе сравниваемых организаций; n - число анализируемых лет или организаций; • Коэффициента вариации (?), определяемого по формуле: (2.9.) Вариационный анализ расходов позволяет установить причины колеблемости и выявить резервы возможного снижения расходов. Такими причинами могут быть: • стоимость расходов капитала и труда; • обоснованность и многовариантность принимаемых решений; • управленческие расходы и их эффективность; • эффект от маркетинговых мероприятий и др. Чтобы установить конкретные причины роста (снижения), перерасхода (экономии), выявить и использовать возможности и резервы снижения расходов, необходимо их изучение по отдельным статьям и видам расходов. 2.5. Маржинальный анализ расходов Анализ безубыточности предполагает комплексную взаимосвязанную оценку себестоимости (расходов), объёма деятельности и финансовых результатов. Как мы уже указывали в первой главе дипломной работы, расходы делятся по различным признакам, одним из которых является отношение к объёму деятельности. По отношению к объёму деятельности расходы делятся на условно-переменные и условно-постоянные. Переменные расходы изменяются пропорционально объёму товарооборота, а постоянные (периодические), как правило, остаются стабильными при изменении объёма товарооборота. Выручка от реализации за вычетом себестоимости в объёме произведённых переменных расходов составляет маржинальный доход, являющийся важным параметром в оценке управленческих решений (для предприятий торговли выручка от реализации за минусом покупной стоимости товаров). Деление расходов на переменные и постоянные позволяет: 1) ввести упрощённую форму учета себестоимости (расходов); 2) прогнозировать прибыль; 3)на основе заданного размера прибыли рассчитывать необходимый объём реализации (товарооборота) и соответствующий уровень расходов (расходов); 4) определить целесообразность реализации отдельных видов товаров. Одним из основных практических результатов использования классификации расходов (расходов) предприятия по принципу зависимости от объёма товарооборота является возможность прогнозирования прибыли исходя из предполагаемого состояния расходов, а также определение для каждой конкретной ситуации объёма товарооборота, обеспечивающего безубыточную деятельность. Величину выручки от реализации, при которой предприятие будет в состоянии покрыть все свои расходы без получения прибыли, принято называть критическим объёмом («мертвой точкой»). Деление расходов на условно-переменные и условно-постоянные позволяют рассчитывать критические (предельные) характеристики деятельности. Они необходимы для обеспечения финансовой устойчивости и платёжеспособности. Эти критические значения могут быть рассчитаны относительно выручки от реализации и относительно объёма товарооборота. Критическая характеристика (точка безубыточности) по выручке от реализации определяется по формуле, которую мы модифицировали добавив себестоимость продукции : (2.10.) где Ипост - сумма условно-постоянных расходов; Иперем - сумма условно-переменных расходов; Р - выручка от реализации; Уперем - уровень условно-переменных расходов.. Выручка от реализации ЗАО «Лонда» в I полугодии 2003г. составила 6479844 руб. Условно-постоянные расходы 735283,96 руб., условно-переменные расходы 510960,04 руб. Следовательно, точка безубыточности ЗАО «Лонда» равна: Т.е. при величине выручки от продаж, в объеме 798227,17 руб., ЗАО «Лонда» полностью покроет все свои расходы и достигнет «критического» объёма (точка безубыточности). Графически, точка безубыточности в ЗАО «Лонда» выглядит так: Рис. 2.2. Графический метод определения точки безубыточности в ЗАО «Лонда» в I полугодии 2003г. Таким образом деление затрат на постоянные и переменные и использование категории маржинального дохода позволяет не только определить безубыточный объем продаж, зону безопасности и сумму прибыли по отчетным данным, но и прогнозировать уровень этих показателей на перспективу. Полную работу, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru 3. Мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия 3.1. Анализ финансовых результатов ЗАО «Лонда» В ходе анализа прибыли хозяйствующего субъекта изучают динамику изменения объема балансовой, чистой прибыли, факторы, их определяющие (величину валового дохода, уровень расходов (управленческие и коммерческие затраты), доходы от других видов деятельности, включая сальдо внереализационных доходов, размер налогов и др.) Внутрихозяйственный анализ прибыли включает: • текущий (ретроспективный); • оперативный; • перспективный (прогнозный) анализ. Текущий анализ проводится по важнейшим отчетным периодам (год, квартал, месяц) хозяйствования на базе официальной отчетности и системного бухгалтерского учета. Его главной задачей является объективная оценка результатов деятельности торговой организации, выявление неиспользованных резервов, недочетов в работе и виновных в них, мобилизация их для повышения экономической эффективности торгово-производственной деятельности. Этот вид анализа имеет недостатки. Выявленные резервы, как правило, означают потерянный доход, поскольку они относятся к прошлому периоду и их можно будет учесть только в будущей работе. Запоздалость получения соответствующей информации (в середине следующего месяца, квартала, к концу января, а то и к середине апреля при анализе годовых данных) не позволяет оперативно восполнить выявленные недостатки. Нивелировать выявленные недостатки текущего анализа позволяет оперативный повседневный анализ, как это принято за рубежом. Он основывается на данных первичного учета и непосредственного наблюдения за работой каждой структуры и каждого работника в отдельности, на беседах с поставщиками, покупателями, работниками данной организации. Вместе с тем и этот анализ имеет элементы несовершенства: неточность, приближенность в расчетах, ограниченное применение в процессе изучения финансовых результатов. Особенность и специфика перспективного анализа (начального этапа планирования) заключаются в рассмотрении явлений и процессов хозяйственной деятельности с позиций будущей перспективы (месяц, квартал, год, 2-3 года, 5 лет и более). Последовательность прогнозного анализа в общем виде заключается в следующем: • определяется круг показателей, характеризующих перспективу развития организации, по основным направлениям его хозяйственной деятельности; • строится график исходного динамического ряда взаимосвязей показателей и путем сравнения его с графиком известных функций отбирают наиболее подходящие; • вводятся в систему дополнительные ограничения, рассчитываются теоретические уровни ряда и показатели соответствия полученной формулы принятым ограничениям (чаще всего в этих целях используется метод наименьших квадратов). Оценка прибыльности торговой организации проводится в сравнении с планом или предшествующим периодом. При этом, как и по другим количественным показателям, необходимо обеспечить сопоставимость показателей и исключить ценовое влияние, особенно в условиях происходящих инфляционных процессов (если уровень инфляции находится в пределах 5%, его можно не учитывать при анализе и планировании основных показателей хозяйственной деятельности). В ходе анализа выясняется, сумела ли торговая организация получить запланированную прибыль или рост прибыли, по каким причинам, если такое зафиксировано, не обеспечено выполнение планов по прибыли или произошло снижение; кто виноват — плохое планирование или плохая работа. Анализ прибыли производится в несколько этапов. На первом этапе производится анализ динамики прибыли в целом по организации и ее подразделениям путем выявления тенденции изменения массы прибыли за исследуемый период. В этих целях исчисляются темпы (базисные и цепные) роста (снижения) анализируемых показателей и сравниваются с динамикой аналогичных показателей конкурентов и со среднегодовой нормой прибыли на вложенный капитал. На втором этапе оценивается влияние факторов на прибыль: а) изменение объема товарооборота в текущих ценах рассчитывается по формуле: (3.1.) где ?П?q — изменение прибыли за счет изменения размера товарооборота; Qn и Q6 — объем товарооборота, в отчетном и базисном (плановом) периодах, pуб.; РТБ — рентабельность продаж за предшествующий (плановый) период; б) изменение объема продаж в сопоставимых ценах (физического объема товарооборота): (3.2.) где CQ — сопоставимый товарооборот; в) Изменение цен на реализуемые товары: (3.3.) где ФТ— физическая масса товаров; Iп — индекс цен отчетного периода в сравнении с базисным. Общее влияние факторов физической массы товаров и изменения цены должно дать результат изменения прибыли за счет изменения объема реализации в текущих ценах; г) влияние изменения уровня валового дохода на прибыль определяется следующим образом: (3.4.) где УВДф - фактический уровень валового дохода в текущем году (периоде), %; УВДб — уровень валового дохода в базисном периоде, %; Qф — объем фактического товарооборота; д) оценка влияния расходов на прибыль может быть измерена с помощью следующего уравнения: (3.5.) где УИОф — фактический уровень расходов, %; УИОб — уровень расходов в базисном периоде, %; Qф - фактический объем товарооборота; е) влияние на размер балансовой прибыли изменения прочих доходов и затрат определяется методом прямого счета. Изменение разницы между доходами и расходами и будет размером влияния данного фактора на результат; ж) оценка изменения эффективности использования ресурсов и капитала организации основывается следующей формуле: (3.6.) где Р — размер вложенных ресурсов (капитала) в стоимостной оценке; Pрп — рентабельность использования определенного вида ресурсов (капитала), %. Совокупное влияние на формирование прибыли размера используемых ресурсов и эффективности их использования рассчитывается следующим образом: (3.7.) где Pn – доход от реализации товаров в сопоставимых ценах; Рб – фактический доход от реализации товаров На втором этапе анализа по рекомендациям отдельных экономистов предлагается также рассчитать удельный вес валовых доходов в товарообороте, удельный вес в валовых доходах чистой продукции (заработная плата плюс прибыль), удельный вес в чистой продукции прибыли, а затем на основании этих показателей построить график их взаимосвязи и определить достаточность доходов и прибыли для решения основных задач. На третьем этапе выявляются резервы увеличения прибыли и возможности их использования в перспективе. Анализ динамики финансовых результатов ЗАО «Лонда», выявил, что в отчетном периоде чистая прибыль снизилась на 133842 руб. Таблица 3.1. Динамика финансовых результатов ЗАО «Лонда» за I полугодие 2002 – 2003г. Показатели 2002 г. 2003 г. Изменение Абсолютные, (+ -) В процентах, % 1 2 3 4 5 Продолжение табл. 3.1. 1 2 3 4 5 Такие итоги обусловлены рядом факторов: изменением объема продаж, доходов от реализации товаров, ценовыми факторами, ростом расходов. Рост товарооборота в 2003г., по сравнению с предшествующим на 3787133 руб. (с 2692711 до 6479844 руб.) увеличил прибыль на 613136,83 руб. (). Рентабельность продаж ЗАО «Лонда» в 2002г., рассчитывается отношением прибыли от продаж, к сумме товарооборота. где Rп - рентабельность продаж; Прп- прибыль от продаж; В - Товарооборот. Как нам уже известно, в исследуемой организации товарооборот за I полугодие 2003г. (Pj) составил 6479844 руб., цены на продукцию за этот период выросли на 5,7%. Следовательно, индекс цен равен 1,057 (Jp). Разделив фактический товарооборот отчётного периода (Р1) на индекс цен (Jp), получим сопоставимый его размер (6479844 / 1,057), в объёме 6130410,5 руб. Таким образом, влияние изменения объема продаж в сопоставимых ценах (физического объема товарооборота) составило 556563,55 руб.. За счет роста цен на 5,7% прибыль возросла на 56573,28 руб.. Снижение среднего уровня валового дохода с 27,41 % до 26,17 % способствовало снижению прибыли на 80350,07 руб. (). Рост расходов на 8,02 % привел к снижению прибыли на 519683,5 руб. (). Таким образом, влияние факторов на прибыль от продаж составило: Разница между общим фактическим отклонением суммы прибыли от продаж и суммы факторного влияния в 341,74 руб. (13445-13103,26) объясняется округлением цифр при расчетах. Далее рассмотрим влияние остальных факторов на чистую прибыль. Снижение уровня операционных расходов на 0,09 % повысило сумму прибыли на 902 руб. Увеличение уровня внереализационных расходов на +0,15% уменьшило сумму прибыли на 9872 руб. Увеличение суммы налога на прибыль вызвало снижение суммы прибыли на 138317 руб. Общее влияние факторов на чистую прибыль: Разница между общим фактическим отклонением суммы прибыли от продаж и суммы факторного влияния в 341,74 руб. (134183,74-133842) объясняется округлением цифр при расчетах. Таким образом, основными причинами снижения суммы прибыли ООО «Лонда» в I полугодии 2003 г. явились: снижение уровня валового дохода, за счет увеличения конкуренции и рост расходов. 3.2. Совершенствование хозяйственной деятельности ЗАО «Лонда» На основе анализа резерва расходов, проведенного в предыдущей главе данной дипломной работы, мы можем сделать выводы о том, что на рассматриваемом предприятии существуют следующие резервы увеличения прибыли: 1) диверсификация деятельности; 2) оперативное проведение маркетинговых исследований; 3) реальный рост товарооборота, равномерное и ритмичное обеспечение продажи товаров в планируемом периоде. Предпринимать шаги к увеличению объема продаж необходимо, когда: во-первых, в бюджете не предусмотрены сокращение расходов и стабилизация точки безубыточности. во-вторых, средством для восстановления прибыльности является увеличение использования имеющихся мощностей. Наиболее быстрым путем увеличения краткосрочных доходов в случае, когда эластичность спроса по цене невелика, является повышение цен, а не увеличение объема продаж при снижении цен. Однако на практике, как правило, речь все-таки идет не столько об увеличении доходов, сколько о снижении имеющихся расходов. Основной причиной этого является необходимость дополнительного инвестирования для практически любой попытки увеличения доходов. 4) организация выездной торговли, ярмарок, выставок-продаж; 5) пересмотр дислокации торговой сети (необходимо иметь пункты продажи в местах массовых потоков покупателей: на автотрассах, возле крупных предприятий, в местах отдыха населения); 6) оптимизация расходов путем выявления и устранения всех расходов, не приносящих отдачи; составление смет расходов на планируемый период и постоянный контроль за их выполнением. Стратегии восстановления, направленные на снижение расходов, наиболее эффективны в ситуациях: • когда несовершенна цепочка ценностей фирмы и ее структура расходов достаточно гибка для принятия радикальных мер по их выправлению; • когда неэффективность действий поддается оценке и корректировке; • когда расходы предприятия раздуты и существует много источников экономии, которая может быть быстро достигнута; • когда компания близка к своей точке безубыточности. Снижение расходов сопровождается сокращением административных расходов (чему уделяется особое внимание), исключением из цепочки ценностей фирмы неосновных и низкодоходных сфер деятельности и реструктуризацией долгов с целью увеличения сроков их выплат и сокращения расходов по выплате процентов. Отметим, что данная стратегия восстановления является одной из основных на российских предприятиях. 7) ведение управленческого учета как нового метода управления расходовами, что позволит рационализировать структуру расходов, оперативно реагировать на отклонения от нормальной запланированной величины расходов; 8) эффективное использование материально-технической базы организации (сдача в аренду, реконструкция); 9) ускорение оборачиваемости товаров за счёт гибкого ценообразования и продуманной на перспективу ассортиментной политики; 10) осуществление краткосрочного прогноза объёма продаж, расходов и прибыли; 11) недопущение убытков от операционной и внереализационной деятельности; 12) организация претензионной работы с целью повышения внереализационных доходов и сокращения внереализационных расходов; 13) переоценка основных фондов с использованием индивидуальных оценщиков, грамотное применение индексации основных средств, что позволит снизить налоговые платежи; 14) формирование торговых надбавок по каждому товару отдельно с учетом спроса на этот товар; 15) систематическое проведение факторного анализа прибыли и рентабельности в целом по организации и по товарным группам; 16) наращивание собственного оборотного капитала за счет использования возможностей фонда развития потребительской кооперации, привлечения на взаимовыгодных условиях средств пайщиков и некооперированного населения. Рекомендации по рациональному использованию прибыли (для прибыльных организаций): 1. Управление формированием прибыли на протяжении всего отчетного периода; 2. В течение всего отчетного года необходимо сопоставлять данные о нераспределенной прибыли прошлых лет с фактическим использованием прибыли отчетного года, чтобы не допустить «проедания» накопленной прибыли; 3. Ведение раздельного налогового и финансового учета позволит избежать ошибок при исчислении налогов и, как следствие, штрафных санкций по ним; 4. Постоянный анализ безубыточности и расчет запаса финансовой прочности позволят организациям оперативно оценивать свое финансовое состояние и принимать своевременные управленческие решения для недопущения убыточности; 5. Постоянный контроль за целевым использованием средств фондов, сформированных за счет прибыли, а также за направлениями расходования прибыли, остающейся в распоряжении организации; 6. В учетной политике должны быть раскрыты основные направления использования прибыли. 3.3. Резервы увеличения прибыли ЗАО «Лонда» В данной главе нашей дипломной работы мы подробней рассмотрим резервы увеличения суммы прибыли ЗАО «Лонда». Резервы роста прибыли - это количественно измеримые возможности ее увеличения за счет роста объема товарооборота, уменьшения расходов, недопущения внереализационных убытков, совершенствование организационной структуры. Резервы выявляются на стадии планирования и в процессе выполнения планов. Как мы уже знаем определение резервов роста прибыли базируется на научно обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации. Выделяют три этапа этой работы: аналитический, организационный и функциональный. На первом этапе выделяют и количественно оценивают резервы; на втором разрабатывают комплекс организационных, экономических и социальных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов; на третьем этапе практически реализуют мероприятия и ведут контроль за их выполнением. Сопоставление возможного объема продаж, установленного по результатам маркетинговых исследований, с возможностями предприятия позволяет спрогнозировать увеличение объема товарооборота ЗАО «Лонда» на 10% в следующем году. Рассчитаем резерв увеличения прибыли за счет увеличения объема товарооборота ЗАО «Лонда». Имеем: Таким образом, увеличив объем товарооборота ЗАО «Лонда» увеличит свою прибыль на руб. Дополнительным источником повышения прибыли является снижение расходов. Рассчитаем резерв увеличения прибыли за счет снижения расходов ЗАО «Лонда» на 15%. Имеем – В результате, мы получим общий резерв прибыли в сумме 834921 рублей (647984,4+186936,6). Заключение В заключение проделанной работы хотелось бы отметить, что в дипломной работе обобщен зарубежный и отечественный опыт учета расходов. Как показал анализ в ЗАО «Лонда» фактический уровень расходов в I полугодии 2003 года составил - 19,23% к товарообороту, а уровень 2002 года - 11,21 %. Таким образом, мы видим, что уровень расходов к товарообороту повысился на 8,02 %. Темп изменения составил 71,54%. Общий объем расходов в I полугодии 2003г., возрос на 944215 рублей. Фактическая расходовоотдача в I полугодии 2003 году в действующих ценах снизилась по сравнению с 2002 годом на 41,57%. Наибольший рост среди условно – постоянных расходов составила: аренда помещения - 268012,04 руб. и реклама – 177430,17руб. Логичным выводом в этой ситуации, является проведение анализа эффективности рекламных компаний, проводимых ЗАО «Лонда», ведь известно, что реклама способствует повышению объема товарооборота. Ремонт помещения потребовал на 107423,32 руб., больше, чем в I полугодии 2002г. Среди условно – переменных расходов наибольший рост составила заработная плата персонала 188271,08 руб., что приводит к решению о необходимости пересмотра системы заработной платы. Таким образом, оценка полученных результатов свидетельствует о низкой управляемости расходов (о недостатках в управлении расходами). Следует отметить, что увеличение уровня расходов было связано с увеличением условно – переменных расходов (4,18%), вызванного влиянием прочих факторов (271206 руб.), в то время как за счет роста товарооборота они возросли на 140084,63 руб. Проведенный анализ показал, что у ЗАО «Лонда» имеются резервы снижения расходов за счет смягчения влияния прочих факторов. К примеру, руководству организации следует изыскать возможность снижения расходов на аренду помещения и снизить расходы на ремонт помещений, а так же провести реформу системы оплаты труда. Полную работу, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru Список использованной литературы 1. Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению" 2. Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н) (с изменениями от 30 марта 2002 г.) 3. Комментарии к новому Плану счетов бухгалтерского учета (под редакцией руководителя Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина РФ А.С. Бакаева) 4. Большой бухгалтерский словарь: 10000 терминов. Под редакцией Азрилияна А.Н. Москва: Институт новой экономики, 1999. – 574 с. 5. Большой экономический словарь / Под редакцией Азрилияна А.Н. – 2-е изд. Доп. и перераб.- Москва: Институт новой экономики, 1997. – 864 с. 6. Бороненко С.А., Маслова Л.И., Крылов С.И. Финансовый анализ предприятий. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2002. – 210 с. 7. Бочаров В.В. Финансовый анализ: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2002. – 240 с. 8. Быкадыров В.А., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия: Практическое пособие. – М.: Приор, 2000. – 306 с. 9. Бука Л.Ф., Зайцева О.П. Экономический анализ. Ч.1. Производственно-управленческий анализ: Учебное пособие. – Нск: СибУПК, 1998. – 140с. 10. Зайцева О.П. Антикризисное управление в потребительской кооперации. – Нск: СибУПК, 2002. – 225 с. 11. Зайцева О.П., Усачева О.В., Елышева Л.Б. Финансовый анализ в потребительской кооперации: Учебное пособие. Ч.2. – Нск: СибУПК, 2002. – 160 с. 12. Валевич Р.П. Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия: Учеб.пособие. Мн.: Высшая школа., 1996. – 367с. 13. Гиляровская Л.Т. Экономический анализ: Учебник для вузов / - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-615с. 14. Грачев А.В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия: Учеб.-практ. пособие. – М.: Изд-во "Финпресс", 2003. – 208 с. 15. Ермолович Л.Л., Сивчик Л.Г., Толкач Г.В., Щитникова И.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие. – Минск: Интерсервисс; Экоперспектива, 2002. – 576 с. 16. Ефимов О.В. Финансовый анализ. – 3 изд-е, перераб. и доп. – М.: Изд-во "Бухгалтерский учет", 1999. – 352 с. 17. Капелюк З.А. и авторский коллектив. Комплексный анализ финансово-хозяйтсвенной деятельности районной кооперативной организации: Учебное пособие. «-е изд., Нск: СибУПК, 2002.-212с. 18. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2002. – 768 с. 19. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 512 с. 20. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2002. – 424 с. 21. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. – М.: ДиС, 2000. – 384 с. 22. Любушкин Н.П., Лещева В.Б., Дъякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 471 с. 23. Маркарян Э.А., Герасименко Г.П., Маркарьян С.Э. Финансовый анализ: учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. – 224 с. 24. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий УПК. – 2-е изд. доп. и перераб. – Минск: ООО "Новое знание", 2003. – 687 с. 25. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 479 с. 26. Тупицын А.Л. Экономический анализ доходов и расходов торгового предприятии // Новосибирск, 2004. – 100с. 27. Финансовый менеджмент: Учеб. для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002. – 532 с. 28. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. проф. Е.И. Шохина. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. – 408 с. 29. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 208 с. Полную работу, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru