Полную работу АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ ОСНОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru ВВЕДЕНИЕ В современных экономических условиях одним из факторов устойчивого развития коммерческой организации становится улучшение использования ее имущества. Основные средства, задействованные в организациях, служат для них важнейшим экономическим ресурсом и, безусловно, влияют на показатели коммерческой деятельности. Сформированные на первоначальном этапе деятельности предприятия основные средства требуют постоянного управления ими. Это управление осуществляется в различных формах и разными функциональными подразделениями предприятия. Часть функций этого управления возлагается на финансовый менеджмент и его неотъемлемую составную часть — менеджмент активов. Значение управления основными средствами определяется усилением влияния основного капитала на финансовое состояние коммерческих организаций. Нерациональное использование основных средств в коммерческих организациях приводит к значительным платежам по налогу на имущество. Положение обостряется из-за недостаточно активного перепрофилирования производственных мощностей и нецелевого использования амортизационных отчислений, включаемых в затраты. Это особо актуально для автотраспортных предприятий, где основные средства составляют большую часть активов. Несмотря на большие трудности в производственно-финансовой работе, многие предприятия автомобильного транспорта сумели адаптироваться к работе в рыночных условиях благодаря успешной стратегии развития на рынке транспортных услуг, развитию дополнительных видов услуг по организации ремонта транспортных средств частных владельцев, хранению и переработке грузов с использованием для этих целей освобождающихся производственных площадей, созданию непрофильных производств и др. Кроме того, успехи проводимой экономической реформы на автомобильном транспорте во многом зависят от уровня знаний, компетентности работников и их умения работать в новых условиях. Цель дипломной работы - выявить пути эффективного использования основных средств, способствующие укреплению финансового состояния организации. В связи с этим цель дипломной работы является изучение направлений по управлению основными средствами автотранспортных предприятий в условиях нестабильной экономической среды. Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть понятие и сущность основных средств коммерческого предприятия; - провести классификацию основных средств коммерческого предприятия; - изучить влияние факторов влияющих на эффективность основных средств АТП ОАО «АКТИВ»; - предложить направления по оптимизации основных средств АТП ОАО «АКТИВ» на перспективный период. Полную работу АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ ОСНОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ 1.1. Понятие и значение основных средств В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, основные средства - это часть имущества, . Похожее определение можно найти в Большом экономическом словаре Азрилияна А.Н. согласному которому основные средства это [8, с. 247]. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что основные средства - это часть имущества организации, выступающая в качестве внеоборотных активов и находящееся у нее в собственности. Под имуществом может пониматься вещь или совокупность вещей [1]. В содержание понятия «имущество» помимо вещей могут включаться также и имущественные права. Так, в п.3 ст.63 под имуществом ликвидируемого юридического лица, продаваемым с публичных торгов, понимаются и вещи, и имущественные права. Аналогичный смысл имеет термин «имущество», когда речь идет об ответственности юридического лица или индивидуального предпринимателя по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Под имуществом в широком смысле понимается совокупность вещей, имущественных прав и обязанностей, в том числе и исключительных прав. Под вещью понимаются предметы материального внешнего мира, находящиеся в твердом, жидком, газообразном или ином физическом состоянии. Главным назначением вещей является удовлетворение потребностей субъектов гражданских прав. В гл.6 ГК указаны основные виды вещей. Помимо них ГК различает и другие их виды: 1) Индивидуально-определенные вещи и вещи, определенные родовыми признаками (родовые вещи). Первые обладают такими признаками, по которым их можно отличить от других таких же вещей. Вторые характеризуются числом, весом, иными единицами измерения, т.е. представляют собой известное количество вещей одного рода. Индивидуально-определенная вещь в отличие от родовых юридически незаменима, поэтому обязательство, предметом которого является такая вещь, прекращается в случае ее гибели. ГК по-разному определяет последствия неисполнения обязанности передать индивидуально-определенную вещь и родовые вещи. Деление вещей на индивидуально-определенные и родовые имеет значение и для определения юридической природы договора. 2) Потребляемые и непотребляемые вещи. Потребляемые вещи в процессе использования перестают существовать как таковые либо утрачивают свои первоначальные потребительские свойства. Непотребляемые вещи при использовании не уничтожаются полностью и в течение длительного времени могут служить по назначению (машины, оборудование, здания и сооружения, бытовая техника и др.). Значение такой градации заключается прежде всего в том, что предметом договоров аренды и безвозмездного пользования могут быть только непотребляемые вещи, т.к. при прекращении этих договоров вещь должна быть возвращена, чего невозможно сделать с потребляемой вещью. 3) Вещи, созданные трудом человека, и вещи, созданные природой, т.е. имеющие естественное происхождение. 4) ГК различает вещи в зависимости от их назначения и цели использования. Основные средства – . По данным отчета министерства экономического развития и торговли Российской Федерации прирост инвестиций в основной капитал по итогам января-июля 2002 г. составил 2,6%, против 7,3% в 2001 году [20]. Причины снижения темпов роста инвестиций в экономике в целом и в основных ее отраслях в текущем году по отношению к 2001 и 2000 годам связаны с тем, что потенциал макроэкономических факторов, на котором основывался инвестиционный подъем в предшествующие периоды (процессы импортозамещения, имевшиеся незагруженные производственные мощности, снижение уровня реальных процентных ставок по кредитам, сокращение разрыва в прибыльности инвестирования в реальные и финансовые активы) практически исчерпан. Согласно прогнозу министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, предполагаемый объем инвестиций в основной капитал в 2003 году составит 2350 млрд. руб. (107,5 процента) [ 21]. При этом рост инвестиций в основной капитал за весь период (2005 год к 2001 году) составит 133,5%, что превышает прогнозируемый прирост ВВП за аналогичный период на 12,5 процента. В настоящее время средний срок службы активной части основных фондов в России достигает 25-26 лет, что указывает на относительно меньшие возможности нашей страны развиваться на основе НТП. Степень износа основных средств увеличилась до 50 %. Для того чтобы обновить основные производственные фонды и довести их до уровня мировых стандартов, требуются огромные капиталовложения. Способность экономики любого рыночного субъекта к стабилизации и экономическому росту зависит от степени обновляемости основных фондов. В развитых рыночных странах сроки службы активной части основных фондов составляют менее 10 лет. Это означает, что ежегодные инвестиционные средства должны быть достаточными для возмещения выбывающей части основных фондов. Для осуществления финансово-хозяйственной деятельности организации должны иметь устойчивое имущественное положение. Размер активов, их структура, состояние и эффективность использования оказывают непосредственное влияние на финансовые результаты, финансовую устойчивость и платежеспособность организации. Для предприятий торговли взаимосвязь между имущественным и финансовым положением имеет решающее значение. Так, нерациональная структура активов (недостаток мобильных оборотных средств, рост неликвидных запасов и просроченной дебиторской задолженности) влияет на своевременность текущих платежей, ухудшая финансовое состояние. Отсутствие контроля за использованием заемных средств, несвоевременные расчеты с кредиторами служат причиной продажи части недвижимого имущества для предотвращения банкротства. Кроме того, значительная часть основных фондов потребительской кооперации изношена физически и устарела морально, нередко используются отсталые технологии, преобладает ручной труд. Избыточная, нерационально используемая материально-техническая база в определенном смысле становится тормозом в процессе сохранения необходимой финансовой устойчивости. В связи с этим оценка состояния, движения, использования основного капитала, как значительной части имущества организаций потребительской кооперации, является важным направлением комплексного экономического анализа и аудита. При анализе следует учесть особенности основных фондов как объекта изучения: Таким образом, анализ основных средств, как одна из традиционных тем экономических исследований, приобрел в условиях нестабильной экономической ситуации особую актуальность по сравнению со многими другими вопросами аналитической работы. Такой анализ имеет и особую логику. После оценки общего положения с основными средствами следует провести пообъектный анализ и выявить резервы более эффективного использования каждого их вида. Сочетание финансового и управленческого анализа основных средств повышает результативность экономической работы. В ходе анализа основных средств нужно использовать комплексный подход, то есть давать оценку с позиций единого имущественного комплекса потребительской кооперации, его социальной роли, необходимости его сохранения, приумножения и рационального использования. 1.2. Классификация основных средств К основным средствам в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, относятся здания, сооружения; рабочие и силовые машины и оборудование; измерительные и регулирующие приборы и устройства; вычислительная техника; транспортные средства; инструмент; производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности; рабочий, продуктивный и племенной скот; многолетние насаждения и пр. К основным средствам относятся также капитальные вложения на коренное улучшение земель и арендованные объекты основных средств. В составе основных средств учитываются и находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы). Основные средства классифицируются по многочисленным признакам (рис. 1.1.); по назначению, видам, характеру возмещения стоимости (амортизируемости), значению в производственном процессе, степени использования, признаку собственности, отраслям деятельности (торговля, производство, заготовки). Кроме того при анализе структуры основных средств выясняется соотношение активной и пассивной частей. Активная часть основных средств воздействует на предмет труда. В большинстве отраслей промышленности к активной части фондов относят: машины, оборудование, а также транспортные средства. Пассивную часть образуют основные средства, которые создают условия для осуществления процесса производства: здания и сооружения. Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструкционно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструкционно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы. В случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Рис. 1.1. Классификация основных средств Характерные признаки основных средств (п.4 ПБУ 6/01): Для соблюдения единообразия при учете основных средств, погашении их стоимости, переоценке в Общероссийском классификаторе основных фондов народного хозяйства в Российской Федерации, утвержденном постановлением Госкомстата РФ от 26 декабря 1994 г., приводятся определения каждого вида основных средств: 1.3. Политика управления основными средствами коммерческого предприятия Особенности управления основными средствами в значительной мере определяются спецификой цикла их стоимостного кругооборота. Характер этого кругооборота можно проследить по данным рис. Как видно из приведенного рисунка основные средства в процессе полного цикла стоимостного кругооборота проходят три основные стадии. Рис. 1.2. Характер движения основных средств в процессе их кругооборота На первой стадии сформированные предприятием основные средства в процессе своего использования и износа переносят часть своей стоимости на готовую продукцию; этот процесс осуществляется в течение многих операционных циклов и продолжается до полного износа отдельных видов основных средств. На второй стадии в процессе реализации продукции износ основных средств накапливается на предприятии в форме амортизационного фонда. На третьей стадии средства амортизационного фонда как часть собственных финансовых ресурсов предприятия направляются на восстановление действующих (текущий и капитальный ремонт) или приобретение аналогичных новых видов (инвестиции) основных средств. Период времени, в течение которого совершается полный цикл кругооборота стоимости конкретных видов операционных внеоборотных активов характеризует срок их службы. Он рассчитывается по следующей формуле: (1.1.) где ПОос — период времени полного оборота (срок службы) конкретных видов основных средств, лет; На — годовая норма амортизации соответствующего вида основных средств, %. С учетом особенностей цикла стоимостного кругооборота основных средств строится процесс управления этими видами долгосрочных активов предприятия. Несмотря на многообразие состава основных средств по отдельным видам и группам, цель менеджмента активов в этой области относительно проста — обеспечить своевременное их обновление и повышение эффективности использования. С учетом этой цели формируется политика управления использованием основных средств предприятия. Политика управления использованием основных средств представляет собой часть обшей стратегии управления активами предприятия, заключающейся в финансовом обеспечении своевременного их обновления и высокой эффективности использования. Политика управления использованием основных средств предприятия формируется по следующим основным этапам (рис. 1.3). 1. Анализ основных средств предприятия в предшествующем периоде. Этот анализ проводится в целях изучения динамики общего их объема и состава, степени их годности, интенсивности обновления и эффективности использования. 2. Оптимизация общего объема и состава основных средств предприятия. Такая оптимизация осуществляется с учетом вскрытых в процессе анализа возможных резервов повышения производственного использования основных средств в предстоящем периоде. Рис. 1.3. Основные этапы формирования политики управления основными средствами предприятия К числу основных из таких резервов относятся: повышение производительного использования основных средств во времени (за счет прироста коэффициентов сменности и непрерывности их работы) и повышение производительного использования основных средств по мощности (за счет роста производительности отдельных их видов в пределах предусмотренной технической мощности). В процессе оптимизации общего объема основных средств из их состава исключаются те их виды, которые не участвуют в производственном процессе по различным причинам. 3. Обеспечение своевременного обновления основными средствами предприятия. В этих целях на предприятии определяется необходимый уровень интенсивности обновления отдельных групп основных средств ; рассчитывается общий объем активов, подлежащих обновлению в предстоящем периоде; устанавливаются основные формы и стоимость обновления различных групп активов. Более подробно вопросы финансового управления обновлением основных средств рассматриваются в следующем разделе. 4. Обеспечение эффективного использования основных средств предприятия. Такое обеспечение заключается в разработке системы мероприятий, направленных на повышение коэффициентов рентабельности и производственной отдачи основных средств. Используя в процессе управления эффективностью основных средств эти показатели, следует учитывать два важных момента, обеспечивающих объективность оценки разрабатываемых мероприятий. Первый из них состоит в том, что при оценке всегда должна использоваться восстановительная стоимость основных средств на момент проведения оценки (в этом случае будет учтен фактор инфляции, который в прибыли и объеме реализации продукции отражается автоматически). Второй из них состоит в том, что при оценке следует использовать остаточную стоимость основных средств , так как большая их часть в процессе износа теряет часть своей производительности. Рост эффективности использования основных средств позволяет сократить потребность в них (за счет механизма повышения коэффициентов их использования во времени и по мощности), так как между этими двумя показателями существует обратная зависимость. Следовательно, мероприятия по обеспечению повышения эффективности использования основных средств можно рассматривать как мероприятия по сокращению потребности в объеме их финансирования и повышению темпов экономического развития предприятия за счет более рационального использования собственных финансовых ресурсов. 1.4. Информационное обеспечение анализа основных средств Результаты экономического исследования основных средств зависят от полноты и достоверности информационной базы: Кроме того, следует знать, что источники информации, используемые при анализе основных средств, зависят от принятой организацией организационной формы бухгалтерского учета. Для полноценного анализа основных средств необходимо использовать следующую систему информации: Плановая и нормативная информация (учетная политика, нормы амортизационных отчислений, средний срок полезного действия объектов, проектная мощность оборудования, нормативные технические данные, план или прогноз внедрения новой техники и мощности). Статистическая отчетность по затратам, переоценке основных средств. Бухгалтерская отчетность и первичные бухгалтерские документы. Наибольший объем информации, необходимой для анализа основных средств, содержит бухгалтерский баланс, актив которого характеризует имущество организации, его состав и состояние в денежной форме. В бухгалтерский баланс основные средства включены по остаточной стоимости, т.е. за вычетом из первоначальной их стоимости суммы амортизационных отчислений, накопленных за время их эксплуатации. Некоторые наиболее важные статьи основных средств расшифровываются в приложении к балансу (ф. № 5). Также следует помнить, что при любой форме учета операций по движению основных средств (поступление, перемещение, ремонт) должны оформляться унифицированные межведомственные формы первичной учетной документации, к которым относятся: Форма ОС-1 Акт (накладная) приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств. Наряду с этой документацией используются накладные, счета-фактуры на поступившие основные средства, описи инвентарных карточек, инвентарные книги, инвентарные списки основных средств, разработочные таблицы (ф. № 6 по расчету сумм амортизационных отчислений), дефектные ведомости, наряд-заказы на ремонт основных средств, договоры купли-продажи основных средств, договоры на передачу (получение) в аренду объектов основных средств. Оперативная и техническая информация - журналы учета простоев оборудования, паспорта по видам оборудования, баланс производственных мощностей и др. Однако возможности анализа эффективности функционирования основных средств часто ограничены низким уровнем организации оперативно-технического учета времени работы и простоев оборудования, их производительности и степени загрузки. В организациях не проводится сравнительный анализ данных по аналогичным объектам основных средств подразделений и хозяйственных единиц. Не всегда отлажен аналитический учет финансовых результатов по операциям с объектами основных средств. Анализ основных средств на основе достоверной информации позволяет: Как показывают исследования, проведенные Н-ским Облгоскомстатом коммерческие предприятия в основном направляют финансовые средства направляют на модернизацию и обновление основных средств [24]. В целом по коммерческим предприятиям г. Н-ска эффективность использования основных средств находится в прямой зависимости от формы собственности, так муниципальные организации практически выработали свои ресурсы. Рис. 1.4. Основные направления отчислений денежных средств направленных на развитие торговой деятельности, % Управление основными средствами предполагает повышение роли следующих экономических рычагов: - выбор рациональных вариантов амортизации; - консервация объектов или использование их под мобилизационные мощности в необходимых случаях; - обоснование сроков полезного использования основных средств; - качественная инвентаризация и обеспечение сохранности недвижимости; - объективная переоценка объектов; - налоговое планирование. Полную работу АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ ОСНОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru 2 ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ АВТОТРАНСПОРТНОГО ОТДЕЛА ОАО «АКТИВ» 2.1 Краткая характеристика АТП ОАО «Н-ский жировой комбинат» Дипломная работа была выполнена на материалах транспортного отдела ОАО «АКТИВ», который относится к вспомогательным производствам. ОАО «Н-ский жировой комбинат» - одно из ведущих в России предприятий жировой промышленности. Это уже зрелое для российского рынка предприятие, в 2003 году ему исполнилось 85 лет. Основан же он был в 1918 г. как мыловаренный завод. В августе 1952г. в строй вступил маргариновый завод, на котором сначала выпускались только кухонные жиры, позднее – столовые, кулинарные и пищевые масла. В 1956 г. организовалось майонезное отделение. На сегодняшний день ОАО «Н-ский жировой комбинат» выпускает широкий ассортимент маргариновой продукции, майонеза, туалетного и хозяйственного мыла, а так же глицерин. Н-ский жировой комбинат располагается в крупном транспортном и промышленном центре Сибири и занимает территория в 10 га, включая 22120 м2 производственных площадей. На территории комбината располагаются 2 маргариновых завода, где производится и маргарин, и майонез, мыловаренный завод, гидрогенизационный завод, склады и заводоуправление. Число работников предприятия превышает 750 человек. За один месяц на нем производится около 3,5 тыс. тонн продукции общей стоимостью более чем 2,5 млн. долларов. Миссией предприятия «Н-ский жировой комбинат» является наполнение потребительского рынка Западной Сибири продуктами переработки растительного масла и другого жирового сырья – маргаринами, кулинарными жирами, майонезами, соусами, кремами, а также туалетным и хозяйственным мылом; обеспечение промышленных предприятий жировым сырьем – саломасом, маргаринами и жирами, глицерином. В этом довольно громоздком определении миссии обозначены территориальные и товарные границы рынка, указаны основные потребители продукции предприятия, что является основой формирования торговых марок. Н-ский жировой комбинат выпускает продукцию пищевого и не пищевого направления. Первая выпускается под маркой «Солнечные продукты»: - серия маргаринов «Мария», «Маслена»; - кулинарный жир «Шеф-повар»; - майонез «Провансаль», «Оливьез», «Домашний праздник»; - наливные маргарины «Н-ское», «Летнее», «Нежное». Кроме продукции для домашних хозяйств комбинат производит маргарин - монолит (это 10-20 килограммовые коробы маргарина) для промышленных предприятий, а так же жиры промышленного назначения. Потребителями этой продукции являются хлебопекарная и кондитерская отрасли. Не пищевое направление деятельности АКТИВ включает в себя производство хозяйственного и туалетного мыла, глицерина. Туалетное мыло представлено следующими наименованиями: «Дуэт», «Лавровое», «Кармен», «Дегтярное», «Семейное», «Приз», «Лада», «Глицериновое», «Бархатистое», «Детское» (4 разновидности: апельсинчик, яблочко, лимончик и обычное), «Утро» (4 разновидности: земляночное, цветочное, хвойное, банное). Основную долю в продукции комбината составляет маргариновая продукция. Доля туалетного мыла мала, а глицерина совсем незначительна (рис.2.1). Рис. 2.1. Структура ассортимента выпускаемой продукции ОАО «Н-ский жировой комбинат» в 2002 г. Рассмотрим динамику объемов производства товарной продукции по годам (рис.2.2.). Рис. 2.2. Производство продукции ОАО «Н-ский жировой комбинат» в динамике Как видно из рисунка 2.2. производство маргариновой продукции в 1998 году значительно возросло. Это произошло по следующим причинам: выход на новые рынки сбыта, падение цен на растительные масла, использование оптимального набора растительных масел, что позволило уменьшить отпускную цену на продукцию. Однако в последние годы наблюдается обострение конкуренции в связи со снижением потребления населением данной продукции в силу изменения структуры потребления кондитерских и хлебобулочных изделий в сторону увеличения сегмента готовых изделий и полуфабрикатов за счет уменьшения сегмента домашней выпечки. Производство майонеза стабильно растет. Изучив предпочтения большого числа потребителей, ОАО АКТИВ принял программу развития майонезного направления. В майонезном производстве произошел ввод новых мощностей в 2002 году, как в заготовке (линия Корума), так и в фасовке (линия IND – «твист-офф», линия Меспак - стоячие PP-пакеты Доли продукции АКТИВ на местных рынках региона Западной Сибири показаны на рисунке 2.3. Рис. 2.3. Объем рынка продукции АКТИВ в Западной Сибири Финансовое состояние ОАО «АКТИВ» характеризуется как стабильное (табл. 2.1,2.2). Таблица 2.1 Агрегированный баланс ОАО «АКТИВ» на 01.01.2003г., руб. Таблица 2.2 Анализ ликвидности баланса ОАО «АКТИВ» на 01.01.2003г., руб. По данным таблицы 2.2 можно сделать вывод, о ликвидности баланса. Четвертое неравенство является «лакмусовой бумажкой» оценки ликвидности баланса; оно требует превышения или равенства П4 над А4, т.е. величина собственного капитала и других видов постоянных пассивов должна быть достаточна по стоимости или; даже быть больше стоимости труднореализуемых активов. Это означает, что собственных средств должно быть достаточно не только для формирования внеоборотных активов (стр. 190 баланса), но и для покрытия (не менее 10%) потребности в оборотных активах. Как видно из таблицы данное неравенство соблюдается. Среди основных средств ОАО «АКТИВ» доля автотранспортного отделения занимает 2% (табл. 2.3, рис 2.4). Таблица 2.3 Доля транспортного отдела в структуре основных средств ОАО «АКТИВ» в 2002г. Рис 2.4. Доля транспортного отдела в структуре основных средств ОАО «АКТИВ» в 2002г. Транспортный отдел ОАО «АКТИВ» был создан для удовлетворения собственных нужд в доставке продукции по всему Сибирскому региону. Основная часть основных средств транспортного отдела была сформирована в конце 90-х годов XX века. Являясь в то время практически монополистом в своей области ОАО «АКТИВ» закупил автопарк машин с большой грузоподъемностью. На данном этапе в условиях возросшей конкуренции такие мощности практически невостребованны, т.к. большую часть продукции оптовые предприятия забирают собственным транспортом. Доставка продукции по собственным магазинам и филиалам занимает небольшую часть грузоподъемности машин, в связи, с чем растет уровень себестоимости автотранспортных услуг, а вместе с тем и рост себестоимости продукции. 2.2 Анализ эффективности использования основных средств автотранспортного отдела ОАО «АКТИВ» Руководство АТП ОАО «АКТИВ» осуществляет начальник АТП, главный инженер и начальник отдела снабжения. Организационная структура управления АТП ОАО «АКТИВ» представлена на рисунке 2.5. Рис.2.5. Организационная структура АТП ОАО «АКТИВ» Начальник АТП «ОАО» АКТИВ» распоряжается всеми средствами предприятия, осуществляет подбор и расстановку кадров, контролирует деятельность подразделений, несет ответственность за выполнение плана и соблюдение финансовой дисциплины. Главный инженер АТП возглавляет техническую службу и несет ответственность за техническое состояние подвижного состава, состояние и развитие технической базы, материально-техническое снабжение. В его подчинении находится начальник мастерских, в которых имеются зоны технического обслуживания и ремонта и выполняется соответствующий комплекс работ. Учет и анализ основных средств АТП ОАО «АКТИВ» ведет главный бухгалтер ОАО «АКТИВ». Так на 01.01.2003г. на балансе АТП ОАО «АКТИВ» числится 42 единицы транспортных средств, большую часть из них составляют бортовые грузовые автомобили – 30,43% (табл. 2.4). Таблица 2.4. Состав активных основных средств АТП ОАО «АКТИВ» на 01.01.2003г. От того, насколько автотранспорт эффективно используется, зависит себестоимость перевозок, а следовательно, и финансовые результаты деятельности. Поэтому поиск резервов более эффективного использования грузовых машин в каждом хозяйстве имеет большое значение. Однако перед этим проведем структурный анализ основных средств, с подразделением их на активную и пассивную часть. Активная часть основных средств воздействует на предмет труда. В большинстве отраслей промышленности к активной части фондов относят: машины, оборудование, а также транспортные средства (табл. 2.5) Пассивную часть образуют основные средства, которые создают условия для осуществления процесса производства: здания и сооружения (табл. 2.6). Таблица 2.5 Структурный анализ основных средств АТП ОАО «АКТИВ» на 01.01.2003г. (активная часть) Продолжение таблицы 2.5 Продолжение таблицы 2.5 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Таблица 2.6 Структурный анализ основных средств АТП ОАО «АКТИВ» на 01.01.2003г. (пассивная часть) Продолжение таблицы 2.6 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Таким образом, из таблицы 2.6 мы видим, что большую часть основных средств по остаточной стоимости составляет активная часть внеоборотных активов - 91,05% (рис. 2.5.). Рис. 2.5. Структурный анализ основных средств АТП ОАО «АКТИВ» на 01.01.2003г. Среди активной части основных средств есть активы, полностью выработавшие на 01.01.2003г. свой ресурс, это 12 единиц техники, машин и оборудования. Однако данное оборудование продолжает эксплуатироваться. Среди пассивной части основных средств полностью выработал свой ресурс, к примеру, капитальный гараж №1, в связи, с чем требуется капитальный ремонт. Капитальный гараж №2 имеет наибольший удельный вес (38,277%) и остаточную стоимость в размере 91662,72 руб. Однако это связано с низким уровнем платежей по амортизации. Охарактеризовать техническое состояние основных средств АТП ОАО «АКТИВ» нам поможет коэффициент годности. Коэффициенты годности позволяют судить о работоспособности оборудования и необходимости замены, ремонта, перепрофилирования. Рассчитывают этот показатель в целом и по видам основных средств. Коэффициент годности характеризует неизношенную часть основных фондов. Его можно определить как отношение остаточной стоимости основных средств (Fост) к их первоначальной стоимости (Fпepв.) (табл. 2.7,2.8,2.9). [ ] (2.1) Остаточная стоимость основных средств находится в бухгалтерском балансе (форма № I), строка 120. Первоначальная стоимость основных средств находится в приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5), раздел 3 «Амортизируемое имущество», строка 370. Таблица 2.7 Коэффициент годности основных средств АТП ОАО «АКТИВ» на 01.01.2003г. Из таблицы 2.7 мы видим, что активные основные средства имеют 54,42% годности. Таблица 2.8 Коэффициент годности основных средств АТП ОАО «АКТИВ» на 01.01.2003г. (активная часть) Продолжение таблицы 2.8 Таблица 2.9 Коэффициент годности основных средств АТП ОАО «АКТИВ» на 01.01.2003г. (пассивная часть) В связи с тем, что грузовой транспорт АТП ОАО «АКТИВ» имеет наибольший удельный вес в активах предприятия и расходы на него включаются в себестоимость продукции, имеет смысл рассмотреть систему показателей работы данных транспортных средств. Для наиболее полной оценки работы грузового автотранспорта АТП ОАО «АКТИВ» применяется целая система частных и обобщающих показателей. Частные технико-эксплуатационные показатели позволяют оценить отдельные стороны работы машин с точки зрения использования времени их работы, скорости движения, пробега, грузоподъемности и т.д., что является частью таких обобщающих показателей, как производительность работы машин и себестоимость перевозок, с помощью которых оцениваются окончательные результаты работы автотранспорта. Для оценки степени использования машин на протяжении года рассчитывается коэффициент использования машин в работе (Км) (табл. 10)[7]. (2.2) Чем больше отработано дней каждой машиной на протяжении года, тем выше уровень данного показателя. И наоборот, чем больше целодневные простои машин, тем ниже его величина. Как правило основная причина снижения Км — это сверхплановые простои машин из-за технической неисправности, длительного нахождения в ремонте. Для характеристики этого явления исчисляется коэффициент технической готовности машин (Кт.г.) ( табл. 2.10) [ ]. (2.3) Таблица 2.10. Расчет показателей использования машин в работе и технической готовности машин АТП ОАО «АКТИВ» в 2002г. Из таблицы 2.10 мы видим, что коэффициент использования машин достаточно высок, однако некоторые автомобили имеют низкий показатель. Так практически все машины ГАЗ выработали свой ресурс и используются от случая к случаю, в связи с низким уровнем готовности данного автотраспорта. Однако рассмотренные показатели не раскрывают результатов использования машин АТП ОАО «АКТИВ» в процессе рабочего дня. Они находятся в пробеге не весь рабочий день: часть дня простаивают под погрузкой, разгрузкой и по другим причинам. Поэтому для характеристики степени использования автомашин на протяжении рабочего дня рассчитывается коэффициент использования их рабочего времени (Кр) (табл. 2.11) [ ]. (2.4) Сокращение таких простоев является важным средством повышения уровня использования автотранспорта. Таблица 2.11 Расчет показателей использования рабочего времени машин АТП ОАО «АКТИВ» в 2002г. Из таблицы 2.11 мы наблюдаем, что использование рабочего времени транспорта составляет от 50 до 80% времени. Тем самым у АТП ОАО «АКТИВ» есть резервы для увеличения эффективности использования грузового автотранспорта. Бывают случаи, когда грузовики делают порожние рейсы в одну и даже две стороны, не выполняя никакой полезной работы. Коэффициент использования пробега (КП) рассчитывается следующим образом (табл.2.12) [ ]. (2.5) Уменьшение этого коэффициента свидетельствует об увеличении доли порожних рейсов, а следовательно, об ухудшении работы автопарка. Таблица 2.12 Расчет показателей использования пробега машин АТП ОАО «АКТИВ» в 2002г. Из таблицы 2. 12 мы видим, что практически все машины имеют коэффициент использования пробега на уровне 50%. Это связано с тем, что доставка грузов осуществляется в один конец, обратный маршрут практически не используется. Немаловажное значение для повышения эффективности работы грузовых машин имеет полнота их загруженности. На данный момент машины АТП ОАО «АКТИВ» рассчитанные на объемы перевозок 90 годов XX века, когда продукция ОАО «АКТИВ» распространялась по всему региону, используются для перевозки маловесных грузов, в результате чего ухудшается использование автопарка. Для характеристики такого явления рассчитывается коэффициент использования грузоподъемности машин (Кгр). (2.6) Чтобы подсчитать величину средней загруженности автомашины, необходимо общий объем грузооборота, выраженный в тонно-километрах, разделить на пробег машин с грузом. Таблица 2.13 Расчет грузоподъемности машин АТП ОАО «АКТИВ» в 2002г. Рассчитав показатели использования грузового автотранспорта АТП ОАО «АКТИВ» в 2002г по каждой машине в отдельности, сведем данные статьи в таблицу для расчета отклонений от предыдущего периода и выявления факторов повлиявших на изменение грузооборота (табл. 2.14). Таблица 2.14 Показатели использования грузового автотранспорта АТП ОАО «АКТИВ» в 2001 - 2002г. Из таблицы 2.14 следует, что некоторые показатели работы грузового автотранспорта АТП ОАО «АКТИВ» ниже показателей 2001г. Так коэффициент использования машин в работе снизился 0,01% с 0,53% до 0,52%. Снизился коэффициент использования рабочего времени на 0,04% с 0,75% до 0,71%. Однако есть и положительные сдвиги, так коэффициент использования пробега увеличился на 0,05% с 0,4% до 0,45% , но несмотря на это данный показатель все равно остается неудовлетворительным. Возросла средняя загруженность машины с 0,55 до 0,665 увеличившись на 0,115%. Вместе с тем увеличился объем грузооборота с 173677,36 т. до 203597,88 т. и составил 29920,52 т. Чтобы определить факторы изменения объема грузооборота в 2002г., необходимо провести факторный анализ этого показателя (рис. 2.6) [22]. Рис. 2.6. Структурно-логическая модель факторной системы объема грузооборота Известно, что объем грузооборота (V) зависит от среднегодового количества машин (М), количества отработанных дней в среднем одной машиной за год (Д), средней продолжительности рабочего дня (П), коэффициента использования рабочего времени (Кр), среднетехнической скорости движения (Ск), коэффициента использования пробега (Кп), средней грузоподъемности машины (Т) и коэффициента использования грузоподъемности машин (Кгр). Детерминированная модель факторной системы объема грузооборота имеет следующий вид: (2.7) Расчет влияния этих факторов на объем грузооборота можно выполнить с помощью одного из приемов детерминированного факторного анализа. По данным таблицы проведем расчет способом абсолютных разниц: Как правило, основными факторами изменения объема грузооборота в АТП ОАО «АКТИВ» являются сверхплановые целодневные и внутрисменные простои автомашин, а также сверхплановые холостые пробеги и не использованная грузоподъемность машин (табл. 2.15). Таблица 2.15 Расчет влияния факторов на изменение объема грузооборота АТП ОАО «АКТИВ» в 2002г., руб. Таким образом, наибольшее негативное влияние (21709,67т.) на грузооборот АТП ОАО «АКТИВ» в 2002г. оказало снижение количества автотранспорта, однако параллельно увеличился коэффициент использования грузоподъемности машин перекрыв тем самым влияние данного фактора. Положительно повлиял коэффициент использования пробега и увеличение скорости движения машин. Изучив основные показатели эффективности использования автотранспорта АТП ОАО «АКТИВ» в 2002г. и факторов повлиявших на грузооборот необходимо изучить себестоимость грузоперевозок. Известно, что чем лучше используются машины, тем ниже себестоимость одного тонно-километра. Себестоимость одного тонно-километра рассчитывается делением суммы затрат на содержание и эксплуатацию грузовых машин, за исключением стоимости отработанных материалов (масла, автопокрышек), оприходованных на склад, на объем грузооборота. В 2002году этот показатель составил 14,15% (2881864,10 / 203597,88). Следовательно, с одной стороны, себестоимость тонно-километра зависит от суммы затрат, а с другой — от объема грузооборота. Чем экономнее используются средства на содержание и эксплуатацию автомобилей, тем ниже себестоимость перевозок при прочих равных условиях. Увеличение объема грузооборота снижает себестоимость услуг, так как с его ростом возрастают не все затраты, а только прямые (переменные). Косвенные (постоянные) затраты не изменяются при увеличении или уменьшении объема грузооборота. К ним относятся расходы на управление и организацию работы автопарка, затраты на содержание гаража, сторожевой охраны и др. Переменные затраты зависят от динамики грузооборота. Они включают зарплату шоферов, работающих на сдельной, форме оплаты труда, стоимость нефтепродуктов, износ автопокрышек, амортизацию автомобилей, которая начисляется от балансовой стоимости машин по нормам на 1000 км пробега, затраты на ремонт машин. При увеличении объема грузооборота сумма, этих расходов возрастает и наоборот [11, с. 123]. Зависимость себестоимости от объема грузооборота показана на рис. 2.7. Рис. 2.7. Зависимость себестоимости 1 ткм от объема грузооборота Следует отметить, что косвенные затраты не зависят от изменения объема производства или выполненных работ только при условии, если не изменяется производственная мощность предприятия, в данном случае численность грузовых машин, площадь гаража, ремонтной мастерской и др. Если же производственные мощности изменяются, то изменяется и сумма косвенных затрат. Кроме того, они могут изменяться на протяжении времени в связи с инфляционными процессами, так как растут зарплата ИТР, сумма амортизации, проценты за кредит и т.д. Изменяются и прямые расходы на единицу работ и услуг по независимым внешним (повышение цен на нефтепродукты, зарплаты) и по внутренним причинам (изменение производительности труда, экономия или перерасход ГСМ и т.д.). Информационной базой для проведения анализа себестоимости услуг АТП ОАО «АКТИВ» в 2002г. является оборотно-сальдовая ведомость счета 23 «Вспомогательное производство» [2]. Обособленный учет расходов вспомогательных производств на счете 23 преследует цель правильного исчисления себестоимости продукции основного и вспомогательного производств на основе разделения их прямых расходов. Учет прямых расходов вспомогательных производств на счете 23 организуется обособленно по каждой машине. Как правило, основную часть себестоимости автотранспортных услуг составляют расходы на топливо. Таблица 2.16. Себестоимость транспортных услуг АТП ОАО «АКТИВ» в 2001 - 2002г. Рис. 2.7 Структура себестоимости автотранспортных услуг АТП ОАО «АКТИВ» в 2002г. Из таблицы 2.27 и рисунка 2.7. видно, что наибольший удельный вес в структуре себестоимости занимает топливо (47,38%) , в то время как в среднем по отрасли расходы на топливо составляют 17,7% [18, с. 154]. Полную работу АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ ОСНОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru 3. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 3.1 Направления по эффективному использованию основных средств АТП ОАО «АКТИВ» Оптимизация основных средств АТП ОАО «АКТИВ» должна быть построена с учетом долгосрочного (стратегического) планирования. Под стратегией развития автотраспортного предприятия понимается общее перспективное направление на развитие и достижение долгосрочных целей предприятия [28, с. 53]. Основными целями АТП ОАО «АКТИВ» на перспективный период, является получения прибыли путем оказания транспортных услуг и формирование базы постоянных клиентов (рис. 3.1.). Рис. 3.1. Цели развития АТП ОАО «АКТИВ» Для реализации поставленных целей АТП ОАО «АКТИВ» предстоит решить проблему финансирования и снижения себестоимости услуг. В ходе работы были изучены основные показатели эффективнсоти использования авторанспорта АТП ОАО «АКТИВ» и структры себестоимости, в результате чего были сформированы основые напраления для реализаии поставленных целей (рис. 3.2.). Рис. 3.2 Стратегия развития АТП ОАО «АКТИВ» Повышение эффективности использования автотранспорта АТП ОАО «АКТИВ» можно достичь за счет нереализованных резервов, среди них: Проведенный маркетинговый анализ показал, что в перспективе рынок на котором функционирует ОАО «АКТИВ» будет сужатся за счет усиливающейся конкуренции, в связи с чем предприятию автомобили большой грузоподъемности не потребуются. В результате анализа мы выяснили, что грузоподъемность машин практически не используется, средний показатель составляет в 2002г. составил 0,665 т., в результате чего руководству АТП ОАО «АКТИВ» может быть предложено провести обновление парка автомобилей соотвествующей грузоподъемности в результате чего повысится коэффициент использования грузоподъемности. Для этих целей можно использовать ИЖ 2717 (Фургон). Автомобиль ИЖ-2717 делается на основе базовой легковой модели ИЖ-2126 «Ода», но его характеристики специально изменены для коммерческого использования. Так, дорожный просвет увеличен на 230 мм; задняя подвеска — не рычажно-пружинная, а рессорная, что позволяет перевозить весьма тяжелые грузы. Задняя дверь фургона фиксируется в верхнем открытом положении при помощи двух пневмоупоров. Открытие и закрытие двери осуществляется при помощи двух замков и ручки с приводом. Полезная нагрузка для фургона составляет 650 кг. Финансирование проекта можно осуществить за счет собственных средств, реализовав автопарк автомобилей по рыночной цене. Изучив предложения с помощью анализа печатных изданий типа «Авторынок Н-ска» и «Автолавка» за октябрь и ноябрь 2003г. были установлены среднерыночные цены, которые представлены в таблице 3.1. Таблица 3.1. Рыночная стоимость грузового автотранспорта АТП ОАО «АКТИВ» на начало ноября 2003г. Таким образом, рыночная цена автопарка АТП ОАО «АКТИВ» на начало ноября 2003г.составила 654250 руб. На вырученную сумму преобретается 5 автомобилей ИЖ 2717 на общую сумму 638751 руб. (табл. 3.2.). Таблица 3.2. Расчет стоимости 5 автомобилей ИЖ 2717 В результате предложенных мероприятий АТП ОАО «АКТИВ» обновит пакр автомобилей. Остаток в сумме 15500 рублей можно использовать для перегистрации автомобилей. Для оценки эффективности предложенного мероприятия проведем расчет показателей, которые представлены в таблице 3.3. Таблица 3.3. Показатели использования грузового автотранспорта АТП ОАО «АКТИВ» с учетом обновления парка автомобилей Как видно из таблицы среднегодовое количество автомобилей снизится на 9 шт., вместе с тем снизится и средний уровень общего тоннажа. Однако в то же время увеличатся показатели эффективности использования транспорта. В связи с этим проведем факторный анализ с помощью рассмотренной в предыдущем пункте дипломной работы 7-факторной модели, методом абсолютных разниц (табл. 3.4.) [ ]. Таблица 3.4. Расчет факторов увеличения объема грузооборота АТП ОАО «АКТИВ» с учетом обновления парка автомобилей, руб. Из проведенных расчетов видно, что снижение среднегодовой численности машин и общей грузоподъемности вызовет отрицательное влияние на объем грузоперевозок, однако все эти негативные моменты полностью перекроются за счет сокращения целодневных и внутрисменных простоев машин, увеличения скорости движения машин и сокращения холостых пробегов. Обновив парк автомобилей, получит возможность более эффективно использовать территории и помещения АТП ОАО «АКТИВ». Для размещения существующего на данный момент парка грузовых автомобилей АТП ОАО «АКТИВ» необходимо 468,84 кв.м. (табл. 3.5). Таблица 3.5. Площадь размещения парка грузовых автомобилей АТП ОАО «АКТИВ» В тоже время для планируемых пяти автомобилей ИЖ 2717 понадобится 95,7 кв. (табл. 3.6.). Таблица 3.6. Площадь размещения парка грузовых автомобилей АТП ОАО «АКТИВ» (по плану) В результате этого высвобождается площадь в размере 373,14 кв.м. Сдав в аренду данные площади по арендной ставке 100 руб. / кв.м. АТП ОАО «АКТИВ» получит дополнительные финансовые ресурсы в размере 37314,5 руб. Внедрение плана обновления автопарка позволит значительно снизить себестоимость перевозок. ИЖ 2717 значительно экономней любого автомобиля из существующего автопарка АТП ОАО «АКТИВ». Для расчета мы использовали данные технико – эксплуатационных характеристик автомобиля в расчете на год эксплуатации, которые представлены в таблице. Как видно из таблицы 3.7 значительно снизились расходы на топливо, заработную плату. Изменение в сторону снижения коснутся всех статей себестоимости транспортных услуг, в частности это касается суммы налога на транспорт, амортизационных отчислений и обязательного автострахования. Общая сумма изменения себестоимости составит 2005054,88 руб. В процессе эксплуатации руководству АТП ОАО «АКТИВ» необходимо осуществлять постоянный контроль за суммой затрат. Таблица 3.7. Себестоимость транспортных услуг АТП ОАО «АКТИВ» с учетом планируемых мероприятий Как правило увеличение себестоимости может быть связано с дисциплинарными нарушениями водителей. Среди них основными нарушениями являются: Пресечение этих нарушений позволяет значительно снизить затраты предприятия. Для этих целей автопарк АТП ОАО «АКТИВ» необходимо оборудовать системой FMS. Система FMS (Fuel Monitor System) представляет собой набор оборудования и программного обеспечения (рис. 3.3.,3.4,3.5.,3.6). Рис. 3.3. Система оборудования FMS (Fuel Monitor System) Оборудование FMS представляет собой коробку размером с сигаретную пачку, которая подсоединяется к проводке автомобиля через специальную платформу. Оборудование FMS непрерывно записывает количество топлива в баке, пробег машины и контролирует, включен двигатель или нет. Источником информации о количестве топлива в баке является штатный датчик уровня топлива в баке, а для вычисления пробега используется штатный датчик скорости или спидометр. Устройство накапливает данные в течение 2-х месяцев эксплуатации автомобиля. Стоимость данной системы (415$) с учетом её возможностей достаточна низкая. По прибытии автомобиля в парк водитель снимает устройство с машины и передает в офис компании. Дальнейшая обработка происходит с помощью программного обеспечения. Рис. 3.4 Диалоговое окно программы AutoCheck (контроль расхода бензина) Программное обеспечение выдает в удобном для менеджера АТП виде информацию, полученную от оборудования FMS. Например: графики расхода топлива в нескольких видах (привязанные к времени суток и к моточасам работы двигателя), тахограмму движения автомобиля, список заправок и сливов топлива с указанием объемов и времени, время работы автомобиля (сколько времени в сутки двигался автомобиль). Сводки по работе автомобиля можно получить за любой период времени, в том числе: Выдаваемые графики и таблицы позволяют получить менеджеру предприятия детальную информацию о выполнении рейса водителем. Несмотря на обилие информации, программа рассчитана на пользователя, не обладающего совершенными навыками работы на компьютере. На машину устанавливается автомобильная платформа с проводами, подключенными к бортовой электросхеме. В качестве измерителя уровня топлива используется штатный датчик уровня топлива автомобиля. По его положению определяется объем остатков топлива в баке, а по динамике изменения остатков топлива программа высчитывает его расход. Для измерения скорости и пробега используется штатный датчик скорости. Опыт применения прибора показывает его высокую эффективность в автохозяйствах. Пример эксплуатации прибора на некоторых марках автомашин приведен в таблице 3.8. В графе «количество рейсов» указано за какое количество рейсов набрана статистика по конкретной машине. Экономия рассчитана в среднем на 100 км. при пробеге 4 тыс. км. Из них 1 тыс. км. порожний пробег. Как видно из представленных данных, расхождение между фактом и нормами весьма разное, в то же время расход топлива на машинах одного типа примерно одинаков. Таблица 3.8. Расчет показателей с применением системы FMS Расхождение в расходе зависит от настройки топливной системы, ее исправности и манеры вождения, расхождение между нормами и реальным потреблением зависит исключительно от норм, установленных на предприятии. В целом система FMS - это возможность инструментального контроля основных параметров использования автомашины. В первую очередь - расходуемого топлива и пройденного пути. Система FMS позволяет получить реальную информацию о фактическом расходе топлива машиной. Экономия, полученная от применения системы FMS, позволит улучшить прибыльность компании, существенно снизив себестоимость перевозок. При планировании перевозок по городу руководству АТП ОАО «АКТИВ» рекомендуется использовать электронную карту «ДубльГис», которая позволяет рассчитать наиболее короткий маршрут для транспорта. Пример использования данной карты для расчета маршрута представлен рисунками 3.7., 3.8. Рис. 3.7. Схема планирования маршрута (вариант №1) Так путь от склада ОАО «АКТИВ» до гастронома «Солнечные продукты» (дочерняя организация) в варианте №1 составляет 1,82 км, что на 170 м. меньше. Рис. 3.8. Схема планирования маршрута (вариант №2) Для обеспечения двухсторонней связи с автомобилем необходимо установит радиостанции. Это позволить диспетчеру принимать и передавать заказы на транспортные услуги сторонних организаций. В заключении можно порекомендовать руководству АТП ОАО «АКТИВ» использовать автотранспорт как рекламный носитель продукции ОАО «АКТИВ» (рис. 3.9.). По данным TNS Gallup AdFact объем рынка рекламы на транспорте не менее 3% [15]. Рис. 3.9. Внешний вид ИЖ 2717 с нанесением рекламы Реализовав предложенные мероприятия руководство АТП ОАО «АКТИВ» значительно снизит себестоимость транспортных перевозок, пропорционально увеличив эффективность использования автомобилей, в результате чего увеличится конкурентоспособность предприятия в целом. Полную работу АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ ОСНОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru ЗАКЛЮЧЕНИЕ Анализ системы управления основными средствами показал, что среди основных средств ОАО «АКТИВ2 доля автотранспортного отделения занимает 2% , из них большую часть по остаточной стоимости составляет активная часть внеоборотных активов - 91,05%. Среди активной части основных средств есть активы, полностью выработавшие на 01.01.2003г. свой ресурс, это 12 единиц техники, машин и оборудования. Однако данное оборудование продолжает эксплуатироваться. Среди пассивной части основных средств полностью выработал свой ресурс, к примеру, капитальный гараж №1, в связи, с чем требуется капитальный ремонт. На 01.01.2003г. активные основные средства имеют 54,42% годности. Наибольшее негативное влияние (21709,67т.) на грузооборот АТП ОАО «АКТИВ» в 2002г. оказало снижение количества автотранспорта, однако параллельно увеличился коэффициент использования грузоподъемности машин перекрыв тем самым влияние данного фактора. Положительно повлиял коэффициент использования пробега и увеличение скорости движения машин. В связи, с тим руководителям АТП необходимо изменить стратегию развития в целях переориентирования неэффективных предприятий для работы в рыночных условиях Транспортный отдел ОАО «АКТИВ» был создан для удовлетворения собственных нужд и реализации продукции по всему Сибирскому региону. Парк автомобилей транспортного отдела ОАО «АКТИВ» был сформирован в конце 90-х годов XX века из машин большой грузоподъемности. На данном этапе в условиях возросшей конкуренции такие мощности практически невостребованны, т.к. большую часть продукции оптовые предприятия забирают собственным транспортом. На сегодняшний день парк автомобилей ОАО «АКТИВ» имеет 54,42% годности. Коэффициент использования машин достаточно высок, однако некоторые автомобили имеют низкий показатель. Так практически все машины ГАЗ выработали свой ресурс и используются от случая к случаю, в связи с низким уровнем готовности данного автотранспорта. Использование рабочего времени транспорта составляет от 50 до 80% времени. Средняя загруженность машины возросла с 0,55 до 0,665 увеличившись на 0,115%, хотя и этой загруженности не достаточно для парка со средней грузоподъемностью в 5 тонн. Увеличился объем грузооборота с 173677,36 т. до 203597,88 т. и составил 29920,52 т. Коэффициент использования машин в работе снизился 0,01% с 0,53% до 0,52%. Так же снизился коэффициент использования рабочего времени на 0,04% с 0,75% до 0,71%. Однако есть и положительные сдвиги, так коэффициент использования пробега увеличился на 0,05% с 0,4% до 0,45% , но несмотря на это данный показатель все равно остается неудовлетворительным. Вместе с этим возросла себестоимость перевозок на сумму 144128,09 руб. с 2737736,01руб. в 2001г. до 2881864,10 в 2002г. Наибольший удельный вес в структуре себестоимости транспортного отдела ОАО «АКТИВ» стабильно занимает топливо (47,38%) , в то время как в среднем по отрасли расходы на топливо составляют 17,7%. В связи с этим АТП ОАО «АКТИВ» предстоит решить проблему финансирования или снижения себестоимости услуг. В результате анализа мы выяснили, что грузоподъемность машин практически не используется, средний показатель составляет в 2002г. составил 0,665 т., в результате чего руководству АТП ОАО «АКТИВ» может быть предложено провести обновление парка автомобилей соотвествующей грузоподъемности в результате чего повысится коэффициент использования грузоподъемности. Для этих целей можно использовать ИЖ 2717 (Фургон). Финансирование проекта можно осуществить за счет собственных средств, реализовав автопарк автомобилей по рыночной цене. На вырученную сумму предполагается преобрести 5 автомобилей ИЖ 2717 на общую сумму 638751 руб. В результате среднегодовое количество автомобилей снизится на 9 шт., вместе с тем снизится и средний уровень общего тоннажа. Однако в то же время увеличатся показатели эффективности использования транспорта. Снижение среднегодовой численности машин и общей грузоподъемности вызовет отрицательное влияние на объем грузоперевозок, однако все эти негативные моменты полностью перекроются за счет сокращения целодневных и внутрисменных простоев машин, увеличения скорости движения машин и сокращения холостых пробегов. Обновив парк автомобилей, организация получит возможность более эффективно использовать территории и помещения АТП ОАО «АКТИВ». В результате этой операции высвобождается площадь в размере 373,14 кв.м. Сдав в аренду данные площади по арендной ставке 100 руб. / кв.м. АТП ОАО «АКТИВ» получит дополнительные финансовые ресурсы в размере 37314,5 руб. Внедрение плана обновления автопарка позволит значительно снизить себестоимость перевозок. Изменение в сторону снижения коснутся всех статей себестоимости транспортных услуг, в частности это касается суммы налога на транспорт, амортизационных отчислений и обязательного автострахования. Общая сумма изменения себестоимости составит 2005054,88 руб. Кроме этого было выяснено, что увеличение себестоимости может быть связано с дисциплинарными нарушениями водителей. Для пресечения этих нарушений необходимо оборудовать автомобили автоматизированной системой FMS, которая позволяет получить руководителю транспортного отдела детальную информацию о выполнении рейса водителем. При планировании перевозок по городу руководству АТП ОАО «АКТИВ» рекомендуется использовать электронную карту «ДубльГис», которая позволяет рассчитать наиболее короткий маршрут для транспорта. В заключении можно порекомендовать руководству АТП ОАО «АКТИВ» использовать автотранспорт как рекламный носитель продукции ОАО «АКТИВ». Реализовав предложенные мероприятия руководство АТП ОАО «АКТИВ» значительно снизит себестоимость транспортных перевозок, пропорционально увеличив эффективность использования автомобилей, в результате чего увеличится конкурентоспособность предприятия в целом. Полную работу АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ ОСНОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп. от 25 июля 2002 г.) 2. ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» 3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (приказ Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н); 4. ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" (приказ Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н); 5. ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" (приказ Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н); 6. Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (с изменениями от 18 мая 2002 г.) 7. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 24 июня 2003 г. N 153 «Об утверждении инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте» 8. Азрилиян А. Н. , Азрилиян О. М. , Калашникова Е. В. и др. Большой экономический словарь: 24. 8 тыс. терминов, М: Институт новой экономики, 2002, - 1280 с. 9. Анисимов А. П. Экономика, планирование и анализ деятельности автотранспортных предприятий: Учеб. для техникумов. — М.: Транспорт, 1998. - 541с. 10. Бланк И.А. Управление активами.— К.: Ника-Центр, Эльга, 2002.— 720 с. 11. Гуджоян О.П. Организация коммерческой работы. Основы коммерческой эксплуатации автомобильного транспорта- М., МАДИ, 1999. – 78 с. 12. Диденко Е.Е. Экономика автомобильного транспорта:— Хабаровск: Изд-во Хабар, гос. техн. университета, 1997. — 384 с. 13. Ермолович Л.Л., Сивчик Л.Г., Толкач Г.В., Щитникова И.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия:.– Минск: Интерсервисс; Экоперспектива, 2001. – 576 с. 14. Гиляровская Л.Т. Экономический анализ: Учебник для вузов / - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-615с. 15. Кисмерешкин В.Г. Реклама в продвижении Российских товаров. – М.: НПО Экономика, 2002. – с.14 16. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 2002. – 512 с. 17. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 768 с. 18. Логистика автомобильного транспорта: концепция, методы, модели / В. С. Лукинский, В. И. Бережной, Е.В. Бережная и др. — М.: Финансы и статистика, 2002. – 356 с. 19. Любушкин Н.П., Лещева В.Б., Дъякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия:. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 471 с. 20. Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в январе-октябре 2002 г. И об оценках до конца года. // Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. М. - Ноябрь, 2002 г. 21. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2003 год и основные параметры прогноза до 2005 года. // Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. М. - Август, 2002 г. 22. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.– Минск: ООО "Новое знание", 2003 – 688 с. 23. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 479 с. 24. Статистический сборник. Потребительский рынок Н-ской области за 1997-2002г. (по каталогу 1.16.) - с. 17 25. Тупицын А.Л. Стратегия развития автотранспортного комплекса коммерческого предприятия // Новосибирск, 2004. – 120с. 26. Фатхудинов Р.А. Стратегический менеджмент: – М.: Дело, 2001. – 448 с. 27. Финансовый менеджмент: / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001. – 532 с. 28. Финансовый менеджмент: / Под ред. проф. Е.И. Шохина. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. – 408 с. 29. Формирование стратегии развития автотранспортного предприятия в условиях нестабильной экономической среды. Ставрополь: СевКавГТУ. 2002. – 451с. 30. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 208 с. Полную работу АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ ОСНОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru