Полную работу АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ ОБОРОТНЫМИ АКТИВАМИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ , включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru Содержание Введение……………………………………………………………………. 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМИ АКТИВАМИ…………………………………………. 5 1.1 Понятие и сущность оборотных активов……………………. 5 1.2. Управление использованием оборотных активов…………. 11 2 . АНАЛИЗ ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМИ АКТИВАМИ ООО «АКТИВ»………………………………………………. 22 2.1 Характеристика управления оборотными активами в ООО «АКТИВ»………………………………………………………….. 22 2.2. Анализ оборотных активов ООО «АКТИВ»…………………… 24 2.3. Управление эффективностью использования оборотных активов ООО «АКТИВ»……………………………………………….. 33 Заключение……………………………………………………………….. 42 Список использованной литературы………………………………….. 47 Приложения Полную работу АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ ОБОРОТНЫМИ АКТИВАМИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ , включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru Введение В условиях современной России одним из наиболее значимых и проблематичных видов ресурсов становятся оборотные активы. Распространение прямого товарного обмена, бартера, возрастание дебиторской и кредиторской задолженности, нарушение платежной дисциплины - это во многом последствия острого дефицита оборотных активов абсолютного большинства отраслей народного хозяйства. В свою очередь, распространение безденежного товарного обмена, оборот так называемых собственных (товарных) векселей, нарушение платежной дисциплины создают предпосылки для повышения себестоимости продукции и услуг, являются инструментами воспроизводства затратной экономики. Преодоление многих негативных тенденций в экономике страны также связано с проблемами формирования и использования оборотных активов. Осуществление коммерческой деятельности требует наличия разных ресурсов, в том числе оборотных активов. Многие факторы макроэкономического характера привели к резкому уменьшению спроса населения, удорожанию кредитных ресурсов, снижению объемов продаж. Размер получаемой прибыли зависит от многих факторов, связанных с хозяйственным и финансовым управлением деятельностью организации. В последнем случае подразумевается то, насколько рационально используются предоставленные предприятию финансовые ресурсы, какова структура источников средств. Это основные факторы, определяющие перспективы и стратегию развития коммерческой организации. Рациональность использования финансовых ресурсов находит отражение в объеме и структуре оборотных средств и эффективности их использования. Образование дохода и прибыли обеспечивается именно оборотным капиталом. Финансовое состояние организации, ее платежеспособность находятся в непосредственной зависимости от оборачиваемости средств, вложенных в активы. Чем выше показатели оборачиваемости, тем быстрее средства, вложенные в активы, превращаются в денежные средства, которыми организация расплачивается по своим обязательствам. Цель работы – изучить политику управления оборотными активами. Исходя из цели в работе поставлены и решены следующие задачи: 1. Изучить понятие и сущность оборотных активов, а так же методы управления ими; 2. Провести анализ оборотных актив ООО «АКТИВ» и их уровень влияния на прибыль; 3. Рекомендовать направления по совершенствованию методов управления оборотными активами ООО «АКТИВ». В ходе работы использовались учебные пособия Бланк И.А., Савицкой Г.В., Гиляровской Л.Т. и др. не менее известных экономистов, а так же нормативные акты в области управления оборотными активами торговых предприятий. Объектом исследования является структура оборотных активов ООО «АКТИВ». Полную работу АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ ОБОРОТНЫМИ АКТИВАМИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ , включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМИ АКТИВАМИ 1.1 Понятие и сущность оборотных активов В экономической литературе термин «оборотные активы» трактуется не всегда одинаково. Многие авторы называют оборотными активами [12, с.132]. Такая формулировка, с одной стороны раскрывает сущность оборотных активов, которые действительно обслуживают процесс текущей коммерческой деятельности предприятия, с другой - представляется слишком неопределенной, так как неясно - какие элементы включать в состав оборотных активов. Похожее по смыслу определение можно найти в экономическом словаре под редакцией Азрилияна А.Н. [1, с. 996]. По мнению автора, оборотные активы – это . Другие авторы используют термин «оборотные активы» как [3, с. 154]. С таким подходом трудно согласиться. В большинстве зарубежных и отечественных источников оборотный капитал рассматривается как разность между суммой текущих активов и текущих обязательств предприятия [4, с. 994]. Таким образом, термин «оборотный капитал» применяется в большинстве источников для характеристики той части баланса, которая, во-первых, относится к пассивам, то есть источникам формирования имущества, во вторых - формируется за счет собственных, а не заемных средств. Оборотные активы, отражаемые в активе баланса, не равнозначны сумме оборотного капитала. Оборотные активы формируются не только за счет собственных, но и за счет заемных источников денежных средств, поэтому арифметически их сумма больше, чем сумма оборотного капитала. Еще один аргумент состоит в том, что категория «оборотный капитал предприятия» традиционно характеризует собственный капитал, обслуживающий операции купли-продажи сырья, полуфабрикатов, готовой продукции. Поэтому трудно согласится с авторами, ставящими знак равенства между этими экономическими категориями. Наиболее полная классификация оборотных активов приведена в работе И.А. Бланка «Управление активами» [7, с. 324]. Классификация оборотных активов строится по следующим основным признакам (рис. 1.1). 1. По характеру финансовых источников формирования выделяют валовые, чистые и собственные оборотные активы. а) Валовые оборотные активы (или оборотные активы в целом) характеризуют общий их объем, сформированный за счет как собственного, так и заемного капитала. В составе отчетного баланса предприятия они отражаются как сумма второго и третьего разделов его актива. б) Чистые оборотные активы (или чистый рабочий капитал) характеризует ту часть их объема, которая сформирована за счет собственного и долгосрочного заемного капитала. Сумму чистых оборотных активов рассчитывают по следующей формуле: (1.1.) где ЧОА — сумма чистых оборотных активов предприятия; ОА — сумма валовых оборотных активов предприятия; КФО — краткосрочные текущие финансовые обязательства предприятия. в) Собственные оборотные активы (или собственные оборотные активы) характеризуют ту их часть, которая сформирована за счет собственного капитала предприятия. Рис. 1.1. Классификация оборотных активов предприятия по основным признакам Сумму собственных оборотных активов предприятия рассчитывают по формуле: (1.2.) где СОА — сумма собственных оборотных активов предприятия; ОА — сумма валовых оборотных активов предприятия; ДЗК — долгосрочный заемный капитал, инвестированный в оборотные активы предприятия; КФО — краткосрочные (текущие) финансовые обязательства предприятия. Если предприятие не использует долгосрочный заемный капитал для финансирования оборотных активов, то суммы собственных и чистых оборотных активов совпадают. 2. Виды оборотных активов. По этому признаку они классифицируются следующим образом: а) Запасы сырья, материалов и полуфабрикатов. Этот вид оборотных активов характеризует объем входящих материальных потоков в форме запасов, обеспечивающих производственную деятельность предприятия. б) Запасы готовой продукции. Этот вид оборотных активов характеризует объем выходящих материальных потоков в форме запасов произведенной продукции, предназначенной к реализации. в) Дебиторская задолженность. Она характеризует сумму задолженности в пользу предприятия, представленную финансовыми обязательствами юридических и физических лиц по расчетам за товары, работы, услуги, выданные авансы и т.п. г) Денежные активы. На практике к ним относят не только остатки денежных средств в национальной и иностранной валюте (во всех их формах), но и сумму краткосрочных финансовых вложений, которые рассматриваются как форма инвестиционного использования временно свободного остатка денежных активов (так называемый «спекулятивный остаток денежных средств»). д) Прочие виды оборотных активов. К ним относятся оборотные активы, не включенные в состав вышерассмотренных их видов, если они отражаются в общей их сумме (расходы будущих периодов и т.п.). 3. Характер участия в операционном процессе. В соответствии с этим признаком оборотные средства дифференцируются следующим образом: а) Оборотные активы, обслуживающие производственный цикл предприятия (запасы сырья, материалов и полуфабрикатов; объем незавершенного производства, запасы готовой продукции); б) Оборотные активы, обслуживающие финансовый (денежный) цикл предприятия (дебиторская задолженность и др.). 4. Период функционирования оборотных активов. По этому признаку выделяют следующие их виды: а) Постоянная часть оборотных активов. б) Переменная часть оборотных активов. Отметим, что классификация оборотных активов предприятия не ограничивается перечисленными выше основными признаками. Управление использованием оборотных активов предприятия связано с конкретными особенностями формирования его операционного цикла. Операционный цикл представляет собой период полного оборота всей суммы оборотных активов, в процессе которого происходит смена отдельных их видов [9, с. 411]. Постоянный процесс этого оборота представлен на рис. 1.2. Как видно из приведенного рисунка движение оборотных средств предприятия в процессе операционного цикла проходит четыре основных стадии, последовательно меняя свои формы. На первой стадии денежные активы (включая их субституты в форме краткосрочных финансовых вложений) используются для приобретения товаров, т.е. входящих запасов материальных оборотных средств. На второй стадии входящие запасы материальных оборотных средств в результате непосредственной производственной деятельности превращаются в запасы готовой продукции. Рис. 1.2. Характеристика движения оборотных активов в процессе операционного цикла На третьей стадии запасы готовой продукции реализуются потребителям и до наступления их оплаты преобразуются в дебиторскую задолженность. На четвертой стадии инкассированная (т.е. оплаченная) дебиторская задолженность вновь преобразуется в денежные активы (часть которых до их производственного востребования может храниться в форме высоколиквидных краткосрочных финансовых вложений). Важнейшей характеристикой операционного (коммерческого) цикла, существенно влияющей на объем, структуру и эффективность использования оборотных активов, является его продолжительность. Она включает период времени от момента расходования предприятием денежных средств на приобретение входящих запасов материальных оборотных активов до поступления денег от дебиторов за реализованную им продукцию. 1.2. Управление использованием оборотных активов Управление оборотными активами — одно из наиболее значимых функциональных направлений системы финансового менеджмента, тесно связанное и с другими системами управления предприятия. В процессе реализации своей главной цели управление активами направлено на решение следующих основных задач (табл. 1.1): Таблица 1.1 Система основных задач, направленных на реализацию главной цели управления активами 1. Формирование достаточного объема и необходимого состава активов, обеспечивающих заданные темпы экономического развития. Эта задача реализуется путем определения потребности в необходимых активах, намечаемых к использованию в операционном и инвестиционном процессе предприятия, оптимизации соотношения отдельных их видов и привлечения наиболее эффективных их разновидностей с позиций уровня производительности и потенциальной доходности предстоящего использования. 2. Обеспечение максимальной доходности (рентабельности) используемых активов при предусматриваемом уровне финансового риска. Максимизация доходности (рентабельности) активов достигается за счет их использования в наиболее эффективных видах деятельности и хозяйственных операциях предприятия. Решая эту задачу, необходимо иметь в виду, что максимизация уровня доходности активов достигается, как правило, при существенном возрастании уровня финансовых рисков, связанных с их использованием, так как между этими двумя показателями существует прямая связь. 3. Обеспечение минимизации финансового риска использования активов при предусматриваемом уровне их доходности (рентабельности). Если уровень доходности (рентабельности) используемых активов задан или спланирован заранее, важной задачей является снижение уровня финансового риска операций или видов деятельности, обеспечивающих достижение этой доходности (рентабельности). 4. Обеспечение постоянной платежеспособности предприятия за счет поддержания достаточного уровня ликвидности активов. Эта задача решается в первую очередь за счет эффективного управления остатками денежных активов. Однако в процессе решения этой задачи следует иметь в виду, что излишне сформированные денежные активы, обеспечивая высокий уровень платежеспособности предприятия, теряют свою стоимость под влиянием фактора времени и инфляции. Поэтому задача поддержания достаточного уровня платежеспособности относится к числу оптимизационных, в процессе решения которой должны учитываться различные экономические интересы предприятия. 5. Оптимизация оборота активов. Эта задача решается путем эффективного управления денежными и материальными потоками активов в процессе отдельных циклов их кругооборота на предприятии; обеспечением синхронности формирования отдельных видов потоков активов, связанных с операционной и инвестиционной деятельностью; минимизацией совокупных затрат на организацию оборота активов во всех их формах. Все рассмотренные задачи управления активами предприятия теснейшим образом взаимосвязаны, хотя отдельные из них и носят разнонаправленный характер (например, обеспечение максимизации доходности используемых активов при минимизации уровня финансового риска; обеспечение постоянной платежеспособности и обеспечение максимальной доходности использования активов и т.п.). Поэтому в процессе управления активами предприятия отдельные задачи должны быть оптимизированы между собой для наиболее эффективной реализации его главной цели. Ранжирование отдельных задач анализа активов осуществляется путем задания весов каждой из них исходя из их приоритетности с позиций развития предприятия, собственников или менеджеров. Необходимость управления оборотными активами коммерческих организаций вызвана тем, что они являются неотъемлемым элементом хозяйственного процесса и в этом смысле нуждаются в регулировании, как и все прочие элементы. С другой стороны, сравнивая основные и оборотные активы предприятия следует отметить, что основные активы в силу своих особенностей нуждаются в управленческих воздействиях заметно реже, чем оборотные активы [10]. Срок эксплуатации здания достаточно велик и хотя решения по вопросам его эксплуатации имеют текущий характер, решение по поводу формирования новых основных средств необходимо будет принять лишь в рамках амортизационной политики и планирования инвестиций практически один раз за этот период. Оборотные активы являются более подвижным видом активов. Управленческое решение по поводу их формирования также может быть принято на этапе создания предприятия и начала хозяйственной деятельности. Кардинальные изменения суммы оборотных активов могут быть связаны в дальнейшем с изменением объемов хозяйственной деятельности, с открытием новых видов деятельности, с изменением масштабов предприятия. Вместе с тем текущие активы участвуют в повседневных операциях купли-продажи, следовательно решения в этой сфере также являются повседневными, в частности выбор конкретных товаров и форм оплаты ежедневно затрагивает вопросы управления оборотными средствами. Политика управления использованием оборотного капитала представляет собой часть общей политики управления использованием совокупного операционного капитала предприятия, заключающаяся в формировании необходимого объема и состава этого капитала и обеспечении необходимых условий оптимизации процесса его обращения[12]. Политика управления использованием оборотными активами предприятия по мнению И.А, Бланка разрабатывается по следующим основным этапам (рис. 1.3). Рис. 1.3 Основные этапы формирования политики использования оборотного капитала в операционном процессе предприятия 1. Анализ использования оборотных активов в операционном процессе предприятия в предшествующем периоде. На первом этапе анализа рассматривается динамика общего объема оборотных активов, используемых в операционном процессе предприятия; темпы изменения средней их суммы сопоставляются с темпами изменения объема реализации продукции и средней суммы всего операционного капитала; изучается динамика удельного веса оборотных активов предприятия. На втором этапе анализа рассматривается динамика состава оборотных активов предприятия, сформированных за счет оборотного капитала, в разрезе основных их видов — запасов сырья, материалов и полуфабрикатов; запасов готовой продукции; дебиторской задолженности; остатков денежных активов. В процессе этого этапа анализа рассчитываются и изучаются темпы изменения суммы каждого их этих видов оборотных активов в сопоставлении с темпами изменения объема производства и реализации продукции; рассматривается динамика удельного веса основных видов оборотных активов в общей их сумме. Анализ состава оборотных активов предприятия по отдельным их видам позволяет оценить уровень их ликвидности. На третьем этапе анализа изучается оборачиваемость оборотных активов в целом и отдельных видов оборотных активов. Этот анализ проводится с учетом использования показателя — периода оборота оборотного капитала. В процессе анализа устанавливается общая продолжительность и структура операционного, производственного и финансового циклов предприятия; исследуются основные факторы, определяющие продолжительность этих циклов. На четвертом этапе анализа определяется рентабельность оборотных активов, исследуются определяющие ее факторы. Результаты проведенного анализа позволяют определить общий уровень эффективности управления оборотным капиталом предприятия и выявить основные направления его повышения в предстоящем периоде. 2. Определение принципиальных подходов к формированию оборотных активов за счет операционного капитала предприятия. Такие принципы отражают общую идеологию финансового управления предприятием с позиций приемлемого соотношения уровня доходности и риска финансовой деятельности. Применительно к оборотным активам они определяют выбор определенного типа политики их формирования за счет операционного капитала. Теория финансового менеджмента рассматривает три принципиальных подхода к формированию оборотных активов предприятия — консервативный, умеренный и агрессивный. Консервативный подход к формированию оборотных активов предусматривает не только полное удовлетворение текущей потребности во всех их видах, обеспечивающей нормальный ход операционной деятельности, но и создание высоких размеров их резервов на случай непредвиденных сложностей в обеспечении предприятия сырьем и материалами, ухудшения внутренних условий производства продукции, задержки инкассации дебиторской задолженности, активизации спроса покупателей и т. п. Такой подход гарантирует минимизацию операционных и финансовых рисков, но отрицательно сказывается на эффективности использования оборотного капитала — его оборачиваемости и уровне рентабельности. Умеренный подход к формированию оборотных активов направлен на обеспечение полного удовлетворения текущей потребности во всех видах оборотных активов и создание нормальных страховых их размеров на случай наиболее типичных сбоев в ходе операционной деятельности предприятия. При таком подходе обеспечивается среднее для реальных хозяйственных условий соотношение между уровнем риска и уровнем эффективности использования оборотного капитала. Агрессивный подход к формированию оборотных активов заключается в минимизации всех форм страховых резервов по отдельным видам этих активов. При отсутствии сбоев в ходе операционной деятельности такой подход к формированию оборотных активов обеспечивает наиболее высокий уровень эффективности использования оборотного капитала. Однако любые сбои в осуществлении нормального хода операционной деятельности, вызванные действием внутренних или внешних факторов, приводят к существенным финансовым потерям из-за сокращения объема производства и реализации продукции. Таким образом, избранные принципиальные подходы к формированию оборотных активов предприятия (или тип политики их формирования), отражая различные соотношения уровня эффективности и риска использования оборотного капитала, в конечном счете определяют сумму этого капитала и уровень его капиталоемкости по отношению к объему операционной деятельности. Это можно проиллюстрировать графиком, представленным на рисунке 1.4. Рис. 1.4 Зависимость суммы оборотных активов предприятия от альтернативных подходов к их формированию Из приведенных данных видно, что при альтернативных подходах к формированию оборотных активов (оборотного капитала) предприятия, их сумма и уровень по отношению к объему операционной деятельности варьируют в довольно широком диапазоне. 3. Оптимизация объема оборотного капитала. Такая оптимизация должна исходить из избранного типа политики формирования оборотных активов, обеспечивая заданный уровень соотношения эффективности и риска использования оборотного капитала. Процесс оптимизации объема оборотного капитала на этой стадии формирования политики управления его использованием состоит из трех основных этапов[13]. На первом этапе с учетом результатов анализа оборотного капитала в предшествующем периоде определяется система мероприятий по реализации резервов, направленных на сокращение продолжительности операционного, а в его рамках — производственного и финансового циклов предприятия. При этом сокращение продолжительности отдельных циклов не должно приводить к снижению объемов производства и реализации продукции. На втором этапе на основе избранного типа политики формирования оборотных активов за счет операционного капитала, планируемого объема производства и реализации отдельных видов продукции и вскрытых резервов сокращения продолжительности операционного цикла (в разрезе отдельных его стадий) оптимизируется объем и уровень отдельных видов этих активов. Средством такой оптимизации выступает нормирование периода их оборота и суммы. На третьем этапе определяется общий объем оборотного капитала предприятия на предстоящий период: (1.3) где ОКП — общий объем оборотного капитала предприятия на конец рассматриваемого предстоящего периода; ЗСП — сумма запасов сырья и материалов на конец предстоящего периода; ЗГП — сумма запасов готовой продукции на конец предстоящего периода (с включением в нее пересчитанного объема незавершенного производства); Д3п — сумма дебиторской задолженности на конец предстоящего периода; ДАп — сумма денежных активов на конец предстоящего периода; Пп — сумма прочих видов оборотных активов, формируемых за счет операционного капитала на конец предстоящего периода. 4. Оптимизация соотношения постоянной и переменной частей оборотного капитала, используемого в операционном процессе. Потребность в отдельных видах оборотного капитала и его сумма в целом существенно колеблется в зависимости от сезонных особенностей осуществления операционной деятельности. Поэтому в процессе управления использованием оборотного капитала следует определять его сезонную (или иную циклическую) составляющую, которая представляет собой разницу между максимальной и минимальной потребностью в нем на протяжении года. Процесс оптимизации соотношения постоянной и переменной частей оборотного капитала осуществляется по следующим этапам [14]: На первом этапе по результатам анализа помесячной динамики уровня оборотного капитала в днях оборота или в сумме за ряд предшествующих лет строится график его средней «сезонной волны» (рис. 1.5). В отдельных случаях он может быть конкретизирован по отдельным видам оборотных активов. На втором этапе по результатам графика «сезонной волны» рассчитываются коэффициенты неравномерности (минимального и максимального уровней) оборотного капитала по отношению к среднему его уровню. Рис. 1.5 График «сезонной волны» уровня оборотного капитала предприятия на протяжении года На третьем этапе определяется сумма постоянной части оборотного капитала по следующей формуле: (1.4) Где ОКпост — сумма постоянной части оборотного капитала в предстоящем периоде; ОКп — средняя сумма оборотного капитала предприятия в рассматриваемом предстоящем периоде Кмин — коэффициент минимального уровня оборотного капитала. На четвертом этапе определяется максимальная и средняя сумма переменной части оборотного капитала в предстоящем периоде. Эти расчеты осуществляются по следующим формулам: (1.5) где ОКПмакс — максимальная сумма переменной части оборотного капитала в предстоящем периоде; ОК перед — средняя сумма переменной части оборотного капитала в предстоящем периоде; ОКПОСТ — сумма постоянной части оборотного капитала в предстоящем периоде; КМакс — коэффициент максимального уровня оборотного капитала; КМин—коэффициент минимального уровня оборотного капитала. Соотношение постоянной и переменной частей оборотного капитала является основой управления его оборачиваемостью в процессе использования. 5. Обеспечение необходимой ликвидности используемых активов, сформированных за счет оборотного капитала. Хотя все виды оборотных активов в той или иной степени являются ликвидными (кроме расходов будущих периодов и безнадежной дебиторской задолженности) общий уровень их срочной ликвидности должен обеспечивать необходимый уровень платежеспособности предприятия по текущим (особенно неотложным) финансовым обязательствам. В этих целях с учетом объема и графика предстоящего платежного оборота должна быть определена доля оборотных активов в форме денежных средств, высоко и среднеликвидных активов. 6. Обеспечение повышения рентабельности оборотного капитала. Как и любой вид капитала рассматриваемый его вид должен генерировать определенную прибыль при его использовании в производственно-сбытовой деятельности предприятия. Вместе с тем, отдельные виды оборотных активов, сформированных за счет операционного капитала, способны приносить предприятию прямой доход в процессе финансовой деятельности в форме процентов и дивидендов (краткосрочные финансовые вложения). Полную работу АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ ОБОРОТНЫМИ АКТИВАМИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ , включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru 2 . АНАЛИЗ ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМИ АКТИВАМИ ООО «АКТИВ» 2.1 Характеристика управления оборотными активами в ООО «АКТИВ» Основным видом деятельности ООО «АКТИВ» является реализация промышленного оборудования. ООО «АКТИВ» выполняет целый комплекс работ в реформе жилищно-коммунального хозяйства, поддерживает связи с комитетами ЖКХ, горводоканалами, теплосетями, коммунальными службами предприятий городов Сибири. Комплектует трубопроводной арматурой, запорно-регулирующими устройствами, приборами КИПиА, насосами, электродвигателями и котельным оборудованием крупнейшие предприятия региона: ОАО «Азот», ОАО «Кузбассэнерго», ОАО «Новосибэнерго», Томский химический комбинат, Сорский горнообогатительный комбинат, Кузнецкий металлургический завод, Новокузнецкий завод «Ферросплавы», ТЭЦ городов и т.д. Кроме того, ООО «АКТИВ» имеет торгово-выставочный зал, расположенные в г. Тюмени и г. Кемерово. ООО «АКТИВ» является официальным дилером крупнейших заводов изготовителей, таких как ОАО «Тяжпромарматура», ООО «Ситниковский арматурный завод», ОАО «Икар», ОАО «Кировский завод», ОАО «Владимировский электромоторный завод», ОАО «Пензенский арматурный завод», ОАО «Ракитянский арматурный завод», ОАО «Завод Электродвигатель». В ООО «АКТИВ» создан уставный фонд, размер которого на 2003 год составляет 10 тыс. руб. В 2003 году средне - списочная численность работников ООО «АКТИВ» 126 человек. В вопросе управления оборотными активами для ООО «АКТИВ» важной задачей является согласование дебиторской и кредиторской задолженности. В практике деятельности ООО «АКТИВ»», руководство старается поддерживать хотя бы минимум оборотных активов. Эту величину определить не просто, но в краткосрочном периоде для успешно функционирующих организаций, не имеющих просроченной задолженности, ее можно принимать на уровне постоянного остатка денежных средств на расчетном счете и в кассе, минимального размера запасов товаров, малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Говоря о структуре оборотных активов, необходимо отметить, что в этом вопросе нет готовых однозначных решений. Каждое решение, связанное с определением уровня денежных средств, дебиторской задолженности, запасов товаров, рассматривается как с позиции рентабельности данных видов оборотных активов, так и с позиции ликвидности и экономической целесообразности авансирования в них средств в определенные периоды времени. Данное положение особенно актуально для ООО «АКТИВ» как поставщика организаций, расположенных на севере Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов Тюменской области. Таким образом, политика ООО «АКТИВ» в области оборотных активов направлена на поиск рационального его объема и структуры, с тем, чтобы посредством ускорения оборачиваемости отдельных элементов поддерживать достаточный уровень ликвидности, бесперебойно обеспечивать систему товарной массой и получать нормальную прибыль. В практике текущей деятельности этому способствует своевременный анализ рыночной конъюнктуры, оборачиваемости товаров, их доходности, на основе которого принимаются управленческие решения об изменении направлений вложения оборотных активов или источников их финансирования. Итак, политика ООО «АКТИВ» в области оборотных активов подчинена решению следующих задач: - формированию достаточной суммы денежных средств для поддержания текущей ликвидности; - обеспечению рационального размера товарных запасов, их ассортиментной структуры, с учетом фактора сезонности спроса и объективных причин необходимости досрочного завоза для северных территорий; - согласованию размеров и сроков дебиторской и кредиторской задолженности, при обеспечении последней в любых ситуациях (в данном случае в первую очередь речь идет об обязательствах перед поставщиками); - формированию рационального объема текущих оборотных активов с целью оптимизации издержек, связанных с их финансированием, хранением товарных запасов, досрочным завозом; - обеспечению рационального соотношения собственных средств и обязательств, исходя из конкретных условий хозяйствования коммерческой организации, и поддержанию уровня собственных оборотных средств, необходимого для признания организации платежеспособной и ликвидной. В практике деятельности ООО «АКТИВ» применяются различные инструменты для успешной реализации поставленных задач. Один из них - своевременный экономический анализ всех сторон деятельности, включая использование оборотных средств. 2.2. Анализ оборотных активов ООО «АКТИВ» Анализ оборотных активов начинается с изучения структуры активов, их динамики, состава и структуры по общему объему. Для этого мы сформировали следующую таблицу 2.1. Таблица 2.1 Агрегированный баланс активов ООО «АКТИВ» за 2002 – 2003гг. Показатели На начало 2003г. На начало 2004г. Изменения В натуральном измерении, руб. Удельный вес, % В натуральном измерении, руб. Удельный вес, % В натуральном измерении, руб. Удельный вес, % Из данных таблицы 2.1. мы видим, что оборотные активы занимают значительный вес в структуре активов (на начало 2004г. - 91,6%), хотя и имеется тенденция к снижению удельного веса в сумме на 4,42%. В структуре оборотных активов наибольший удельный вес стабильно занимает краткосрочная дебиторская задолженность. Так, на начало 2003г. удельный вес краткосрочной дебиторской задолженности составлял 84,7%, а снизившись к началу 2004г. всего на 2,11 пунктов и составил 82,6%. Остальные оборотные активы концу 2003 и 2004 гг. имеют незначительное место в структуре активов. Рис. 2.1. Структура оборотных активов ООО «АКТИВ» за 2003 – 2004гг. Такое расположение активов, несомненно, оказывает негативное воздействие на финансовое состояние ООО «АКТИВ», за счет задержек по оплате. Для наглядности проведем анализ ликвидности баланса. Так в зависимости от степени ликвидности, т.е. скорости превращения в денежные средства, активы ООО «АКТИВ» подразделяются на 4 группы. Таблица 2.2. Группировка активов баланса по срокам их превращения в денежные средства и пассивов по степени срочности их оплаты Группа Активы Пассивы 1 2 3 I Быстрореализуемые активы (строка 260 + строка 250) Краткосрочные пассивы (строка 620 + строка 630 + строка 660) Бухгалтерский баланс является ликвидным, если соблюдаются следующие соотношения (неравенства): Первые три неравенства означают, необходимость соблюдения неизменного правила ликвидности — превышения активов над обязательствами. Таблица 2.3. Анализ ликвидности баланса ООО «АКТИВ» на начало 2003 – 2004гг. Активы На начало 2003г. На начало 2004г. Пассивы На начало 2003г. На начало 2004г. Платежный излишек (недостаток) На начало 2003г. На начало 2004г. 1 2 3 4 5 6 7 8 Продолжение таблицы 2.3 1 2 3 4 5 6 7 8 Согласно данным табл. 2.3. первое неравенство в течении всего времени не соблюдается, т.е. наиболее ликвидные активы и на конец, и на начало периода были меньше суммы наиболее срочных обязательств. Второе неравенство соблюдается. Третье неравенство так же полностью соответствует нормативу, т.е. медленнореализуемые активы значительно превышают долгосрочные обязательства. Четвертое неравенство является «лакмусовой бумажкой» оценки ликвидности баланса; оно требует превышения или равенства П4 над А4, т.е. величина собственного капитала и других видов постоянных пассивов должна быть достаточна по стоимости или; даже быть больше стоимости труднореализуемых активов. Это означает, что собственных средств должно быть достаточно не только для формирования внеоборотных активов (стр. 190 баланса), но и для покрытия (не менее 10%) потребности в оборотных активах. Как видно из проведенных данных, неравенство А4 < П4 не соблюдается в течении всего времени. Для оценки эффективности использования оборотных активов рекомендуется изучить их рентабельность. Рентабельность оборотных активов рассчитывается как отношение годовой суммы балансовой прибыли к среднегодовой стоимости оборотных активов: ; (2.1) где Rоа - рентабельность оборотных активов; П - прибыль за отчетный год; ОА - среднегодовая стоимость оборотных активов. Рентабельность оборотных активов отражает долю прибыли в оборотных активах организации и показывает, сколько копеек прибыли получено с каждого рубля хозяйственных ресурсов. Так из полученных результатов мы видим, что рентабельность оборотных активов увеличилась на 1,77% и составила 2,97%. Таблица 2.4. Расчет рентабельности оборотных активов ООО «АКТИВ» на начало 2003 – 2004гг., руб. Показатели На начало 2003г. На начало 2004г. Изменение Углубленный анализ эффективности использования оборотного капитала можно провести с помощью системы частных показателей оборачиваемости [15, с. 454]. Анализ дебиторской задолженности имеет особое значение в периоды инфляции, когда такая иммобилизация собственных оборотных средств становится особенно невыгодной. Анализ начинают с рассмотрения абсолютной и относительной величин дебиторской задолженности. В наиболее общем виде изменения в объеме задолженности за год могут быть охарактеризованы данными горизонтального и вертикального анализов бухгалтерского баланса организации. Данные таблицы 2.5 характеризуют существенное снижение дебиторской задолженности (-107304071руб.), в сравнении со снижением кредиторской задолженности это соотношение составило – 0,84 (-107304071 / (-126418873)), т.е. снижение дебиторской задолженности в 0,84 раза меньше прироста кредиторской задолженности. Предложенные для анализа показатели использования оборотного капитала рассчитывались по данным ООО «АКТИВ» за два года (2003-2003г), что позволило оценить реальное положение в организации и сформулировать рекомендации, направленные на улучшение их структуры и динамики этих средств. Таблица 2.5 Состав, структура и динамика дебиторской задолженности за 2003 – 2004г. по данным ООО «АКТИВ» Виды и статья задолженности На начало 2003 г. На начало 2004 г. Отклонение (+,-) (гр. 3-гр- 1), руб. руб. %к итогу руб. %к итогу Прежде всего, мы провели оценку динамику показателей использования оборотного капитала, таких как изменение остатков в отчетном году по сравнению с предыдущим годом, а также рассчитали коэффициент оборачиваемости оборотного капитала; продолжительность оборачиваемости (в днях) и коэффициент закрепления оборотного капитала на 1 руб. продаж. Таблица 2.6 Оценка динамики основных показателей использования оборотного капитала за 2002 – 2003г. по данным ООО «АКТИВ», руб. Показатель 2002г. 2003г. Изменение (+,-) гр. 1-гр.2 Темп роста, % гр. 1 : гр. 2 Данные таблицы 2.6. подтверждают увеличение оборотного капитала в отчетном году по сравнению с предыдущим годом на 40%, или на 64402595,5 руб. при повышении объема продаж в 1,1 раза, т.е. темп роста оборотного капитала значительно опережал темп роста объема продаж, что оказало влияние на ухудшение качественных показателей оценки эффективности их использования: - снизилась оборачиваемость оборотного капитала почти на 1 оборот в год; - увеличилась продолжительность обращения одного оборота на 199,63 дня; - увеличилось более чем в 5,5 раза закрепление оборотных средств в 1 руб. выручки от продаж — с 2,53 руб . в предыдущем году до 3,08 руб.. в отчетном году. Для оценки влияние факторов на изменение экономического результата, полученного в связи со ускорением оборачиваемости оборотного капитала на 199,63 дня. мы воспользовались методикой Гиляровской Л.Т. [9, с. 154]. Гиляровская Л.Т предлагает следующий порядок расчета влияния факторов на изменение продолжительности оборачиваемости оборотного капитала, представленный в таблице 2.6. На изменение продолжительности оборачиваемости оборотных активов оказали влияние два фактора: среднегодовые остатки оборотных активов (Е) и выручка от продаж (N). Формализуем расчеты влияния факторов Е и N, используя модель показателя продолжительности оборачиваемости оборотных активов (L) в днях: . Используя прием цепных подстановок, рассчитаем влияние факторов Е и N на изменение продолжительности оборачиваемости: 364,2 дн..; (2.2) -164,57 дн. . (2.3) Совокупное влияние двух факторов (Е и N): Приведенные данные свидетельствуют о наличии неиспользованных возможностей, которые организации следует выявить и учесть в будущем, обеспечивая таким путем дополнительное увеличение прибыли за счет роста рентабельности продаж, например путем снижения текущих затрат на производство и реализацию продукции, повышения эффективности использования всех ресурсов. 2.3. Управление эффективностью использования оборотных активов ООО «АКТИВ» Как показал анализ, проведенный в предыдущем пункте курсовой работы, основное изменение в структуре оборотных активов, претерпели запасы и краткосрочная дебиторская задолженность, в связи, с чем можно сделать вывод о несбалансированности активов. Для управления оборотными активами ООО «АКТИВ» на следующий (планируемый) период руководству предприятия необходимо применять умеренный подход. При таком подходе обеспечивается среднее для реальных хозяйственных условий соотношение между уровнем риска и уровнем эффективности использования оборотного капитала. Для этих целях рассмотрим различные методы формирования запасов и дебиторской задолженности. Так для управления дебиторской задолженность рационально применять метод определения возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту. При расчете этой суммы необходимо учитывать планируемые объемы реализации продукции в кредит; средний период предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кредита; средний период просрочки платежей исходя из сложившейся хозяйственной практики (он определяется по результатам анализа дебиторской задолженности в предшествующем периоде); коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции. Расчет необходимой суммы оборотных активов, направляемых в дебиторскую задолженность, осуществляется по следующей формуле: (2.5) где ОбКдз — необходимая сумма оборотных активов, направляемых в дебиторскую задолженность; ОРК — планируемый объем реализации продукции в кредит; Кс/ц — коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, выраженный десятичной дробью; ППК - средний период предоставления кредита покупателям, в днях; ПР — средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в днях. Определим необходимую сумму оборотных активов используя ф. 2 (приложение 2), которую должна была направить в 2003г. в дебиторскую задолженность: Объем реализации продукции с предоставлением товарного (коммерческого) кредита составил— 73103429 руб.; Удельный вес себестоимости продукции в ее цене — 83% (60642682х100)/ 73103429); Средний период предоставления кредита оптовым покупателям — 60 дней; Средний период просрочки платежей по предоставляемому кредиту по результатам анализа — 20 дней. Подставляя эти данные в вышеприведенную формулу, получим. Необходимая сумма оборотного капитала, направляемого в предстоящем периоде в дебиторскую задолженность: 17978028,46 руб. Если финансовые возможности предприятия не позволяют направить расчетную сумму оборотного капитала в полном объеме, то при неизменности условий кредитования должен быть соответственно скорректирован планируемый объем реализации продукции в кредит. Периодичность завоза товаров, имеющих длительные сроки реализации, периодичность завоза определяют как удвоенную разницу между средним и неснижаемым запасом товаров в днях: (2.6) где И- интервал завоза в днях; 3 и 3 min - средний и неснижаемый запас товаров в днях. Например, если средний запас манометров равен 20 дням, а неснижаемый - 15, то интервал его завоза составит 10 дней: (2.7) Частота завоза манометров составит 3 раза в месяц. Данная методика расчета распространяется на товары простого ассортимента, когда в каждой партии поступает полное число разновидностей. По товарам сложного ассортимента в каждой завозимой партии поступает лишь часть разновидностей, предусмотренных ассортиментным перечнем. Интервал завоза в этом случае определяется с учетом коэффициента комплектности (К), который рассчитывают отношением среднего числа разновидностей товаров, поступающих в одной партии, к общему количеству разновидностей, указанному в ассортиментном перечне. В своей работе ООО «АКТИВ» может применять и другие методы управления оборотными активами. Так в практике управления запасами применяется формула Уилсона: (2.8) Приведем пример, транспортный тариф на доставку железнодорожного вагона из Москвы составляет 15 тыс. руб., в течение 2004 года было, поставлено 100 вагонов, цена груза в вагоне составляет 150 тыс. руб., а затраты на хранение составляют 5% от стоимости продукции, то наиболее экономичный размер подачи составит: = 40 вагонов Среди эффективных методов контроля за движением запасов по нашему мнению является система «АВС». Сущность этого анализа заключается в том, что производится классификация всех номенклатурных позиций, данные о запасах которых поддерживаются по признаку относительной важности этих позиций, и для каждой выделенной категории формируются свои методики управления запасами. Обычно прибегают к трехступенчатому ранжированию номенклатурных позиций: на классы A, B и C. Можно сказать также, что для различных категорий номенклатурных позиций устанавливаются различные уровни контроля за их запасами. ABC-анализ базируется на принципе Парето (Вильфредо Парето, XIX век), сформулировавшего правило, суть которого сводится к следующему: контроль относительно небольшого количества элементов позволяет контролировать ситуацию в целом. Часто еще сформулированное Парето правило именуют правилом 80/20, что можно истолковать следующим образом: надежный контроль 20% номенклатурных позиций позволяет на 80% контролировать систему (т. е. запасы в нашем случае). Для номенклатурных позиций класса A рекомендуются следующие правила. 1. Частая оценка прогноза и метода прогнозирования. Любой построенный прогноз несет некоторую ошибку. Чем дороже и дефицитнее номенклатурная позиция, тем дороже обходятся эти ошибки. Как следствие, данное правило означает внимательное отношение к методам построения прогнозов потребности в номенклатурных позициях, мониторинг точности реализации уже построенных прогнозов. 2. Частый, например ежемесячный, циклический подсчет запасов с жесткими допусками. Недопустимо сколько-нибудь существенное отклонение данных о запасах, зафиксированных в информационной системе, от данных согласно проведенному подсчету (который можно назвать еще текущей инвентаризацией). 3. Ежедневное обновление данных в базе данных. То есть для таких номенклатурных позиций необходимо использование системы с непрерывным обновлением данных о запасах. 4. Частое рассмотрение требований спроса, размеров партий, страхового запаса, обычно имеющее результатом относительно небольшие размеры заказов (партий). Необходимо тщательное отслеживание всех параметров планирования, выявление реальных потребностей в номенклатурных позициях. Стремление к небольшим размерам партий может быть продиктовано возможностью снижения как прямых, так и скрытых издержек, связанных с хранением изделий в запасах. 5. Тщательное отслеживание и сокращение длительности цикла. Чем короче длительность цикла, тем ниже потребность в оборотных средствах. И так как основную долю потребности формируют запасы номенклатурных позиций класса A (по крайней мере в части оборотных средств в запасах сырья, незавершенного производства и готовой продукции), то управление длительностью цикла для них окупается сторицей. Для номенклатурных позиций класса B применяются те же меры, что и для номенклатурных позиций класса A, но реже и с большими приемлемыми допусками. Для номенклатурных позиций класса C сформулированы следующие правила. 1. Основное правило: товары должны быть в наличии. Будет обидно получить срыв исполнения плана сбыта или, что еще неприятнее, производственного плана (ибо дефицит позиций класса C может сорвать планы сбыта и по позициям класса A, в которые эти изделия класса С входят как компонент) из-за нехватки дешевых номенклатурных позиций, хранение запасов которых, пусть даже превышающих объем обычных потребностей предприятия, не влечет за собой сколько-нибудь существенный рост издержек хранения и потребности в оборотных средствах. Можно еще высказаться так: запасов изделий класса C может быть больше, чем нужно, но не должно быть меньше, чем необходимо. 2. Простая фиксация данных или вообще отсутствие фиксации данных в базе данных; возможно использование для контроля объема запасов процедуры периодического осмотра (обзора). Может применяться система с периодическим обновлением данных в системе, либо данные номенклатурные позиции выводятся за границы MRP-системы вообще. 3. Большие размеры партий (заказов) и большой страховой запас. Крупные партии не влекут за собой существенных затрат, связанных с хранением запасов номенклатурных позиций класса C, поэтому имеет смысл экономить преимущественно на подготовительных издержках, заказывая помногу. 4. Хранение на территориях, немедленно доступных для персонала, использующего эти номенклатурные позиции в производственном процессе. Это упрощает процедуру отпуска запасов в производство и устраняет лишнюю бюрократическую бумажную работу, также влекущую за собой определенные затраты. 5. Нечастый (редкий) подсчет запасов (раз в год или в полгода) с большими приемлемыми допусками (вплоть до, например, взвешивания вместо подсчета). Рассмотрим пример проведения ABC-классификации номенклатурных позиций ООО «АКТИВ» по критерию объема потребления в стоимостном выражении. Сводка по этим номенклатурным позициям приведена в таблице в табл.2.7. Таблица 2.7 Исходные данные для проведения ABC-анализа Номенклатурная позиция Наименование продукции Цена за единицу,тыс. руб. Объем продаж, шт. Объем продаж, т.р. Удельный вес, % 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Проводится ранжирование номенклатурных позиций по принятым критериям (в примере - по объему использования в стоимостном выражении), которое приведено в табл. 7, после чего номенклатурным позициям в соответствии с заданным распределением присваиваются классы относительной важности, что для рассматриваемого примера также отражено на табл. 2.8. Таблица 2.8. ABC-классификация номенклатурных позиций Классификация Номенклатурная позиция Процент от номенклатуры Процент от использования в стоимостном выражении A B C Практикующие специалисты рекомендует использование определенных границ категорий A, B и C, хотя следует тут же отметить, что жесткие границы все же не устанавливаются, а все зависит от каждого конкретного предприятия. Тем не менее имеет смысл привести эти данные. Таблица 2.9. Применение ABC-анализа, тыс. руб. Номенклатурная позиция Объем продаж, тыс. руб. Удельный вес, % Классификация В этих целях применяется программное обеспечение «1С» Торговля, склад, которое позволяет проводить «АВС» анализ оборотных активов по различным критериям. Рис. 2.2 Диалоговое окно программы «1С» - отчет «АВС» анализ Применение данных методов на практике позволит предприятию увеличить эффективность использования оборотных активов, а значить способность более рационально генерировать прибыль. По существующей практике внедрение данных методов управления оборотными активами на предприятиях позволяет достичь снижения неликвидных запасов продукции на 15-20%. Более рациональный подход при формировании дебиторской задолженности позволит сформировать более ликвидный баланс. Заключение Выполненные расчеты характеризуют снижение на конец года по сравнению с началом общей суммы собственных оборотных средств на –17055124 руб., что повлекло к еще большему понижению коэффициента обеспеченности с (—0,04) до (—0,09). В ООО «АКТИВ» не остается другого источника пополнения оборотных средств, как только за счет невозврата в установленный договорами срок кредиторской задолженности. Сопоставление динамики рентабельности всех операций и оборачиваемости оборотных активов показывает подъем показателей в 2003г, что свидетельствует о позитивных изменениях в финансовом состоянии предприятия. Анализ показал существенное снижение дебиторской задолженности (-107304071руб.), в сравнении со снижением кредиторской задолженности это соотношение составило – 0,84 (-107304071 / (-126418873)), т.е. снижение дебиторской задолженности в 0,84 раза меньше прироста кредиторской задолженности. Расчеты подтверждают увеличение оборотных активов в отчетном году по сравнению с предыдущим годом на 40%, или на 64402595,5 руб. при повышении объема продаж в 1,1 раза, т.е. темп роста оборотных активов значительно опережал темп роста объема продаж, что оказало влияние на ухудшение качественных показателей оценки эффективности их использования: - снизилась оборачиваемость оборотных активов почти на 1 оборот в год; - увеличилась продолжительность обращения одного оборота на 199,63 дня; - увеличилось более чем в 5,5 раза закрепление оборотных активов в 1 руб. выручки от продаж — с 2,53 руб. в предыдущем году до 3,08 руб. в отчетном году. В связи с этим для ООО «АКТИВ» были выработаны методы управления оборотным капиталом, в частности управления запасами (метод АВС) и дебиторской задолженностью (модель расчета необходимой суммы оборотного капитала, направляемой в дебиторскую задолженность), при соблюдении которых предприятие сможет обеспечить эффективное использование оборотных средств и, как следствие поддержание ликвидности и финансовой устойчивости. Так же отметим ряд перспективных направлений необходимых для улучшения состояния расчетов по дебиторской задолженности. Во первых контроль задолженности должен осуществляться ежедневно. Делать это реже целесообразно только при небольшом количестве транзакций, когда число осуществляемых проводок не превышает двух-трех в день. Данные представляются, как правило, коммерческому и финансовому директору в табличной форме, с разбивкой по клиентам и по срокам (в диапазоне 0—5 дней, 6— 10, 11 — 20, свыше 20 дней). Более укрупненные отчеты готовятся каждую неделю. Что касается непосредственно процесса управления дебиторской задолженностью, то он начинается с составления месячного плана платежей (сделать это несложно, если такая процедура встроена в уже существующую систему бюджетирования). В его основу закладывается информация о размере предоставленных отсрочек. Этот документ еженедельно детализируется по покупателям и по регионам. Ответственность за достижение плановых показателей возлагается на менеджеров по продажам и кредитных менеджеров. Ежедневно формируется отчет о так называемом возрасте дебиторской задолженности, возникшей в результате сделок того или иного менеджера по продажам. Каждую неделю выполнение утвержденных планов контролируется руководством компании. И если в какой-то период предприятие недополучает необходимую сумму денег, то анализируются причины этого; соответственно, принимаются меры по активизации возврата задолженности. Одной из самых сложных задач в работе с дебиторской задолженностью для многих финансовых директоров становится налаживание взаимодействия с отделом продаж. Дело в том, что менеджеры по продажам склонны потакать покупателям и отгружать товары без ограничений. Кто отвечает за определение кредитного лимита, сроков платежа и поступление денег на расчетный счет? От чего зависит оплата сотрудников финансовой службы и отдела продаж? Ответы на эти вопросы критически важны при построении системы управления дебиторской задолженностью. Практика и зарубежных, и российских фирм выработала здесь некоторые полезные рекомендации. Основную часть работы с дебиторской задолженностью часто берет на себя финансовая служба. Уже в средних компаниях финансовому директору должен помогать специальный кредитный менеджер. Он — в противовес отделу продаж — часто выступает в роли своеобразного «злого следователя». Помимо разработки кредитной политики, финансовый отдел должен проверять, соответствуют ли ей подписываемые договоры, отслеживать оплаты, вести «кредитное» досье на покупателей, заниматься предупреждениями и «последними» предупреждениями в адрес проштрафившихся клиентов. Добиться оптимального размера «дебиторки», полностью освободив отдел продаж от забот о долгах, конечно, нельзя. Поэтому большинство практиков предлагают строить систему мотивации персонала таким образом, чтобы учитывалось поступление денег на счета компании. Хорошие результаты дают и административные методы, когда финансовый отдел визирует каждую отгрузку в адрес небольших покупателей. Он может вообще запретить отгрузку, если платежная дисциплина покупателя хронически хромает. Решение в отношении некрупных клиентов обжалованию не подлежит. Если финансисты требуют прекратить поставки в адрес крупного потребителя, у отдела продаж возникает право на возражение — на такого клиента могут быть особые виды, ради которых можно потерпеть и необязательность. Окончательную точку в подобных спорах ставит гендиректор. Гораздо более широко применяются способы борьбы с недобросовестными плательщиками. Они включают в себя регулярные, поставленные на систематическую основу телефонные или письменные обязательства разной степени «жесткости», прекращение отгрузок, личные визиты, штрафы и неустойки согласно договору, угрозы и сам факт подачи иска в арбитражный суд. Многие российские финансовые менеджеры считают, что метод «кнута» в российских условий гораздо действенней, чем метод «пряника» (предложение стимулирующих скидок за раннюю оплату). Например, телефонный обзвон реально помогает ускорить значительную (до 50%) часть просроченных оплат. Дело, видимо, в том, что среди российских финансовых директоров достаточно распространено мнение, что затягивание оплаты кредиторской задолженности (фактически бесплатного для компании ресурса) не такой уж и большой недостаток. При этом они все же не готовы доводить дело до конфликта с поставщиком. И если тот явно демонстрирует заинтересованность в оплате, шансы получить деньги резко повышаются. Впрочем, нельзя забывать о «человеческом факторе». Напоминание клиенту о необходимости заплатить многие сотрудники считают неприятной обязанностью, чреватой конфликтными ситуациями, и поэтому стараются такой разговор отложить. Выходом может стать небольшой психологический тренинг, на котором объяснят, например, какие стандартные отговорки используются покупателями и как их парировать. Острота проблемы снижается также подготовкой типовых писем-напоминаний нескольких степеней «жесткости». В заключении отметим, что полностью избавиться от безнадежных долгов практически невозможно. Мировая практика показывает, что в момент, когда продавец пытается увеличить продажи с помощью широкого предложения отсрочек платежа и скидок, доля так называемых «плохих» долгов растет быстрее, чем оборот. В этот момент необходимо усилить контроль за платежами. Впрочем, когда становится ясно, что долг безнадежен, возврат этих денег переходит в компетенцию юристов. Как правило, этим моментом можно считать подачу иска в арбитражный суд. Потери, которые приносят безнадежные долги (плюс расходы на истребование долга), могут достигать 5 — 10% от оборота компании. Полную работу АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ ОБОРОТНЫМИ АКТИВАМИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ , включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru Список использованной литературы 1. Большой экономический словарь / Под редакцией Азрилияна А.Н. - 5-е изд. Доп. и перераб.- Москва: Институт новой экономики, 2003. – 1280 с. 2. Бочаров В.В. Финансовый анализ.: – СПб. Питер, 2003. – 240с. 3. Быкова Е.В., Стоянова Е.С. Финансовое искусство коммерции.- М.: Перспектива, 1995.- 365 с. 4. Ван Хорн Д.К. Основы управления финансами. - М.: Финансы и статистика. - 1996. – 740 с. 5. Бороненко С.А., Маслова Л.И., Крылов С.И. Финансовый анализ предприятий. – Екатеринбург: Изд. Урал. гос. университета, 2003. – 340 с. 6. Бланк И.А. Управление активами. - Киев: Ника-Центр, Эльга, 2003.- 720 с. 7. Бланк И.А. Управление использованием капитала. — Киев: Ника-Центр, Эльга, 2000.— 656 с. 8. Гамова В.В. Закупка товаров - важнейший элемент коммерции в условиях рынка. Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 1998. – 254 с. 9. Гиляровская Л.Т. Экономический анализ: Учебник для вузов / - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 615 с.. 10. Грачев А.В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия:. – М.: Изд. "Финпресс", 2003. – 346 с. 11. Ермолович Л.Л., Сивчик Л.Г., Толкач Г.В., Щитникова И.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия:.– Минск: Интерсервисс; Экоперспектива, 2003. – 576 с. 12. Ефимов О.В. Финансовый анализ. – М.: Изд-во "Бухгалтерский учет", 1999. – 352 с. 13. Ковалев В.В, Финансовый анализ - М.: Финансы и статистика, 1999.- 352 с. 14. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 2003. – 462 с. 15. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: 2003. – 424 с. 16. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. – М.: ДиС, 2000. – 384 с. 17. Лебедев А.Н., Хаматова Л.А. Оборотные средства потребительских обществ: проблемы управления. Мурманск 1999. – 241 с. 18. Любушкин Н.П., Лещева В.Б., Дъякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия:. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 471 с. 19. Мануйлов А.В., Хайруллина М.В. Эффективность использования оборотных средств как фактор конкурентоспособности кооперативного опта; Учебно-практическое пособие. - Новосибирск: СибУПК, 2003 - 187 с. 20. Негашев Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка. – М.: Высш. школа, 2000. – 512 с. 21. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.– Минск: ООО "Новое знание", 2000. – 688 с. 22. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 479 с. 23. Тупицын А.Л. Управление оборотными активами торгового предприятия // Новосибирск, 2004, - 100с. 24. Финансовый менеджмент: / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003. – 408 с. 25. Фирон Х. Е. , Линдерс М. Р. Управление снабжением и запасами: Логистика (пер. с англ. ) СПб: Виктория плюс 2003 - 872 с. 26. Финансовый менеджмент: / Под ред. проф. Е.И. Шохина. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. – 408 с. 27. Холт Р. Н. Основы финансового менеджмента: Пер. с англ.- М.: Дело, 1993.- 548 с. Полную работу АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ ОБОРОТНЫМИ АКТИВАМИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ , включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru