Полную работу КОММУНИКАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСАМИ, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru Содержание Введение……………………………………………………………………... 4 1. Коммуникации в хозяйственной деятельности организации……... 6 1.1. Понятие и роль коммуникации в управлении финансами предприятия…………………………………………………………… 6 1.2. Формы и методы коммуникации……………………………… 11 1.3. Субъекты коммуникации управления финансами предприятия и их информационное обеспечение ……………….. 17 1.4. Пользователи информации о финансовом состоянии предприятия и субъекты управления финансами……………….. 29 2. Анализ коммуникаций в области управления финансами……..… 33 2.1. Краткая характеристика ЗАО «Актив»………………… 33 2.2. Система коммуникаций ЗАО «Актив» в управлении финансами предприятия……………………………………………. 37 3. Меры по усовершенствованию коммуникационного процесса в области управления финансами………………………………………… 59 Заключение…………………………………………………………………. 70 Библиографический список использованной литературы………….. 72 Приложения Полную работу КОММУНИКАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСАМИ, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru Введение В возрастающих условиях конкуренции перед руководством большинства предприятий стоит сложная задача выработки радикальных, разумных, экономически обоснованных мер по не допущению вхождения предприятия в фазу кризиса. Это возможно лишь в том случае, если уделяется достаточное внимание проблемам коммуникации с внешней и внутренней среды. Современный рынок требует гораздо большего, чем просто создание хорошего товара или услуги, назначение на него привлекательной цены и обеспечение его доступности для целевых потребителей. Предприятие должно осуществлять эффективную коммуникацию. Современное предприятие управляет сложной системой корпоративных коммуникаций. Сама она поддерживает коммуникации со своими посредниками, потребителями и различными контактными аудиториями. Ее посредники поддерживают коммуникации со своими потребителями и различными контактными аудиториями. Потребители занимаются устной коммуникацией в виде молвы и слухов, общения друг с другом и другими контактными аудиториями. Одновременно каждая группа поддерживает обратную коммуникативную связь со всеми остальными. Не мало важным в структуре коммуникаций является вопрос информационного обмена в управлении финансами. Цель работы – изучение средств коммуникации в области управления финансами. Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи: изучить понятийный аппарат в области коммуникаций; выделить основные центры и субъекты коммуникации в управлении финансами коммерческой фирмы, описать их взаимоотношение; рассмотреть на примере существующего предприятия структуру коммуникаций в области управления финансами; определить направления по её усовершенствованию. Объект исследования – общественные взаимоотношения в области управления финансами предприятия. Предмет исследования – финансовое состояние предприятия по данным финансовой отчетности ЗАО «Актив» за период с 1999 по 2001гг. Методы исследования финансового состояния предприятия: группировка, балансовый, графический, табличный, коэффициентный. Специфика дипломной работы заключается в виде деятельности предприятия. Полную работу КОММУНИКАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСАМИ, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru 1. Коммуникации в хозяйственной деятельности организации 1.1. Понятие и роль коммуникации в управлении финансами предприятия Термин "коммуникация" происходит от латинского "communis", означающего . Отсюда коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов. В процессе коммуникации при управлении финансами предприятия, информация передается от одного субъекта другому, систему которых мы рассмотрим в последующем разделе дипломной работы. В нашем случае информацией является показатели денежных потоков, финансовых результатов и полностью финансового состояния предприятия. Однако коммуникация и информация различные, но связанные между собой понятия. Коммуникация включает в себя и то, что передается, и то, как это передается. Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо, как минимум, наличие двух субъектов. Коммуникация предъявляет требования к каждому из участников управленческого взаимодействия. Так, каждый из участников должен обладать всеми или некоторыми способностями: видеть, слышать, осязать. Эффективная коммуникация требует от каждой из сторон определенных навыков и умений, а также наличия определенной степени взаимного понимания. Под средством коммуникации понимается все возможные средства передачи информации, у человека это может быть человеческая речь, органы осязания, в компьютерной среде это может быть персональный компьютер, сети «Интранет» и «Интернет». Углубленное изучение межличностной коммуникации предполагает рассмотрение ее как процесса, состоящего из этапов и стадий (рис. 1.1.). Рис. 1.1. Модель коммуникационного процесса Для того чтобы лучше понимать, что такое коммуникационный процесс нужно обратить внимание на его структуру. Коммуникационная сеть — это соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков (рис. 1.2.) . В данном случае рассматриваются не индивиды как таковые, а коммуникационные отношения между индивидами. Коммуникационная сеть включает потоки посланий или сигналов между двумя или более индивидами. Коммуникационная сеть концентрируется на выработанных в организации образцах этих потоков, а не на том, удалось ли передать значение или смысл послания. Однако коммуникационная сеть может влиять на сокращение или увеличение разрыва между посланным и полученным значением. Рис. 1.2. Межличностная коммуникационная сеть руководителя группы в организации Создаваемая руководителем сеть состоит из вертикальных, горизонтальных и диагональных связей. Вертикальные связи строятся по линии руководства от начальника к подчиненным. Горизонтальные связи осуществляются между равными по уровням индивидами или частями организации: между заместителями, между начальниками отделов, между подчиненными. Диагональные связи — это связи с другими начальниками и с другими подчиненными. Сеть этих связей создает реальную структуру организации. Задача формальной организационной структуры заключается в том, чтобы придать коммуникационным потокам правильное направление. Размеры подразделений в организации ограничивают возможности развития коммуникационной сети. Если размер группы увеличивается в арифметической прогрессии, то количество возможных коммуникационных отношений возрастает по экспоненте. Отсюда коммуникационная сеть в группе из 12 человек более разнообразная и сложная, чем в группе из трех человек. В зависимости от того, как построены коммуникационные сети, деятельность группы может отличаться большей или меньшей эффективностью. Существуют устоявшиеся образцы коммуникационных сетей для групп одной и той же или разной численности (рис. 1.3) . В сетях типа «кружок» члены группы могут коммуницировать только с теми, кто расположен рядом с ними. Рис 1.3. Образцы коммуникационных сетей в группах В сетях типа «колесо» представлена формальная, централизованная иерархия власти, при которой подчиненные коммуницируют друг с другом через своего начальника. Объективной основой такой ситуации является то, что лицо, находящееся в центре «колеса», имеет больше коммуникационных связей, чем другие члены группы. Он получает больше посланий, чаще признается другими членами группы как лицо, выполняющее лидерские функции, больше оказывает социального влияния на других членов группы, обычно несет большую ответственность за передачу информации, от него больше, чем от других, ожидается окончательное решение проблемы. Аналогичная картина наблюдается в сетях типа «Y». Такие сети называются централизованными и могут быть эффективны, если решаются простые проблемы. Другой тип властной иерархии представляют сети типа «цепочка», в которых появляются горизонтальные связи — элемент децентрализации. «Всеканальные» сети представляют полностью децентрализованные группы. Обычно это требуется, когда необходимо участие всех в решении сложных проблем. Такой подход называют еще открытыми коммуникациями. Знание типов коммуникационных сетей особенно важно для понимания отношений власти и контроля в организации. Известно, что сокрытие или централизация информации поддерживают властные отношения. Характер взаимозависимости работ и людей в группе или организации будет определять тип более эффективной коммуникационной сети. Простая взаимозависимость допускает использование централизованных сетей. Сложная взаимозависимость требует «командного» подхода к построению коммуникационных сетей. Однако сложная сеть может и не решить простую задачу. 1.2. Формы и методы коммуникации Традиционно выделяют две формы коммуникации: вербальную и невербальную. При вербальной коммуникации в качестве символов используются слова человеческого языка. Невербальная коммуникация предполагает передачу информации при помощи движений человеческого тела. В свою очередь, вербальная коммуникация подразделяется на устную и письменную. Таблица 1.1. Типы и методы коммуникации Естественно, что руководителей прежде всего интересует вопрос о том, какие коммуникационные методы следует выбрать для взаимодействия со своими сотрудниками. Здравый смысл подсказывает, а специальные исследования подтверждают, что выбор метода коммуникации зависит от характера передаваемой информации, находящихся в распоряжении руководителя ресурсов, особенностей получателя информации. Большинство руководителей предпочитают использовать несколько методов коммуникации, дополняющих и усиливающих друг друга. Например, после проведения совещания с подчиненными (устная коммуникация) направлять им меморандум с изложением основных моментов состоявшегося обсуждения. Таблица 1.2. Характеристика методов коммуникации Современные организации используют практически все доступные методы коммуникации для достижения стоящих перед ними целей. Ниже мы рассмотрим наиболее важное в современном управлении коммуникационное средство - электронная коммуникация. Электронная коммуникация является наиболее быстро развивающимся средством организационной коммуникации, позволяющим увеличить интенсивность информационного обмена в сотни раз. Сегодня 97000 сотрудников американской компании «Хьюлет-Паккард» в течение месяца обмениваются 20 миллионами электронных посланий, которые содержат около 3 триллионов знаков, и осуществляют около 250 тысяч электронных транзакций с клиентами . Электронная почта дополняет внутриорганизационные меморандумы такими важными характеристиками, как расширение адресатов (каждый сотрудник организации, имеющий ящик для электронный почты, может получить послание), высокая скорость передачи и обратной связи, снижает организационные издержки на бумагу, почту, курьеров. Электронная коммуникация в определенной степени позволяет преодолеть проблему взаимодействия в географически разбросанной организации, позволяет объединять усилия сотрудников, которые находятся за тысячи километров друг от друга. Используя «Лоту с Ноу тес Со-фтвэре» (компьютерную программу для работы в группе), консулътационная компания «Прайс Вотерхауз» в течение четырех дней подготовила предложение, которое позволило ей выиграть многомиллионный контракт у конкурентов, готовивших свое предложение несколько недель. В то же время использование электронных средств коммуникации порождает новые проблемы. Во-первых, сокращение прямых контактов между сотрудниками приводит к исчезновению эмоциального аспекта в деловых отношениях, дегуманизации труда, что увеличивает степень стресса и снижает мотивацию сотрудников. Во-вторых, объем информации, который может передаваться с помощью электронной почты, создает угрозу перегруженности сотрудников и в первую очередь руководителей. И, наконец, многие организации сталкиваются с проблемой сохранения конфеденциальности информации при использовании электронных сетей. Организации созданы таким образом, что информационный обмен в каждой из них осуществляется в соответствии с определенной внутренней логикой. Организационная структура и культура определяют кто, с кем и в какой форме может общаться внутри предприятия. В противном случае организации угрожает коммуникационный хаос и глубокий кризис. Для выполнения своих производственных функций сотрудники организации должны взаимодействовать, т.е. вступать в общение друг с другом. От того, насколько эффективно это общение, во многом зависит производственное поведение каждого из сотрудников и успех организации в целом. Руководитель одного из филиалов многонациональной компании в течение трех дней звонил в отдел поставок головного офиса, однако не заставал начальника отдела. Не застав его в четвертый раз, директор филиала попросил секретаря передать просьбу перезвонить начальнику отдела. Тот перезвонил только через день и выяснил, что из-за недопоставки оборудования объект не может быть сдан заказчику, и компания будет выплачивать штрафные санкции в размере 10 тысяч долларов в день. Если бы руководитель филиала выбрал более эффективный способ коммуникации (факс, электронную почту, детальное телефонное сообщение секретарю), убытков можно было бы избежать. Каждая организация имеет формальную систему коммуникации, которая предписывается формальной организационной структурой (рис. 1.4.). Рис. 1.4. Система коммуникации Из рисунка 1.4. видно, что в организации существуют три основных направления коммуникационных потоков: сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали. Каждое из направлений предполагает взаимодействие сотрудников, находящихся на разных уровнях организационной иерархии, поэтому существенно отличаются по своим целям, характеру передаваемой информации, методам, продолжительности и частоте. Коммуникация сверху вниз предполагает передачу информации от руководителя подчиненному, например, инструкции генерального директора своему заместителю, начальнику отдела. Этот вид коммуникации является наиболее распространенным в современных организациях: руководители среднего звена направляют более 70 процентов своих сообщений своим подчиненным, высшие руководители проводят около 50 процентов всего своего рабочего времени в общении с подчиненными. Коммуникация сверху вниз играет важнейшую роль в управлении организацией, поскольку непосредственно влияет на мотивацию и способность сотрудников выполнять свои производственные функции и, следовательно, обеспечивать достижение организационных целей. При коммуникации сверху вниз информация, как правило, проходит через значительное число организационных уровней, поэтому довольно большим является риск ее искажения, особенно при устной передаче. Коммуникация снизу вверх традиционно играла чисто информационную роль - для принятия решений руководителям всех уровней необходимо знать о положении дел на местах. Большинство современных организаций имеют формализованную систему статистических и аналитических отчетов, справок и т.д. Горизонтальная коммуникация осуществляется между сотрудниками, находящимися на одном иерархическом уровне: заместителями генерального директора, руководителями отделов человеческих ресурсов и продаж, инженерами конструкторского бюро. Основной целью горизонтальной коммуникации является обмен информацией для координации действий подразделений и сотрудников, т.е. для оптимизации производственного поведения и реализации целей организации. Значение этого вида коммуникации возрастает по мере того, как сокращаются количество иерархических уровней в организации и время, отпущенное на принятие управленческих решений, - обе эти тенденции четко прослеживаются в современном мире. Поскольку при горизонтальной коммуникации ее участники находятся на одном иерархическом уровне, информационный обмен может быть более дружелюбным и эффективным, чем в случае вертикальной коммуникации. Такой обмен является хорошим средством развития компетенции сотрудников, усиления их мотивации за счет межфункционального взаимообогашения, возможности посмотреть на проблему с другой точки зрения, расширения социальных контактов в организации. В то же время находящиеся на одном уровне работники могут конкурировать за организационные ресурсы, внимание и расположение руководства или рядовых сотрудников, что может осложнять коммуникационный процесс и отрицательно сказываться на результатах организации. Таблица 1.3. Внутриорганизационная коммуникация Окончание табл. 1.3. 1 2 3 Качество организационной коммуникации в области у правления финансами предприятия оказывает непосредственное влияние на его рентабельность, а соответственно и на прибыль, как основу деятельности любого коммерческого предприятия.. Значение коммуникации в управлении финансами возрастает по мере увеличения уровня информатизации современных организаций и ускорения перемен во внешней среде их деятельности, поэтому повышение ее эффективности является важным источником конкурентного преимущества в современном мире. 1.3. Субъекты коммуникации управления финансами предприятия и их информационное обеспечение Известно, что основой хозяйственной деятельности организации являются финансы, учет и анализ. Финансы - это . Результаты хозяйственных операций — финансовые отношения на уровне современной организации весьма разнообразны, в укрупненном виде они представлены на рисунке 1.5. Финансовые отношения представляют собой совокупность выплат и поступлений денежных средств организации. Главная задача финансов - рациональное размещение средств, эффективное их использование, поиск источников финансирования. Необходимую информацию для принятия финансовых и других управленческих решений дает учет. Оценка текущего и прошлого финансового состояния, результатов деятельности организации, ее места в рыночной системе осуществляется в ходе экономического анализа. Рис. 1.5. Схема финансовых отношений организации Цель управления финансами —. Финансовый механизм - это . Объектом управления являются финансовые ресурсы компании, источники их формирования и направления использования. Структура и процесс управления финансами предприятия представлены на рис. 1.6. Функции управления включают сбор информации для управления, ее анализ и способы принятия управленческих решений. В свою очередь, принятие решения объединяет прогнозирование (планирование), регулирование (оперативное управление) и контроль (ревизия и аудит). Финансовые методы управления финансовыми отношениями включают учет, экономический и финансовый анализ, финансовое планирование, финансовое регулирование и контроль. Финансовые методы управления представляют собой способ воздействия на хозяйственный процесс и реализуются через: - управление движением финансовых ресурсов; - управление коммерческими отношениями, связанными с соизмерением затрат и результатов, с материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование финансовых ресурсов. Функции финансов в сфере производства и обращения тесно связаны с коммерческим расчетом, который есть не что иное, как метод ведения хозяйства путем соизмерения в денежной (стоимостной) форме затрат и результатов хозяйственной деятельности, нацеленного на получение максимальных доходов или прибыли при минимальных затратах капитала и допустимом уровне риска в условиях конкурентной борьбы. Рис. 1.6. Структура и процесс функционирования системы управления финансами Реализация указанной цели требует соизмерения размеров вложенного (авансированного) капитала с финансовыми результатами деятельности, для чего необходимо рассчитать и сопоставить различные варианты вложения капитала по заранее принятому критерию выбора (максимум дохода или максимум прибыли на рубль капитала, минимум денежных расходов и финансовых потерь и др.). Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов. Реализацию финансовых методов обеспечивают финансовые инструменты, основными из которых являются: денежные средства; кредитные инструменты; финансовые показатели, с помощью которых управляющая система воздействует на хозяйственную деятельность, прежде всего прибыль, выручка, издержки; цены; дивиденды; финансовые санкции; налоги и т.д. Решения по управлению финансами организации определяются внешними (общий уровень деловой активности в стране, налоговая система, развитость и активность рынка ценных бумаг, темпы и уровень инфляции) и внутренними факторами (уровень ведения бухгалтерского учета в организации, достоверность финансовой отчетности, глубина и систематический характер проведения финансового анализа). Управление финансами базируется на разнообразной исходной информации. Ее можно рассматривать как систему потоков нормативных, плановых (бюджетных), статистических, бухгалтерских и оперативных сведений, первичной документации, а также информации, разрабатываемой специализированными фирмами. Все источники информации делятся на нормативно-плановые, учетные и внеучетные. Конкретизация отдельных потоков представлена в схеме на рис. 1.7. Обращает на себя внимание обилие информации, а также особенные современные ее виды, такие, как: реклама, которая, хотя пока и не совершенна, однако обладает значительными информационными возможностями; машинные источники; материалы печати, СМИ и Интернета; информация профессиональных консалтинговых фирм. К сожалению, последний из названных источников находится ныне в стадии становления, но важность его трудно переоценить. Информационно-маркетинговые центры, занимающиеся производством и реализацией информационных услуг о ситуации на рынках России и в других странах, позволяют отслеживать рейтинговые оценки ближайших конкурентов, облегчают формирование рациональных деловых решений. Как показано на рис. 1.7. информационный поток в целом направлен на получение итоговой информации: о результатах многовариантных расчетов; об оценках факторных и результативных показателей; о динамике, размахе и отклонениях исследуемых показателей и др. К исходной информации в управлении финансами предъявляются определенные требования. Главное из них — удовлетворять потребности широкого друга пользователей с разными и подчас противоречивыми интересами. Детализируя требования к учетной информации, обратим внимание на наиболее важные из них. Уместность (релевантность) учетной и отчетной информации означает ее своевременность, ценность, полезность для прогнозирования и оценки результатов. Достоверность информации характеризуется: правдивостью, соответствием нормативным актам и внутрихозяйственным положениям; нейтральностью, т.е. отсутствием в ней «нажима», подталкивания к принятию решения, в котором заинтересован вовсе не пользователь; возможностью проверки и прозрачностью; осмотрительностью — отражением расходов и убытков прежде, чем доходов и прибылей. Такое требование, как сопоставимость учетной информации, достигается в процессе проведения динамического и структурного анализа. Рис. 1.7. Состав информации для принятия управленческих решений Рациональность экономической информации предполагает ее достаточность, оперативность, высокий коэффициент использования первичной информации, отсутствие излишних данных, преодоление противоречия между систематическим ростом объема информации и постоянной ее нехваткой для рационального управления из-за высокой стоимости получения (приобретения) необходимых сведений. Важным критерием рациональности является не только отражающая, но и организующая роль информации, если она приспособлена к требованиям конкретного пользователя и может быть зафиксирована в качестве ноу-хау. Управление финансами позволяет усилить контрольную функцию за содержательностью и достоверностью экономической информации. Далеко не всегда исходная информация, например бухгалтерская отчетность, может быть признана достоверной. В качестве причин недостоверности могут быть: незнание составителями нормативных актов, содержания и порядка подготовки отчетности; невыполнение требований этих актов; прямая фальсификация, вуалирование сведений. В последнем случае виновником может оказаться креативный учет. Характерной тенденцией развития современного учета является рост его креативности, или творческого характера, проявляющегося в том, что специалисты, решая проблему выбора, могут применять учетные методы, не соответствующие общепринятой практике, стандартам и принципам. Креативный учет, с одной стороны, можно считать прогрессивным явлением в бухгалтерском деле, если при отсутствии других методов для отражения в учете новой хозяйственной операции он дает возможность достоверно оценить ситуацию в бизнесе. С другой стороны, креативный учет может быть нацелен на представление результатов деятельности организации в выгодном для нее свете, т.е. отражать желаемое, а не фактическое состояние дел. Среди моделей отрицательного креативного учета — сглаживание прибыли (занижение отчетных прибылей в успешные периоды деятельности и перенос их на убыточные годы), использование в этих целях изменения, например, методов начисления амортизации и др. Чаще всего негативные приемы креативного учета используются организациями, имеющими сложное финансовое положение, совместимое с предбанкротным состоянием или банкротством. Заметить косметические изменения отчетности, ее вуалирование достаточно сложно, требуются особая внимательность и высокая квалификация специалиста, занятого проверкой информации. При подготовке исходной информации к анализу следует убедиться в ее качестве. Для этого существуют приемы, в том числе такие, как проверка полноты отчетности, ее внешних реквизитов, правильности подсчета сумм по итоговым строкам, увязки отчетных форм, экономической логики показателей (проверка ответа на вопрос «Может ли такое быть?»). Большая роль в данном процессе принадлежит изучению итоговой части аудиторского заключения, содержания изменений учетной политики организации, пояснений к отчетности и сопутствующей ей информации. Использование указанных приемов позволит заметить не только влияние учетной политики на обоснованность отчетности, но и обнаружить приемы ее вуалирования. Процесс подготовки к анализу включает обеспечение сопоставимости данных, упрощение числовой информации, использование средних и относительных величин, сокращенного аналитического баланса и др. Аналитические расчеты — весьма трудоемкий процесс, поскольку связан с большим объемом разнообразных вычислений, что требует использования современной вычислительной техники. Технические качества ЭВМ дают возможность повысить эффективность аналитических расчетов: сократить сроки анализа; добиться более полного охвата влияния различных факторов на результаты хозяйственной деятельности; заменить приближенные расчеты более точными вычислениями; решать многомерные задачи анализа, не выполнимые традиционными методами; получать комплексную оценку эффективности коммерческой деятельности; своевременно готовить управленческие решения и т.п. Для автоматизированной обработки экономической информации кроме самих ПЭВМ необходимы базы данных о хозяйственной деятельности организации, общие и частные методики анализа, общее и функциональное программное обеспечение, представляющее собой сложную систему. Так, общее программное обеспечение наряду с операционной системой и сервисными программами включает: системы программирования (трансляторы с языков программирования); инструментальные программные средства (текстовые и графические, табличные процессоры и др.); прикладные программы (универсальные и специфические, пригодные только для анализа). На базе общего программного обеспечения разрабатываются локальные и комплексные программы функционального обеспечения для решения конкретных аналитических задач. Для того чтобы поставить ЭВМ на службу аналитику, требуется: вначале выполнить постановку задачи комплексного анализа, затем разработать алгоритм решения и математическое описание для ПЭВМ; сформировать новую информационную систему и создать банк данных для анализа; подготовить машинные программы решения аналитических задач на одном из машинных языков. Работа эта весьма трудоемкая, требующая высокой квалификации как аналитика, так и программиста. При наличии рынка готовых программных продуктов, отвечающих высоким требованиям, целесообразно обращаться к его услугам для организации компьютерного анализа хозяйственной деятельности. К наиболее известным на данный момент на российском рынке бизнес-приложениям, позволяющим вести анализ финансового состояния и результатов деятельности фирмы, относятся: «Экспресс Анализ» (фирма «Телеком-экспресс»), «ФинЭксперт» (фирма «Рос-экспертиза»), «Бэст-Ф» (фирма «Интеллект-Сервис»), AuiditExpert (фирма Pro-Invest Consulting) и "ИНЭК-АФСП". В России такие программы, как «Финансовый анализ» используются мало, что связано в первую очередь с тем, что большинство таких программ ориентировано «на нормальную» экономику, функционирующую в условиях стабильной политической ситуации. Поэтому большинство экономистов в России предпочитают пользоваться табличным процессором (например, Excel) для анализа и принятия решений. Наибольший объем информации, необходимой для управления финансами, содержит бухгалтерский баланс, актив которого характеризует имущество организации, его состав и состояние в денежной форме. В Российской Федерации актив баланса строится в порядке возрастающей ликвидности средств, т.е. в прямой зависимости от скорости превращения этих активов в денежную форму. Пассив баланса отражает состав и состояние прав на имущество, возникающее в процессе хозяйственной деятельности организации у предпринимателей, акционеров, государства, инвесторов, банков и др. Все обязательства организации делятся между собственниками и третьими лицами. Обязательства перед собственниками состоят из капитала, который организация получает от акционеров и пайщиков при учреждении или в виде дополнительных взносов, и из капитала, который организация генерирует в процессе своей деятельности, реинвестируя прибыль. Внешние обязательства бывают долгосрочными или краткосрочными и представляют собой юридические права инвесторов или кредиторов на имущество организации. Статьи пассива группируются по степени срочности погашения (возврата) обязательств. Баланс позволяет оценить эффективность размещения капитала, его достаточность для текущей хозяйственной деятельности и развития, размер и структуру заемных средств и эффективность их привлечения. Некоторые наиболее важные статьи баланса расшифровываются в приложении к балансу (ф. № 5). Вместе с данными ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках» и ф. № 3 «Отчет об изменениях капитала», ф. № 4 «Отчет о движении денежных средств» и ф. № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» баланс позволяет оценить финансовое состояние организации, рентабельность ее деятельности, реализованной продукции, определить величину чистой прибыли, остающейся в распоряжении организации, поток денежных средств и т.д. В соответствии с Законом РФ о бухгалтерском учете и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н) бухгалтерская отчетность коммерческих организаций предоставляется собственникам (учредителям) организации в соответствии с учредительными документами; налоговым органам; другим государственным органам, на которые возложена проверка отдельных сторон деятельности организации; органам Государственной статистики для обобщения и публичного использования информации внешними пользователями. Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных структурных подразделений, в том числе выделенных на самостоятельный баланс. Годовая бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год, т.е. с 1 января по 31 декабря календарного года, и представляется названным выше пользователям после утверждения учредителями или общим собранием акционеров не ранее 60 дней и не позднее 90 дней по окончании года. При наличии у организации дочерних и зависимых обществ, основное общество, помимо собственной бухгалтерской отчетности, составляет сводную отчетность группы взаимосвязанных организаций, которая представляется Минфину РФ, Минэкономики РФ и Государственному комитету РФ по статистике не позднее 1 августа следующего года. 1.4. Пользователи информации о финансовом состоянии предприятия и субъекты управления финансами В начале дипломной работы, мы уже упоминали, что в процессе коммуникации направленной на управления финансами предприятия обязательно участвуют субъекты. Субъектами управления финансами выступают пользователи экономической информации коммерческой организации как непосредственно, так и опосредованно заинтересованные в ее деятельности. Спектр основных пользователей информации представлен на рисунке 1.8. Рис. 1.8. Пользователи финансовой информации Заинтересованными в финансовой отчетности предприятия относятся те, кто связан с организацией участием в капитале, долговыми и другими хозяйственными отношениями. Опосредованно заинтересованные используют экономическую информацию в чисто профессиональных целях; эти пользователи информации непосредственно не заинтересованы в деятельности организации, но по условиям контракта должны защищать интересы первой группы пользователей. Различаются не только пользователи информации, но и их экономические интересы (участие) к хозяйственной деятельности компании, а также цели, которые они преследуют в ходе анализа (рис. 1.9). Рис. 1.9. Пользователи аналитической информации, их интересы и цель анализа Интерес собственников при анализе финансовых отчетов — повышение доходности на вложенный капитал (дивидендов или нормы дивиденда), обеспечение стабильности фирмы, оптимизация доли собственного капитала, повышение эффективности использования производственных ресурсов. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам, решить вопрос о продлении срока ссуды и условиях предоставления займа, гарантии возврата кредита, выгодность размещения капитала. Главная цель кредиторов — чистый денежный поток, ликвидность активов, надежность и стабильность получения выручки и прибыли. Внимание инвесторов обращено на уровень прибыли, которую они могут получить на вложенный капитал. Управленческий персонал (менеджмент компании) анализирует все сферы деятельности; для него анализ — это средство контроля и основной инструмент управления, поэтому управленцы осуществляют систематическое наблюдение за взаимосвязанными событиями, стремясь своевременно обнаружить проблемы, контролируют представление финансовой информации внешним пользователям. К неосновным пользователям экономической информации относятся страховые компании, аудиторские и консалтинговые фирмы, фондовые биржи, юридические фирмы, ассоциации, пресса, профсоюзы и др. В полном объеме финансовой информацией может воспользоваться только руководство предприятия. Все остальные субъекты экономического анализа пользуются только публичной информацией. Кроме того состав пользователей информации, входящей в информационную систему управления финансами, разделяется на внешних и внутренних потребителей. Внешние пользователи используют лишь ту часть информации, которая характеризует результаты хозяйственной деятельности предприятия. Подавляющая часть этой информации содержится в официальной финансовой отчетности, представляемой предприятием. Внутренние пользователи наряду с вышеперечисленной, используют значительный объем информации о хозяйственной деятельности предприятия, представляющей коммерческую тайну. Рассмотрев основные понятия в области коммуникации при управлении финансами предприятия можно перейти непосредственно к практическому анализу системы существующей организации на примере ЗАО «Актив», г. Искитим. Полную работу КОММУНИКАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСАМИ, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru 2. Анализ коммуникаций в области управления финансами 2.1. Краткая характеристика ЗАО «Актив» Прежде чем преступить к анализу коммуникаций в области управления финансами предприятия, необходимо, показать особенности его деятельности. Уставной капитал Общества составляет в 2002г. составлял 12 000 рублей и состоит из номинальной стоимости акций. Уставной капитал состоит из 12 000 штук обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 1 рубль каждая. Цель финансовой деятельности предприятия – получение прибыли. Основным из всех видов деятельности ЗАО СФ "Актив" является выполнение подрядных строительно-монтажных работ. Фактически выполненный объем строительно-монтажных работ и доля дохода от него в общих доходах Общества представлен в табл. 2.1. Таблица 2.1. Объем работ ЗАО СФ "Актив" Из табл. 2.1. видно, что за последний год анализируемого периода наблюдается снижение удельного веса строительно-монтажных работ в общем объеме работ по сравнению с 2000 г. на 20 %. Это произошло из-за увеличения общего объема работ ЗАО СФ "Актив". Чтобы узнать за счет чего вырос общий объем работ предприятия нам необходимо рассмотреть структуру работ и направлений деятельности ЗАО СФ "Актив", представленную на рис. 2.1. Рис. 2.1. Доли выполняемых видов работ и оказываемых услуг в общем объеме выручки за период с 1999 по 2001 гг. Анализируя структуру выполняемых видов работ и оказываемых услуг ЗАО "Актив" за период с 1999 по 2001 гг. необходимо отметить, что за 1999 и 2000 гг. структура работ изменилась незначительно. Однако структура работ предприятия за 2001 г. свидетельствует о том, что ЗАО "Актив" освоила новый вид деятельности – добыча сырья, доля которого в общем объеме работ составила 17 %, что, в свою очередь, и привело к значительному увеличению общего объема работ и тем самым снизило долю строительно-монтажных работ в общем объеме работ. Высшим органом управления Общества является общее собрание акционеров. Общество обязано ежегодно проводить общее собрание акционеров. На годовом общем собрании акционеров решается вопрос об избрании совета акционеров общества, ревизионной комиссии Общества, утверждение аудитора Общества, рассматривается предоставляемый Советом директоров годовой отчет Общества и иные документы. Совет директоров Общества осуществляет общее руководство деятельностью Общества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания акционеров. Председатель Совета директоров Общества организует его работу, созывает заседания Совета директоров Общества и председательствует на них, организует на заседаниях ведение протокола, председательствует на общем собрании акционеров. Генеральный директор Общества не может быть председателем Совета директоров Общества. Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется Генеральным директором Общества. В технико-экономическом отношении строительство как отрасль материального производства существенно отличается от других отраслей народного хозяйства. Это объясняется особым характером продукции строительства, условиями вложения денежных средств, их освоения и возврата, методами организации и управления строительным процессом, особенностями технологии строительного производства (рис. 2.2.). Большое влияние на технико-экономические показатели строительной продукции оказывает фактор времени. Продолжительность строительства любого объекта исчисляется не только месяцами, но во многих случаях – годами. Это вызывает отвлечение капитала их оборота на длительное время и практическое его "омертвление". Длительность цикла оборачиваемости капитала в строительстве в несколько раз больше, чем в промышленности, и в десятки раз больше чем в торговле. Поэтому принятие решения о вложении капитала в строительство сопровождается серьезными технико-экономическими расчетами. Особо актуальными для повышения эффективности строительства является проблема сокращения его продолжительности, ускорения ввода в действие объектов, повышения качества, улучшение системы управления, сокращение затрат ручного труда, снижение массы строительных конструкций, себестоимости работ на базе научно-технического прогресса и совершенствования хозяйственного механизма . 2.2. Система коммуникаций ЗАО «Актив» в управлении финансами предприятия Характеризуя коммуникационную структуру ЗАО «Актив» в области управления финансами выделим её основные характеристики. Коммуникационная система управления финансами предприятия ЗАО «Актив» относится к сетям типа "". Главный бухгалтер осуществляет формирование финансовой отчетности согласно предъявленным требованиям в первой главе дипломной работы на базе АРМ (автоматизированное рабочее место). Сформировав финансовую отчетность, бухгалтер передает её финансовому директору для её анализа и последующей разработки стратегии. Рис. 2.3. Структура управления финансами ЗАО «Актив» При разработке стратегии развития финансовый директор анализирует внутриорганизационное финансовое состояние и учитывая факторы внешней среды разрабатывает направления развития. Для анализа финансового состояния финансовый директор использует табличный процессор «Exсel». Генеральный директор является основным ключевым звеном в этой системе, осуществляя функцию общения между организацией и акционерами. На основе принятого решения советом директоров осуществляет контроль и своевременность исполнения бюджета. Коммуникации в области управления финансами ЗАО «Актив» осуществляется через внутриорганизационную электронную сеть типа «Интранет». По определению, Интранет – это внутренняя корпоративная сеть, в которой используются средства доступа, организации и хранения информации, присущие Интернет, т.е. используются Интернет технологии: протокол TCP/IP, Web, E-mail и т.д. Проанализируем основные центры в управлении финансами предприятия, к которым относятся бухгалтер и финансовый директор. Формирование финансовой отчетности бухгалтер производит на базе ПО (программного обеспечения) 1 «С» – Строительство. Опуская многие моменты, связанные с введением информации и её хранением, остановимся на формировании финансовой отчетности бухгалтером ЗАО «Актив» за отчетный период. В соответствии с п. 2 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 13.01.2000 № 4н, бухгалтерская отчетность включает: Бухгалтерский баланс - форма № 1; Отчет о прибылях и убытках - форма № 2. В состав годовой бухгалтерской отчетности дополнительно включаются: Отчет об изменении капитала - форма № 3; Отчет о движении денежных средств - форма № 4; Приложение к бухгалтерскому балансу - форма № 5. На основе этих данных проводится анализ финансового состояния предприятия. В программах системы "1С " предусмотрена автоматическая форма баланса. Как и все остальные формы годовой отчетности, она находится в меню "Отчеты" - "Регламентированные". Рис. 2.4. "Регламентированные отчеты в "1С " Форма № 1 предназначена для ввода, хранения и печати отчета "Бухгалтерский баланс". Рис. 2.5. "Отчет "Бухгалтерский баланс" в "1С" Окно формы состоит из двух частей. Верхняя часть окна используется для управления формированием баланса. В нижней части расположен бланк отчета - таблица, в которую вводится необходимая информация, и которая выводится на печать. При первом открытии отчета "Бухгалтерский баланс" сведения об организации извлекаются из информационной базы и автоматически заполняют титульный лист баланса. Те сведения, которые не хранятся в информационной базе, нужно ввести самостоятельно в соответствующие ячейки. В верхней части окна находятся кнопки управления составлением отчета. В составе промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности представляется "Отчет о прибылях и убытках" (форма № 2). Рис. 2.6. "Отчет о прибылях и убытках" в "1С" Также автоматически заполняются формы № 3 - № 5. Формы отчетности ежеквартально изменяются в соответствии с текущими нормативными документами, они не входят в саму конфигурацию, а являются внешними отчетами. Пред отправкой финансовому директору отчетность импортируется в табличный процессор «Excel». Стоит отметить, что в течении 2003г. ЗАО «Актив» планирует внедрить систему безбумажной электронной отчетности для коммуникации с налоговой инспекцией. Такое нововведение основано на принятом 10 января 2002 года Федеральный закон № 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи", который дает основу для построения деловых отношений между государством и юридическими лицами в режиме реального времени. Как сообщает пресс-центр УМНС Новосибирской области в 2003г. будут вводиться каналы связи на основе сети «Интернет». Сформировав отчетность для целей управленческого анализа, бухгалтер ЗАО «Актив» пересылает формы отчетности финансовому директору по сети «Интранет». Как мы уже указывали, для расчетов финансовый директор использует табличный процессор «Excel», объясняя тем, что в существующих ПО неучтена специфика предприятий строительной отрасли, использующиеся коэффициенты недостаточны для принятия управленческих решений. Рассмотрим процесс анализа финансовой отчетности финансовым директором. После того как финансовый директор получает по сети «Интранет» файлы с формами отчетности, проводится анализ основных показателей финансового состояния предприятия, а именно – ликвидность, платежеспособность, финансовая устойчивость. Все расчеты производятся автоматически, т.е. импортируя финансовые показатели в формы отчетности, процессор «Excel» пересчитывает их на основе заданных функций. Стоит отметить, что для расчета показателей, финансовый директор ЗАО «Актив» использует методику Савицкой Г.В. и Гиляровской Л.Т. Рис. 2.7. Форма расчета показателей финансового состояния предприятия Приведем примеры расчета коэффициентов ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости. Используя функции «Excel» задается формула расчета текущей ликвидности на конец 2001г . В «Excel» эта формула выглядит следующим образом: Рис. 2.8. Форма расчета показателей ликвидности в Excel Так анализ за период 1999 – 2001 года показал, что на 1999г. сумма ликвидных средств (оборотные активы) составила 11560 тыс. руб., а не ликвидные активы (внеоборотные активы) составляли 4172 тыс. руб., т.е. на 1 рубль неликвидных активов приходилось 2,77 рубля ликвидных. На 2001г. анализируемого периода произошло увеличение ликвидных активов на 13140 тыс. руб., а сумма неликвидных активов увеличилась на 104 тыс. руб., при этом соотношение ликвидных и неликвидных активов увеличилась до 5,78 рубля, тогда как рациональным считается такое соотношение, при котором на 1 рубль неликвидных активов должно приходиться 4–5 рублей ликвидных. Сопоставляя рекомендуемые значения коэффициентов ликвидности с расчетными их значениями, можно констатировать следующее. Значение коэффициента абсолютной ликвидности не выполнялось в течении всего периода и составляла – 0%. Значение коэффициента критической ликвидности значительно ниже критического его значения, равного 1, поскольку расчетное значение этого коэффициента в 1999 г. составило 0,55, в 2000 г. – 0,67, а в 2001 г. снизилось до 0,43. Предприятие может считаться платежеспособным, если выполняется следующее условие: на 1 рубль текущих обязательств необходимо как минимум иметь 1 рубль текущих активов, на самом же деле картина иная. Значение коэффициента текущей ликвидности за три анализируемых года практически не изменилось: в 1999 г. – 0,87, в 2000 г. – 0,85, а в 2001 г. – 0,92, что значительно меньше рекомендуемого 2, причем его значение снижается на 0,05. По данному показателю может быть признана неудовлетворительной структура баланса, а предприятие – объявлено банкротом, если в ближайшие шесть месяцев оно не сможет восстановить свою платежеспособность. Построим диаграмму динамики коэффициентов ликвидности за период с 1999 по 2001 гг . Рис. 2.9. Динамика коэффициентов ликвидности ЗАО "Актив" Для того чтобы установить сможет ли ЗАО СФ "Актив" восстановить свою платежеспособность, рассчитаем коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности по следующей формуле : где Кпбкп – коэффициент текущей ликвидности на конец анализируемого периода; Кпбнп – коэффициент текущей ликвидности на начало анализируемого периода; Т – анализируемый период, измеряемый количеством месяцев в нем; 1,5 – рекомендуемое среднее значение текущей ликвидности. Так если расчетное значение коэффициента восстановления (утраты) было бы равно 1 или больше, то предприятие в ближайшие шесть месяцев смогло бы восстановить свою платежеспособность. Однако по истечении 6 месяцев у ЗАО СФ "Актив" уровень платежеспособности станет еще меньше, так как коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности находится на уровне 0,61, что значительно ниже рекомендуемого значения равного единице. Таким образом, в процессе анализа ЗАО СФ "Актив" было выяснено что предприятие является неликвидным и неплатежеспособным. В связи, с чем должна изменится финансовая политика. Далее финансовый директор рассчитывает показатели финансовой устойчивости Анализ финансовой устойчивости на определенную дату позволяет установить, насколько рационально предприятие управляет собственными и заемными средствами в течении периода, предшествующего этой дате. Важно, чтобы состояние источников собственных и заемных средств отвечало стратегическим целям развития предприятия, так как недостаточная финансовая устойчивость может привести к его неплатежеспособности, т.е. отсутствию денежных средств, необходимых для расчетов с внутренними и внешними партнерами, а также с государством. В то же время наличие значительных остатков свободных денежных средств усложняет деятельность предприятия за счет их иммобилизации в изменении материально-производственные запасы и затраты . Оценка финансовой устойчивости предприятия производится посредством анализа структуры и состояния источников средств предприятия. Расчет показателей финансовой устойчивости производится так же на базе табличного процессора «Excel». Рис. 2.10. Форма расчета показателей финансовой устойчивости в Excel Приведем пример расчета коэффициента автономии на конец 2001г. Формула имеет вид : Ка = Для расчета в Excel эта формула выглядит следующим образом: Рис. 2.11. Диаграмма финансовой устойчивости ЗАО СФ "Актив" за период с 1999 по 2001 год Исходя из результатов расчетов, можно сделать заключение о том, что коэффициент автономии за анализируемый период снизился на 0,21 и на конец 2001 г. составил 0,07 при нормативном минимальном его значении 0.6. Это означает, что на каждый рубль авансированного капитала приходится 7 копеек собственных средств, и так как его значение меньше рекомендуемого (0,6), ЗАО "Актив" считается нессудозаемным. Этот же вывод подтверждает и ряд других показателей, характеризующих финансовую независимость ЗАО "Актив": коэффициент финансирования (0,93 > 0,4), коэффициент финансовой устойчивости, значение которого очень низкое – на начало 1999 г. – 0,39, а на конец 2001 г. показатель снизился до 0,07. Это означат, что на каждый рубль заемных средств в ЗАО "Актив" приходится лишь 7 копеек собственных средств при рекомендуемом соотношении – рубль на рубль. Рассматривая и анализируя финансовую независимость ЗАО "Актив" в части формирования оборотных средств, необходимо также отметить, что она полностью финансово зависима. Об этом свидетельствует значение показателя коэффициента маневренности собственного капитала (-1,14), который показывает, что все собственные средства иммобилизированы, что, в свою очередь, не позволяет свободно ими манипулировать. Таким образом, анализ финансовой устойчивости показал, что ЗАО СФ "Актив" является финансово нестабильным и финансово неустойчивым. Получив необходимые расчеты финансовый директор составляет план развития ЗАО «Актив» на перспективный период. Среди всех выявленных проблем в ходе проведенного анализа финансового состояния ЗАО "Актив" на данном этапе была выявлена проблема финансовой стабилизации (изыскания финансовых ресурсов). Эта проблема может быть решена на основе: План стратегии развития ЗАО "Актив" можно представить в виде схемы (рис. 2.12). Рис. 2.12. Схема стратегии развития ЗАО "Актив" На первом этапе стратегии развития необходимо провести реструктуризацию имущественного комплекса, так как ЗАО "Актив" находится в зоне неплатежеспособности. Под стратегической зоной хозяйствования понимается выход предприятия на определенные отраслевые рынки (определенная отраслевая направленность). Стратегические зоны хозяйствования следует описывать, пользуясь следующими параметрами: Очень важно оценивать набор стратегических зон хозяйствования по циклам спроса (рис. 2.12.). С точки зрения жизненного цикла спроса, стадии замедления роста и зрелость не искажение, а неизбежные последствия экономического развития товара. Рис. 2.12. Жизненный цикл спроса стратегической зоны хозяйствования Доход, получаемый от данного вида деятельности, является главнейшим критерием оценки выбора набора зон хозяйствования предприятия. Изменение доходности предприятия зависит от динамики изменения выручки от реализации строительной продукции по каждой зоне хозяйствования и уровня материальных затрат. Рентабельность затрат рассчитывается по формуле: где V – выручка от данного вида работ; М – материальные затраты на производство. Таким образом, анализ стратегических зон хозяйствования ЗАО "Актив" можно представить в форме таблицы 2.2. Таблица 2.2. Анализ стратегических зон хозяйствования ЗАО "Актив" за 2001 г. 9. Сфера общественного питания, 4 % 2517,55 3025,4 -507,85 -16,8 Стадия D – "затухание" -0,2 Итого 62938,0 62142,0 796,0 +1,3 — -0,14 По данным табл. 2.2. можно сказать следующее: В результате проведенного анализа перспектив роста, рентабельности затрат и рентабельности продаж всех имеющихся зон хозяйствования, ситуации на рынке строительно-монтажных работ и строительных материалов, мы пришли к выводу, что целесообразнее будет сохранить полный портфель имеющихся стратегических зон хозяйствования, снизив при этом до минимума долю нерентабельного производства, и выделить новые перспективные зоны хозяйствования фирмы. По итогам проведения маркетинговых исследований была выявлена потенциальная потребность рынка в отделочных работах высокого качества (евроремонт) как квартир, так и помещений под офис и торговые залы. В долгосрочной перспективе ЗАО "Актив" следует изменить направление деятельности ремонтно-строительного участка и специализировать его на отделочных работах с обязательной переквалификацией и обучением специалистов. В настоящее время большим спросом как у частных лиц, так у организаций пользуются строительные материалы и изделия. Этот рынок растет и конкуренция на нем довольно высока. Но предпочтение отдается высокому качеству, оригинальному оформлению и невысоким ценам. Если это будет предложено ЗАО "Актив", то достаточно высокий конкурентный статус на рынке специальных строительных материалов ей обеспечен. Таким образом, принимая во внимание сезонный характер основного вида деятельности фирмы, имеющийся опыт в вырубке лесных массивов при строительстве дорог, а также наличие специальных производственных фондов, материальных и трудовых ресурсов – все это позволяет ЗАО "Актив" в долгосрочной перспективе разработать программу освоения и внедрения процесса заготовки древесины в зимний период и ее частичной переработке для собственных нужд и ее реализации на сторону. В дальнейшем, изучив потребительский рынок строительных материалов и изделий и определив номенклатуру изделий, пользующихся повышенным спросом ЗАО "Актив" необходимо наладить производство наиболее перспективных строительных материалов на базе уже имеющегося деревообрабатывающего цеха. Выявленные новые зоны хозяйствования для ЗАО "Актив" представляют наибольший интерес, привлекательность и эффективность в качестве стратегии диверсификации в долгосрочной перспективе (т.е. распространение хозяйственной деятельности на новые сферы, расширение ассортимента производимых изделий, видов предоставляемых услуг и выполняемых работ), потому как для ее осуществления требуется определенная инвестиционная и финансовая база, экономические условия и другие предпосылки успешной реализации данной стратегии. В действительности же, наиболее реальной в сложившейся ситуации и в ближайшей перспективе является стратегия развития направленная на: Для наглядного обоснования выбранной стратегии развития составим прогноз-анализ стратегических зон хозяйствования с учетом намеченных мероприятий по реализации стратегии на 2003 г. на основе базовых показателей в сопоставляемых ценах (без учета инфляции) (табл. 2.3.). Таблица 2.3 Прогноз-анализ стратегических зон хозяйствования ЗАО "Актив" на 2003 г. По результатам таблицы 2.3. видим, что в результате осуществления ряда намеченных мероприятий ожидаемая прибыль вырастет на 957,59 тыс. р. (в 1,2 раза) и составит 1753,59 тыс. р. Рост рентабельности производства в целом по предприятию ожидается на 1,6 %, что составит 2,9 %. При этом уровень доходности как по видам деятельности, так и в целом по предприятию планируется прежний (-0,14). Таким образом, выбранная стратегия развития направляется вверх по коммуникационной сетке генеральному директору, который изучает документы и вносит коррективы в план развития. Далее сформированные документы распечатываются и представляются совету директоров, которые в свою очередь вносят коррективы и направляют данный документ на исполнение. На этом этапе, цепочка коммуникации ЗАО «Актив» в области управления финансами замыкается. Полную работу КОММУНИКАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСАМИ, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru 3. Меры по усовершенствованию коммуникационного процесса в области управления финансами Эффективное управление финансами по нашему мнению возможно только за счет автоматизации всех процессов управления финансами, т.е. комплексного подхода. В предыдущей главе мы указывали, что для расчетов финансового состояния предприятия финансовый директор использует табличный процессор «Excel» в силу указанных причин, тем самым, увеличивая число операций в схеме коммуникационной сетки. Таким образом, основным критерием для ПО (программного обеспечения) управления финансами ЗАО «Актив» со стороны финансового директора является возможность его дополнительной настройки. Другим условием со стороны совета директоров к ПО являлось его возможность удаленного доступа через сеть Интернет. Это обеспечило бы оперативность получения текущей информации и в тоже время его прозрачность для участников совета директоров. Анализ современных аналитических программных продуктов позволяет утверждать, что часть идей и методических подходов к построению системы комплексного анализа, нашла свое воплощение при создании соответствующих компьютерных программ. Так, например, к системам комплексного анализа можно отнести Project Expert компании «Про-Инвест ИТ» в состав которой входит программа Audit Expert. Программа «Audit Expert» компании «Про-Инвест ИТ» предусматривает комплексность реализации финансового анализа, заключающуюся в возможности проведения ретроспективного и перспективного анализа. Одной из функций программы «Audit Expert» является консолидация финансовой отчетности предприятий, количество которых практически не ограничено (свыше 1500 предприятий). При этом имеется возможность аналитического ранжирования предприятий на основе критериев, задаваемых пользователем, с выделением лучших и худших по своим финансовым характеристикам предприятий. Однако, несмотря на достаточно широкие функциональные возможности современных аналитических компьютерных программ, есть основания утверждать, что на сегодняшний день отсутствуют программные продукты, всецело отвечающие критериям и характеристикам комплексного экономического анализа. Так, названные выше программные продукты в качестве основного (а подчас и единственного) источника формирования информационной базы используют финансовую отчетность предприятия. И если в программе «Audit Expert» предусмотрена возможность аналитической корректировки данных финансовой отчетности организации, что представляется особенно необходимым и важным в условиях инфляционной экономики, то в программах других фирм подобные функции, как правило, отсутствуют. Подобное ограничение информационной базы комплексного анализа рамками финансовой отчетности предприятия допусти- мо только при проведении внешнего анализа. В целом же ограниченность информационной базы не дает возможности проведения научно обоснованных комплексных аналитических исследований. Следует отметить, что на важность и сложность проблем формирования информационной базы комплексного анализа в условиях автоматизированной обработки данных указывала С.Б. Барнгольц, подчеркивая, что «система бухгалтерского учета и формы бухгалтерской и статистической отчетности недостаточно приспособлены для проведения комплексного анализа хозяйственной деятельности предприятий и хозяйственных объединений. В процессе проектирования подсистемы аналитической обработки информации обнаружится недостаточность информации по одним вопросам программы анализа и избыточность по другим» . Как показывает изучение сегодняшнего состояния информационной базы комплексного анализа, ограниченного рамками отчетности и бухгалтерского учета, актуальность этого утверждения не утрачена и на сегодняшний день. Следует подчеркнуть, что независимо от объемных и качественных характеристик информационной базы комплексного экономического анализа в компьютерной среде важно строго соблюдать выполнение принципа однократного ввода исходной информации. При проведении комплексных экономических исследований информационная база анализа должна формироваться в расчете на ее использование в пределах не одной задачи, а комплекса аналитических задач. Таким образом, создается автоматизированный банк данных, сосредоточивающий весьма значительный по объему массив учетной, нормативно-справочной, плановой и иной информации. В дальнейшем путем интегрированной аналитической обработки информации одни и те же исходные данные могут быть задействованы в решении многих аналитических задач. Именно таким способом организации формирования исходной информационной базы комплексного анализа обеспечивается выполнение принципа однократного ввода информации с последующим многоцелевым, многоаспектным ее использованием. Мы сознательно достаточно подробно рассмотрели вопросы развернутой классификации программных продуктов по экономическому анализу согласно их целевому назначению, считая этот признак основным в предложенной нами классификации видов экономического анализа (рис. 3). Раскрывая содержание указанной классификации, мы затронули и другие классификационные признаки видов экономического анализа, а именно по характеру принимаемых решений, периодичности проведения, по субъектам, проводящим анализ, по изучаемым объектам. Подводя итоги изучения современных программных продуктов по экономическому анализу в рамках наиболее важных его квалификационных признаков, хотим указать на основные аналитические возможности наиболее распространенных и широко используемых на сегодняшних день программ экономического анализа (табл. 3.1). Таблица 3.1. Основные аналитические возможности наиболее распространенных современных программных продуктов Таблица 3.2. Дополнительные аналитические возможности наиболее распространенных современных программных продуктов Если в рамках использования того или иного программного продукта можно реализовать конкретную функцию, то в таблице это отмечено знаком «плюс» («+»), если нет, то в соответствующей позиции таблицы стоит знак «минус» («-»). Если же рассматриваемая функция представлена в значительно меньшей степени, чем в других программах, по сути дела является лишь обозначенной, а не действительно реализованной, то в соответствующей позиции таблицы проставлен знак «плюс-минус» («±»). Как видно из таб. 3.1. и 3.2., основные возможности наиболее распространенных аналитических программ связаны с проведением ретроспективного финансового анализа. К числу наименее разработанных аспектов построения таких программ следует отнести вопросы методики аналитической корректировки стоимостных показателей информационной базы анализа, расширение самой информационной базы за счет включения в нее данных счетов бухгалтерского учета, в том числе и аналитических счетов, а также внеучетной информации. Однако наиболее полным набором соответсвующим нашим требованием обладает ПО Project Expert компании «Про-Инвест-ИТ»). Кроме перечисленных возможностей Project Expert позволяет проводить анализ по методу безубыточности. Если говорить об автоматизированных способах анализа, то необходимо сказать, что использовать электронные таблицы Excel не очень удобно. Причины этого следующие: Сложность ввода информации. В большинстве случаев анализ безубыточности проводится вкупе с другими видами финансового анализа, в результате чего желательно использовать единую модель издержек, продуктов и т. д., иначе придется несколько раз вводить большие объемы исходных данных в различные расчетные модули, что, кроме всего прочего, чревато дополнительными ошибками. Сложность использования при большой номенклатуре издержек, продуктов и других данных. Трудности с осуществлением анализа чувствительности полученных результатов расчетов в связи с использованием достаточно грубых допущений, описанных выше (в силу этого в большинстве случаев чувствительность имеет смысл анализировать только с помощью тех показателей, без которых невозможна корректная интерпретация полученных результатов, а для того, чтобы отобрать такие показатели, требуется использовать компьютерное моделирование). Сложность согласования работы различных расчетных модулей, задействованных в анализе всей проблемы в целом. Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что для анализа безубыточности следует применять имитационное компьютерное моделирование, и наилучшим выбором здесь будет комплексный инструмент финансового моделирования с возможностями, предоставляемыми программами типа Project Expert (РЕ). Рис. 3.1. Результаты анализа безубыточности в системе РЕ (стандартный расчет) С использованием этой программы (рис. 3.1.), в седьмой версии которой (далее – РЕ7) существенно расширены функциональные возможности, процедура анализа безубыточности будет выглядеть следующим образом: Проведение предварительной аналитической работы (установление цели анализа, сбор исходных данных и т. д.). Построение финансовой модели компании, включающей (укрупненно): - описание номенклатуры продуктов; - описание переменных издержек (по каждому из продуктов); - описание постоянных издержек; - описание доходной части (цены, текущие объемы продаж, скидки и т. д.) - разнесение издержек (в различных вариантах); - установление различных ограничений и взаимосвязей модели - например, ограничений по объему производства или продаж (большинство шагов по формированию модели в программе автоматизированы). Проведение проверки модели и ее корректировка (при необходимости). Проведение всех необходимых расчетов с использованием модели (включая как сам анализ безубыточности с анализом чувствительности, так и другие необходимые виды анализа). Интерпретация полученных результатов, подготовка необходимых отчетов и принятие решения. Для проведения анализа безубыточности, в большей степени соответствующего специфике проблемы данного предприятия, аналитики могут составлять собственные схемы расчета с использованием «таблиц пользователей» (рис. 3.2). Рис. 3.2. Составление своей собственной схемы расчета в системе РЕ7 с использованием "таблиц пользователей" Использование для анализа безубыточности таблиц пользователя позволяет, например, отследить в динамике ситуацию с основной деятельностью компании в зависимости от различных параметров, влияющих на значение критического объема продаж (рис. 3.3). Рис.3.3. Динамика ситуации с основной деятельностью компании в зависимости от различных параметров РЕ7 предлагает удобные средства для создания собственных расчетных моделей: при формировании таблиц можно использовать не только простейшие арифметические действия, но и составлять сложные зависимости, используя соответствующий аппарат, доступный через кнопку «Формула» (рис. 3.4). Рис. 3.4. Средства для создания собственных расчетных моделей в системе РЕ7 Таким образом, с аналитика и лица, принимающего решение (ЛПР), снимается львиная доля рутинной, нетворческой работы – ввод исходных данных, составление схемы расчетов (модели) и скрупулезное соблюдение допущений и ограничений. Подводя итоги рассмотрения вопросов совершенствования средств коммуникации в области управления финансами целесообразно сформулировать основную задачу организации управления финансами в компьютерной среде. Так, основная задача организации управления финансами в компьютерной среде заключается в обеспечении принятия своевременных научно обоснованных решений по различным аспектам управления деятельностью хозяйствующих субъектов с учетом как можно более широкого воздействия существенных факторов внутренней и внешней среды. В качестве основных особенностей организации управления финансами в компьютерной среде можно назвать следующие характеристики. 1 Повышение системности управления финансами, что обусловлено необходимостью четкой формализации аналитических задач при их решении в автоматизированном режиме, формализация аналитических задач устраняет их дублирование, способствует более четкому определению объема и качественного состава информационной базы управления финансами. 2. Повышение степени научной обоснованности управленческих решений, что связано с возможностью анализа воздействия достаточно широкого круга внутренних и внешних факторов, оказывающих существенное воздействие на исследуемый объект. 3. Повышение достоверности и надежности полученных результатов и выводов, поскольку проведение экономического анализа в компьютерной среде делает возможным оперативное проведение корректировки стоимостных показателей исходных форм финансовой отчетности и бухгалтерского учета, что приобретает особую важность и актуальность в условиях инфляционной экономики. 4. Расширение возможностей реализации аналитических исследований в режиме реального времени, оперативного и ситуационного видов анализа. 5. Увеличение возможностей проведения многовариантного прогнозного анализа, предусматривающего обработку и расчет многовариантных подходов и решений поставленной задачи с целью выбора наиболее оптимального управленческого решения. Именно в компьютерной среде создаются реальные условия для проведения многовариантного оперативного управления финансами хозяйственной деятельности предприятия. 6. Повышение действенности управления финансами, что обусловлено как высокой степенью научной обоснованности управленческих решений, так и возможностью их своевременного принятия. 1. Расширение возможностей для проведения комплексных аналитических исследований, связанных с обработкой больших массивов исходной аналитической информации. Заключение Анализ коммуникаций в области управления финансами ЗАО «Актив» показал, что коммуникационная система управления финансами предприятия ЗАО «Актив» относится к сетям типа "цепочка". Коммуникации в области управления финансами ЗАО «Актив» осуществляется через внутриорганизационную электронную сеть типа «Интранет». Основными центрами в управлении финансами предприятия, являются бухгалтер и финансовый директор. Формирование финансовой отчетности бухгалтер производит на базе ПО (программного обеспечения) 1 «С» – Строительство. Главный бухгалтер осуществляет формирование финансовой отчетности согласно предъявленным требованиям на базе АРМ (автоматизированное рабочее место). Сформировав финансовую отчетность, бухгалтер передает её финансовому директору для её анализа и последующей разработки стратегии. При разработке стратегии развития финансовый директор анализирует внутриорганизационное финансовое состояние и учитывая факторы внешней среды разрабатывает направления развития. Для анализа финансового состояния финансовый директор использует табличный процессор «Exсel». Однако использование электронных таблиц Excel вызывает неудобства, связанные с большим массивом информации. Генеральный директор является основным ключевым звеном в этой системе, осуществляя функцию общения между организацией и акционерами. На основе принятого решения советом директоров осуществляет контроль и своевременность исполнения бюджета. На базе изученного материала мы пришли к выводу о необходимости внедрения комплексной базы управления финансами предприятия. Анализ современных аналитических программных продуктов показал, что наиболее целесообразным для внедрения является программный комплекс Project Expert компании «Про-Инвест ИТ». Внедрение этого комплекса позволит проводить анализ безубыточности проектов и формирования бюджетов предприятия и как следствие повысит контроль за финансами. Полную работу КОММУНИКАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСАМИ, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru Библиографический список использованной литературы 1. Анализ экономической деятельности предприятия / Под. ред. Л.Л. Ермолович. – Минск: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2002. – 592 с. 2. Басовский Л.Е. Менеджмент: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 216 с. 3. Большаков А.С. Менеджмент: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2000. – 160 с. 4. Бороненко С.А., Маслова Л.И., Крылов С.И. Финансовый анализ предприятий. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2001. – 210 с. 5. Бочаров В.В. Финансовый анализ: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2001. – 240 с. 6. Бочаров В.В. Управление денежным оборотом предприятий и корпораций. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 144 с. 7. Бузырев В.В., Ивашенцева Т.А., Кузьминский А.Г., Щербаков А.И. Экономика строительного предприятия: Учеб. пособие. – Новосибирск: НГАСУ, 1998. – 312 с. 8. Быкадыров В.А., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия: Практическое пособие. – М.: Приор, 2000. – 306 с. 9. Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1999. – 186 с. 10. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учеб. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Гардарики, 1999. – 296 с. 11. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. –М.: Гардарики, 1998. – 527 с. 12. Гиляровская Л.Т. Экономический анализ: Учебник для вузов / - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-615с. 13. Глазунов В.Н. Финансовый анализ и оценка риска реальных инвестиций. – М.: Финстатинформ, 1997. – 135 с. 14. Грачев А.В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия: Учеб.-практ. пособие. – М.: Изд-во "Финпресс", 2002. – 208 с. 15. Дикман Л.Г. Организация, планирование и управление строительным производством: Учеб. для строительных вузов и факультетов. – 2-е изд. доп. и перераб. – М.: Высш. школа, 1982. – 480 с. 16. Ермолович Л.Л., Сивчик Л.Г., Толкач Г.В., Щитникова И.В. Анализ хозяцственной деятельности предприятия: Учеб. пособие. – Минск: Интерсервисс; Экоперспектива, 2001. – 576 с. 17. Ефимов О.В. Финансовый анализ. – 3 изд-е, перераб. и доп. – М.: Изд-во "Бухгалтерский учет", 1999. – 352 с. 18. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования: Учеб. Пособие. – М.: Изд-во «Финпресс», 1998. – 192 с. 19. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие. – М.: ТОО «Остожье», 1999. – 336 с. 20. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 512 с. 21. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001. – 424 с. 22. Козлова Е.П. Бухгалтерский учет в организациях. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 20 с. 23. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. – М.: ДиС, 2000. – 384 с. 24. Кузнецов А. Автоматизация анализа безубыточности. // Управление компанией, № 1, май 2001 г. 25. Любанова Т.П., Мясоедова Л.В., Олейникова Ю.А. Стратегическое планирование на предприятии: Учеб. Пособие. – М.: Изд-во ПРИОР, 2001. – 272 с. 26. Любушкин Н.П., Лещева В.Б., Дъякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 471 с. 27. Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. – Минск: Интерсервисс; Экоперспектива, 2001. – 167 с. 28. Маркарян Э.А., Герасименко Г.П., Маркарьян С.Э. Финансовый анализ: учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. – 224 с. 29. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск,: Сибирское соглашение, 29001. – 288 с. 30. Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001. –343 с. 31. Негашев Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка. – М.: Высш. школа, 2000. – 236 с. 32. Николаева С.А. Учетная политика организации на 2002 г.: Принципы формирования, содержание, практические рекомендации, авторская проверка. – Изд. 7, перераб. и доп. – М.: Аналитик–Пресс, 2002. – 368 с. 33. Организация строительным производством: Учеб. для вузов / Т.Н. Цай, П.Г. Грабовый, В.А. Большаков и др. – М.: АВС, 1999. – 432 с. 34. Основы менеджмента: Учеб. Для вузов / Под ред. Д.Д. Вачугова. – М.: Высш. Школа, 2001. – 367 с. 35. Подъяблонская Л.М. Финансовое состояние предприятия в условиях рынка // Финансы. – 1999. – № 4. – С. 17–20. 36. Портер М. Международная конкуренция. – М.: Междунар. отн., 2001. – 898 с. 37. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность / Под ред. С.А. Панова. – М.: Изд-во "Экономика", 1999. – 288 с. 38. Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции / К.А. Волкова, И.П. Дежкина, Ф.К. Казакова, И.А. Сергеева. – М.: Изд-во «Экономика», НОРМА, 1997. – 526 с. 39. Русак Н.А., Русак В.А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования. – М.: Высш. школа, 1999. – 309 с. 40. Ручьев А.П. Организация управления деятельности строительных предприятий в условиях рынка. – Новосибирск: НГАС, 1995. – 99 с. 41. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – 4-е изд. доп. и перераб. – Минск: ООО "Новое знание", 2000. – 688 с. 42. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 479 с. 43. Серов В.М. Управление строительством в России. Каким ему быть? // Экономика строительства. – 2001. – № 10. – С. 2–13. 44. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. – СПб.: Питер, 2000. – 416 с. 45. Стратегическое планирование / Под ред. Э.А. Уткина. – М.: Тандем, 2000. – 235 с. 46. Сухова Л.Ф., Чернова Н.А. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 160 с. 47. Тупицын А.Л. Коммуникации в области управления финансами // Новосибирск, 2003. – 100с. 48. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. проф. Е.И. Шохина. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. – 408 с. 49. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации: Учеб.-практ. пособие. – изд. 4-е перераб. и доп. – М.: ЗАО «Бизнес-школ Интел-Синтеза», 2000. – 368 с. 50. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 208 с. Полную работу КОММУНИКАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСАМИ, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru