Полную работу АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДПРИЯТИЙ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО КОМПЛЕКСА, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru Содержание Введение…………………………………………………………………… 3 1. Рентабельность в оценке деятельности организации…………… 5 1.1. Рентабельность как показатель эффективности деятельности организации………………………………………… 5 1.2. Система показателей рентабельности………………………. 10 1.3. Факторы, определяющие финансовые результаты и эффективность деятельности организации……………………… 12 1.4. Информационная база анализа рентабельности ………….. 19 2. Анализ рентабельности санаторно-курортного учреждения Санаторий «Актив» …………………………………. 21 2.1. Характеристика Санаторий «Актив»…… 21 2.2. Анализ показателей рентабельности Санаторий «Актив»…………………………………………………… 37 2.3. Факторный анализ рентабельности продаж и затрат Санаторий «Актив»…………………………… 44 2.4. Факторный анализ рентабельности активов Санаторий «Актив»……………………………………. 47 2.5. Факторный анализ рентабельности собственного и заемного капиталов Санаторий «Актив»……. 59 3. Направления по повышению эффективности коммерческой деятельности Санаторий «Актив»…………………. 66 3.1. Маржинальный анализ прибыли и рентабельности……… 66 3.2. Стратегия развития Санаторий «Актив».. 69 Заключение………………………………………………………………… 76 Список использованной литературы…………………………………... 79 Приложение Полную работу АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДПРИЯТИЙ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО КОМПЛЕКСА, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru Введение Переход к рыночной экономике требует от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения эффективных форм хозяйствования и управления производством, инициативы, активизации предпринимательства и т.д. Важная роль в реализации этой задачи отводится экономическому анализу деятельности субъектов хозяйствования. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, выявляются резервы эффективности производства и реализации продукции, работ, услуг, оцениваются результаты деятельности. Анализ финансово-экономической деятельности можно считать важнейшим средством руководства и контроля производственно-хозяйственной деятельности предприятия , учреждения или организации любой организационно-правовой формы, в любой из отраслей хозяйства. В современной литературе достаточно широко освещены теоретические аспекты анализа финансово-экономической деятельности предприятий промышленной сферы. В то же время крайне мало публикаций, посвященных анализу деятельности предприятий и учреждений, относящихся к отрасли туризма и, в частности, санаторно-курортным. Между тем, санаторно-курортный комплекс является важной составной частью лечебно-оздоровительного туризма. Исследование эффективности коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов санаторно-курортного комплекса представляет практический интерес. В экономическом анализе результаты деятельности предприятий могут быть оценены такими показателями, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Однако значений перечисленных показателей недостаточно для того, чтобы сформировать мнение об эффективности деятельности того или иного предприятия. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена лишь во взаимосвязи с другими показателями, отражающими вложенные в предприятие средства. Поэтому для характеристики эффективности работы санаторно-курортного комплекса в целом, доходности различных направлений деятельности (хозяйственной, финансовой, предпринимательской) в экономическом анализе рассчитывают показатели рентабельности (или доходности). Необходимо отметить, что показатели рентабельности являются важными элементами, отражающими факторную среду формирования прибыли санаторно-курортных комплексов. Кроме того, показатели рентабельности применяются при анализе эффективности управления предприятием, при определении долгосрочного благополучия организации, используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. В связи с вышеизложенным, тема дипломной работы: «Оценка рентабельности коммерческой деятельности на примере санатория «Актив» представляется особенно актуальной. Целью данной работы является всестороннее изучение эффективности коммерческой деятельности одного из ведущих санаториев Новосибирской области, через показатели рентабельности. Для достижения этой цели предполагается решить ряд задач: 1.Дать определение рентабельности, его сущности и задачи анализа. 2.Рассчитать систему показателей рентабельности Санаторий «Актив» и выявить факторы повлиявшие на их уровень; 3.Проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы, на основании которых предложить направления дальнейшего развития предприятия. В ходе работы были использованы труды известных специалистов в области финансового анализа, таких как Гиляровская Л.Т, Селезнева Н.Н., Шеремет А.Д. и т.д. 1. Рентабельность в оценке деятельности организации 1.1. Рентабельность как показатель эффективности деятельности организации Для оценки эффективности работы предприятий и организаций недостаточно использования показателя прибыли, поскольку наличие прибыли еще не означает, что организация работает хорошо. Абсолютная сумма прибыли не позволяет судить о степени доходности той или иной организации, сделки, идеи. Многие организации, получившие одинаковую сумму прибыли, имеют различные объемы продаж, разные затраты. Поэтому для определения эффективности произведенных затрат необходимо использовать относительный показатель — уровень рентабельности [2, с. 144]. Прибыль и рентабельность — тесно взаимосвязанные понятия, но не тождественные по своим аналитическим возможностям. Рентабельность целесообразно рассматривать с двух позиций — как объективную экономическую категорию и как качественный показатель. Рассмотрим некоторые определения рентабельности. Рентабельность – [1, с. 547]. Рентабельность — [8, с. 74]. В экономической теории применяется несколько определений категорий рентабельности: - В любом определении рентабельность будет означать Значимость коэффициента рентабельности в условиях ориентации на рыночные отношения определяется интересом к нему не только работников данной организации, но и интересом государства, контрагентов, собственников, кредиторов и заемщиков. Повышение уровня рентабельности для коллектива организации означает укрепление финансового положения, а следовательно, увеличение средств, направляемых на материальное стимулирование их труда, для управленцев — это информация о результатах применяемой тактики и стратегии и о целесообразности ее корректировки. Собственников (акционеров и учредителей) показатель рентабельности интересует с точки зрения прибыльности их паевых и учредительских взносов в составе общих вложений. Если уровень рентабельности возрастает, то возрастает интерес к данной организации, других потенциальных акционеров, цена акций в этом случае тоже возрастает. У организации появляется возможность не только дальнейшего развития данного вида деятельности, но и возможность получения более высоких дивидендов. И наоборот, при падении уровня рентабельности интерес к вложениям в данную организацию падает. Кредиторов и заемщиков денежных средств уровень рентабельности и его изменение интересует с точки зрения реальности получения процентов по обязательствам, снижения риска невозврата заемных средств, платежеспособности клиента и возможностей для дальнейшего его развития. Динамика рентабельности санаторно-курортного учреждения изучается также налоговыми службами, фондовыми биржами, профессиональными ассоциациями. Спектр основных пользователей информации представлен на рисунке 1.1. Рис. 1.1. Пользователи финансовой информации Заинтересованными в финансовой отчетности предприятия относятся те, кто связан с организацией участием в капитале, долговыми и другими хозяйственными отношениями. Различаются не только пользователи информации, но и их экономические интересы (участие) к хозяйственной деятельности компании, а также цели, которые они преследуют в ходе анализа (рис. 1.2). Рис. 1.2. Пользователи аналитической информации, их интересы и цель анализа В полном объеме финансовой информацией может воспользоваться только руководство предприятия. Все остальные субъекты экономического анализа пользуются только публичной информацией. Кроме того, состав пользователей информации, входящей в информационную систему управления финансами, разделяется на внешних и внутренних потребителей. Внешние пользователи используют лишь ту часть информации, которая характеризует результаты хозяйственной деятельности предприятия. Подавляющая часть этой информации содержится в официальной финансовой отчетности, представляемой предприятием. Внутренние пользователи наряду с вышеперечисленной, используют значительный объем информации о хозяйственной деятельности предприятия, представляющей коммерческую тайну. По значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность предприятия получать достаточную прибыль на инвестиции. Для долгосрочных кредиторов инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса. Устанавливая связь между суммой прибыли и величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли. В процессе прогнозирования с фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений. Кроме того, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов. Таким образом, можно сделать вывод, что показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. 1.2. Система показателей рентабельности В мировой практике достаточно широко используется система показателей рентабельности для оценки эффективности работы фирмы (компании), ее текущего положения, для сравнительного анализа привлекательности различных сфер бизнеса. Система коэффициентов рентабельности объединяет три класса [12, с. 59]: 1) рассчитываемые на основе прибыли от продаж; 2) рассчитываемые для оценки отдачи производственных активов; 3) рассчитываемые на основе потоков наличных денежных средств. Сюда входят следующие коэффициенты: - рентабельность продаж; - рентабельность активов; - рентабельность собственного капитала; - рентабельность заемного капитала; - рентабельность совокупных вложений; - рентабельности ресурсов (трудовых и материальных). Методика расчета нижеприведенных коэффициентов основана на применении чистой (ЧП) и прибыли от продаж (ПР). Показатели рентабельности измеряют прибыльность с разных позиций. Общая формула расчета рентабельности: (1.1.) где П - прибыль организации; V- показатель, по отношению к которому рассчитывается рентабельность. В качестве числителя может выступать: - прибыль от продажи продукции; - прибыль до налогообложения; - прибыль до уплаты процентов и налогов (экономическая прибыль); - чистая прибыль. В знаменателе могут быть: - активы (или капитал) организации; - собственный капитал; - перманентный капитал (сумма собственного капитала и долгосрочных заемных средств); - текущие активы: - основные производственные средства; - производственные средства (сумма основных производственных средств и производственных оборотных фондов); - выручка от реализации услуг; - себестоимость. Использование такого обширного состава показателей и их сочетаний для расчета рентабельности в практической и аналитической работе — следствие сложности финансово-хозяйственной деятельности, это затрудняет адекватную интерпретацию полученных результатов. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы организации в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности организации и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. 1.3. Факторы, определяющие финансовые результаты и эффективность деятельности организации Фактор — это существенное обстоятельство в каком-либо явлении, процессе, исходная составляющая чего-либо [2, с. 312]. Классификация факторов представляет собой распределение их по группам в зависимости от общих признаков. Она позволяет глубже разобраться в причинах изменения исследуемых явлений, точнее оценить место и роль каждого фактора в формировании величины результативных показателей. Исследуемые в анализе рентабельности факторы могут быть классифицированы по разным признакам (рис. 1.3) [14, с. 56]. По своей природе факторы подразделяются на природно-климатические, социально-экономические и производственно-экономические. Природно-климатические факторы оказывают большое влияние на результаты деятельности в сельском хозяйстве, в добывающей промышленности, лесном хозяйстве и других отраслях. Учет их влияния позволяет точнее оценить результаты работы субъектов хозяйствования. К социально-экономическим факторам относятся жилищные условия работников, организация культурно-массовой, спортивной и оздоровительной работы в организации, общий уровень культуры и образования кадров и др. Производственно-экономические факторы определяют полноту и эффективность использования производственных ресурсов организации и конечные результаты его деятельности. По степени воздействия на результаты хозяйственной деятельности факторы делятся на основные и второстепенные. К основным относятся факторы, которые оказывают решающее воздействие на результативный показатель. Рис.1.3. Классификация факторов Второстепенными считаются те, которые не оказывают решающего воздействия на результаты хозяйственной деятельности в сложившихся условиях. Здесь необходимо заметить, что один и тот же фактор в зависимости от обстоятельств может быть и основным, и второстепенным. Умение выделить из разнообразия факторов главные, определяющие обеспечивает правильность выводов по результатам анализа. Большое значение при исследовании экономических явлений и процессов и оценке результатов деятельности организаций имеет классификация факторов на внутренние и внешние, то есть на факторы, которые зависят и не зависят от деятельности данной организации. Основное внимание при анализе должно уделяться исследованию внутренних факторов, на которые организация может воздействовать. Вместе с тем во многих случаях при развитых производственных связях и отношениях на результаты работы санаторно-курортных организаций в значительной степени оказывает влияние деятельность других субъектов рынка, например, равномерность и своевременность поставок товаров, их качество, стоимость, конъюнктура рынка, инфляционные процессы и др. Нередко на результатах работы организации отражаются перемены в области специализации и производственной кооперации. Эти факторы являются внешними. Они не характеризуют усилия данного коллектива, но их исследование позволяет точнее определить степень воздействия внутренних причин на результаты деятельности и тем самым более полно выявить внутренние резервы повышения ее эффективности. Для правильной оценки деятельности организаций факторы необходимо подразделять на объективные и субъективные. Объективные, например стихийное бедствие, не зависят от воли и желаний людей. В отличие от объективных субъективные причины зависят от деятельности юридических и физических лиц. По степени распространенности факторы делятся на общие и специфические. К общим относятся факторы, которые действуют во всех отраслях экономики. Специфическими являются те, действие которых проявляется в условиях отдельной отрасли экономики или организации. Такое деление факторов позволяет полнее учесть особенности отдельных организаций, отраслей экономики и точнее оценить их деятельность. По времени воздействия на результаты хозяйственной деятельности различают факторы постоянные и переменные. Постоянные факторы оказывают влияние на изучаемое явление беспрерывно на протяжении всего времени. Воздействие же переменных факторов проявляется периодически, например освоение новой техники, новых видов продукции, новой технологии производства и т.д. Большое значение для оценки деятельности санаторно-курортных организаций имеет деление факторов по характеру их действия на интенсивные и экстенсивные. К экстенсивным относятся факторы, которые связаны с количественным, а не с качественным приростом результативного показателя, например увеличение объема продажи услуг, увеличения объема товарных запасов, количества рабочих и т.д. Интенсивные факторы характеризуют степень усилия, напряженности труда в процессе реализации, например повышение фондоотдачи, ускорения оборачиваемости. Если при анализе ставится цель измерить влияние каждого фактора на результаты хозяйственной деятельности, то их разделяют на количественные и качественные, сложные и простые, прямые и косвенные, измеримые и неизмеримые. Количественными считаются факторы, которые выражают количественную определенность явлений (количество рабочих, оборудования, запасов и т.д.). Качественные факторы определяют внутренние качества, признаки и особенности изучаемых объектов (производительность труда, качество продукции). Большинство изучаемых факторов по своему составу являются сложными, состоят из нескольких элементов. Однако есть и такие, которые не раскладываются на составные части. В связи с этим факторы делятся на сложные (комплексные) и простые (элементные). Примером сложного фактора является производительность труда, а простого — количество рабочих дней в отчетном периоде. Как уже указывалось, одни факторы оказывают непосредственное влияние на результативный показатель, другие — косвенное. По уровню соподчиненности (иерархии) различают факторы первого, второго, третьего и последующих уровней подчинения. К факторам первого уровня относятся те, которые непосредственно влияют на результативный показатель. Факторы, которые определяют результативный показатель косвенно, при помощи факторов первого уровня, называются факторами второго уровня и т.д. Факторами первого уровня являются среднегодовая численность работающих и среднегодовая производительность труда. Количество отработанных дней одним работающим и среднедневная производительность труда — факторы второго уровня относительно валовой продукции. К факторам же третьего уровня относятся продолжительность рабочего дня и среднечасовая производительность труда. Воздействие отдельных факторов на результативный показатель может быть определено количественно. Вместе с тем имеется целый ряд факторов, влияние которых на результаты деятельности организаций не поддается непосредственному измерению, например обеспеченность персонала жильем, детскими учреждениями, уровень подготовки кадров и др. Количественную оценку перечисленных факторов производят с помощью ряда параметров, основными из которых являются: - изменения цен; - изменения в объеме продукции; - изменения в структуре продаж; - экономия от снижения издержек обращения; - изменения издержек обращения за счет структурных сдвигов; - изменение цен и тарифов на услуги; - изменение цен на 1 руб. продукции. На величину прибыли оказывают влияние также эффект производственного и финансового рычага. Рассмотрим более подробно две группы факторов влияющих на размер прибыли и рентабельности санаторно-курортной организации: К группе внешних факторов относятся: - уровень развития экономики страны в целом; - меры регулирования деятельности организаций со стороны государства; - природные (климатические) факторы, транспортные и другие условия, вызывающие дополнительные затраты у одних организаций и обусловливающие дополнительную прибыль у других; - изменение не предусмотренных планом организации цен на сырье, продукцию, материалы, топливо, энергоносители, покупные полуфабрикаты; тарифов на услуги и перевозки; торговых скидок; надбавок; норм амортизационных отчислений; ставок арендной платы; минимальной заработной платы; начислений на нее; ставок налогов и других сборов, выплачиваемых организациями; - нарушения поставщиками, снабженческо-сбытовыми, вышестоящими хозяйственными, финансовыми, банковскими и другими органами государственной дисциплины по хозяйственным вопросам, затрагивающим интересы организации. Вторая группа объединяет факторы, непосредственно связанные с результатами деятельности организации, с предпринимательской активностью субъекта, а также обусловленные нарушением организацией государственной дисциплины. К основным факторам этой группы относятся: Факторами, связанными с нарушениями хозяйственной дисциплины, являются: Таким образом, рассмотренные выше факторы, влияющие на финансовые результаты деятельности организации, должны являться предметом тщательного анализа со стороны финансовых служб организации. 1.4. Информационная база анализа рентабельности Необходимый объем информации, для анализа рентабельности активов и пассивов, содержит бухгалтерский баланс, актив которого характеризует имущество организации, его состав и состояние в денежной форме. В Российской Федерации актив баланса строится в порядке возрастающей ликвидности средств, т.е. в прямой зависимости от скорости превращения этих активов в денежную форму. Пассив баланса отражает состав и состояние прав на имущество, возникающее в процессе хозяйственной деятельности организации у предпринимателей, акционеров, государства, инвесторов, банков и др. Все обязательства организации делятся между собственниками и третьими лицами. Обязательства перед собственниками состоят из капитала, который организация получает от акционеров и пайщиков при учреждении или в виде дополнительных взносов, и из капитала, который организация генерирует в процессе своей деятельности, реинвестируя прибыль. Внешние обязательства бывают долгосрочными или краткосрочными и представляют собой юридические права инвесторов или кредиторов на имущество организации. Статьи пассива группируются по степени срочности погашения (возврата) обязательств. Баланс позволяет оценить эффективность размещения капитала, его достаточность для текущей хозяйственной деятельности и развития, размер и структуру заемных средств и эффективность их привлечения. Некоторые наиболее важные статьи баланса расшифровываются в приложении к балансу (ф. № 5). Вместе с данными ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках» позволяет оценить рентабельность затрат и продаж, определить величину чистой прибыли, остающейся в распоряжении организации. В соответствии с Законом РФ о бухгалтерском учете и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н) бухгалтерская отчетность коммерческих организаций предоставляется собственникам (учредителям) организации в соответствии с учредительными документами; налоговым органам; другим государственным органам, на которые возложена проверка отдельных сторон деятельности организации; органам Государственной статистики для обобщения и публичного использования информации внешними пользователями. Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных структурных подразделений, в том числе выделенных на самостоятельный баланс. Годовая бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год, т.е. с 1 января по 31 декабря календарного года, и представляется названным выше пользователям после утверждения учредителями или общим собранием акционеров не ранее 60 дней и не позднее 90 дней по окончании года. При наличии у организации дочерних и зависимых обществ, основное общество, помимо собственной бухгалтерской отчетности, составляет сводную отчетность группы взаимосвязанных организаций, которая представляется Минфину РФ, Минэкономики РФ и Государственному комитету РФ по статистике не позднее 1 августа следующего года. Полную работу АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДПРИЯТИЙ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО КОМПЛЕКСА, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru 2. Анализ рентабельности санаторно-курортного учреждения Санаторий «Актив» 2.1. Характеристика Санаторий «Актив» Санаторий «Актив» является одним из ведущих санаторно-курортных учреждений в Новосибирской области. Санаторий «Актив» был создан в 1965 году и на данный момент готов принять одновременно до 300 пациентов. Санаторий «Актив» является лидером среди санаториев по наличию собственных курортных факторов, зарегистрированных Минздравом РФ и Томским НИИ Курортологии и физиотерапии. Единственный в регионе владелец Лицензии Министерства геологии РФ на эксплуатацию и добычу сульфидно-иловой грязи. Используется в лечении также: сухая и жидкая лечебная рапа озера «Островное»; кумыс из натурального кобыльего молока и разливаемые в р.п. Краснозерском минеральные воды с различными параметрами, гарантированного высокого качества: Новопокровская, Карачинская, Доволенская. Расположена здравница в трехстах километрах от г. Новосибирска в экологически чистой природно-климатической зоне: на юге Западно-Сибирской низменности, в лесостепи, на живописном берегу реки Карасук. В дни заезда организована доставка отдыхающих комфортабельным автобусом санатория от ст. метро «Октябрьская» (отправление в 9-00), а также рейсами от автовокзала и ж/д вокзала города Новосибирска. Отдыхающих встречает транспорт санатория на автовокзале р/п Краснозёрское. Рис. 2.1. Расположение Санаторий «Актив» Санаторий имеет право оказывать большой комплекс медицинских услуг, диагностического и лечебного профиля. Кроме того достаточно большое количество бытовых и прочих услуг, направленных на повышение комфортности лечения и проживания. С 2001 года санаторий получил лицензию на оказание лечебных и оздоровительных услуг в режиме детского лагеря круглогодичного действия. Это позволило расширить диапазон категорий отдыхающих, а также увеличило заполняемость здравницы, которая как и все другие учреждения Пятигорского курорта постоянно испытывает проблемы в привлечении отдыхающих. Все виды деятельности санатория лицензированы и аккредитованы. В санатории оказывается более 25 видов медицинской деятельности и более 15 видов бытовых, развлекательных, спортивных услуг. Профиль Санаторий «Актив» заключается в следующем: 1. Болезни костно-мышечной системы. - ревматоидный артрит - болезнь Бехтерева и другие системные заболевания соединительной ткани. - остеохондроз позвоночника, артриты и полиартриты нетуберкулезного происхождения, деформирующие остероартрозы. 2. Болезни нервной системы - болезни периферической нервной системы, болезни тройничного и лицевого нервов, смещение межпозвонковых дисков. - болезни вегетативной нервной системы: полинейропатии, соляриты, симпатоганглиониты. - болезни центральной нервной системы, арахноидит, энцефалит, миелит. - функциональные и другие болезни нервной системы: неврастения, вегетативно-сосудистая дисфункция. 3 Болезни мочеполовой системы. - хронические воспалительные заболевания женской и мужской половой сферы, бесплодие, импотенция, спаечная болезнь малого таза. - хронические заболевания почек. 4. Заболевания органов дыхания. - воспалительные заболевания легких. - хронический ларингит, тонзиллит , ринит, гайморит. 5. Аллергические и кожные хронические неспецифические заболевания. - аллергодерматозы, - нейродермиты, - псориаз. 6. Болезни органов пищеварения - воспаление пищевода, язвенная болезнь желудка и 12 перстной кишки - хронические гастриты, хронические холециститы, хронические панкреатиты - болезни оперированного желудка, хронические колиты. 7. Педиатрия Лечение детей с 3 лет со всеми перечисленными заболеваниями. Здравница располагает мощной лечебной и диагностической базами, необходимыми для лечения. В санатории имеются: грязевое и ванное отделения, лабораторно-диагностический корпус, бассейн, сауна, спортивный и современный тренажерный залы, а также кабинеты: - кабинет электрогрязелечения; - кабинет 4-х камерных ванн; - кабинет иодобромных укутываний, озокерита; - кабинет гидропатии; - кабинет ручного массажа; - кабинеты физиотерапии и светолечения, оснащенные современным новейшим оборудованием; - ингаляторий; - солярий; - кабинеты для проведения гинекологических и кишечных процедур; - клиническая лаборатория; - кабинет фиброгастродуоденоскопии и ректороманоскопии; - кабинет функциональной и ультразвуковой диагностики, электонейромиографии; - стоматологические кабинеты - терапевтический и ортопедический; - фитокабинет. При необходимости проводятся диагностические обследования: по назначению врача выполняются лабораторные анализы, электрокардиография, ультразвуковые и эндоскопические исследования, электронейромиография, консультации узких специалистов. Санаторий «Актив» располагается в современном четырехэтажном комфортабельном корпусе, с двухместными комнатами, оборудованный лифтом и соединенный теплым переходом с водогрязелечебницей, сауной, лабораторно-диагностическим корпусом, тренажерным залом, клубом, столовой, а также два корпуса улучшенной планировки одно- и двухместных номеров типа «люкс» и 70 местный детский корпус готовы принять одновременно до 300 человек. Созданы условия для проживания и лечения инвалидов-колясочников - оборудованы лифты и пандусы. Предоставляются дополнительные услуги (не входящие в стоимость путевки): - междугородный телефон; - почтовые услуги; - телефон-факс, электронная почта; - сауна + бассейн; - пункт проката; - транспортные услуги; - охраняемая автостоянка; - конные прогулки верховые и в упряжи; - катание на снегоходе; - организованная рыбалка. Еще одно новшество - верховые конные прогулки и катания в упряжи, походы. С 2002 года на базе санатория действует детский оздоровительный лагерь «Земляничная поляна» круглогодичного действия. Главной целью создания лагеря является проведение оздоровительных мероприятий детям, нуждающимся в лечении в возрасте 6-15 лет. Для проживания детей созданы оптимальные условия, как в главном, так и в отдельных корпусах: столовая, игровые комнаты, спортивный зал, библиотека. В лагере осуществляется учебная и воспитательная деятельность. C учетом потребностей и возможностей ребенка образовательные программы осваиваются в очной форме на базе средней школы. Расписание занятий составляются с учетом лечебно-охранительного режима. В свободное время квалифицированными педагогами-воспитателями организуется досуг ребят: различные конкурсно-развлекательные мероприятия, игровая деятельность, спортивные занятия, конные прогулки, туристические программы. Отметим, что заполняемость санатория составляет практически 100%. Цены на услуги и проживание в Санаторий «Актив» аналогичны основным конкурентам. Таблица 2.1. Прейскурант цен на 3 квартал с 15 июня по 1 октября (в рублях) Номера Стоимость койко-дня Цена путевки кол-во дней Всего Лечение Питание Прожив. 10 14 18 21 1. 2. 3. 4. 5. Руководит здравницей директор-главный врач, врач высшей квалификационной категории. Рис. 2.2. Организационная структура Санаторий «Актив» Численность персонала Санаторий «Актив» имеет тенденцию к росту, так в 2002г. численность составила 125 человек против 120 в 2001г. Финансовое состояние Санаторий «Актив» определяется по балансу [14, с.78]. Таблица 2.2. Агрегированный баланс Санаторий «Актив» на начало 2002 – 2003 гг. Показатель На начало 2002г. На начало 2003г. Изменения В натуральном измерении, руб. Удельный вес, % В натуральном измерении, руб. Удельный вес, % В натуральном измерении, руб. Удельный вес, % Как мы видим из таблицы 2.2. наибольший удельный вес в активах Санаторий «Актив» занимают внеоборотные активы, в частности основные средства. На балансе Санаторий «Актив» числится четырех этажное здание, включая постройки. Как это влияет на финансовое состояние Санаторий «Актив» поможет дать анализ ликвидности. Так в зависимости от степени ликвидности, т.е. скорости превращения в денежные средства, активы организации подразделяются на 4 группы [4, с.78]. Таблица 2.3. Группировка активов баланса по срокам их превращения в денежные средства и пассивов по степени срочности их оплаты Группа Активы Пассивы 1 2 3 Бухгалтерский баланс является ликвидным, если соблюдаются следующие соотношения (неравенства): Первые три неравенства означают, необходимость соблюдения неизменного правила ликвидности — превышения активов над обязательствами. Таблица 2.4. Анализ ликвидности баланса Санаторий «Актив» АКТИВ На начало 2002г. На начало 2003г. ПАССИВ На начало 2002г. На начало 2003г. Платежный излишек (недостаток) На начало 2002г. На начало 2003г. Таким образом, на начало 2003г. наблюдается платежный недостаток, что говорит о не ликвидности баланса. Вместе с тем отметим, что данная ситуация характерна для всей отрасли. Из полученных данных по Отчету о прибылях и убытках за 2001 – 2002 г. валовая прибыль предприятия увеличилась на 672830 руб. и составила 1753050 руб. Таблица 2.5. Формирование валовой прибыли Санаторий «Актив за 2001 – 2002г. Показатель 2001г. 2002г. Изменения В натуральном измерении, тыс.руб. Удельный вес, % В натуральном измерении, тыс.руб. Удельный вес, % В натуральном измерении, тыс.руб. Удельный вес, % Рис. 2.3. Рост объема выручки от реализации услуг Санаторий «Актив» за 2000-2002г. Из табл. 2.5. видно, что затраты на услуги в 2002г. выросли в меньшей степени, чем выручка от реализации, следовательно, в отчетном периоде по сравнению с предыдущим рентабельность продаж повысилась на 3,07%. Рис. 2.4. Удельный вес прибыли и себестоимости в выручке от реализации услуг в 2001 – 2002г., % Кроме того, выручка от реализации услуг и вместе с тем прибыль Санаторий «Актив» подвержена сезонности. К примеру, в первом квартале рентабельность услуг составила 37,84%, во втором - 0,13%, в третьем – 18,47 и в четвертом – 7,55. Во втором квартале низкая рентабельность объясняется спадом спроса на санаторные услуги и вместе с тем высокой себестоимостью. Как правило затраты в этот период снижаются незначительно. Хотя руководство Санаторий «Актив» предпринимает меры для снижения фактора сезонности. В 2002г. была разработана стратегия диверсификации направления на поиск новых направлений развития. Так была запущено производство солей «Рапа», открыта новая услуга по круглогодичному проживанию матерей с детьми в целях оздоровления. Рис. 2.5. Удельный вес прибыли и себестоимости в выручке от реализации услуг, % Рис. 2.6. Удельный вес прямых и косвенных затрат в полной себестоимости, % В ходе анализа очень важно изучить факторы которые повлияли на прибыль а вместе с тем и рентабельность. Как свидетельствует обобщающая информация табл. 2.6. на изменение прибыли от продаж оказали следующие факторы: - объема выручки (нетто) от услуг; - структуры реализации; - себестоимости услуг; - цен на реализацию услуг. Для проведения факторного анализа используем необходимую информацию табл. 2.5. и аналитической табл. 2.6., исходные данные которых позволяют рассчитать влияние факторов на изменение прибыли от продаж. Инфляция цен и себестоимость услуг и продукции за период с 2001 по 2002г. составила 12 %. Таким образом, коэффициент равен 1,12. Исходя из данных табл. 2.6. рассчитаем влияние факторов на изменение (прирост) прибыли от продаж. Таблица 2.6. Исходная информация для расчета влияния факторов на изменение (прирост) прибыли от продаж Санаторий «Актив» за 2001-2002г. Показатель и его условное обозначение 2001г. Реализация отчетного года по ценам и затратам предыдущего года (специальный расчет) 2002г. Методика расчета влияния факторов на прирост прибыли от продаж за 2001 – 2002г. включает шесть этапов. Первый шаг. Расчет прироста прибыли от продаж (?Р): Второй шаг. Расчет темпа роста объема продаж в сопоставимых ценах: Третий шаг. Расчет прироста прибыли в связи со снижением объема продаж на 7,59% (107,59-100) . Итак, влияние первого фактора — изменения объема продаж на прирост прибыли от продаж составил: Четвертый шаг. Расчет изменения себестоимости. 12958,3 — 11569,91 = +1388,39 руб. Это означает, что прибыль от продаж уменьшится на эту сумму в связи с увеличением себестоимости, т.е. Р(s) составит -1388,39 руб., т.е. второй фактор оказал внимание на - 1388,39 руб. Пятый шаг. Расчет влияния на изменение прибыли от продаж увеличения цен (четвертый фактор). Сравним два объема продаж отчетного периода, рассчитанных по ценам предыдущего и отчетного годов: 14711,35 — 13135,13 = 1576,22 руб. Это свидетельствует о том, что продавали услуги и продукцию по более высоким ценам и получили в связи с этим прибыль P(Ц) на сумму: + 1576,22 руб. Шестой шаг. Расчет влияния изменения структурных сдвигов в реализации услуги продукции (в сторону увеличения или уменьшения продаж более рентабельных услуг) на изменение прибыли от продаж (пятый фактор). Для этого выполним расчет по предлагаемой методике: 156522,32 - (1080,22 х 1,0759) = 1565,22 – 1162,17 = + 403, 06 руб. Расчеты показывают, что в организации уменьшилась прибыль от продаж на 403, 06 руб. в связи с изменением структуры продаж, в частности, за счет увеличения объема продажи нерентабельных услуг и продукции P(стр) на сумму 403, 06 руб. Таким образом, основными факторами, повлиявшими на увеличение прибыли является изменение структуры себестоимости (прямых и косвенных расходов) и объемов продажи услуг. 2.2. Анализ показателей рентабельности Санаторий «Актив» Рентабельность деятельности Санаторий «Актив» характеризуется системой показателей рентабельности, среди них: 1. рентабельность продаж; 2. рентабельность затрат; 3. рентабельность активов; 4. рентабельность собственного капитала; 5. рентабельность заемного капитала. Рентабельность продаж рассчитывается отношением прибыли от продаж, или чистой прибыли, или чистого денежного потока на сумму полученной выручки или товарооборота. Рентабельность продаж прямо зависит от изменения уровня валового дохода, находящегося в распоряжении санаторно-курортных организаций, и находится в обратной зависимости от изменения уровня издержек обращения. Рентабельность продаж рассчитывается в целом по организации и отдельным видам товара [18, с.54]: (2.1. ) где Rп - рентабельность продаж; Прп- прибыль от продаж; В - выручка от продаж. Однако данный показатель имеет существенный недостаток: он не учитывает, при каких хозяйственных ресурсах (активах) достигнут финансовый результат и как эффективно они используются. В связи с этим рекомендуется определять рентабельность активов как отношение годовой суммы балансовой прибыли к среднегодовой стоимости активов (за минусом убытков) [25, с.145]. ; (2.2.) где Ra - рентабельность активов; П - прибыль за отчетный год; А - среднегодовая стоимость активов. Рентабельность активов отражает долю прибыли в активах организации и показывает, сколько копеек прибыли получено с каждого рубля хозяйственных ресурсов. Рентабельность собственного капитала (Rск) [26, с.45]: (2.3.) где СК- среднегодовая величина собственного капитала. Рентабельность заемного капитала (Rзк) [26, с.46]: (2.4.) где ЗК- среднегодовая величина собственного капитала. При изучении эффективности функционирования санаторно-курортного учреждения изучают рентабельность затрат (отношение прибыли к сумме себестоимости). Рентабельность затрат (Rз) [26, с.46]: (2.5.) где З – себестоимость. Проведем анализ этих показателей, для этого мы составили таблицу 2.7. Таблица 2.7. Исходные данные для анализа рентабельности Санаторий «Актив» Показатель 2001 г. 2002г. Отклонение На основе данных таблицы 2.7 и формул проведем расчет показателей рентабельности по прибыли от продаж и чистой прибыли. Для этого мы воспользовались электронными таблицами «Excel», задавая формулы расчета в соответсвующие ячейки. К примеру, возьмем формулу расчет рентабельности активов. В электронной таблице «Excel» задается следующая формула: = (B5 (Чистая прибыль) / B7 (Среднегодовая стоимость активов))*100 ( ) Остальные формулы задаются подобным образом. Рис. 2.7. Пример расчета коэффициентов рентабельности в электронной таблице «Excel» В результате проведенных расчетов в 2002г. наблюдается повышение рентабельности активов на 0,58% ( по прибыли от продажи услуг), что составило 1,76%. Достаточно динамично развивается рентабельность оборотных активов, прирост составил 10,38% что говорит об эффективности мероприятий Санаторий «Актив». Увеличилась рентабельность собственного капитала на 0,59% и составила 1,85%, вместе с тем снизилась рентабельность заемного капитала на 11,77%. Таблица 2.8. Расчет показателей рентабельности Санаторий «Актив» Показатель 2001 г. 2002г. Отклонение Рентабельность затрат Санаторий «Актив» увеличилась на 3,82% и составила 13,53%, что является это достаточно высоким уровнем. Рентабельность продаж составила 11,92%, увеличившись на 3,07%. Данный показатель находится на среднеотраслевом уровне. Рис. 2.8. Система показателей рентабельности Санаторий «Актив» К примеру, за рубежом рентабельность продаж санаторно-курортных комплексов (СКК) составляет 10-12% [2, с.45]. Рис. 2.9. Показатели рентабельности собственного капитала за рубежом Рис. 2.10. Показатели рентабельности продаж за рубежом Рассмотрев систему показателей рентабельности Санаторий «Актив» перейдем к изучению факторов повлиявших на их уровень. 2.3. Факторный анализ рентабельности продаж и затрат Санаторий «Актив» Рентабельность затрат и продаж в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности [23, с.154]: - объема реализации услуг VPП; - ее структуры Удi; - себестоимости услуг Сi; - уровня цен Цi. Объем реализации услуг может оказывать положительное и отрицательное влияние на рентабельность. Увеличение объема продаж рентабельных услуг приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же услуги являются убыточными, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли. Структура услуг может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных услуг в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельных или убыточных услуг общая сумма прибыли уменьшается. Себестоимость услуг и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот. Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот. Расчет влияния этих факторов на рентабельность можно выполнить, используя данные табл. 2.9. Таблица 2.9. Исходные данные для факторного анализа рентабельности затрат и продаж № п/п Показатель 2001г. План, пересчитанный на фактический объем продаж п. 3/ 1,12% 2002г. 1. А 1 2 3 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Уровень рентабельности затрат (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры услуг, их себестоимости и средних цен реализации. Факторная модель этого показателя имеет вид [23, с.155]: (2.6.) Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности затрат в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные табл. 2.10. Таблица 2.10. Расчет влияния факторов на рентабельность затрат Показатель Формула расчета Вес фактора Таким образом, на рентабельность затрат положительно повлияла увеличение цен – 13,62. Пропорционально снизились себестоимость на 13,62%. Структура услуг повлияла на увеличение рентабельности в размере 3,82%. Исходя из этого руководству Санаторий «Актив» следует обратить внимание на себестоимость услуг. Примерно таким же образом производится факторный анализ рентабельности продаж. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид [23, с.156]: (2.7.) Расчет влияния факторов производится приемом цепной подстановки. Таблица 2.11. Расчет влияния факторов на рентабельность продаж Показатель Формула расчета Вес фактора Вес факторов повлиявших на рентабельность продаж аналогичен рентабельности затрат. В связи, с чем предлагаем руководству обратить внимание на планирование прибыли и затрат. Изучить возможности диверсификации деятельности организации. 2.4. Факторный анализ рентабельности активов Санаторий «Актив» Для того чтобы анализ рентабельности имел практическое применение, он должен быть, с одной стороны, комплексным, т.е. охватывать все стороны экономического процесса и выявлять всесторонние причинные зависимости, влияющие на деятельность организации. С другой стороны, анализ должен обеспечить системный подход, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная постоянно изменяющаяся система, находящаяся под воздействием ряда факторов внешней и внутренней среды. Для проведения факторного анализа рентабельности активов и пассивов необходимо построить многофакторную зависимость с последующим анализом влияния каждого отдельного фактора на конечный результат. Любой факторный анализ начинается с моделирования исходной факторной системы (типа ? = х : у) и построения на ее основе многофакторной модели, т.е. с выявления конкретной математической зависимости между факторами. При этом должны соблюдаться определенные требования. 1. Факторы, включаемые в модель, должны реально существовать и иметь конкретное экономическое значение. 2. Показатели, входящие в систему факторного анализа, должны иметь причинно-следственную связь с результативным показателем. 3. Факторная модель должна обеспечивать возможность количественного измерения степени влияния конкретного фактора на обобщающий показатель. В факторном анализе используют следующие наиболее часто встречающиеся модели. 1. Когда результативный (обобщающий) показатель представляет собой алгебраическую сумму или разность факторов, применяются аддитивные модели, например [6, с.352]: (2.8.) где Р — прибыль от продажи товаров, продукции, работ, услуг; N — выручка от продаж; Sпр — производственная себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг; КР — коммерческие расходы; УР — управленческие расходы. 2. Мультипликативные модели применяются, когда обобщающий показатель — произведение нескольких результирующих факторов [6, с.353]: (2.9.) где ра — рентабельность активов; ?п = Р: N — рентабельность продаж; ФОа = N: А — фондоотдача активов; А — средняя стоимость активов организации за отчетный период. 3. Когда результативный показатель исчисляется делением одного фактора на другой, применяются кратные модели типа рентабельности продаж[6, с.353]: (2.10.) 4. Различные комбинации вышеперечисленных моделей дают смешанные или комбинированные модели: В практике экономического анализа существует несколько способов моделирования многофакторных моделей: удлинение, формальное разложение, расширение, сокращение и расчленение одного или нескольких факторных показателей на составные элементы. Например, методом расширения можно построить трехфакторную модель рентабельности активов организации [6, с.354]: (2.11.) где — оборачиваемость собственного капитала организации; СК:А — коэффициент независимости (автономии) или доля собственного капитала в общей стоимости формирования активов организации; СК — средняя стоимость собственного капитала организации за отчетный период. В процессе моделирования исходной факторной системы мы получили трехфакторную мультипликативную модель рентабельности активов организации — модель Дюпона. Рассматривая эту модель, можно сказать, что на рентабельность активов оказывают влияние факторы: рентабельность продаж; оборачиваемость собственного капитала; доля собственного капитала в формировании активов организации. Применяя новую форму моделирования показателя рентабельности активов, составим другую четырехфакторную модель зависимости рентабельности активов от факторов [6, с.355]: (2.12.) где х = N : Sп — доля выручки, приходящейся на 1 руб. полной себестоимости продукции; у = ОА : А — доля оборотных активов в формировании активов; z = З : ОА — доля запасов в формировании оборотных активов; l = Sп : З — оборачиваемость запасов. Первый фактор данной модели отражает воздействие ценовой политики организации. Он показывает ту базовую наценку, которая заложена непосредственно в цене реализуемой продукции, товаров, работ, услуг. Второй и третий факторы показывают структуру активов и оборотных активов, оптимальная величина которых позволяет экономить оборотный капитал. Четвертый фактор обусловлен величиной выпуска и реализации продукции и говорит об эффективности использования производственных запасов; физически он выражает количество оборотов, которое запасы совершают за отчетный период. Для проведения исследования влияния факторов на конечный результат проведем факторный анализ этой четырехфакторной модели методом цепных подстановок с использованием абсолютных разностей. Математически это будет выглядеть следующим образом: где рi — влияние i-го фактора на общее изменение рентабельности активов; факторы с индексом 1 относятся к отчетному году; факторы с индексом 0 — к базовому (предыдущему). Для проведения факторного анализа по представленной выше четырехфакторной модели необходимо использовать информацию из ф. № 1 «Бухгалтерский баланс» и № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Влияние каждого отдельного фактора на результативный показатель можно определить при помощи факторного анализа. Его результаты представлены в заключительной части табл. 2.11 Таблица 2.11. Анализ и оценка динамики рентабельности активов Санаторий «Актив», тыс. руб. Показатели 2001 г. 2002 г. Изменение Полученные данные можно прокомментировать следующим образом. В 2002 году основным фактором, который повлиял на увеличение рентабельности активов, был ценовой — доля выручки на 1 руб. себестоимости. В результате его влияния рентабельность активов увеличилась на 0,4644 %. Влияние других факторов было на порядок меньше и не оказало существенного влияния на конечный результат. Однако надо заметить, что изменение оборачиваемости запасов в такой ситуации оказало некоторое положительное влияние на изменение рентабельности активов и составило +0,0036%. Результаты проведенного анализа показывают, что большое влияние на изменение уровня эффективности производства оказывают такие внешние факторы, как курс валюты, инфляция и т.д. В то же время у организации существуют внутренние резервы роста эффективности производства, например за счет оптимизации структуры активов, роста их оборачиваемости и т.д. Поскольку администрация предприятия не в силах влиять на изменение внешних факторов, то наибольшие усилия необходимо направлять на использование именно внутренних резервов. В теории экономического анализа существует огромное количество экономических коэффициентов, характеризующих финансовое состояние хозяйствующего субъекта, устойчивость его развития, платежеспособность, ликвидность, структуру пассивов и активов, эффективность использования ресурсов. Широкий набор показателей экономической деятельности предприятия позволяет проанализировать его работу с различных точек зрения. Так, можно проанализировать влияние на эффективность деятельности организации, используя показатели как активной, так и пассивной частей баланса, которые в совокупности будут характеризовать ее финансовую устойчивость. Для детального исследования влияния показателей устойчивости на эффективность использования активов организации, возьмем за основу показатель «рентабельность чистых активов». Показатель чистых активов (ЧА) определяется как разница между суммой активов, принимаемых к расчету чистых активов, и суммой обязательств, принимаемых к расчету чистых активов. Заметим, что величина чистых активов организации по существу равняется реальному собственному капиталу. Его динамика и абсолютное значение характеризуют устойчивость финансового состояния организации, а для акционерных обществ — это один из основных показателей их деятельности. Произведем следующее моделирование показателя рентабельности чистых активов [6, с.357]: (2.13.) где а = — рентабельность продаж (данный коэффициент характеризует эффективность продаж организации и зависимость ее от ценовой политики и показателя объема продаж); в = — оборачиваемость оборотных активов (характеризует эффективность использования оборотных активов, показывает количество оборотов, совершаемых в течение отчетного года оборотным капиталом в процессе производственной, сбытовой и заготовительной деятельности); с = — коэффициент текущей ликвидности (характеризует платежеспособность организации при условии реализации всех запасов и возврата дебиторской задолженности). Нормальное ограничение этого показателя, принятое в экономической практике, — от 1 до 2; d = — отношение краткосрочных обязательств организации к дебиторской задолженности (характеризует степень покрытия краткосрочных обязательств организации дебиторской задолженностью, т.е. по его значению и динамике можно оценить финансовую устойчивость организации); k = — отношение дебиторской задолженности к кредиторской задолженности (данный коэффициент отражает степень покрытия кредиторской задолженности дебиторской задолженностью, характеризует зависимость организации от кредиторов и дебиторов. Он может также использоваться для оценки защищенности организации от инфляции: чем меньше данный показатель, тем степень защиты больше); l = — отношение кредиторской задолженности организации к заемному капиталу, характеризующее структуру пассивов; m = — отношение заемного капитала к чистым активам организации (характеризует финансовую устойчивость организации в целом, показывает соотношение собственных и заемных источников финансирования ее деятельности). Таблица 2.12. Расчет чистых активов Санаторий «Актив» на начало 2002 - 2003 гг., тыс. руб. Наименование статьи баланса 2002 г. 2003 г. Таким образом, мы получили семифакторную мультипликативную модель рентабельности чистых активов Санаторий «Актив», состоящую из разносторонних и разнообразных факторов, характеризующих как степень использования активов организации, так и степень ее финансовой устойчивости. Факторный анализ полученной модели, как и в предыдущем примере, будем проводить методом цепных подстановок с использованием абсолютных разностей. Математически это выглядит следующим образом: где рi — влияние i-го фактора на общее изменение рентабельности чистых активов; как и в предыдущем примере, факторы с индексом 1 относятся к отчетному году, факторы с индексом 0 — к базовому (предыдущему). Необходимая для проведения факторного анализа информация получена из ф. № 1 «Бухгалтерский баланс» и ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках» и представлена в табл. 2.13. Там же приведены расчетные данные-факторы и оценка влияния факторов на изменение рентабельности чистых активов. Таблица 2.13. Анализ и оценка динамики рентабельности чистых активов Санаторий «Актив» в 2001 – 2002 г., тыс. руб. Показатель 2001 г. 2002 г. Изменение А 1 2 3 Исходные данные Как видно, из табл.2.13. в 2002г. основным фактором, оказывающим влияние на общую рентабельность чистых активов организации, была рентабельность продаж и величина заемного капитала в чистых активах. В связи с этим руководству Санаторий «Актив» следует обратить внимание на оценку эффективности привлечения заемных средств. Изучить альтернативные системы кредитования, такие как лизинг, выпуск ценных бумаг. Итак, результаты анализа свидетельствуют, что укрепление устойчивости финансового состояния организации ведет к снижению эффективности ее экономической деятельности или, наоборот, для получения большего объема прибыли необходимо идти на больший предпринимательский риск, что ведет к ухудшению финансового состояния организации. Таким образом, мы достаточно подробно по предложенной методике проанализировали влияние различных факторов на изменение уровня рентабельности активов. Руководствуясь полученными результатами, администрация может разработать предложения по предотвращению влияния негативных тенденций в будущем и наиболее полному использованию выявленных резервов. Показатель рентабельности активов имеет, как мы показали, строгую математическую зависимость от других показателей, отражающих: эффективность использования активов; ценовую политику организации; структуру пассивов и активов; финансовую устойчивость; платежеспособность и др. Комплексный анализ финансового состояния организации на этом не оканчивается, он может быть продолжен. Это может быть анализ эффективности использования трудовых и материальных ресурсов, основных средств. Детальная проработка по каждому направлению позволит выявить и предложить конкретные механизмы их влияния на конечный финансовый результат деятельности организации. 2.5. Факторный анализ рентабельности собственного и заемного капиталов Санаторий «Актив» Разработка и выбор оптимальных вариантов источников финансирования деятельности хозяйствующих субъектов — наиболее важные и сложные проблемы, изучаемые в рамках финансового анализа. В основе процесса принятия оптимальных решений в области долгосрочного финансирования лежат анализ, оценка и сравнение объема планируемых источников финансирования и ожидаемых результатов. Оптимизация решений по привлечению капитала — это процесс исследования множества факторов, воздействующих на ожидаемые результаты, в ходе которого на основе ранее установленных критериев оптимизации менеджерами-аналитиками осуществляется осознанный (рациональный) выбор наиболее эффективного варианта привлечения капитала. В качестве критериев оптимизации могут выступать прирост обобщающих показателей рентабельности капитала, а разработанные на их основе факторные модели зависимости рентабельности собственного или заемного капитала от других частных показателей-факторов позволяют выявить степень количественного воздействия каждого из них на изменение (+, — ) результативных показателей. Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность компании, и исчисляются отношением полученной прибыли к используемым источникам средств. К таким коэффициентам относятся: рентабельность всего капитала; рентабельность инвестиций; рентабельность собственного капитала; рентабельность чистых активов; рентабельность заемного капитала и др. Нередко в ходе анализа и оценки эффективности использования источников собственного и заемного капитала используется коэффициент соотношения заемного и собственного капитала, получивший название «плечо» финансового рычага. В процессе анализа рентабельности собственного капитала могут использоваться жестко детерминированные факторные модели, позволяющие идентифицировать и дать сравнительную характеристику основных факторов, повлиявших на изменение рентабельности СК. В частности, подобные модели заложены в основу известной системы факторного анализа фирмы «Дюпон». В основе приведенной системы действует следующая жестко детерминированная факторная зависимость [6, с.366]: (2.14.) Из представленной модели видно, что рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: рентабельности продаж, оборачиваемости совокупных активов и структуры капитала организации. Значимость выделенных факторов объясняется тем, что они в определенном смысле обобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его статику и динамику, в частности бухгалтерскую отчетность: первый фактор обобщает данные ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках», второй — актив баланса, третий — пассив баланса. В ходе анализа рентабельности собственного капитала предлагается использовать и другие факторные модели [6, с.367]: (2.15.) Данная факторная модель показывает, что на рентабельность собственного капитала влияют: рентабельность продаж, оборачиваемость заемного капитала и коэффициент финансовой задолженности (плечо финансового рычага), т.е. при прочих равных условиях отдача собственного капитала повышается при увеличении рентабельности продажи продукции, что неоспоримо, а также при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала. Далее приводится еще одна факторная модель рентабельности СК[6, с.368]: (2.16.) Модель отражает зависимость рентабельности собственного капитала от рентабельности продаж, производительности труда и капиталовооруженности работников организации. Видим, что при этом существует прямая связь рентабельности собственного капитала с производительностью труда и рентабельностью продаж, но обратная связь с «капиталовооруженностью». Для оценки влияния факторов на изменение рентабельности заемного капитала (р3к) предлагается следующая многофакторная мультипликативная модель: (2.17.) где (х) — рентабельность продаж, %; (у) — коэффициент оборачиваемости оборотных активов; (z) — коэффициент покрытая оборотными активами кредиторской задолженности; (q) — коэффициент соотношения кредиторской и дебиторской задолженности; (l) — доля дебиторской задолженности в чистых активах организации, коэф.; (m) — коэффициент покрытия чистыми активами взятых в долг средств (заемного капитала). Все приведенные в модели факторы прямо пропорционально оказывают влияние на изменение рентабельности заемного капитала. Предложенную шестифакторную модель рентабельности заемного капитала можно представить как зависимость обобщающего показателя от факторов (х, у, z, q, l, m): p = x * y * z * q * l * m, расчет влияния которых на изменение рентабельности заемного капитала рекомендуется проводить с использованием метода цепных подстановок. Тогда: Совокупное влияние факторов должно быть равно приросту рентабельности заемного капитала (табл. 2.14. и табл. 2.15.): Предложенные факторные модели анализа и оценки использования собственного и заемного капитала позволяют финансовому аналитику сделать обоснованный вывод о том, что дальнейший поиск новых показателей анализа пассивного капитала необходим, а возможности — неисчерпаемы. На базе мультипликативной многофакторной модели рентабельности заемного капитала и данных табл. 2.14. рассчитаем влияние факторов на изменение результативного показателя методом цепных постановок с использованием приема абсолютных разниц. Таблица 2.14. Показатели факторного анализа рентабельности заемного капитала Санаторий «Актив» Показатель Единица измерения 2001 год 2002 год Отклонение (+, -) Темп роста, % А 1 2 3 4 Таблица 2.15. Оценка влияния факторов на рентабельность заемного капитала Санаторий «Актив» Факторы влияния на изменение Рзк Факторы Влияние фактора, % P/N N/ОА ОА/КЗ КЗ/ДЗ ДЗ/ЧА ЧА/ЗК Исходя из расчетов становится очевидным, что на увеличение уровня рентабельности заемного капитала особое влияние оказало изменение доли дебиторской задолженности в чистых активах организации – 263,24%. Вместе с тем недостаток оборотных средств для покрытия кредиторской задолженности оказал отрицательное влияние на рентабельность заемного капитал в общей сумме 259,92%. Таблица 2.16. Оценка влияния факторов на рентабельность собственного капитала Санаторий «Актив» Факторы влияния на изменение РСК P/T N/ЗК ЗК/СК Фактор Основным фактором повлиявшим на увеличение рентабельности собственного капитала стало изменение соотношения заемного капитала к собственному. Отрицательное влияние оказало снижение оборачиваемости заемного капитала. Учитывая выявленные факторы руководству следует Санаторий «Актив» разработать программу управления капиталом предприятия. Полную работу АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДПРИЯТИЙ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО КОМПЛЕКСА, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru 3. Направления по повышению эффективности коммерческой деятельности Санаторий «Актив» 3.1. Маржинальный анализ прибыли и рентабельности Среди способов повышения эффективности коммерческой деятельности Санаторий «Актив» наиболее значимы: - безубыточная деятельность, получение достаточного размера прибыли; - пополнение собственного капитала за счет рационального использования прибыли, роста паевого фонда и фондов специального назначения, создания необходимых резервов; - улучшение структуры активов, недопущение иммобилизации средств в неликвиды и невыгодные вложения; - ускорение оборачиваемости капитала; - рост объемов деятельности и деловой активности кооперативных организаций в целом. Рассмотрим один из способов повышения эффективности коммерческой деятельности Санаторий «Актив» - расчет точки безубыточности. Деление расходов Санаторий «Актив» на прямые и косвенные позволяет провести анализ безубыточности. Для расчета объема выручки за 2002г., покрывающего прямые и косвенные расходы организации используют такие показатели, как величина и норма маржинального дохода. Формула для расчета маржинального дохода имеет вид [16, с.52]: (3.1.) Где П – Прибыль; К – Косвенные затраты. Для Санаторий «Актив» сумма маржинального дохода составляет 5893,24 руб. (1753,05 + 4140,19) Кроме того, маржинальный доход можно вычислить как разность между выручкой от реализации услуг и прямыми затратами: (3.2.) Для ООО Санаторий «Актив» сумма маржинального дохода составит 5893,24 руб. (14711,35– 8818,11). Отсюда можно вывести формулу для расчета точки критического объема продаж в денежном измерении: (3.3.) Для Санаторий «Актив» в 2002г. она составит 1033519 руб. (). Кроме того, анализ безубыточности можно провести графическим методом с помощью табличного процессора «Excel». Однако для производства расчет безубыточности предприятия с применением табличного процессора «Exсel», заметно осложняется в силу целого ряда причин. Основной их них является сложность ввода информации. В связи с этим предлагаем Санаторий «Актив» автоматизировать этот процесс на базе современных компьютерных программ, одной из которых является «Project Expert» компании «Про-Инвест ИТ». Рис. 3.1. Графический анализ точки безубыточности Санаторий «Актив» в 2002 г. Рис. 3.2. Пример расчета безубыточности с применением ПО «Project Expert» Рис. 3.3. Пример расчета рентабельности с применением ПО «Project Expert» Кроме того, ПО «Project Expert» позволяет рассчитывать практически все известные коэффициенты рентабельности, ликвидности, финансовой устойчивости. Таким образом, Project Expert позволяет снять со специалиста большую часть рутинной, нетворческой работы и сосредоточится на эффективном управлении. 3.2. Стратегия развития Санаторий «Актив» План стратегии развития Санаторий «Актив» можно представить в виде схемы (рис. 3.4.). На первом этапе стратегии развития необходимо провести реструктуризацию имущественного комплекса Санаторий «Актив». Рис. 3.4. Схема стратегии развития Санаторий «Актив» Реструктуризация имущественного комплекса заключается, в первую очередь, в выделении на самостоятельные балансы структурных подразделений, не связанных с основным видом деятельности (цех общественного питания и торговый отдел), а также в принятии соответствующих решений по объектам незавершенного строительства. Вторым этапом стратегии развития фирмы является проведение маркетинговых исследований с целью выделения стратегических зон хозяйствования. Под стратегической зоной хозяйствования понимается выход предприятия на определенные отраслевые рынки (определенная отраслевая направленность). Стратегические зоны хозяйствования следует описывать, пользуясь следующими параметрами: - перспективы роста, которые должны быть выражены не только темпами роста, но и характеристикой жизненного цикла спроса; - перспективы рентабельности; ожидаемый уровень нестабильности, при котором перспективы теряют определенность и могут измениться [26, с.124]. Очень важно оценивать набор стратегических зон хозяйствования по циклам спроса (рис. 3.5.). С точки зрения жизненного цикла спроса, стадии замедления роста и зрелость не искажение, а неизбежные последствия экономического развития услуги. Рис. 3.5. Жизненный цикл спроса стратегической зоны хозяйствования - стадия Е – «зарождение» – бурный рост, становление данного вида деятельности; - стадия G1 – «ускорение роста» – период, когда спрос растет быстрее предложения; - стадия G2 – «замедление роста» – первые признаки насыщения спроса; - стадия М – «зрелость» – имеются значительные избыточные производственные мощности; - стадия D – «затухание» – снижение объема спроса (иногда до нуля), предопределяемое долговременными демографическими и экономическими условиями и темпом устаревания или уменьшения спроса. Вопрос не в том, достигнет ли развитие зоны хозяйствования предела, когда произойдет снижение спроса, а в том, когда именно это должно случиться. Если фирма хочет поддерживать эффективность производства, ее руководство должно постоянно заботиться о том, чтобы добавлять к набору видов деятельности новые, перспективные, и отсекать те, которые больше не согласуются с ориентирами деятельности организации [26, с. 85]. Доход, получаемый от данного вида деятельности, является главнейшим критерием оценки выбора набора зон хозяйствования предприятия. Изменение рентабельности (доходности) предприятия зависит от динамики изменения выручки от реализации услуг и продукции по каждой зоне хозяйствования и уровня материальных затрат. Таким образом, анализ стратегических зон хозяйствования Санаторий «Актив» можно представить в форме таблицы 3.1. Таблица 3.1. Анализ стратегических зон хозяйствования Санаторий «Актив» за 2002 г. Стратегические зоны хозяйствования организации (СЗХ), удельный вес в валовой выручке. Результаты деятельности по СЗХ, тыс. р. Показатели оценки СЗХ Выручка от реализации, руб. Себестоимость работ, руб. Прибыль/ убыток, руб. (+,-) (п.2 -п.3.) Рентабельность затрат СЗХ, % (п.4 / п.3*100) Стадия жизненного цикла спроса СЗХ 1 2 3 4 5 6 В результате проведенного анализа перспектив роста, рентабельности и уровня доходности всех имеющихся зон хозяйствования, мы пришли к выводу, что целесообразнее будет сохранить полный портфель имеющихся стратегических зон хозяйствования, выделить новые перспективные зоны хозяйствования фирмы. По итогам проведения маркетинговых исследований была выявлена потенциальная потребность рынка в солях «Рапан». Для расширения объема продаж рекомендуем обратится к руководству сетевых компаний «АРГО» и «Сибирское здоровье» которые расположены в г. Новосибирске. Данные компании обладают широко развитой инфраструктурой сбыта продукции лечебного характера. Выявленные новые зоны хозяйствования для Санаторий «Актив» представляют наибольший интерес, привлекательность и эффективность в качестве стратегии диверсификации в долгосрочной перспективе (т.е. распространение хозяйственной деятельности на новые сферы, расширение ассортимента производимых изделий, видов предоставляемых услуг и выполняемых работ), потому как для ее осуществления требуется определенная инвестиционная и финансовая база, экономические условия и другие предпосылки успешной реализации данной стратегии. В действительности же, наиболее реальной в сложившейся ситуации и в ближайшей перспективе является стратегия развития направленная на: расширение наиболее рентабельного производства Санаторий «Актив»: увеличение объемов работ по производству солей «РАПАН» на 25 %. Для наглядного обоснования выбранной стратегии развития составим прогноз-анализ стратегических зон хозяйствования с учетом намеченных мероприятий по реализации стратегии на 2003 г. на основе базовых показателей в сопоставляемых ценах (без учета инфляции) (табл. 3.2). По результатам таблицы 3.2. видим, что в результате осуществления ряда намеченных мероприятий ожидаемая прибыль вырастет на 1734,09 тыс. р. Рост рентабельности производства в целом по Санаторий «Актив» ожидается на 9,87 %, что составит 23,4 %. Таблица 3.2. Прогноз-анализ стратегических зон хозяйствования Санаторий «Актив» на 2003 г. Стратегические зоны хозяйствования организации (СЗХ), удельный вес в валовой выручке. Результаты деятельности по СЗХ, тыс. р. Показатели оценки СЗХ Выручка от реализации, руб. Себестоимость работ, руб. Прибыль/ убыток, руб. (+,-) (п.2 -п.3.) Рентабельность затрат СЗХ, % (п.4 / п.3*100) Стадия жизненного цикла спроса СЗХ 1 2 3 4 5 6 Таким образом, реализация выбранной стратегии развития поможет предприятию повысить эффективность коммерческой деятельности, в котором оно находится сегодня, повысить свою жизнеспособность и за это время подготовить условия для реализации долгосрочных стратегий развития. Полную работу АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДПРИЯТИЙ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО КОМПЛЕКСА, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru Заключение Таким образом анализ работы показал, что рентабельность является одним из основных качественных показателей эффективности деятельности организации, объединения, отрасли в целом, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции. Исследуемые в анализе рентабельности факторы могут быть классифицированы по разным признакам, в целом их около 11 шт. Практический анализ показателей рентабельности на примере Санаторий «Актив» проводился за 2001 – 2002г. Рентабельность деятельности Санаторий «Актив» характеризуется системой показателей рентабельности, среди них: - рентабельность продаж; - рентабельность затрат; - рентабельность активов; - рентабельность собственного капитала; - рентабельность заемного капитала. В результате проведенных расчетов в 2002г. наблюдается повышение рентабельности активов на 0,58% (по прибыли от продажи услуг), что составило 1,76%. Достаточно динамично развивается рентабельность оборотных активов, прирост составил 10,38% что говорит об эффективности мероприятий Санаторий «Актив». Увеличилась рентабельность собственного капитала на 0,59% и составила 1,85%, вместе с тем снизилась рентабельность заемного капитала на 11,77%. Рентабельность затрат Санаторий «Актив» увеличилась на 3,82% и составила 13,53%, что является это достаточно высоким уровнем. Рентабельность продаж составила 11,92%, увеличившись на 3,07%. Данный показатель находится на среднеотраслевом уровне. Таким образом, на рентабельность затрат положительно повлияла увеличение цен – 13,62. Пропорционально снизились себестоимость на 13,62%. Структура услуг повлияла на увеличение рентабельности в размере 3,82%. Вес факторов повлиявших на рентабельность продаж аналогичен рентабельности затрат. В 2002 году основным фактором, который повлиял на увеличение рентабельности активов, был ценовой — доля выручки на 1 руб. себестоимости. В результате его влияния рентабельность активов увеличилась на 0,4644 %. Влияние других факторов было на порядок меньше и не оказало существенного влияния на конечный результат. Однако надо заметить, что изменение оборачиваемости запасов в такой ситуации оказало некоторое положительное влияние на изменение рентабельности активов и составило +0,0036%. Основным фактором, повлиявшим на общую рентабельность чистых активов организации, была рентабельность продаж и величина заемного капитала в чистых активах. На увеличение уровня рентабельности заемного капитала особое влияние оказало изменение доли дебиторской задолженности в чистых активах организации – 263,24%. Вместе с тем недостаток оборотных средств для покрытия кредиторской задолженности оказал отрицательное влияние на рентабельность заемного капитал в общей сумме 259,92%. Основным фактором, повлиявшим на увеличение рентабельности собственного капитала стало изменение соотношения заемного капитала к собственному. Отрицательное влияние оказало снижение оборачиваемости заемного капитала. Среди предложенных способов повышения эффективности коммерческой деятельности для Санаторий «Актив» наиболее значимы: - безубыточная деятельность, получение достаточного размера прибыли; - пополнение собственного капитала за счет рационального использования прибыли, роста паевого фонда и фондов специального назначения, создания необходимых резервов; - улучшение структуры активов, недопущение иммобилизации средств в неликвиды и невыгодные вложения; - ускорение оборачиваемости капитала; - рост объемов деятельности и деловой активности кооперативных организаций в целом. Кроме того, для Санаторий «Актив»был разработан план стратегии развития основанный на анализе стратегических зон хозяйствования. По итогам проведения маркетинговых исследований была выявлена потенциальная потребность рынка в солях «Рапан». Для расширения объема продаж рекомендуем, обратится к руководству сетевых компаний «АРГО» и «Сибирское здоровье» которые расположены в г. Новосибирске. Данные компании обладают широко развитой инфраструктурой сбыта продукции лечебного характера. В результате осуществления ряда намеченных мероприятий ожидаемая прибыль вырастет на 1734,09 тыс. р. Рост рентабельности производства в целом по Санаторий «Актив» ожидается на 9,87 %, что составит 23,4 %. Полную работу АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДПРИЯТИЙ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО КОМПЛЕКСА, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru Список использованной литературы 1. Азрилиян А. Н. , Азрилиян О. М. , Калашникова Е. В. и др. Большой экономический словарь: 24. 8 тыс. терминов, М: Институт новой экономики, 2002, - 1280 с. 2. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 1999.- 176с. 3. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 398 с. 4. Бланк И.А. Управление использованием капитала. — К.: Ника-Центр, Эльга, 2001.— 656 с. 5. Бланк И.А. Управление активами. — К.: Ника-Центр, Эльга, 2002.— 720 с. 6. Гиляровская Л.Т. Экономический анализ: Учебник для вузов / - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-615с. 7. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. -М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. - 788с. 8. Ермолович Л.Л., Сивчик Л.Г., Толкач Г.В., Щитникова И.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия:.– Минск: Интерсервисс; Экоперспектива, 2001. – 576 с. 9. Ефимов О.В. Финансовый анализ. – М.: Изд-во "Бухгалтерский учет", 1999. – 352 с. 10. Индустрия рекреационных и туристских комплексов: Учебное пособие/ Под ред. С.Ю. Вайнштейна. - Новосибирск: НГАЭиУ, 2001. - 352 с. 11. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2001. – 768 с. 12. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 2002. – 512 с. 13. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: 2001. – 424 с. 14. Керимов В. Э. Теория и практика организации управленческого учета на производственных предприятиях: Научное издание. - М.: ИВЦ "Маркетинг", 2001. - 411с. 15. Любушкин Н.П., Лещева В.Б., Дъякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия:. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 471 с. 16. Маркарян Э.А., Герасименко Г.П., Маркарьян С.Э. Финансовый анализ: – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. – 224 с. 17. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: – М.: ИНФРА-М; Новосибирск,: Сибирское соглашение, 2001. – 288 с. 18. Негашев Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка. – М.: Высш. школа, 2000. – 236 с. 19. Николаева О.Е., Шишкова Т.В. Управленческий учет. - М.: Эдиториал УРСС. 2001. - 423с. 20. Папирян Г.А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. - М.: Финансы и статистика, 1998.-208 с. 21. Планирование на предприятии туризма: Учеб. пособие для вузов / Е. И. Богданов, О. Н. Кострюкова, В. П. Орловская, П. М. Фенин; Под ред. Е. И. Богданова. — СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2003. — 288 с. 22. Русак Н.А., Русак В.А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования. – М.: Высш. школа, 1999. – 309 с. 23. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - 5-е изд. доп. и перераб. - Минск: ООО "Новое знание", 2002. - 687с. 24. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 479 с. 25. Стуков С.А., Распределение косвенных затрат между себестоимостью отдельных видов продукции. // Аудиторские ведомости, - №8. – 2000. – с. 25 26. Тупицын А.Л., Анализ рентабельности предприятий санаторно-курортного комплекса, Новосибирск. – 2004. – 90с. 27. Фатхудинов Р.А. Стратегический менеджмент: – М.: Дело, 2001. – 448 с. 28. Финансовый менеджмент: / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001. – 532 с. 29. Финансовый менеджмент: / Под ред. проф. Е.И. Шохина. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. – 408 с. 30. Филипповский Е.Е., Шмарова Л.В. Экономика и организация гостиничного хозяйства.- М.: Финансы и статистика, 2003.- 176 с. 31. Шеремет А.Д. Управленческий учет. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002.- 517с. 32. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 208 с. Полную работу АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДПРИЯТИЙ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО КОМПЛЕКСА, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru