Полную работу ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru ОГЛАВЛЕНИЕ Введение……………………………………………………………………... 3 1. Финансовая система России на современном этапе и её состав……….. 5 1.1. Определение финансовой системы и её развитие в России……. 5 1.2. Принципы построения современной финансовой системы РФ.. 8 Современная финансовая система РФ и ее состав…………………….….. 10 2.1. Структура финансовой системы РФ………………………….….. 10 2.2. Основные институты финансовой системы РФ…………………. 19 3. Основные направления совершенствования финансовой системы в России………………………………………………………………………... 37 Заключение……………………………………………………………... 39 Библиографический список использованной литературы…………... 43 Приложение 1. Объем поступлений доходов федерального бюджета в 2003 году……………………………………………………………….. 45 Приложение 2. Распределение расходов федерального бюджета на 2003 год…………………………………………………………………. 49 Приложение 3. Доходная часть бюджета г. Н-ска на 2002 г. 53 Приложение 4. Расходная часть бюджета г. Н-ска на 2002 г. 55 Полную работу ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru Введение Полную работу ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru Актуальность темы исследования. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг. В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако, единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто. Так, западные крупные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р.Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время они подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта. Марксисты, видят под финансовой политикой в первую очередь совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций, указывая, что социальная направленность и эффективность воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и производственных отношений определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политическим строем страны. Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследования определила постановку следующих задач: - раскрытие основных звеньев финансовой системы; - рассмотрение главного звена финансовой системы – государственного бюджета на примере Российской Федерации и г. Н-ска; - изучение основных направлений по совершенствованию финансовой системы РФ. При написании курсовой работы были использованы следующие источники информации: - монографические статьи; - учебники и учебные пособия; - журналы периодической печати; - всемирная сеть Интернет. Полную работу ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru 1. Финансовая система России на современном этапе и её состав 1.1. Определение финансовой системы и её развитие в России Полную работу ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru В современной экономической литературе содержится достаточно большое количество определений финансовой системы, которые в большей части совпадают, приведем некоторые из них: К примеру, автор большого экономического словаря Азрилиян А.Н. дает определение финансовой системы как . Такое определение представляется несколько неточным. Более расширенное определение даёт Романовский М.В. с соавторами, которые считают, что система финансов в целом — это . Похожего мнения придерживается Самсонов Н.Ф. который считает, что финансовая система — это . Менее известный в экономике ученый Ялбулганов А.А. определяет финансовую систему как . Таким образом, все авторы признают финансовую систему как совокупность финансовых отношений. Прежде, чем начать описание финансовой системы Росси нам необходимо изучить путь её развития. Финансовая политика, проводимая Советским государством в течение длительного времени, направленная на ускоренное развитие военно-промышленного комплекса, космоса и топливно-энергетического комплекса, неотвратимо привела к значительному отставанию развития сельского хозяйства, пищевой и легкой отраслей промышленности, сферы услуг, что повлекло за собой оскудение товарного рынка и отставание его от потребностей населения. Диспропорции в развитии экономики стали причиной нарастающих трудностей в денежном обращении и финансовой системе страны. В условиях административно-командной системы управления, в основе которой лежали монополия государства в управлении всеми отраслями экономики и социальной сферой, монополия внутренней и внешней торговли и валютная монополия, а также руководящая роль КПСС во всех сферах деятельности, государству довольно долго удавалось «держать ситуацию под контролем», т. е. не допускать видимой формы инфляции и бюджетного дефицита. Рассмотрим, как это происходило. В учебниках по финансам и кредиту 80-х годов XX века финансовая система СССР определяется как совокупность отношений, на основе которых образуются и используются соответствующие фонды денежных средств, а также органов, организующих эти отношения. Финансовая система СССР конца 80-х годов XX века включала в себя общегосударственные финансы и финансы отраслей народного хозяйства. Общегосударственные, или централизованные, финансы — это Государственный бюджет СССР, государственное социальное страхование, государственное имущественное и личное страхование. Финансы отраслей народного хозяйства, или децентрализованные, подразделялись на финансы государственных предприятий (производственных объединений) и организаций, министерств и ведомств, финансы кооперативно-колхозных предприятий и организаций, финансы профсоюзных и других общественных организаций. Общегосударственные финансы и финансы государственных предприятий, объединений и органов управления составляли государственные финансы (рис. 1,2). Финансы предприятий включали денежные отношения возникающие между предприятиями (главным образом плата за продукцию и услуги); между предприятиями и вышестоящими организациями, связанные с образованием централизованных фондов министерств, ведомств, с созданием резервов; между предприятиями и государством (платежи в бюджет, финансирование из бюджета); внутри самих предприятий и объединений, обусловленные образованием и использованием фондов средств (прибыли, амортизационного фонда, фонда развития производства, науки и техники, поощрительных фондов). Основными принципами организации финансов предприятии и объединений по мнению Дробозиной Л.А. и Волкова А.М. являлись полный хозяйственный расчет, плановость, наличие финансовых резервов. При этом важнейшее значение имел полный хозрасчет, т. е. метод социалистического хозяйствования, при котором расходы предприятия должны покрываться за счет своего хозрасчетного дохода, средств, заработанных коллективом данного предприятия. Рис. 1 Финансовая система СССР (по Дробозиной Л.А.) Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становилась прибыль. В составе финансов социалистических предприятий и отраслей народного хозяйства ведущее место принадлежало финансам государственных предприятий и объединений, поскольку в собственности государства были сосредоточены основные средства производства, где создавалась основная часть валового национального продукта и чистого дохода. Главным звеном финансовой системы СССР являлся государственный бюджет. Через него перераспределялось более 65% национального дохода страны. Рис. 2 Финансовая система СССР (По Волкову А.М.) Перейдя на рыночные отношения, финансовая система России вместе с государственным строем претерпела кардинальные изменения. На переходном к рыночной экономике этапе финансовая, система России отличалась сложностью и противоречивостью. Тогда можно было лишь предполагать об окончательной структуре обновленной финансовой системы РФ. По мнению Сабанти Б.М. на начало 90-х годов XX века финансовая система РФ имела пять основных элементов, которые представлены на рисунке 16. Одним из центральных звеньев финансовой системы продолжал оставаться государственный бюджет. Но если раньше бюджет был ближе к экономическому базису общества, то в начале 90-х годов XX века он постепенно перестал играть эту роль и стал надстроечной категорией, осуществляя лишь функцию перераспределения части национального дохода. В отношении финансовых систем субъектов федерации и местных бюджетов государственный бюджет РФ продолжал выполнять функцию регулятора их доходной базы. Рис. 16 Финансовая система РФ на начало 90-х годов XX (По Сабанти Б.М.) Курс, взятый М. Горбачевым в 1985 г. на демократизацию и гласность, привел ко все более частой постановке вопроса о недостаточно высокой эффективности советской экономики и недостаточно высокой эффективности финансовой и кредитной систем. Соответственно правительством был провозглашен курс на перестройку системы управления. Был принят пакет государственных законов и постановлений, направленных на сокращение сферы государственного планирования и перераспределение функций государственных экономических органов управления в пользу расширения прав предприятий и отраслей народного хозяйства. Изменение финансовой политики прежде всего выражалось в снижении степени финансовой централизации и увеличении финансовой самостоятельности предприятий и отраслей экономики. Перед страной была поставлена задача перехода от административно-командной системы управления экономикой к рыночной экономике. В соответствии с концепцией о необходимости перехода к рынку была разработана программа, вошедшая в экономическую литературу как Программа «500 дней» Явлинского (хотя он был не единственным автором этой программы). Основные принципиальные направления этой программы, определяющие и основные направления изменений финансовой политики, декларировались так: 1) все, что возможно — взять у государства и отдать людям; 2) предоставить гражданам право на экономическое самоопределение, устанавливая такие правила, соблюдение которых не позволит одним (людям, группам людей, предприятиям или территориям) обеспечивать свои интересы за счет ущемления экономических прав других. Таким образом, экономическое содержание программы: переход к рынку и создание основ общества с новой экономической системой. Основная задача достижения этой цели — разгосударствление и приватизация, т. е. передача государственной собственности гражданам. В этом прежде всего якобы проявляется социальная ориентация экономики и восстанавливается социальная справедливость, так как приватизация рассматривается как форма закрепления права человека на долю в национальном богатстве страны, уже накопленном и в том, что будет создано в будущем. Политические события августа 1991 г. и октября 1993 г. привели к изменению государственного устройства, ориентации общественного развития и новой социально-экономической, финансовой политике. Изменения в организации финансовых отношений происходили быстрыми темпами, и если в годы перестройки (1985—1991) в основном была сделана попытка усилить воздействие финансов на повышение эффективности общественного производства за счет некоторого ослабления финансовой централизации, через расширение финансовых прав предприятий и отдельных звеньев финансовой системы, то с 1992 г. начался новый период как в истории страны, так и в истории развития финансовых отношений. Это был период слома советской финансовой системы и попытки формирования финансовой системы, свойственной государствам с развитой рыночной экономикой. По существу за пять лет (с 1992 по 1997 гг.) финансовая система страны прошла в обратном направлении путь советского государства, пройденный им за 80 лет, и по уровню расстройства финансовой системы ситуация напоминала 1917 г. 1.2. Принципы построения современной финансовой системы РФ Наиболее распространенным в настоящее время принципом построения финансовой системы государства является принцип фискального федерализма. Он используется и в Российской Федерации. Согласно данному принципу четко разграничиваются функции между отдельными звеньями финансовой системы. Так, федеральное правительство полостью независимо в национальных расходах на оборону, космос, осуществление внешнеэкономических связей, Местные органы власти осуществляют финансирование жизнедеятельности школ, уборки городов и поселков, охраны порядка. Переход в России к организации финансовой системы на основе принципа фискального федерализма изменил порядок ее построения. В современных условиях построение финансовой системы предполагает: Полную работу ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru 2. Современная финансовая система РФ и ее состав 2.1. Структура финансовой системы РФ Полную работу ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru Развитие рыночных отношений и заимствование зарубежного опыта определили некоторые особенности современной финансовой системы РФ. В учебниках советского периода в структуре системы финансов выделялись обычно две подсистемы: финансы предприятий и отраслей народного хозяйства и общегосударственные финансы. Иногда к ним добавляли, как отдельную подсистему, государственный кредит. Сравнительно простая система финансов СССР соответствовала его экономическому базису и проводимой финансовой политике. Проведение рыночных реформ в России, осуществление принципиально новой экономической и финансовой политики объективно обусловили выделение новых звеньев финансовых отношений. Следует иметь в виду, что первичные доходы сферы финансов частных и государственных предприятий, а также доходы граждан создают основу системы финансов любого государства. И это не только теоретическое положение, поскольку вся совокупность этих ресурсов отражается в сводном балансе финансовых ресурсов России. В общем, виде финансовую систему РФ составляют следующие звенья (институты) (см. рис. 1.) : Звенья финансовой системы РФ существуют соответственно как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, а тж. местного самоуправления. Функционирование финансовой системы обеспечивается движением наличных денежных знаков и в большей части - безналичными денежными платежами и расчетами. Рис. 1. Финансовая система РФ Однако некоторые ученые считаю, что все перечисленные выше финансовые отношения можно разбить на две подсистемы: общегосударственные финансы, за счет которых обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне (см. рис. 2.) . Рис. 2. Финансовая система Российской Федерации Разделение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями задач каждого звена, а также методов формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств: общегосударственные централизованные фонды денежных средств создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства; децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий. Несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система является единой, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы. Как считают авторы, основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. Дальше пошли Романовский М.В. и соавторы, дополнив систему финансов, финансовыми посредниками . По мнению автора, финансовая система разделяется на государственные и муниципальные финансы которые включают в себя: Рис. 3. Подсистемы и звенья системы финансов Наряду с рассмотрением финансовой системы как различных сфер финансовых отношений, ее можно представить в институциональной форме — как инфраструктуру различных финансовых институтов, осуществляющих финансовые операции и одновременно являющихся субъектами и объектами управления финансами. Финансовая инфраструктура представлена на рис. 4. Рис. 3. Инфраструктура финансовой системы России Общее управление финансами осуществляют высшие законодательные органы власти: Федеральное Собрание — Парламент Российской Федерации и его две палаты: Государственная Дума и Совет Федерации. Конкретные проработки в области финансового законодательства, рассмотрения и утверждения федерального бюджета осуществляет Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам (с теоретических позиций название явно неудачное, так как бюджет, налоги — все это относится к финансам). Принимаемые Федеральным Собранием законы (утверждение федерального бюджета, налогового законодательства, хозяйственное законодательство) создают нормативную основу функционирования всей системы финансов. Для контроля над выполнением финансового законодательства со стороны представительных органов власти организован специальный контрольный орган — Счетная палата РФ, председатель которой назначается Государственной Думой на шесть лет. Сфера деятельности Счетной палаты — контроль над федеральной собственностью и федеральными финансовыми средствами. Счетная палата независима от Правительства РФ и подотчетна Федеральному Собранию РФ. Наряду с Федеральным Собранием регламентация деятельности финансовой системы осуществляется непосредственно Президентом — в форме указов, многие из которых имеют важное значение в регулировании финансовых отношений, особенно в сфере налогов. Правительство также издает постановления и распоряжения, создающие нормативную базу управления финансами. Таким образом, на основе законов, указов Президента и постановлений Правительства реализуется финансовая политика и создается нормативная база финансовой системы. Центральным органом, проводящим финансовую политику и управление финансами, является Министерство финансов Российской Федерации. Оно функционирует в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.98 г. № 273. Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. В целях усиления координации деятельности с Министерством по налогам и сборам Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации их руководители входят в состав коллегии Министерства финансов. Российской Федерации. Право создавать департаменты в центральном аппарате министерства предоставлено Министру финансов РФ . Важнейшими структурными подразделениями Министерства финансов РФ являются департаменты: Министерство по налогам и сборам Российской Федерации и МВД осуществляют контроль над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех налогов и обязательных платежей. Система Центрального банка Российской Федерации является важнейшим органом реализации денежно-кредитной и финансовой политики. Рис. 4. Структура денежного обращения между финансовыми органами Одновременно система Центрального банка Российской Федерации выполняет регулирующие и контрольные функции по отношению ко всем коммерческим банкам и кредитным организациям. Министерство государственного имущества РФ также имеет непосредственное отношение к сфере финансов. Оно призвано, эффективно управляя государственным имуществом, обеспечивать значительную часть доходов бюджета. Осуществляя программу приватизации, министерство способствует также экономии государственных расходов на дотации неэффективным государственным предприятиям. Кроме того, реализация части национального богатства на открытых аукционах является дополнительным источником поступления средств в бюджет. Федеральная комиссия по ценным бумагам регулирует финансовый рынок, деятельность фондовых бирж и профессиональных участников фондового рынка, способствует переливу капитала в более эффективные секторы экономики и тем самым развитию доходной базы бюджета. Непосредственное управление финансами в коммерческих и некоммерческих организациях осуществляют финансовые (бухгалтерские) службы этих предприятий. 2.2. Основные институты финансовой системы РФ 2.2.1. Государственный бюджет В 1991 г. бюджетная система Российской Федерации претерпела кардинальные изменения. До этого государственный бюджет РСФСР, как и других союзных республик, включался в государственный бюджет СССР. Он состоял из союзного бюджета, государственных бюджетов 15 бывших союзных республик и бюджета государственного социального страхования. В союзном бюджете в 1970—1990 гг. концентрировалось 52—50% общего объема ресурсов государственного бюджета. На бюджеты союзных республик приходилось 48-50%, из которых 35% находилось в распоряжении республиканских бюджетов республик и 15% — в местных бюджетах. В соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. и рядом других законов и постановлений правительства Российской Федерации государственная бюджетная система России была коренным образом перестроена и в настоящее время она включает три звена: 1) республиканский бюджет Российской Федерации, или федеральный бюджет; 2) бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований (к ним относятся республиканские бюджеты республик в составе Российской Федерации, краевые, обла стные бюджеты, бюджеты автономных областей, автономных округов и городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга). Это бюджеты субъектов Федерации; 3) местные бюджеты. Через государственный бюджет происходит перераспределение части валового национального продукта путем аккумуляции и мобилизации средств, выделения и использования финансовых ресурсов. Государственный бюджет — центральное звено финансовой системы Российской Федерации. Он играет активную роль в функционировании экономики, ее поступательном и динамичном развитии. Бюджетная система Российской Федерации (рис. 5) состоит из бюджетов трех уровней: 1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; 2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; 3) местные бюджеты. Рис . 5. Схема бюджетной системы РФ Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов — в форме законов субъектов РФ; местные бюджеты разрабатываются и утверждаются правовыми актами представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ. Бюджет субъекта РФ и консолидированные бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ. Бюджет муниципального образования и бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет муниципального образования. В составе бюджета образуются целевые бюджетные фонды. Рассмотрим на примере области структуру консолидированного бюджета субъекта Федерации (см. рис. 6). Рис. 6. Структура консолидированного бюджета области Целевой бюджетный фонд — централизованный фонд денежных средств, создаваемый за счет доходов, используемых по целевому назначению, или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или других поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда. В последние три года в нашей стране благодаря активизации хозяйственной деятельности и росту производства возросли доходы государственного бюджета, причем не только в текущих ценах, но и в реальном выражении. В 2000г. впервые за последние годы доходы государственного бюджета превысили расходы, профицит консолидированного бюджета составил почти 3,0% ВВП. С профицитом был исполнен государственный бюджет 2001, 2002 г. Превышение доходов над расходами так же заложено в федеральном бюджете на 2003 год по расходам в сумме 2 345 641,4 млн. рублей и доходам в сумме 2 417 791,8 млн. рублей. (приложение 1,2.) . Рис. 7. Структура доходов государственного бюджета РФ за 2000-2002г. Однако в России доходы еще не настолько велики, чтобы их хватило на самые необходимые расходы. Поэтому сопоставление бюджетов России и США, проведенное газетой «Комсомольская правда» (табл. 1), оказалось не в пользу российского бюджета. Таблица 1 Содержание некоторых бюджетных статей РФ и США (по данным за 2001 г.) Показатель США РОССИЯ Основную часть доходной части бюджета РФ формируют налоговые поступления (табл.2.) Таблица 2 Доля федерального бюджета в налоговых и неналоговых доходах (включая целевые бюджетные фонды) консолидированного бюджета Российской Федерации, % 1998 1999 2000 2001 2002 2003 Из налоговых поступлений основную часть составляют косвенные налоги – налого на прибыль – 20,4% и НДС – 23% в 2002г. Таблица 3 Поступление в бюджетную систему Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды налогов и сборов, контролируемых МНС России за 2002 год (предварительные данные), млрд. рублей Поступления по федеральным налогам в консолидированный бюджет за январь-ноябрь 2002г. составляют 89,3%, из которых на НДС приходится 23,0%, налог на прибыль - 20,4%, налог на доходы физических лиц - 14,7%, платежи за пользование природными ресурсами - 14,3%, акцизы - 11 процентов. Рис. 8. Структура поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет по видам налогов за январь-декабрь 2001 года (в %) Рис. 9. Структура поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет по видам налогов за январь-ноябрь 2002 года (в %) Структурный состав налоговых доходов федерального бюджета несколько отличается от консолидированного. Так, большая часть налоговых поступлений федерального бюджета в январе-ноябре 2002 г. обеспечена поступлениями НДС (46,4%), платежей за пользование природными ресурсами (18,4%), акцизов (18,1%), налога на прибыль организаций (15,4%). Рис. 10.Структура поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет по видам налогов за январь-декабрь 2001 года (в %) Рис.11. Структура поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет по видам налогов за январь-ноябрь 2002 года (в %) В федеральный бюджет в ноябре мобилизовано акцизов по сводной группе подакцизных товаров на сумму 16,2 млрд.рублей, а за январь-ноябрь - 189,1 млрд.рублей, что на 14,0% превышает уровень поступлений января-ноября 2001 года. Продолжая обзор консолидированного бюджета отметим, что вместе с доходами растут и расходы государства. Рис. 12. Непроцентные расходы государственного бюджета РФ за 2000-2002г. Распределение поступлений в федеральный и местный бюджет изменилась в сторону сокращения доходной части федерального бюджета. Рис. 13. Соотношение доходов федерального бюджета и бюджетов регионов Однако, не смотря на это сокращение состояние бюджета регионов все равно существенно не изменилось, так бюджет г. Н-ска имеет дефицит в размере 378394 тыс. руб. (приложение 3,4.) . Анализируя бюджет г. Н-ска отметим некоторые интересные на наш взгляд вещи, так в структуре расходов заложена статья расходов на средства массовой информации заложено 3500 тыс. руб. Цель этой статьи заключается в осуществлять поддержке правозащитных, культурологических, просветительских, экологических и т.п. изданий, оказавшихся наиболее уязвимыми в условиях перехода к рыночной экономике . В первую очередь речь идет о местных периодических изданиях. Фактически именно на их спасение нацелен Федеральный закон "Об экономической поддержке районных (городских) газет" от 24 ноября 1995 г. Закон имеет целью "обеспечение конституционного права граждан на получение своевременной и объективной информации, информационного обеспечения реформы местного самоуправления и активного участия граждан в местном самоуправлении". В качестве средства достижения цели предусматривается выделение средств из федерального бюджета на развитие материально-технической базы районных и городских газет и оплату расходов, связанных с их производством и распространением (оплата полиграфических услуг, бумаги, услуг федеральной почтовой связи). Иными словами, речь идет о все тех же дотациях, что были предусмотрены еще Указом Президента РФ "О защите свободы массовой информации" от 20 марта 1993 г. Становится очевидным, какие интриги будут плестись на местах за право попасть в сей список, гарантирующий бюджетное финансирование от 50 до 80 процентов фактических расходов, а следовательно, безбедное существование. Очевидно также, что победителями окажутся послушные властям издания, а по-настоящему независимые очутятся в еще худшем положении, поскольку дополнительный вброс бюджетных средств на рынок бумаги, полиграфических и почтовых услуг неминуемо приведет к росту цен. В связи с этим встает вопрос целесообразности этой статьи в городском бюджете, по нашему мнению этим должно заниматься независимая организация. Другим моментом в бюджете г. Н-ска является статья доходов (Штрафные санкции, возмещение ущерба) которая составляет – 56162 тыс. руб. Если сравнить удельный вес этой статьи в бюджете города Н-ска и Федерального бюджета то удельный вес г. Н-ска в структуре доходов от этой статьи составляет 0,768% ( ), против 0,056% федерального бюджета. Напрашивается вывод, о том, что этим самым стимулируется рост административных взысканий исполнительными органами. Подводя итог раздела отметим, что современная бюджетная система России определенным образом приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеральное устройство. Тем не менее, сегодняшняя бюджетная система России все еще достаточно противоречива и требует серьезной доработки. В частности, необходимо решение следующих ключевых проблем: 1) снижение дефицита бюджетов за счет укрепления их доходной базы; 2) реструктуризация расходов по приоритетам; 3) создание условий для развития бюджетного федерализма; 4) совершенствование механизма бюджетного регулирования; 5) усиление контроля за эффективностью использования бюджетных ассигнований. 2.2.2. Государственный кредит и финансовый рынок Государственный кредит выделяется в самостоятельное звено государственных финансов, так как ему присущи специфические формы финансово-кредитных отношений по привлечению средств в централизованные фонды государства. Государственный кредит — это особая форма кредитных отношений между государством или местными органами власти и юридическими и физическими лицами, при которых государство или местные органы власти выступают главным образом в качестве заемщика средств. Политику в отношении государственного долга определяет Федеральное Собрание России, которое устанавливает его верхний предел при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год. Увеличение внутреннего долга за последние годы связано с эмиссией банкнот Центральным банком России для покрытия бюджетного дефицита и явилось мощным инфляционным фактором. Задача состоит в том, чтобы бюджетные дефициты, как и в зарубежных странах с развитой рыночной экономикой покрывались путем выпуска государственных займов, размещаемых среди юридических и физических лиц. В 1993 г. для покрытия бюджетного дефицита были выпущены новые ценные бумаги — государственные краткосрочные облигации (ГКО) со сроками обращения три месяца и золотые сертификаты Министерства финансов РФ со сроком обращения один год. В 1994 г. наряду с трехмесячными облигациями эмитированы шестимесячные государственные облигации, а затем со сроком погашения до одного года. В 1995 г. были выпущены облигации Федерального займа (ОФЗ) и облигации Государственного сберегательного займа (ОГСЗ), что привело к развитию рынка государственных ценных бумаг. В настоящее время внутренний государственный долг России состоит из государственных ценных бумаг, выпущенных Министерством финансов РФ от имени правительства России, а также в виде кредитных отношений с Центральным банком России. Последствия финансового кризиса 1998 г. наиболее заметно проявились на рынке капитала, где в первую очередь произошло естественное в обстановке кризиса «усыхание» расширившегося в период либерализации фиктивного спекулятивного капитала. Сократилось число коммерческих банков, которые лишились большой части своих номинальных активов. Оставшийся банковский капитал в большей мере перешел под контроль государства и крупных коммерческих банков. Обвал фондового рынка сопровождался крупным изменением всей его структуры. Резко сократился особенно расширившийся в 1995-1998 гг. рынок государственных ценных бумаг, размещение которых обеспечивало финансирование бюджетного дефицита. Выпуск ГКО после августа 1998 г. был приостановлен, платежи по государственному внутреннему долгу прекращены, а образовавшаяся задолженность реструктурирована с переносом сроков погашения. Операции на рынке государственных ценных бумаг приостановила большая часть иностранных вкладчиков, переведя из России основную часть активов. В значительных масштабах уменьшился рынок корпоративных ценных бумаг — сократились выпуск и размещение акций предприятии и банков, их капитализация. В целом к настоящему времени фондовый рынок так и не достиг докризисных размеров операций. 2.2.3. Внебюджетные социальные фонды В Российской Федерации созданы различные внебюджетные фонды, из которых средства выделяются на финансирование различных социально-экономических процессов. В 1993 г. насчитывалось 20 внебюджетных фондов, в том числе четыре социальных и остальные фонды производственного назначения. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение — расширить социальные услуги населению, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики. Важнейший среди социальных фондов — Пенсионный фонд, средства которого формируются за счет страховых взносов работодателей и работающих, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций фонда. Средства Пенсионного фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий, а также пособий на детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Основная часть расходов Пенсионного фонда (88% от общей суммы расходов) направляется на выплату трудовых пенсий. К социальным фондам относятся также Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования. В целях усиления контроля за РАСХОДОВАНИЕМ государственных финансовых ресурсов в республиканском бюджете Российской Федерации консолидированы все государственные внебюджетные фонды, доходы которых формируются за счет обязательных платежей предприятий, учреждений и организаций, за исключением Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования с сохранением целевой направленности консолидируемых фондов. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано консолидировать в бюджетах национально-государственных и административно-территориальных образований аналогичные внебюджетные фонды. 2.2.4. Фонды имущественного и личного страхования В условиях административно-командной системы действовала государственная монополия на страховое дело. Страхование осуществлялось на всей территории страны Госстрахом СССР, и страховые органы союзных республик находились в двойном подчинении — правлению Госстраха и министерству финансов союзной республики. Деятельность страховой системы была подчинена интересам государственного бюджета. Государство безвозмездно изымало из страховых фондов крупные средства для покрытия бюджетного дефицита. С переходом к рыночной экономике созданы объективные условия для активного развития страхования. В 1990 г. было покончено с государственной монополией в страховом деле. Наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют акционерные страховые компании, получившие лицензию на проведение страховых операций. Одно время на страховом рынке действовало около трех тысяч страховых компаний. По мере развития рыночных отношений имущественное и личное страхование, страхование ответственности и страхование экономических рисков приобретают все большее значение, поскольку степень страхового риска, связанного с возможностью наступления стихийных бедствий, спадов производства, политической нестабильностью, возрастает. После прошлогодних терактов в США мировые страховые компании выплатили десятки миллиардов долларов, но почти все устояли. На российском страховом рынке после событий в США и переосмысления ориентиров у всех участников рынка произошли существенные изменения. Образовались стратегические и характерные для экономически развитых стран банковско-страховые альянсы: «МДМ-Банк» - «РЕСО-Гарантия», «НИКОЙЛ» -ПСК (Промышленно-страховая компания). Такие альянсы, по словам президента «НИКОЙЛа», явяются самой успешной в мире бизнес-моделью «банк^ страхование», или, как ее еще называют, «Финансовый супермаркет». При этом выигрывают все: страховые компании получают стратегического инвестора и средства для дальнейшего развития, банки смогут использовать филиальные сети страховых компаний по всей стране. Кроме того, произошли укрупнения целого ряда компаний. Холдинг «Альфа-Групп» создал мощную страховую группу «Альфа-Страхование», купив Восточно-Европейское страховое агентство. На базе страховой компании «Интеррос — Согласие» и региональных страховщиков создана группа «Согласие». В страховом деле начинается новый этап развития: закончился период «самостийного» развития российского страхового рынка, начинается интеграция с мировым рынком. Лучшее тому подтверждение — покупка немецким ALLJANZ российской «РОСНО». Прошлый год показал, что страхование как бизнес перестало быть на задворках отечественной экономики. В стране осталось крайне мало крупных финансово-промышленных структур, которые не имеют в своем составе страховых компаний. Страховые компании начинают становиться полноправными членами финансовых конгломератов. 2.2.5. Финансы хозяйствующих субъектов От общей системы государственных финансов перейдем к более предметному рассмотрению подсистемы финансов хозяйствующих субъектов. Финансы хозяйствующих субъектов, или финансы организаций и предприятий различных форм собственности — относительно самостоятельное звено финансов государства. Именно в этом звене формируется основная часть доходов, которая в последующем, в результате перераспределения по установленным государством правилам, формирует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. В то же время существенная часть бюджетных (финансовых) средств в форме прямого бюджетного финансирования, бюджетных ссуд, гарантий государства направляется на финансирование как текущей, так и инвестиционной деятельности предприятий. В сфере финансов хозяйствующих субъектов следует выделить более частные сферы: - финансы коммерческих предприятий и организаций; - финансы не коммерческих организаций. Финансовые отношения этих двух групп хозяйствующих субъектов имеют свою специфику, связанную с формой организации предпринимательской деятельности, формированием доходов и расходов, владением имуществом, выполнением обязательств. Полную работу ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru 3. Основные направления совершенствования финансовой системы в России Полную работу ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru В условиях углубления рыночных реформ должна происходить перестройка всей системы финансовых отношений в стране. Государственные финансы, прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня народа. «Современная бюджетная система России определенным образом приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеральное устройство. Тем не менее, сегодняшняя бюджетная система России все еще достаточно противоречива и требует серьезной доработки. В частности, необходимо решение следующих ключевых проблем: Падение производства нельзя остановить без увеличения инвестиций в российскую экономику. Инвестиционную политику предусматривается осуществлять в следующих направлениях: 1) дальнейшая децентрализация инвестиционного процесса на основе развития многообразных форм собственности, повышения роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов; 2) государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций при переносе центра тяжести с безвозвратного бюджетного финансирования на кредитование (на возвратной и платной основе). Сохранение безвозвратного бюджетного финансирования преимущественно для социально значимых объектов, имеющих некоммерческий характер; 3) размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурсной основе; 4) усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета, направляемых на инвестиции в форме безвозвратного финансирования и кредитования; 5) значительное расширение практики совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов; 6) использование части централизованных (кредитных) инвестиционных средств на реализацию осо бо эффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов и объектов малого бизнеса, независимо от их отраслевой принадлежности и форм собственности для ускорения структурно-технологической перестройки производства; 7) совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций. Государственные инвестиции должны быть социально обоснованными, направленными на создание дополнительных рабочих мест, улучшение качества жизни, стимулирование собственной инвестиционной активности предприятия. Полную работу ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru Заключение Полную работу ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru Надежность финансовой системы имеет огромное социально-экономическое значение для каждого государства. Состояние финансовой системы затрагивает материальные интересы почти каждого члена нашего общества, ущемление которых с неотвратимостью вызывает серьезные негативные политические, социальные и экономические последствия, способные расшатать основы общества. От эффективной работы и надежности финансовой системы в значительной степени зависит успех в преодолении экономического кризиса, снижении инфляции и в росте финансовой стабилизации. Неслучайно процесс экономических преобразований во всех странах с трансформационной экономикой начинался именно с финансовой системы. Резюмируя все вышесказанное, можно подвести следующие итоги: 1. Финансовая система является одним из составных элементов макросистем. Ее существование объективно обусловлено наличием товарно-денежных отношений. Если рассматривать ее в широком смысле слова, то она включает в себя и денежно-кредитные отношения, хотя последние имеют свою специфику. 2. Финансовая система многоуровневая. Это финансы предприятий, субъектов федерации, самой федерации. Их образование, распределение и использование должно соответствовать экономическим интересам указанных субъектов. В противном случае она будет не сбалансирована, что приведет к экономической нестабильности. 3. Финансовая система является производной от всей системы народного хозяйства, т. е. степень ее развития зависит, прежде всего, от того, как функционирует производство. Иными словами, выход из кризиса любой макроэкономической системы невозможен без создания благоприятных условии для него. Совершенствование системы финансов обязательное, но дополнительное условие для экономического подъема. Исторически и логически сначала развивалось товарное производство, а затем на определенном этапе возникали деньги и денежные отношения. 4. Отмечая вторичностъ финансовых отношений, нельзя недооценивать их роли. Бюджетная система на уровне федерации, регионов может серьезно повлиять на состояние всех макроэкономических показателей. 5. Важное значение в макроэкономических финансовых отношениях имеет финансовый рынок: денежный и рынок капиталов. Здесь, так же как и на товарном рынке, следует говорить о спросе и предложении денег и их представителей. Денежный рынок влияет на товарное обращение, рынок капиталов, на уровень инвестиционной деятельности, т. е. не на текущее, а на будущее развитие экономики. Анализируя основную часть финансовой системы консолидированный бюджет можно отметить, что в последние три года в нашей стране благодаря активизации хозяйственной деятельности и росту производства возросли доходы государственного бюджета, причем не только в текущих ценах, но и в реальном выражении. В 2000г. впервые за последние годы доходы государственного бюджета превысили расходы, профицит консолидированного бюджета составил почти 3,0% ВВП. С профицитом был исполнен государственный бюджет 2001, 2002 г. Превышение доходов над расходами так же заложено в федеральном бюджете на 2003 год по расходам в сумме 2 345 641,4 млн. рублей и доходам в сумме 2 417 791,8 млн. рублей. Распределение поступлений в федеральный и местный бюджет изменилась в сторону сокращения доходной части федерального бюджета. Однако, не смотря на это сокращение состояние бюджета регионов все равно существенно не изменилось, так бюджет г. Н-ска имеет дефицит в размере 378394 тыс. руб. Анализируя бюджет г. Н-ска отметим некоторые интересные на наш взгляд вещи, так в структуре расходов заложена статья расходов на средства массовой информации заложено 3500 тыс. руб. Цель этой статьи заключается в осуществлять поддержке правозащитных, культурологических, просветительских, экологических и т.п. изданий, оказавшихся наиболее уязвимыми в условиях перехода к рыночной экономике . В первую очередь речь идет о местных периодических изданиях. Фактически именно на их спасение нацелен Федеральный закон "Об экономической поддержке районных (городских) газет" от 24 ноября 1995 г. Закон имеет целью "обеспечение конституционного права граждан на получение своевременной и объективной информации, информационного обеспечения реформы местного самоуправления и активного участия граждан в местном самоуправлении". В качестве средства достижения цели предусматривается выделение средств из федерального бюджета на развитие материально-технической базы районных и городских газет и оплату расходов, связанных с их производством и распространением (оплата полиграфических услуг, бумаги, услуг федеральной почтовой связи). Иными словами, речь идет о все тех же дотациях, что были предусмотрены еще Указом Президента РФ "О защите свободы массовой информации" от 20 марта 1993 г. Становится очевидным, какие интриги будут плестись на местах за право попасть в сей список, гарантирующий бюджетное финансирование от 50 до 80 процентов фактических расходов, а следовательно, безбедное существование. Очевидно также, что победителями окажутся послушные властям издания, а по-настоящему независимые очутятся в еще худшем положении, поскольку дополнительный вброс бюджетных средств на рынок бумаги, полиграфических и почтовых услуг неминуемо приведет к росту цен. В связи с этим встает вопрос целесообразности этой статьи в городском бюджете, по нашему мнению этим должно заниматься независимая организация. Другим моментом в бюджете г. Н-ска является статья доходов (Штрафные санкции, возмещение ущерба) которая составляет - 56162 тыс. руб. Если сравнить удельный вес этой статьи в бюджете города Н-ска и Федерального бюджета то удельный вес г. Н-ска в структуре доходов от этой статьи составляет 0,768%, против 0,056% федерального бюджета. Напрашивается вывод, о том, что этим самым стимулируется рост административных взысканий исполнительными органами. В заключении отметим, что развитие эффективности финансовой системы России может быть достигнуто: - поддержанием «кровеносной системы» финансов — коммерческих банков, которые для «развязки» взаимных неплатежей требуют помощи со стороны Центрального банка РФ (снижения норм резервирования, проведения взаимозачетов по корреспондентским счетам), а также значительной реструктуризации всей банковской системы; - проведением взаимозачетов по группам предприятий с выдачей кредита под дебетовое сальдо и для пополнения оборотных средств предприятиям, выполняющим определенные требования государства по вопросам ценообразования и выпуска необходимой продукции; - обеспечением жесточайшего контроля над эффективностью всех расходов и недопущением непроизводительной траты средств; - реформированием налоговой системы. Полную работу ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru Библиографический список использованной литературы Полную работу ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru Нормативные материалы 1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изм. и доп. от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., от 29 мая, 10, 24 июля 2002 г.) 2. Решение Н-ского городского Совета депутатов от 17.12.2001 N 73 "О бюджете города на 2002 год" (с изм. и доп. от 20 марта 2002 г.; от 29 мая 2002 г.) 3. Решение Н-ского городского Совета депутатов от 27.12.2000 N 386 "О внесении изменений и дополнений в Положение "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Н-ске" 4. Решение Н-ского городского Совета депутатов от 26.03.98 N 131 "О Положении "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Н-ске"" (с изм. и доп. от 27 декабря 2000 г.; от 31 октября 2001 г.) Книги 1. Абрамова М. А. , Александрова Л. С. Финансы и кредит. М.: Юриспруденция, 2003 - 448 с. 2. Балабанов А. И. , Балабанов И. Т. Финансы. - СПб: Питер, 2000. - 192 с. 3. Бабич А. М. , Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 703 с. 4. Брайчева Т. В. Государственные финансы России. - СПб: Питер, 2002. - 224 с. 5. Быстряков А. Я. , Викулина Т. Д. , Воля В. Ф. и др. Государственные и муниципальные финансы – М.: РАГС, 2003. - 680 с. 6. Долгов С. И. , Бартенев С. А. , Беликова А. В. и др. Финансы, деньги, кредит. М: Юристъ, 2002. - 784 с. 7. Дробозина Л. А. , Поляк Г. Б. , Константинова Ю. Н. и др. Финансы. – М.: ЮНИТИ. 2002. - 527 с. 8. Ковалева А. М. , Баранникова Н. П. , Бурмистрова Л. А. и др. Финансы и кредит. – М.: Финансы и статистика, 2003. - 512 с. 9. Романовский М. В. Финансы, денежное обращение и кредит. М.: Юрайт-Издат, 2002 - 543 с. 10. Тупицын А.Л. Развитие финансовой системы РФ // Новосибирск, 2003. – 70с. 11. Чернова В. Э. Финансы, денежное обращение и кредит. СПб: изд-во Михайлова В.А. – 2000. - 58 с. 12. Финансы, денежное обращение и кредит. под ред. док. экон. наук, проф. Самсонова Н. Ф. ). – М.: Инфра-М, 2002. - 448 с. 13. Шелопаев Ф. М. Финансы, денежное обращение и кредит. М: Юрайт-М. 2002 - 275с. 14. Шуляк П. Н. , Белотелова Н. П. Финансы (с применением структурно-логических схем). - М: ИД Дашков и К, 2002. - 456 с. 15. Ялбулганов А. А. , Емелин А. В. , Емельянов А. С. и др. Финансовое право России. - М.: Статут , 2001. – 451с. 16. Статьи из журналов 17. Кудрин А.Л. Бюджет-2002 - сбалансированный и реалистичный. // Финансы. - 2002. - № 2. – С. 17 18. Преображенский Б.Г. О развитии бюджетного законодательства Российской Федерации // Журнал российского права. – 2002. - № 5. – С. 14 19. Фадеев Д.Е. Совершенствование бюджетного федерализма и стабилизация рыночных отношений // Журнал российского права. – 2001. - № 11. – С. 78