Полную работу ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………... 3 1. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ – АСПЕКТЫ И ИСТОЧНИКИ ОБРАЗОВАНИЯ………………………………………………………….. 5 1.1. Понятие и сущность финансовых ресурсов предприятия… 5 1.2. Состав и структура финансовых ресурсов предприятия… 19 1.3. Проблемы формирования финансовых ресурсов предприятия…………………………………………………………. 32 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ НА ПРИМЕРЕ ООО «АКТИВ» …………………………………… 38 2.1. Экономическая характеристика ООО «Актив»…….. 38 2.2. Анализ финансовой работы и формирования финансовых ресурсов ООО «Актив»…………………………………….. 44 2.3. Анализ эффективности использования финансовых ресурсов ООО «Актив»…………………………………….. 60 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ООО «АКТИВ»…………………………………... 73 3.1. Оценки эффективности привлечения заемного капитала в ООО «Актив» на 2004г……………………………………… 73 3.2. Автоматизация процессов формирования и анализа эффективности использования финансовых ресурсов ООО «Актив»……………………………………………………… 89 Заключение……………………………………………………………….. 96 Список использованной литературы………………………………….. 98 Приложения Полную работу ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru ВВЕДЕНИЕ Полную работу ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru Эффективная финансовая деятельность предприятия невозможна без грамотного управления финансовыми ресурсами. Зачастую на предприятиях игнорируется система финансового планирования, что в конечном итоге приводит к банкротству. Влияние внешних факторов, таких как сезонность зачастую оставляют предприятия без финансовых ресурсов, в то время когда они наиболее нужны. Все это напрямую сказывается на имидже предприятия, текучести кадров. Как правило, предприятия в таких случаях начинают привлекать заемные финансовые ресурсы, которые, как к этому времени имеют завышенные проценты. В связи с этим актуально планирование финансовых ресурсов, своевременное поступление заемных и собственных финансовых ресуросв. При временном дефиците денежных средств или недостаточном объеме оборотных средств, организация может их одолжить не только у кредитного учреждения, но также у любого другого юридического или физического лица по договору займа. В настоящее время займы, обеспечивая хозяйственную деятельность предприятий, содействуют их развитию, увеличению объемов производства продукции, работ, услуг. Значение займов как дополнительного источника финансирования коммерческой деятельности особенно проявляется на стадии становления предприятия, которое использует кредитные ресурсы при осуществлении долгосрочных инвестиций, направленных на создание нового имущества (при капитальных инвестициях). На этом этапе огромное значение имеют долгосрочные займы банков. Экономический анализ финансовых ресурсов позволяет выбрать наиболее удобный и выгодный для предприятия вид получения дополнительных денежных средств. В связи с приведенными аргументами целью работы является последовательное исследование системы финансовых ресурсов на примере ООО «Актив». Для решения поставленной цели был определен следующий круг задач: - исследовать сущность финансовых ресурсов; - классифицировать финансовые ресурсы и дать их характеристику; - проанализировать основные проблемы финансирования предприятий на современном этапе развития экономии России; - провести анализ системы финансовых ресурсов и их влияние на финансовое состояние ООО «Актив»; - рассмотреть систему планирования финансовых ресурсов предприятия на 2004г. Теоретической и методологической основой исследования послужили специальная зарубежная и отечественная литература по рассматриваемой тематике, статистические материалы Госкомстата РФ, Н-ского областного комитета государственной статистики, аналитические статьи отраслевых журналов, а также базы данных «Интернет». Полную работу ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru 1. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ – АСПЕКТЫ И ИСТОЧНИКИ ОБРАЗОВАНИЯ 1.1. Понятие и сущность финансовых ресурсов предприятия Полную работу ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru В экономической литературе есть различные определения финансовых ресурсов предприятия, которые так или иначе похожи между собой. Приведем некоторые из них. Финансовые ресурсы - . Финансовые ресурсы предприятия — это . Финансовые ресурсы предприятия — . Следует выделить такое понятие, как капитал — часть финансовых ресурсов, вложенных в производство и приносящих доход по завершении оборота. Другими словами, капитал выступает как превращенная форма финансовых ресурсов. В связи с этим сущность финансовых ресурсов следует рассматривать как составляющую капитала. Капитал — . В первоначальных работах экономистов капитал рассматривался как основное богатство, основное имущество. По мере развития экономической мысли это . Так, в соответствии с принципами научного мировоззрения меркантилистов под понятием капитала как основного богатства понимались золото, деньги и другие сокровища любого рода. При этом основным источником формирования капитала в этом его понимании меркантилисты считали положительный торговый баланс. Экономическая школа физиократов под понятием капитала как основного богатства понимала землю и вложенные в нее средства («авансы»). Соответственно источником формирования капитала физиократы считали сельскохозяйственное (земледельческое) производство. Представители классической политэкономии (в первую очередь, А. Смит и Д. Рикардо) серьезно углубили исследование сущности капитала, расширили область его рассмотрения сферой промышленного производства. Под капиталом они понимали накопленные запасы средств производства, предназначенные для дальнейшего изготовления товаров. Основные сущностные черты экономической категории капитала, сформулированные классическими экономистами, были приняты за основу всеми последующими ее исследователями. Неоклассические экономические теории капитала существенно развили его сущностные характеристики, связанные с количественными пропорциями его формирования и характером его рыночного обращения. Многообразие понятий термина «капитал» определяется разнообразием сущностных сторон этой экономической категории. Поэтому для выявления содержания этой категории следует рассмотреть основные характеристики, формирующие ее сущность. С учетом изложенной цели исследования основные характеристики капитала представлены на рисунке 1.1. Рис.1.1. Основные сущностные характеристики капитала как объекта управления Рассмотрим каждую из характеристик капитала, определяющих его сущность как объекта управления. 1. Капитал как объект экономического управления. В 2. Капитал как накопленная ценность. В 3. Капитал как производственный ресурс (фактор производства). В теории капитала его характеристика как 4. Капитал как инвестиционный ресурс. По своей экономической природе капитал является 5. Капитал как источник дохода. Способность приносить доход является одной из важнейших характеристик капитала, отмечаемой представителями всех экономических школ. Этот доход капитал приносит как экономический ресурс, используемый в экономическом процессе. Куда бы ни был направлен капитал как экономический ресурс — в сферу реальной экономики или в финансовую сферу — он всегда потенциально способен приносить доход его владельцу при условии эффективного его применения. Как источник дохода капитал является одним из важнейших средств формирования будущего благосостояния его владельцев. Многие бизнесмены зачастую сравнивают бизнес с велосипедом, декларируя принцип – пока крутишь педали едешь, и в этом смысле заемные средства выступают как генератор энергии движения, заставляя крутится два колеса – оборотные и внеоборотные активы (см. рис. 1.2.). Рис. 1.2. Движение оборотных и внеоборотных активов предприятия 6. Капитал как объект временного предпочтения. Процесс функционирования капитала непосредственно связан с 7. Капитал как объект купли-продажи (объект рыночного обращения). Как объект купли-продажи капитал формирует особый вид рынка — рынок капитала, который характеризуется спросом, предложением и ценой, а также определенными субъектами рыночных отношений. Спрос на капитал порождает стремление к его приобретению прежде всего как инвестиционного ресурса и фактора производства. Соответственно субъектами спроса на капитал выступают предприниматели, вовлекающие его в экономический процесс. Предложение капитала порождает стремление к его реализации в экономическом процессе как накопленной ценности. Нереализованность накопленного капитала в экономическом процессе порождает так называемые «издержки упущенных возможностей», характеризующие размер упущенной выгоды при альтернативных возможностях его применения. 8. Капитал как объект собственности и распоряжения. Как экономический объект предпринимательской деятельности капитал является Как объект собственности и распоряжения капитал формирует также определенные пропорции его использования отдельными субъектами хозяйствования, отражаемые соотношением собственного и заемного капитала. Это соотношение характеризуется в экономической теории термином «структура капитала». Оно влияет на многие аспекты эффективности хозяйственной деятельности предприятия и в значительной степени определяет уровень его рыночной стоимости. 9. Капитал как носитель фактора риска. Риск является важнейшей характеристикой капитала, связанной со Уровень риска использования капитала находится в прямой зависимости от уровня ожидаемой его доходности. Чем выше ожидаемый предпринимателем уровень доходности капитала при его использовании в экономическом процессе, тем выше (при прочих равных условиях) будет сопутствующий ему уровень риска, и наоборот. Иными словами, объективная связь между уровнями доходности и риска использования капитала носит прямо пропорциональный характер. 10. Капитал как носитель фактора ликвидности. Используемый в предпринимательской деятельности капитал в процессе своего постоянного движения характеризуется определенной ликвидностью, под которой понимается его способность быть реализованным по своей реальной рыночной стоимости. Эта характеристика капитала обеспечивает постоянную возможность его реинвестирования ("перелива капитала") при наступлении неблагоприятных экономических и других условий его использования в определенной сфере предпринимательской деятельности или в задействованном регионе. Различные формы и виды капитала, задействованного в экономическом процессе, обладают различной степенью ликвидности. Эти различия определяются степенью мобильности капитала как инвестиционного ресурса и фактора производства, функциональными особенностями конкретных видов капитальных товаров и инвестиционными качествами различных финансовых инструментов инвестирования, уровнем развития рынка капитала и характером его государственного регулирования, сложившейся конъюнктурой рынка капитала и отдельных его сегментов и другими условиями. Основным параметром оценки степени ликвидности различных форм и видов капитала выступает уровень его ликвидности. Он определяется с учетом периода времени в течение которого инвестированный (задействованный в экономическом процессе) капитал в конкретных его формах и видах может быть конверсирован в денежную форму без потери его реальной рыночной стоимости. Чем ниже возможный период конверсии ранее инвестированного капитала в денежную форму, тем более высоким уровнем ликвидности характеризуется та или иная форма его использования в экономическом процессе. С этих позиций капитал в денежной форме характеризуется абсолютной ликвидностью, т. е. представляет собой капитал, период конверсии которого в денежную форму равен нулю. Ликвидность капитала является объективным фактором, обуславливающим выбор конкретных его форм и видов при формировании необходимого уровня его доходности в процессе предпринимательской деятельности. Проведенный обзор наиболее существенных характеристик капитала показывает насколько многоаспектной с теоретических и прикладных позиций является эта экономическая категория. При этом все рассмотренные характеристики, отражающие особенности функционирования капитала с различных сторон, тесно взаимосвязаны и требуют комплексного отражения при определении его экономической сущности. С учетом рассмотренных основных характеристик экономическая сущность капитала в наиболее обобщенном виде может быть сформулирована следующим образом: Капитал представляет собой накопленный путем сбережений запас экономических благ в форме денежных средств и реальных капитальных товаров, вовлекаемых его собственниками в экономический процесс как инвестиционный ресурс и фактор производства с целью получения дохода, функционирование которых в экономической системе базируется на рыночных принципах и связано с факторами времени, риска и ликвидности. Особенности функционирования капитала в рамках конкретного предприятия связаны с двумя основными экономическими процессами: а) процессом его формирования; б) процессом его использования. Экономический процесс формирования капитала предприятия характеризуется следующими основными особенностями (рис. 1.3). 1. Формирование капитала является основным исходным условием создания Рис. 1.3. Основные особенности процесса формирования капитала предприятия. 2. Процесс формирования капитала предприятия непосредственно связан с процессом первоначального его накопления. 3. Формирование капитала сопровождает все стадии жизненного цикла предприятия, связанные с его поступательным экономическим развитием. 4. Процесс формирования капитала носит детерминированный и регулируемый характер. Детерминированность этого процесса характеризуется его количественной определенностью во времени, по объему, структуре и другим параметрам. 5. Формирование капитала неразрывно связано с целями и направлениями стратегического развития предприятия. 6. Темпы формирования нового собственного капитала функционирующего предприятия за счет внутренних источников определяются временным предпочтением его собственников (менеджеров). 7. Процесс формирования капитала неразрывно связан с обеспечением возрастания рыночной стоимости предприятия, которое является одной из приоритетных целей финансового менеджмента. 8. Эффективное формирование капитала в разрезе отдельных его видов является важнейшим условием обеспечения финансовой устойчивости предприятия. Рациональная структура формируемого капитала позволяет снизить уровень финансовых рисков в предстоящей деятельности предприятия, предотвратить угрозу его банкротства. 9. Возможность формирования капитала предприятия в предстоящем периоде во многом определяется достигнутой его структурой на предшествующей стадии хозяйственного цикла. 10. В процессе формирования капитала предприятия необходимо учитывать стоимость его привлечения из различных источников. При этом стоимость дополнительно привлекаемого капитала должна быть обязательно сопоставлена с размером дополнительного эффекта от его использования. Иными словами, объемы и темпы формирования капитала предприятия во многом определяются возможностями предстоящего эффективного его использования в операционном (производственном) и инвестиционном процессе. 1.2. Состав и структура финансовых ресурсов предприятия В арсенале теоретических основ управления формированием финансовых ресурсов одной из базовых и наиболее дискутируемых концепций является теория их структуры. Это связано с тем, что теоретическая концепция структуры финансовых ресурсов формирует основу выбора ряда стратегических направлений финансового развития предприятия, обеспечивающих возрастание его рыночной стоимости, т. е. имеет достаточно широкую область практического использования. Рассмотрение концепции структуры финансовых ресурсов определяет необходимость концентрации основных теоретических ее положений на следующих моментах: 1. Понятие «структура капитала» [capital structure] носит . В наиболее общем виде это понятие характеризуется всеми зарубежными и отечественными экономистами как соотношение собственного и заемного капитала предприятия. Вместе с тем, при рассмотрении как собственного, так и заемного капитала предприятия, отдельными экономистами в них вкладывается различное конкретное содержание (рис. 1.3). Изначально понятие «структура финансовых ресурсов» рассматривалось исключительно как соотношение используемого предприятием собственного уставного (акционерного) и долгосрочного заемного капитала. Исходя из такой трактовки содержания этого понятия практически все классические теории структуры капитала построены на исследовании соотношения в его составе удельного веса эмитируемых акций (представляющих собственный капитал) и облигаций (представляющих заемный капитал). Такой подход к характеристике понятия структуры капитала, основанный на выделении только долгосрочных (перманентных) его видов, присущ и многим современным экономистам. Рис. 1.4. Обзор основных вариантов соотнесения различных видов капитала предприятия при определении его структуры. На современном этапе существенная часть экономистов склоняется к мнению, что понятие «структура капитала» должно рассматривать все виды как собственного, так и заемного капитала предприятия. При этом в составе собственного капитала должен рассматриваться не только первоначально инвестированный его объем (акционерный, паевой или индивидуальный капитал, формирующий уставной фонд предприятия), но и накопленная в дальнейшем его часть в форме различных резервов и фондов, а также предполагаемая к реинвестированию вновь сформированная прибыль («нераспределенная прибыль»). Соответственно и заемный капитал должен рассматриваться во всех формах его использования предприятием, включая финансовый лизинг, товарный (коммерческий) кредит всех видов, внутреннюю кредиторскую задолженность («счета начисления») и других, Такая трактовка понятия «структуры капитала» позволяет существенно расширить сферу практического использования этой теоретической концепции в финансовой деятельности предприятия по следующим причинам: С учетом рассмотренных положений понятие структуры финансовых ресурсов предлагается сформулировать следующим образом: «структура финансовых ресурсов представляет собой соотношение всех форм собственных и заемных финансовых средств, используемых предприятием в процессе своей хозяйственной деятельности для финансирования активов». Для примера приведем структура балансов компаний США И Западной Европы . Таблица 1.1. Структура балансов компаний США и Западной Европы, % Наименование отрасли Издательская деятельность Текстиль (модная одежда) Кафе, рестораны Супермаркеты Банки Программные продукты Спиртные напитки 1 2 3 4 5 6 7 8 АКТИВЫ ПАССИВЫ Продолжение таблицы 1.1. 1 2 3 4 5 6 7 8 Финансовую основу предприятия представляет сформированный им собственный капитал. На действующем предприятии он представлен следующими основными формами : 1. Уставный фонд. Он характеризует Его размер определяется (декларируется) уставом предприятия. Для предприятий отдельных сфер деятельности и организационно-правовых форм (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью) минимальный размер уставного фонда регулируется законодательством. 2. Резервный фонд (резервный капитал). Он представляет собой зарезервированную часть собственного капитала предприятия, предназначенного для внутреннего страхования его хозяйственной деятельности. Размер этой резервной части собственного капитала определяется учредительными документами. Рис.1.5. Структура финансовых ресурсов предприятия 3. Специальные (целевые) финансовые фонды. К ним относятся 4. Нераспределенная прибыль. Она характеризует 5. Прочие формы собственного капитала. К ним относятся Формирование собственных финансовых ресурсов предприятия подчинено двум основным целям: 1. Формированию за счет собственного капитала необходимого объема внеоборотных активов. Сумма собственного капитала предприятия, авансированная в разнообразные виды его внеоборотных активов (основные средства; нематериальные активы; незавершенные капитальные вложения; оборудование, предназначенное к монтажу; долгосрочные финансовые вложения и др.), характеризуется термином собственный основной капитал. 2. Формированию за счет собственного капитала определенного объема оборотных активов. Сумма собственного капитала, авансированная в разнообразные виды его оборотных активов (запасы сырья, материалов и полуфабрикатов; объем незавершенного производства; запасы готовой продукции; дебиторскую задолженность; денежные активы и др.), характеризуется термином собственный оборотный капитал. В составе внутренних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит прибыли, остающейся в распоряжении предприятия — она формирует преимущественную часть его собственных финансовых ресурсов, обеспечивает прирост собственного капитала, а соответственно и рост рыночной стоимости предприятия. Определенную роль в составе внутренних источников играют также амортизационные отчисления, особенно на предприятиях с высокой стоимостью используемых собственных основных средств и нематериальных активов; однако сумму собственного капитала предприятия они не увеличивают, а лишь являются средством его реинвестирования. Прочие внутренние источники не играют заметной роли в формировании собственных финансовых ресурсов предприятия. В составе внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит привлечению предприятием дополнительного паевого (путем дополнительных взносов средств в уставный фонд) или акционерного (путем дополнительной эмиссии и реализации акций) капитала. Однако эффективная финансовая деятельность предприятия невозможна без постоянного привлечения заемных средств. Использование заемного капитала позволяет существенно расширить объем хозяйственной деятельности предприятия, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, ускорить формирование различных целевых финансовых фондов, а в конечном счете — повысить рыночную стоимость предприятия. Хотя основу любого бизнеса составляет собственный капитал, на предприятиях ряда отраслей экономики объем используемых заемных средств значительно превосходит объем собственного капитала. В связи с этим управление привлечением и эффективным использованием заемных средств является одной из важнейших функций финансового менеджмента, направленной на обеспечение достижения высоких конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия. Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует в совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму долга). Эти финансовые обязательства в современной хозяйственной практике дифференцируются следующим образом: - Долгосрочный заемный капитал (долгосрочные финансовые обязательства); - Долгосрочные кредиты банков, срок возврата которых еще не наступил; - Долгосрочные заемные средства, срок возврата которых еще не наступил; - Долгосрочные кредиты и займы, не погашенные в срок; - Краткосрочный заемный капитал (краткосрочные финансовые обязательства); - Краткосрочные кредиты банков, срок возврата которых еще не наступил; - Краткосрочные заемные средства, срок возврата которых еще не наступил; - Краткосрочные кредиты и займы, не погашенные в срок; - Расчеты с кредиторами (кредиторская задолженность); - Другие краткосрочные финансовые обязательства. 1. Долгосрочные финансовые обязательства. К ним относятся все формы функционирующего на предприятии заемного капитала со сроком его использования более одного года. Основными формами этих обязательств являются долгосрочные кредиты банков и долгосрочные заемные средства (задолженность по налоговому кредиту; задолженность по эмитированным облигациям; задолженность по финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе и т.п.), срок погашения которых еще не наступил или не погашенные в предусмотренный срок. 2. Краткосрочные финансовые обязательства. К ним относятся все формы привлеченного заемного капитала со сроком его использования до одного года. В процессе развития предприятия по мере погашения его финансовых обязательств возникает потребность в привлечении новых заемных средств. К привлечению заемных средств в основном прибегают предприятия промышленности региона, торговли и общественного питания (см. рис. 1.2) . Рис. 1.6. Распределение займов по отраслям экономики Как показывает опрос, проведенный специалистами Института экономики переходного периода (ИЭПП) среди направлений использования банковских займов российскими предприятиями приоритетным является финансирование текущей деятельности, а не инвестиций и инноваций . Таблица 1.2. Направление использования займов в промышленности (% к числу ответивших предприятий) Показатель Все отрасли Металлургия Химия и нефтехимия Машиностроение Лесная и деревообрабатывающая промышленность Стройиндустрия Легкая Пищевая Источник: «Эксперт» №16, 2003 . – с. 6 На пополнение оборотных средств и выплату зарплаты используют привлеченные у российских банков средства соответственно 66 и 27% опрошенных компаний. А для переоборудования и расширения производства — только 36%, для финансирования НИОКР, ноу-хау и приобретения лицензий — и вовсе лишь 2% респондентов. А вот в химии, нефтехимии и машиностроении заемное финансирование текущей деятельности абсолютно доминирует. Конечно, ситуация в разных областях складывается по-разному. В инвестиционно активных металлургии и пищевой промышленности доля предприятий, использующих займы для переоборудования и расширения производства, существенно выше средней. Интересно отметить, что 12% всех опрошенных предприятий вообще не привлекают займов. При этом в таких географически рассредоточенных отраслях, как лесная промышленность и стройиндустрия, доля «отказников» еще выше — соответственно 21 и 27%. . Впрочем, полученные данные, скорее всего, занижают реальную роль займов в финансировании инвестиций. Дело в том, что, привлекая займы под оборотные средства, многие предприятия высвобождают собственные деньги для вложений в расширение и обновление производства. Такой «размен» диктуется дефицитом предложения больших, длинных и дешевых инвестиционных займов. Российские банки 70% займов выдают на срок менее года, больше 20% — на срок до трех лет и лишь оставшиеся 5 — 7% — на срок более трех лет . Российские банки стараются выдавать займы в основном на краткосрочной основе в бизнес с высокой оборачиваемостью капитала или же «родственные» им структуры, тем самым, страхуясь от риска невыплаты. Рис. 1.7. Привлечение займов по горизонту времени И это обоснованно, по экономической закономерности (Правило Паррето) 80% коммерческих предприятий, в течении первых 2 лет прекращают свое существование. Рассмотрев структуру финансовых ресурсов предприятия необходимо рассмотреть проблемы связанные с их формированием. 1.3. Проблемы формирования финансовых ресурсов предприятия На данном этапе прослеживаются две наиболее актуальные проблемы формирования финансовых ресурсов, это высокие проценты по привлечению кредитов и займов и соотношения заемного капитала и собственного. Каким должно быть итоговое соотношение собственных и заемных средств, этот вопрос, несмотря на все усилия теоретиков финансовой науки, до сих пор не имеет окончательного четкого ответа. Согласно одной из моделей, построенной в середине прошлого века двумя американскими специалистами по финансам Мертоном Миллером и Франко Модильяни (который впоследствии стал Нобелевским лауреатом), для максимизации стоимости фирмы (что и является конечной целью финансового менеджера) лучше всего доводить долю долга в капитале до 100%. Таблица 1.3. Факторы, ограничивающие развитие деятельности организаций розничной торговли в г. Н-ске (в % от числа обследованных организаций) Фактор 2001г. 2002г. 1 квартал 2 кварт ал 3 кварт ал 4 кварт ал 1 квартал 2 кварт ал 3 кварт ал 4 квартал Причина — существование так называемого «налогового щита». Ведь в экономической практике большинства стран проценты по кредитам уменьшают налогооблагаемую прибыль (включаются в себестоимость). Если все вложенные в бизнес средства собственные, значит, налог на прибыль придется заплатить со всей суммы дохода. Если же присутствуют заемные деньги, компания получает значительные налоговые льготы — это и есть «налоговый щит». Парадокс состоит в том, что согласно этой модели, чем больше доля долга, тем лучше, тем выше стоимость компании — идеально, если в компании все 100% капитала получены в кредит. На практике такого, естественно, никогда не бывает. Описанная модель не учитывает, что до бесконечности увеличивать финансовый рычаг мешают неизбежно возникающие риски. Возьмем две одинаковые компании с одного и того же рынка с одинаковым уровнем доходности бизнеса. Разница лишь в одном — первая компания работает полностью на деньги акционеров, вторая назанимала кучу денег. Деловой риск у них тоже одинаков — если вдруг ухудшится конъюнктура, их товар, скажем пирожки, будет продаваться одинаково плохо. Но вот последствия такого скачка спроса будут разными. Допустим, падение таково, что первая компания с трудом, но смогла пережить трудные времена. У второй компании — при прочих равных условиях — ситуация не в пример сложнее. Если полученной прибыли не хватит на выплаты процентов, тот финансовый рычаг, который обеспечивал второй компании повышенную доходность на собственный капитал, теперь гарантирует ей большие потери. При нехватке средств на выплату процентов может быть запущена процедура банкротства. Решение о ликвидации фирмы означает, что ожидаемые денежные потоки от бизнеса меньше суммы, которую можно выручить, просто продав активы. Банкротство само по себе не меняет существующей стоимости компании, это всего лишь процедура «выстраивания в очередь» кредиторов (в первую очередь) и владельцев (во вторую) за оставшимися деньгами. Стоимость компании снижается только за счет издержек, связанных с осуществлением этой процедуры, — административных, судебных или вызванных вынужденной реализацией активов. Риск потерь от банкротства кредиторы компенсируют ростом требуемой доходности. Цена на заемный капитал резко увеличивается — и эффект рычага сводится к нулю. Практика (западная) вышеописанную схему подтверждает: в период снижения деловой активности фирмы с большими значениями финансового рычага уступают свою долю рынка конкурентам с консервативной структурой капитала (консервативность в данном случае подразумевает небольшую долю заемных средств). Задача менеджера состоит в том, чтобы найти некое среднее компромиссное значение финансового рычага, которое обеспечит оптимальные уровни доходности и риска — а значит, максимальную стоимость компании. Иногда предлагается некоторый набор готовых соотношений, будто бы оптимальный для рынков той или иной страны. Например, встречаются такие цифры: соотношение заемного и собственного капитала для США составляет 40:60, для Японии — 70:30, а для России — 50:50. Однако по нашему мнению структура капитала должна определяться динамикой бизнеса — ростом объемов реализации и прибылей, доходностью вложенного капитала и стандартным отклонением этой доходности, — а вовсе не какой-то мифической «нормой». Кроме того, структура капитала (как и дивидендная политика) должна соответствовать стадии жизненного цикла основного продукта компании: «Чем дальше по жизненному циклу, тем больше долга в капитале. Финансовый рычаг обычно растет, доля дивидендов — тоже. Коэффициент покрытия процентных расходов (это отношение прибыли до выплаты процентов и налогов, EBIT к затратам на выплату процентов) обычно падает. Рентабельность снижается, free cash flow — растет». Многие эксперты рекомендуют при нахождении оптимальной структуры учитывать необходимость поддержания финансовой гибкости и иметь запас так называемой «займовой мощности» — резерв на случай финансовых трудностей или ситуации, когда компания недооценена на рынке. Так или иначе, в отсутствие гарантированного результата при применении любого из множества методов оптимизации структуры капитала этот процесс становится для финансового директора способом проявить свое искусство. Вторым проблемным моментом в формировании финансовых ресурсов является высокие процентные ставки коммерческих банков. Таблица 1.4. Банковские кредиты в рублях в банках г. Н-ска (на 25.09.2003 г.) Банк Срок оформления Вид кредита Ставка годовых для юр.лиц Срок кредитования 1 2 3 4 6 Продолжение таблицы 1.4. 1 2 3 4 5 Получается, что большинство кредитов является недоступными для предприятий. Приведем пример. Предприятие взяло кредит на сумму 100000 руб., по истечении срока нужно выплатить сумму кредит 119000 руб. включая процент (19%). В тоже время средняя торговая надбавка в торговле составляет 23% или 123000 руб. Рис. Сравнительный анализ доходности кредита В результате предприятие получит прибыль в размере 4000 руб., что является крайне низким уровнем доходности. 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ НА ПРИМЕРЕ ООО «АКТИВ» 2.1. Экономическая характеристика ООО «Актив» Дипломная работа выполнена на материалах оптовой - розничной фирмы «Актив», которая по организационно – правовой форме является обществом с ограниченной ответственностью (далее ООО). Основным видом деятельности ООО «Актив» является оптовая реализация постельных принадлежностей. На рынке текстильных товаров ООО «Актив» существует с 2001г. В последние годы компания развивается в направлении наиболее полного насыщения регионального рынка всем спектром постельных принадлежностей. В ООО «Актив» создан уставной фонд, размер которого на 2002 год составляет 8350 руб. Высшим органом управления ООО «Актив» является собрание участников. В 2002 году средне - списочная численность работников ООО «Актив» составила 51 человек. Для достижения конкурентного преимущества на рынке города Н-ска ООО «Актив» использует особые приемы деятельности: 1. Мгновенное приспособление к запросам потребителей продукции; 2. Уникальные формы обслуживания покупателей. Для того чтобы наиболее полно отразить финансовое состояние ООО «Актив» мы рассмотрим показатели структуры активов и капитала предприятия за 3 года. Таблица 2.1. Агрегированный баланс ООО «Актив» за 2000 – 2002гг. Показатель На начало 2001г. На начало 2002г. Изменения На начало 2003г. Изменения В натуральном измерении, руб. Удельный вес, % В натуральном измерении, руб. Удельный вес, % В натуральном измерении, руб. Удельный вес, % В натуральном измерении, руб. Удельный вес, % В натуральном измерении, руб. Удельный вес, % Из таблицы 2.1. мы видим, что валюта баланса ООО «Актив» со временем значительно изменилась. По сравнению с началом 2001г. валюта баланса 2002г. возросла почти в 6 раз. В активах баланса по состоянию на 2002г. значительное изменение в сторону роста претерпела краткосрочная дебиторская задолженность, увеличившись на 6,19 пунктов к валюте баланса, что говорит о необходимости внедрения более эффективной системы управления расчетами с покупателями. В то же время на конец 2002г. снизилась сумма запасов в целом на 9,19 пунктов к валюте баланса. Рис. 2.1. Структура активов ООО «Актив» за 2000 – 2002гг. Рис. 2.2. Структура пассивов ООО «Актив» за 2000 – 2002гг. Среди пассивов особое изменение претерпел заемный капитал в основном за счет увеличения кредиторской задолженности. Так же увеличился собственный капитал, приобретя положительный результат. На данном этапе в ООО «Актив» большая роль отводится займам и кредитам, которые способны разрешить проблему неплатежей и нехватки оборотных средств у предприятий, подготовить ресурсы для подъема производства. Таблица 2.2. Динамика структуры заемного капитала ООО «Актив» При временном дефиците денежных средств или недостаточном объеме оборотных средств, организация может их одолжить не только у кредитного учреждения, но также у любого другого юридического или физического лица по договору займа. Из табл. 2.2. следует, что в структуре заемного капитала займы занимают достаточно значимый вес, хотя и подвержены незначительным изменениям. Так на начало 2001г. займы составляли 300 тыс. руб., на начало 2002г. – 335 тыс. руб., и на начало 2003г. - 309 тыс. руб., тем самым, вернувшись к исходному положению (рис. 2.3.). Рис. 2.3. Динамика займов ООО «Актив» за 2001 – 2003гг. В то же время удельный вес займов к валюте краткосрочных обязательств претерпел значительные изменения, на начало 2001г. он составлял 74,77%. К началу 2002г. удельный вес займов снизился на 24,37% и составил 50,39%. В 2002 г. отрицательная динамика продолжалась и на начало 2003г. удельный вес составил 18,31%. Это было связано с повышением кредиторской задолженности, в части расчетов с поставщиками (рис 2.4.). Рис. 2.4. Структура заемных обязательств ООО «Актив» за 2001 – 2003гг. Однако увеличение задолженности перед поставщиками было вызвано параллельным ростом объема продаж, темп роста которого составил по сравнению с 2000г. – 2343% ((11522498 / 491624) х 100). Рис. 2.5. Рост объема продаж ООО «Актив» за 2000-2002г. Таблица 2.3. Формирование прибыли от продаж ООО «Актив» за 2000 – 2002г. Показатель 2000г. 2001г. Изменения 2002г. Изменения В натуральном измерении, руб. Удельный вес, % В натуральном измерении, руб. Удельный вес, % В натуральном измерении, руб. Удельный вес, % В натуральном измерении, руб. Удельный вес, % В натуральном измерении, руб. Удельный вес, % Из таблицы 2.3. мы видим, что в 2000г. был получен убыток в размере 107159 руб., который был частично погашен прибылью 2001г., однако собственный капитал на начало 2002г. все равно оставался отрицательным. Переломить эту ситуацию помогла прибыль 2002г. в сумме 194578 руб., в результате его собственный капитал приобрел положительный остаток, что напрямую отразилось на финансовом состоянии ООО «Актив». Однако валовая прибыль в 2002г. снизилась на 3 пункта в результате роста себестоимости продаж. Такая же ситуация сложилась и с прибылью от продаж которая снизилась на 0,19% по отношению к 2001г. 2.2. Анализ финансовой работы и формирования финансовых ресурсов ООО «Актив» Основным показателем финансовой работы и формирования финансовых ресурсов на наш взгляд является показатель финансовой устойчивости. Для анализа мы использовали предложенные Гиляровской Л.Т. показатели финансовой устойчивости, которые практически идентичны показателям Савицкой Г.В. и Селезневой Н.Н. Рассмотрим основные из них: 1) Коэффициент финансового риска (коэффициент задолженности, соотношения заемных и собственных средств, рычага) – это отношение заемных средств к собственным средствам. Он показывает, сколько заемных средств предприятие привлекло на рубль собственных. 2) Коэффициент долга (индекс финансовой напряженности) – это отношение заемных средств к валюте баланса. Международный стандарт (европейский) до 50%. 3) Коэффициент автономии (финансовой независимости) – это отношение собственных средств к валюте баланса предприятия. По этому показателю судят, насколько предприятие независимо от заемного капитала. 4) Коэффициент финансовой устойчивости – это отношение итога собственных и долгосрочных заемных средств к валюте баланса предприятия (долгосрочные займы правомерно присоединяются к собственному капиталу, так как по режиму их использования они похожи). 5) Коэффициент маневренности собственных источников – это отношение его собственных оборотных средств к сумме источников собственных средств. Коэффициент маневренности собственных источников, показывает величину собственных оборотных средств, приходящихся на 1 руб. собственного капитала. Этот показатель по своей сути близок к показателям ликвидности. Однако он дополняет и существенно повышает информативность первого показателя. 6) Коэффициент устойчивости структуры мобильных средств – это отношение чистого оборотного капитала ко всему оборотному капиталу. Чистый оборотный капитал – это текущие активы, которыми располагает компания после погашения текущих обязательств. Стандарта по данному коэффициенту нет. 7) Коэффициент обеспеченности оборотного капитала собственными источниками – это отношение собственных оборотных средств к оборотным активам. Он показывает, какая часть оборотных активов финансируется за счет собственных источников и не нуждаются в привлечении заемных. При показателе ниже значения 0,1 структура баланса признается неудовлетворительной, а организация неплатежеспособной. Более высокая величина показателя (до 0,5) свидетельствует о хорошем финансовом состоянии организации, о её возможности проводить независимую финансовую политику. Кроме этого степень финансовой устойчивости можно оценить и по другим показателям, которые представлены в таблице 2.4. Таблица 2.4. Система относительных показателей финансовой устойчивости ООО «Актив» Показатель Оптимальное значение На начало 2001г. На начало 2002г. Изменение 2002г. к 2001г. На начало 2003г. Изменение 2003г. к 2002г. 1 2 3 4 5 6 7 Анализ относительных показателей финансовой устойчивости ООО «Актив» показал, что не один коэффициент не имеет нормативного значения. Один из основных показателей финансовой устойчивости по которому судят, насколько предприятие независимо от заемного капитала, это коэффициент автономии имеет в 2002г. показатель равный 0,05%, в то время как он должен составлять не менее 0,5%. 2.3. Анализ эффективности использования финансовых ресурсов ООО «Актив» Анализ эффективности использования финансовых ресурсов характеризуется двумя показателями: 1. Рентабельность финансовых ресурсов; 2. Оборачиваемость финансовых ресурсов. Рентабельность деятельности ООО «Актив» характеризуется системой показателей, среди них: 1. рентабельность продаж; 2. рентабельность расходов на продажу; 3. рентабельность активов; 4. рентабельность собственного капитала; 5. рентабельность заемного капитала. Рентабельность продаж рассчитывается отношением прибыли от продаж, или чистой прибыли, или чистого денежного потока на сумму полученной выручки или товарооборота. Рентабельность активов определяется как отношение годовой суммы балансовой прибыли к среднегодовой стоимости активов. Рентабельность заемного и собственного капитала определяется как отношение годовой суммы балансовой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала и заемных средств. Проведем анализ этих показателей, для чего мы используем таблицу 2.3. Рис. 2.6. Финансовый результат ООО «Актив» за 2000 – 2002гг. То же самое касается практически всех показателей рентабельности ООО «Актив». Рис. 2.7. Система показателей рентабельности (убыточности) ООО «Актив» за 2000-2002 гг. К примеру, за рубежом рентабельность собственного капитала предприятий торговли составляет от 3 до 7%. Для проведения факторного анализа рентабельности финансовых ресурсов необходимо построить многофакторную зависимость с последующим анализом влияния каждого отдельного фактора на конечный результат. Как известно из методической литературы любой факторный анализ начинается с моделирования исходной факторной системы (типа ? = х : у) и построения на ее основе многофакторной модели, т.е. с выявления конкретной математической зависимости между факторами. При этом должны соблюдаться определенные требования. 1. Факторы, включаемые в модель, должны реально существовать и иметь конкретное экономическое значение. 2. Показатели, входящие в систему факторного анализа, должны иметь причинно-следственную связь с результативным показателем. 3. Факторная модель должна обеспечивать возможность количественного измерения степени влияния конкретного фактора на обобщающий показатель. В процессе анализа рентабельности собственного капитала могут использоваться жестко детерминированные факторные модели, позволяющие идентифицировать и дать сравнительную характеристику основных факторов, повлиявших на изменение рентабельности СК. В частности, подобные модели заложены в основу известной системы факторного анализа фирмы «Дюпон». В основе приведенной системы действует следующая жестко детерминированная факторная зависимость: (2.9.) Из представленной модели видно, что рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: рентабельности продаж, оборачиваемости совокупных активов и структуры капитала организации. Значимость выделенных факторов объясняется тем, что они в определенном смысле обобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его статику и динамику, в частности бухгалтерскую отчетность: первый фактор обобщает данные ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках», второй — актив баланса, третий — пассив баланса. Для оценки влияния факторов на изменение рентабельности заемного капитала (р3к) предлагается следующая многофакторная мультипликативная модель : (2.10.) где (х) — рентабельность продаж, %; (у) — коэффициент оборачиваемости оборотных активов; (z) — коэффициент покрытая оборотными активами кредиторской задолженности; (q) — коэффициент соотношения кредиторской и дебиторской задолженности; (l) — доля дебиторской задолженности в чистых активах организации, коэф.; (m) — коэффициент покрытия чистыми активами взятых в долг средств (заемного капитала). Все приведенные в модели факторы прямо пропорционально оказывают влияние на изменение рентабельности заемного капитала. Предложенную шестифакторную модель рентабельности заемного капитала можно представить как зависимость обобщающего показателя от факторов (х, у, z, q, l, m): p = x * y * z * q * l * m, расчет влияния которых на изменение рентабельности заемного капитала рекомендуется проводить с использованием метода цепных подстановок. Тогда: Совокупное влияние факторов должно быть равно приросту рентабельности заемного капитала (табл. 2.9 и табл. 2.10): Предложенные факторные модели анализа и оценки использования собственного и заемного капитала позволяют финансовому аналитику сделать обоснованный вывод о том, что дальнейший поиск новых показателей анализа пассивного капитала необходим, а возможности — неисчерпаемы. На базе мультипликативной многофакторной модели рентабельности заемного капитала и данных табл. 2.9 рассчитаем влияние факторов на изменение результативного показателя методом цепных постановок с использованием приема абсолютных разниц. Таблица 2.9 Показатели факторного анализа рентабельности заемного капитала ООО «Актив» за 2001-2002г. Таблица 2.10. Оценка влияния факторов на рентабельность заемного капитала ООО «Актив» за 2001-2002г. Исходя из расчетов становится очевидным, что на увеличение уровня рентабельности заемного капитала особое влияние оказало изменение коэффициента покрытия чистыми активами взятых в долг средств – 0,13% и изменение коэффициента соотношения кредиторской и дебиторской задолженности – 0,07%. Вместе с тем изменение дебиторской задолженности в чистых активах оказало отрицательное влияние на рентабельность заемного капитал в общей сумме 0,20%. Таким же образом проводится анализ факторов рентабельности собственного капитала. Таблица 2.11 Оценка влияния факторов на рентабельность собственного капитала ООО «Актив» за 2001-2002г. Основным отрицательным фактором, повлиявшим на увеличение рентабельности собственного капитала стало изменение снижение оборачиваемости заемного капитала Положительное влияние оказало увеличение собственного капитала в структуре пассивов. Учитывая выявленные факторы руководству ООО «Актив» следует разработать программу управления заемным капиталом предприятия. Полную работу ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ООО «АКТИВ» 3.1. Оценки эффективности привлечения заемного капитала в ООО «Актив» на 2004г. Полную работу ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru В 2004г. руководство ООО «Актив» планирует открыть собственное производство постельных принадлежностей, в целях снижения себестоимости и контролирования качества продукции. Для этого был разработан финансовый план по обоснованию экономической эффективности привлечения заемных средств. Планируется открыть дочернее предприятие с самостоятельным балансом. Для производственной и торговой деятельности ООО «Актив» необходимо определенная площадь. Расчет необходимой площади для производственного и торгового отделения ООО «Актив» можно определить с помощью нормативов и типовых проектов. Так согласно нормативам высота производственных помещений должна быть не ниже 3 м, а расстояние до низа выступающих конструкций или подвесных коммуникаций - не менее 2.2 м. Свободный внутренний объем помещения не занятый строительными конструкциями, должен быть таким, чтобы на одного работающего в наиболее многочисленной смене приходилось не менее 15 куб.м. при площади не менее 4,5 кв.м. Производственная площадь швейного и раскройного цехов в структурных подразделениях составляет 45—57%, поэтому общую площадь структурного подразделения можно определить по производственной площади. Таблица 3.1 Расчет площади производственного помещения ООО «Актив» Коэффициент использования площади для швейного цеха — 0,3. Площадь цеха равна 11,66 : 0,3 = 39 м2. Вся площадь проектируемого структурного подразделения примерно может иметь следующие соотношения (по типовым проектам). Таблица 3.2. Удельный вес площади производственного помещения ООО «Актив»,% Площадь складских помещений рекомендуется распределять в следующем соотношении, %: склад материалов — 60, склад готовых и подготовленных изделий — 30, зона хранения на участке запуска —10. Таблица 3.3. Расчет площади торгового зала ООО «Актив» Коэффициент использования площади для торгового зала — 0,3. Площадь цеха равна 11,315 : 0,3 = 38 м2. Оборудование планируется закупить под полученные инвестиции в размере 566500 руб. Таблица 3.4. Расчет необходимого оборудования ООО «Актив» Продолжение таблицы 3.4. 1 2 3 4 Включая расходы на регистрацию предприятия первоначальная сумма необходимых инвестиций составит 568500 руб. При подготовке бюджета продаж должны быть учтены две группы факторов - внутренние и внешние. Так на формирование бюджета продаж ООО «Актив» существенное влияние оказывает сезонность продаж, характерна для всего рынка постельных принадлежностей. Рис. 3.1. Сезонность продаж постельных принадлежностей Таблица 3.5. Бюджет продаж ООО «Актив» на 2004г., руб. Расшифровка бюджета продаж на 2004 г. помесячно представлена в приложении 5. Учитывая эти данные формируется бюджет реализации (план продаж), который показывает объем продаж по видам продуктов в стоимостных показателях на протяжении периода. На основе данных, сформированных в плане продаж, формируется бюджет прямых и косвенных расходов. Бюджет прямых затрат включает в себя бюджет прямых материальных и трудовых затрат. Бюджет прямых материальных затрат содержит информацию о затратах в предстоящем бюджетном периоде сырья, материалов, комплектующих в натуральном и стоимостном выражении по видам продуктов и в целом по предприятию. Бюджет прямых затрат на оплату труда отражает потребность в основном производственном персонале и затраты на оплату его труда в предстоящем периоде. Для формирования данных бюджетов необходимо понимание сущности прямых и косвенных затрат. Так в управленческом учете под прямыми являются расходы по производству конкретного вида продукции. Поэтому они могут быть отнесены на объекты калькуляции в момент их совершения или начисления прямо на основании данных первичных документов. К ним относятся: затраты сырья, материалов, заработная плата производственных рабочих и др. Косвенные расходы связаны с выпуском нескольких видов продукции, например затраты по управлению и обслуживанию производства. Таблица 3.6. Бюджет прямых затрат производственного отделения ООО «Актив» на 2004г., руб. Продолжение таблицы 3.6. 1 2 Расшифровка бюджета прямых затрат производственного отделения ООО «Актив» на 2004г. помесячно представлена в приложении 6. Таблица 3.7. Бюджет прямых трудовых затрат торгового зала ООО «Актив» на 2004г., руб. Расшифровка бюджета прямых трудовых затрат торгового зала ООО «Актив» на 2004г. помесячно представлена в приложении 7. Таблица 3.8 Бюджет прямых материальных затрат торгового зала ООО «Актив» на 2004г. (расходы на транспорт), руб. Таблица 3.9. Бюджет прямых материальных затрат торгового зала ООО «Актив» на 2004г. ( расходы на электроэнергию), руб. Таблица 3.10. Бюджет прямых затрат торгового зала ООО «Актив» на 2004г., руб. Расшифровка бюджета прямых затрат торгового зала ООО «Актив» на 2004г. помесячно представлена в приложении 8. Далее разрабатывается бюджет косвенных затрат производственного и торгового отделения ООО «Актив». Одна из статей косвенных затрат - амортизационные отчисления определяется линейным способом согласно Налоговому Кодексу РФ. Приведем пример расчета для компьютера торгового отделения ООО «Актив». Где: Н - норма амортизации; АО - сумма амортизационных отчислений. Итого ежегодная сумма амортизационных отчислений за компьютер составит 555,56 руб. Таблица 3.11. Бюджет косвенных затрат ООО «Актив» на 2004г. (амортизационные отчисления), руб. Таблица 3.12. Бюджет косвенных затрат производственного отделения ООО «Актив» на 2004г. ( расходы на электроэнергию), руб. Среди косвенных затрат важную часть занимают расходы на аренду помещения. Стоимость аренды производственных помещений в г. Н-ске составляет 100 руб. за м2, аренды торговых площадей 400 руб. Таблица 3.13. Бюджет косвенных затрат ООО «Актив» на 2004г. (аренда помещения), руб. Таким образом, сумма арендных платежей составляет – 19100 руб. На заключительном этапе рассчитывается бюджет рекламы. Таблица 3.14. Бюджет косвенных затрат ООО «Актив» на 2004г. (маркетинговые издержки), руб. Бюджет доходов и расходов (план прибылей и убытков) отражает структуру и величину доходов и расходов предприятия в целом, отдельных центров ответственности (или направлений деятельности) предприятия и планируемый к получению финансовый результат в предстоящем периоде. Таблица 3.15. Бюджет доходов и расходов ООО «Актив» на 2004г., руб. Расшифровка бюджета доходов и расходов ООО «Актив» на 2004г. помесячно представлена в приложении 9. В заключении приведем ряд параметров отражающих эффективность разработанного бюджета. Такими на наш взгляд являются: - запас финансовой прочности ; - чистый приведенный эффект (NPV) ; - внутренняя норма прибыли инвестиций (IRR). Из рисунка 3.2. видно, что запас финансовой прочности, составляет 82%. Рис. 3.2. Расчет запаса финансовой прочности ООО «Актив за 2004г. Общая накопленная величина дисконтированных доходов (PV) и чистый приведенный эффект (NPV) рассчитываются по формулам: , (3.1.) . (3.2.) где Pk – чистая прибыль за период; r – ставка дисконтирования; IC – инвестиции. Для определения ставки дисконтирования мы использовали кумулятивный метод. Кумулятивный метод определения ставки дисконта основан на экспертной оценке рисков, связанных с вложением средств в оцениваемый бизнес. Ставка дисконта рассчитывается путем сложения всех выявленных рисков и прибавления полученного результата к безрисковой ставке дохода. Кумулятивный метод наилучшим образом учитывает все виды рисков инвестиционных вложений, связанные как с факторами общего для отрасли и экономики характера, так и со спецификой ООО «Актив». Для определения ставки дисконта к безрисковой ставке прибавляется дополнительные премии за риск вложения в ООО «Актив» по факторам представленным в таблице 3.16. Таблица 3.16 Классификация рисков для расчета ставки дисконта 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. В результате проведения анализа ООО «Актив» мы оценили факторы риска следующим образом: 1. Качество руководства: В настоящее время подобраны специалисты высокого уровня. Запланирована система мотивации работников. Заключение: 2,0 процентных пункта 2. Неустойчивость спроса. Фактор сезонности учтен при расчетах. Заключение: 1,0 процентных пункта 3. Снижение цен конкурентами. Из проведенного маркетингового исследования нам известно, что цена на услуги имеет свою значимость при соблюдении качества. Заключение: 1,0 процентных пункт 4. Рост налогов. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период в связи с чем предполагаемый рост налогов может быть незначительным. Заключение: 2,0 процентных пункта 5. Изменения в законодательстве. Заключение: 2,0 процентных пункта 6. Резкий рост инфляции. В планируемом периоде ожидается прогнозируемый рост инфляции. Так по прогнозам Правительства РФ в 2003-2004г. будет составлять 12 - 14%. Заключение: 2,0 процентных пункта 7. Прочие особые риски. Заключение: 1,0 процентных пункта В качестве безрисковой ставки нами была принята ставка по годовым депозитам Сбербанка РФ, равная на момент оценки 19%. Поскольку данная ставка учитывает страновой риск, дополнительно мы его не учитывали. Таким образом, ставка дисконта, полученная кумулятивным методом, составляет 30 %. Получив ставку дисконтирования проведем расчет чистого приведенного эффекта. Включая расходы на регистрацию предприятия первоначальная сумма необходимых инвестиций составит 568500 руб. Из теории известно, что если: NPV > 0, то проект следует принять. Вторым стандартным методом оценки эффективности инвестиционных проектов является метод определения внутренней нормы рентабельности проекта (internal rate of return, IRR), т.е. такой ставки дисконта, при которой значение чистого приведенного дохода равно нулю. Смысл расчета этого коэффициента при анализе эффективности планируемых инвестиций заключается в следующем: IRR показывает максимально допустимый относительный уровень расходов, которые могут быть ассоциированы с данным проектом. Например, если проект полностью финансируется за счет ссуды коммерческого банка, то значение IRR показывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, превышение которого делает проект убыточным. Смысл расчета этого коэффициента при анализе эффективности планируемых инвестиций заключается в следующем: IRR показывает максимально допустимый относительный уровень расходов, которые могут быть ассоциированы с данным проектом. Например, если проект полностью финансируется за счет ссуды коммерческого банка, то значение IRR показывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, превышение которого делает проект убыточным. Таким образом, внутренняя норма рентабельности имеет значительно высокий уровень, что говорит об эффективности проекта и позволяет привлекать заемные средства кредитных учреждений под 169,8% годовых. В целях снижения рисков и формирования собственного капитала ООО «Актив» руководству следует отчислять финансовые средства в соответствующие фонды. Прибыль в ООО «Актив» предполагается распределить следующим образом. Таблица 3.17. Распределение прибыли Большая часть средств предполагается использовать на развитие предприятия, покупку нового оборудования и профессиональное развитие персонала. Полную работу ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru Заключение Полную работу ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru Подведем итоги проделанной работы. Анализ системы финансовых ресурсов предприятия показал, что валюта баланса ООО «Актив» со времен значительно изменилась. По сравнению с началом 2001г. валюта баланса 2002г. возросла почти в 6 раз. В активах баланса по состоянию на 2002г. значительное изменение в сторону роста претерпела краткосрочная дебиторская задолженность, увеличившись на 6,19 пунктов к валюте баланса, что говорит о необходимости внедрения более эффективной системы управления расчетами с покупателями. В то же время на конец 2002г. снизилась сумма запасов в целом на 9,19 пунктов к валюте баланса. Среди пассивов особое изменение претерпел заемный капитал в основном за счет увеличения кредиторской задолженности. Так же увеличился собственный капитал, приобретя положительный результат. Из расчетов показателей финансовой устойчивости мы выяснили, что не один относительный показатель финансовой устойчивости не соответствует норме. Хотя основной показатель финансовой устойчивости коэффициент автономии в конце периода имеет тенденцию к наращиванию. Далее мы провели динамический анализ из которого следует, что в структуре заемного капитала займы занимают достаточно значимый вес, хотя и подвержены незначительным изменениям. Так на начало 2001г. займы составляли 300 тыс. руб., на начало 2002г. - 335 тыс. руб., и на начало 2003г. - 309 тыс. руб., тем самым вернувшись к исходному положению. В то же время удельный вес займов к валюте краткосрочных обязательств претерпел значительные изменения, на начало 2001г. он составлял 74,77%. К началу 2002г. удельный вес займов снизился на 24,37% и составил 50,39%. В 2002 г. отрицательная динамика продолжалась и на начало 2003г. удельный вес составил 18,31%. Это было связано с повышением кредиторской задолженности, в части расчетов с поставщиками. Увеличение задолженности перед поставщиками было вызвано параллельным ростом объема продаж, темп роста которого составил по сравнению с 2000г. - 2343% . На увеличение уровня рентабельности заемного капитала особое влияние оказало изменение коэффициента покрытия чистыми активами взятых в долг средств - 0,13% и изменение коэффициента соотношения кредиторской и дебиторской задолженности - 0,07%. Вместе с тем изменение дебиторской задолженности в чистых активах оказало отрицательное влияние на рентабельность заемного капитал в общей сумме 0,20%. Основным отрицательным фактором, повлиявшим на увеличение рентабельности собственного капитала стало изменение снижение оборачиваемости заемного капитала Однако в полной мере руководство ООО «Актив» краткосрочные займы и кредиты не использует, отдавая предпочтение кредиторской задолженности. Это означает, что продукция приобретается с отсрочкой, и хотя это снижает организационные расходы, в тоже время снижается рентабельность продаж за счет повышенной торговой надбавки со стороны поставщика. Краткосрочные кредиты и займы в этом плане имеют преимущество, в том, что денежные средства руководство ООО «Актив» может пустить в оборот наиболее рентабельных товаров. В связи с этим мы предложили руководству ООО «Актив» автоматизировать данный процесс с помощью программного обеспечения Project Expert. Реализация данного предложения в ООО «Актив» позволит увеличить точность прогноза эффективности привлечения отдельных кредитов и рациональности использования. Полную работу ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru Список использованной литературы Полную работу ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru 1. Азрилиян А. Н. , Азрилиян О. М. , Калашникова Е. В. и др. Большой экономический словарь: 24. 8 тыс. терминов, М: Институт новой экономики, 2002, - 1280 с. 2. Абрамова М. А. , Александрова Л. С. Финансы и кредит. М.: Юриспруденция, 2003 - 448 с. 3. Балабанов А. И. , Балабанов И. Т. Финансы. - СПб: Питер, 2000. - 192 с. 4. Бланк И.А. Управление использованием капитала. — К.: Ника-Центр, Эльга, 2001.— 656 с. 5. Бланк И.А. Управление активами. - Киев: Ника-Центр, Эльга, 2002.- 785с. 6. Бланк И.А. Управление прибылью. - Киев: Ника-Центр, Эльга, 2002.- 457с. 7. Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия: Учеб. пособие. – Мн.: 1996. - 208с. 8. Валевич Р.П., Скриба Н.Н. Бизнес – планирование в торговле. Минск, 2000. – 454с. 9. Гиляровская Л.Т. Экономический анализ: Учебник для вузов / - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-615с. Гиляровская Л.Т., Вехорева А.А, Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческого предприятия. - СПб.: Питер, 2003. - 256с. Грачев А.В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия:. – М.: Изд. "Финпресс", 2002. – 208 с. 10. Грачев А.В. Оценка платежеспособности предприятия за период. // Финансовый менеджмент. №6. – 2002. – с. 58-72; №1. – 2003. – с. 20-30 11. Ермолович Л.Л., Сивчик Л.Г., Толкач Г.В., Щитникова И.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия:.- Минск: Интерсервисс; Экоперспектива, 2001. - 576с. 12. Долгов С. И. , Бартенев С. А. , Беликова А. В. и др. Финансы, деньги, кредит. М: Юристъ, 2002. - 784 с. 13. Дробозина Л. А. , Поляк Г. Б. , Константинова Ю. Н. и др. Финансы. – М.: ЮНИТИ. 2002. - 527 с. 14. Кашин С.П. Принцип двух карманов. // Секрет фирмы, №17. – 2003. – с. 46 15. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 768 с. 16. Ковалева А. М. , Баранникова Н. П. , Бурмистрова Л. А. и д. Финансы и кредит. – М.: Финансы и статистика, 2003. - 512 с. 17. Комплексный анализ финансово - хозяйственной деятельности районной кооперативной организации. Под. Ред. Проф. З.А, Капелюк. - Н-ск: СибУПК, 2001. – 160с. 18. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. – М.: ООО «Новое знание», 2003. – 526с. 19. Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии: Учеб пособие — М.: ООО «ТК Велби», 2003.— 264 с. 20. Любушкин Н.П., Лещева В.Б., Дъякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия:. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 471 с. 21. Романовский М. В. Финансы, денежное обращение и кредит. М.: Юрайт-Издат, 2002 - 543 с. 22. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - 5-е изд. доп. и перераб. - Минск: ООО "Новое знание", 2002. - 687с. 23. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 479 с. 24. Статистический сборник. Потребительский рынок Н-ской области за 1997-2002г. (по каталогу 1.16.) 25. Тупицын А.Л. Финансовые ресурсы коммерческого предприятия // Новосибирск, 2003. – 100с. 26. Чернова В. Э. Финансы, денежное обращение и кредит. СПб: изд-во Михайлова В.А. – 2000. - 58 с. 27. Фатхудинов Р.А. Стратегический менеджмент: – М.: Дело, 2001. – 448 с. 28. Финансовый менеджмент: / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001. – 532 с. 29. Финансовый менеджмент: / Под ред. проф. Е.И. Шохина. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. – 408 с. 30. Финансы, денежное обращение и кредит. под ред. док. экон. наук, проф. Самсонова Н. Ф. ). – М.: Инфра-М, 2002. - 448 с. 31. Финансы предприятий: Учебник для вузов/Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова и др.; Под ред. проф. Н.В. Колчиной. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 447 с. 32. Финансовый бизнес - план. Под ред. Попова В.М. - М.: Финансы и статистика, 2002. – 480 с. 33. Шелопаев Ф. М. Финансы, денежное обращение и кредит. М: Юрайт-М. 2002 - 275с. 34. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 208 с. 35. Шуляк П. Н. , Белотелова Н. П. Финансы. - М: ИД Дашков и К, 2002. - 456 с.