Полную работу ДИВЕРСИФИКАЦИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ , включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….. 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ …….. 5 1.1. Определение понятия диверсификация и её виды…….. 5 1.2. Анализ современных теорий диверсификации…………. 16 2. АНАЛИЗ НЕОБХОДИМОСТИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ООО «АКТИВ»…………………………………………………………………… 21 2.1. Технико-экономическая характеристика ООО «АКТИВ».. 21 3. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «ПРОЕКТ»……. 40 3.1. Оздоровление детей как направление диверсификации ООО «АКТИВ»………………………………………………………. 40 3.2. Организационный план инвестиционного проекта «Проект»…………………………………………………. 48 3.3. Финансовый план проекта «Проект» и оценка его эффективности………………………………………………. 68 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….. 86 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………. 88 ПРИЛОЖЕНИЯ Полную работу ДИВЕРСИФИКАЦИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ , включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru ВВЕДЕНИЕ Полную работу ДИВЕРСИФИКАЦИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ , включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru В данной дипломной работе рассмотрена одна из стратегических альтернатив перспективного планирования — диверсификация. Эта проблема ранее и фактически до сих пор не находила отражения ни в отечественной экономической литературе, ни на практике. Хотя первые теоретические разработки появились еще в 20-х гг. XX в. за рубежом, тем не менее до сих пор не разработано универсальной концепции, которая бы удовлетворяла потребности большинства предприятий, желающих или вынужденных диверсифицироваться. Существующие теоретические наработки, появившиеся за рубежом, возникли не на пустом месте, они основывались прежде всего на накопившемся практическом опыте предприятий. Но опыт этот был настолько неоднозначен и противоречив, что мешал выработке единой концепции диверсификации. Поэтому до сих пор теоретическая основа диверсификации весьма неоднородна и не обладает универсальностью, что, в свою очередь, затрудняет ее применение на практике. В нашей стране как практический, так и теоретический опыт в данной сфере не накоплен. Существуют лишь единичные примеры проявлений некоторых форм диверсификации, об успешности которых судить сложно. Но нАктиволько зарубежные теоретические разработки применимы к нашим условиям, также невозможно определить наверняка. В связи с этим, целью данной дипломной работы является изучение направлений и механизмов диверсификации. Для решения поставленной цели, нам необходимо решить следующие задачи: - провести анализ понятия и изучить сущность диверсификации на примере двух концепций ученых-экономистов И. Ансоффа и Г. Минтцберга. - охарактеризовать основные элементов системы планирования диверсификации, оценить их недостатки и преимущества. - рассмотреть возможность применения концепции диверсификации на примере ООО «АКТИВ». Теоретической и методологической основой исследования послужили специальная зарубежная и отечественная литература по рассматриваемой тематике, статистические материалы Госкомстата РФ, Н-ского областного комитета государственной статистики, аналитические статьи отраслевых журналов. Полную работу ДИВЕРСИФИКАЦИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ , включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ 1.1. Определение понятия диверсификация и её виды Полную работу ДИВЕРСИФИКАЦИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ , включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru В хозяйственной практике может быть предложено большое количество стратегических альтернатив развития и роста фирм в условиях рынка. Одной из таких альтернатив и является диверсификация. В экономической литературе встречается большое множество определений диверсификации. Но сложность заключается в том, что диверсификация — такая концепция, которой нельзя дать однозначное определение. Разные люди подразумевают под ней разные процессы, поэтому важным моментом является способность распознать и истолковать эту концепцию применительно к своим обстоятельствам. Тем не менее можно дать достаточно общее, широкое определение диверсификации, но с некоторыми замечаниями. Это даст определенную основу для дальнейшего анализа. Общеизвестно, что с экономической точки зрения диверсификация — это [4, с. 145]. Такое определение почти всегда оправдывает себя. Однако оно не учитывает другие аспекты диверсификации, которые имеют место в деятельности современных предприятий. Среди них — . Диверсификация означает [5, с. 136]. Цель диверсификации — [5, с. 137]. Общее определение, данное известным ученым И. Ансоффом, уделявшим большое внимание этой проблеме, звучит следующим образом: диверсификация — это . Этот процесс касается прежде всего перехода на новые технологии, рынки и отрасли, к которым ранее предприятие не имело никакого отношения; кроме того, сама продукция (услуги) предприятия должна быть также совершенно новой, и причем всегда необходимы новые финансовые инвестиции. Диверсификация связана с разнообразием применения продуктов, выпускаемых компанией, и делает эффективность функционирования компании в целом независимой от жизненного цикла отдельного продукта, решая не столько задачи выживания компании, сколько обеспечения устойчивого поступательного роста. Если продукты компании имеют очень узкое применение, то она является специализированной; если они находят разнообразное применение, то это — диверсифицированная компания. По предложенной классификации, данной Т. Коно [5, с. 146], к специализированным относятся компании, где на один продукт приходится более 70 % общего объема продаж (однопродуктовые компании и компании с доминирующим продуктом). Диверсифицированные же компании различаются в зависимости от классификации номенклатуры их продукции по отношению к используемым технологиям и особенностям сбыта (табл. 1.1). Приведенная классификация относится только к выпущенным на данный момент продуктам или услугам и не затрагивает изменений продукта или услуг. В условиях рынка отнесение предприятия к тому или иному типу абсолютно на данный момент и относительно в длительной перспективе, так как с течением времени специализированное предприятие может быть преобразовано в диверсифицированное и наоборот. Таблица 1.1. Классификация номенклатур продукции диверсифицированных компаний Почему возникла необходимость в таком сложном процессе, как диверсификация, и каковы ее причины? Идеальным вариантом деятельности любой фирмы, как известно, является предупреждение возможных неудач и потерь производительности, которые можно получить из различных прогнозов компании, касающихся именно этих показателей. Необходимость диверсификации может быть выявлена в результате сравнения желаемого и возможного уровней производительности и того уровня, который был достигнут в результате деятельности компании. Для менее успешных компаний, которые не планируют (или не могут спланировать) свои действия на будущее, первым признаком такого разрыва показателей производительности зачастую являются сокращение портфеля заказов либо незанятые в производстве мощности. В каждом отдельном случае целый ряд причин диверсификации может играть важную роль, но более слабое влияние других причин может в конечном итоге привести к иному решению проблемы. И. Ансофф считает [5, с. 149], что основной причиной является несоответствие должному уровню производительности и эффективности. Основная причина диверсификации — . Среди причин диверсификации, очевидно, можно выделить следующие: Таковы многообразные причины диверсификации, но все они вызваны одним — повысить эффективность деятельности предприятия не только в данный момент или в ближайшем будущем, но и на длительную перспективу. Существует критерий диверсификации. Установление подобного критерия рекомендуется только для предприятия, которое действительно заинтересовано в своей диверсификации. Это первое существенное «прикрытие» неоценимо, так как оно предотвращает различные ошибки и, кроме того, может служить в качестве программы безопасности и хорошего контроля. Процесс выработки оценки и плана диверсификации требует времени, усилий и тщательного изучения. Заключение, которое было сделано за один вечер, не может быть положено в основу изучения рынка, технического исследования процессов и товаров, финансового анализа, даже какого-либо совещания и услуг внешних экспертов по предоставлению какой-либо информации. Действительно, оно необходимо лишь как основа для того, чтобы определиться в самом начале, следует или нет заниматься этой проблемой всерьез. Оценка может показать, что все это действительно хорошо, но не для данной компании. Методы диверсификации находятся в жесткой зависимости с бизнесом и управлением. Диверсификация требует такой степени гибкого подхода, что в самом начале планирования деятельности не следует исключать ни одного из них. Каждый случай диверсификации требует соответствующего подхода и анализа, но одновременно должны быть рассмотрены все возможные методы. Программы по диверсификации могут содержать один из нижеперечисленных методов. 1.. Весь существующий персонал, а также оборудование должны использоваться для достижения в дальнейшем большего разнообразия товаров и услуг. Этот метод вполне естествен для компаний, персонал которых пропитан духом исследований. 2. Повышение производительности происходит за счет увеличения количества оборудования и качества организации, что, как правило, ведет к увеличению ассортимента продукции. 3.. Фирма, занятая в определенной сфере деятельности, поглощается путем покупки либо за наличные, либо за акции, либо за их комбинацию. Центральные корпоративные функции распространяются и на новый отдел, и на навыки и опыт управления поглощенной компании и начинают работать в целом и на вновь образовавшуюся компанию. 4.. Объединение компаний приблизительно одинакового размера и рода деятельности. 5.. Заинтересованность в какой-либо компании, которая проявляется как непосредственное участие либо как контроль над другой компанией, но тем не менее присоединившаяся компания продолжает функционировать как независимая структура. 6. Весь процесс вовлечения наличных денег, управленческого таланта, технических навыков, патентов и других ресурсов должен протекать таким образом, чтобы компания смогла извлечь из этого определенные виды преимуществ, к примеру гарантированные поставки сырья и доходы по инвестициям, определенные выгоды от сотрудничества с другими фирмами. В некоторых случаях компании могут образовывать новую корпорацию. 7.. Оказание поддержки оператору или потребителю в изменении диверсификации или в расширении их деятельности. По большому счету потребности покупателя в санаторно-курортном комплексе можно охарактеризовать как существенно способствующий диверсификации фактор. Все приведенные варианты невозможно привести со всеми подробностями, так как каждой диверсификационной ситуации присущи различные аспекты. Диверсификация охватывает широкий спектр возможностей, варьируясь от довольно ограниченного вторжения в новую область производства только внутри данной страны («узкая» диверсификация) до широкого вторжения в производственные сферы других стран («широкая» диверсификация). Прежде всего, при рассмотрении этой проблемы следует провести довольно простой анализ этого спектра. Существуют два вида диверсификации: Согласно этому, мы имеем то, что принято называть «вертикальной интеграцией», когда компания использует часть ресурсов для того, чтобы образовать или приобрести организации, которые будут поставлять необходимые материалы и сырье для данной фирмы и/или будут обеспечивать рынки сбыта для продукции этой фирмы. На фоне такого деления можно выделить три процесса, которые можно назвать мотивами диверсификации. — для имеющейся комбинации продукт—рынок, которая утратила свою жизнеспособность в силу морального износа либо жесткой конкуренции. — для существующей комбинации продукт—рынок, которая достигла стадии зрелости и насыщения, когда рост потенциала не оправдывает применения допустимых средств и ресурсов. — для преодоления условий спада либо возможного перенасыщения. Осуществляется путем распределения инвестиций и риска на все сферы производства. Все эти мотивы могут существовать отдельно, но могут и сочетаться друг с другом — это зависит от конкретных обстоятельств в каждой компании, поэтому и выбор формы диверсификации должен быть хорошо обоснован и тщательно спланирован в соответствии с этими обстоятельствами. Если анализ направлений и случайностей выявит, что компании следует диверсифицироваться, то где и как ей следует искать диверсификационные возможности? В целом существуют три типа таких возможностей: 1) каждый продукт, предлагаемый компанией, должен состоять из функциональных компонентов, частей и основных материалов, которые впоследствии будут составлять единое целое. Обычно в интересах производителя покупают большую долю этих материалов у внешних поставщиков. Одним из хорошо известных путей диверсификации является вертикальная диверсификация, она характеризуется расширением и разветвлением компонентов, частей и материалов. Возможно, самым ярким примером вертикальной диверсификации является империя Форда во времена самого Генри Форда. На первый взгляд вертикальная диверсификация может показаться несовместимой с нашим определением стратегии диверсификации. Однако соответственные миссии, которые должны выполнять эти компоненты, части и материалы, существенно отличаются от миссии целого конечного продукта. Более того, технология разработки и производства этих частей и материалов, вероятно, также существенно отличается от технологии производства конечного продукта. Таким образом, вертикальная диверсификация подразумевает и приобретение новых миссий, и введение в производство новой продукции; 2) другой возможный вариант — горизонтальная диверсификация. Ее можно охарактеризовать как введение новых продуктов тогда, когда они никаким образом не соответствуют существующей номенклатуре продукции, и приобретают миссии, которые соответствуют ноу-хау компании и ее опыту в технологии, финансах и маркетингу; 3) также возможно благодаря боковой диверсификации выходить за пределы отрасли, в которой функционирует компания. Если вертикальная и горизонтальная диверсификации, по сути, являются сдерживающими (в том смысле, что они ограничивают сферу интересов), то боковая диверсификация, наоборот, способствует ее расширению. Этим самым компания заявляет о своем намерении изменить свою существующую рыночную структуру. Какой из перечисленных вариантов диверсификации следует выбрать компании? Частично этот выбор будет зависеть от причин, побуждающих компанию диверсифицироваться. К примеру, с учетом тенденций, характерных для промышленности, авиакомпания может предпринять некоторые шаги для реализации задач по долгосрочному внедрению посредством диверсификации: 1. направление способствует технологическому прогрессу существующего на данный момент типа производства. 2. диверсификация увеличивает охват сегментов «военных» рынков. 3. направление также увеличивает процент коммерческих продаж в общей программе по реализации. 4. движение стабилизирует реализацию продукции в случае экономического спада. 5. движение также способствует расширению технологической базы компании. Некоторые из этих целей диверсификации относятся к характеристике продукции, а некоторые — к ее миссиям. Каждая из целей предназначена для улучшения некоторых аспектов баланса между общей стратегией продукт—рынок и окружающей средой. Специфические цели, поставленные для некоторых определенных ситуаций, могут быть сгруппированы в 3 основные категории: цели роста, которые должны способствовать регулированию баланса в условиях благоприятных тенденций; цели стабилизации, предназначенные для защиты от неблагоприятных тенденций и предсказуемых явлений, цели гибкости — все для усиления позиции компании в случае непредсказуемых событий. Диверсификационное направление, необходимое для одной из целей, может совершенно не подходить для другой. Например: При решении о диверсификации деятельности компании следует учитывать стоимость управления такой компанией. Эти затраты определяются числом СЗХ и необходимостью координации между ними. Так, затраты на управление больше в компании из 12 СЗХ, которые обладают определенным синергизмом, чем в компании из 10 СЗХ, которые не обладают этим качеством. Это иллюстрировано на рис.1.1. Удельные затраты на управление диверсифицированной компании при высокой потребности в координации (МВСН) сравниваются с таковыми для компании с низкой потребностью в координации (МВСL). Предположим, что компания с высокой потребностью в координации стремится усилить свое положение путем синергизма СЗХ. А компания с малыми потребностями в координации следует стратегии внутреннего рынка капитала или реструктурирования. Как видно, на каждом уровне диверсификации соответствующие значения прямых МВСH больше значений МВСL. Если мы примем, что обе компании имеют одинаковые кривые удельных затрат на управление МVA, компания с низкой нуждой в координации имеет рентабельность управления больше, чем компания с высокой нуждой в координации. Рис. 1.1 Зависимость удельных затрат на координацию степени диверсификации Для несвязанной диверсификации не требуется координации между СЗХ. Следовательно, расходы на управление растут с числом СЗХ в портфеле компании. В противоположность этому компании со связанной диверсификацией несут затраты, растущие и с числом СЗХ, и со степенью необходимой координации между ними. Эти повышенные издержки могут уничтожить более высокие прибыли при связанной диверсификации (табл.1.2). Таким образом, выбор между связанной и несвязанной диверсификациями зависит от сравнения прибыльности при диверсификации и дополнительных удельных затрат на управление. Фирма должна концентрироваться на связанной диверсификации, когда ключевые искусства компании могут использоваться в широком диапазоне отраслевых и коммерческих ситуаций, а также управленческие затраты не превосходят величин, необходимых при распределении ресурсов или передачи искусств. По той же логике компании должны концентрироваться на несвязанной диверсификации, если искусства базовой СЗХ высоко специализированы и не имеют приложения на стороне, а затраты на управление не превышают величин, нужных для реализации стратегии внутреннего рынка. Таблица 1.2 Сравнения связанной и несвязанной диверсификации Стратегией, противоположной диверсификации, может быть создание стратегического альянса между двумя или более компаниями в области стоимости, риска и прибылей, связанных с использованием новых возможностей бизнеса (например, при НИОКР). Однако при этом имеется риск доступа партнера к ключевой технологии. 1.2. Анализ современных теорий диверсификации Когда стратегическое планирование в 60-х гг. стало входить в практику, его главным объектом стала диверсификация деятельности фирмы. По мере того как в связи с нестабильностью технологий, изменениями в условиях конкуренции, замедлением темпов роста, появлением социально-политических ограничений и т. д. возрастало количество задач стратегического характера, становилось все очевиднее, что путем простого добавления новых видов деятельности нельзя решить все возникающие проблемы. Поэтому в 70-е гг. внимание разработчиков стратегии, в том числе И. Ансоффа, переключилось с диверсификации на манипулирование целым набором отраслей, видов деятельности, на которых специализируется фирма. Это было ускорено тем обстоятельством, что различные виды деятельности, которые фирма осваивала постепенно, стали все более расходиться между собой по таким показателям, как перспективы дальнейшего роста, рентабельность и стратегическая уязвимость фирмы. В теории Ансоффа можно различить два подхода к решению этих проблем. 1. Когда у фирмы нет четкой и стабильной перспективы роста, она сталкивается с необходимостью дифференцированной оценки внешних условий деятельности — тенденций, проблем, благоприятных возможностей — путем выделения того, что мы называем стратегической зоной хозяйствования (СЗХ). СЗХ — отдельный сегмент окружения, на который фирма имеет (или хочет получить) выход [5, с. 201]. Опыт доказывает, что сегментация окружения фирмы при определении СЗХ представляет собой трудную задачу для управляющих. 2. Уже рассмотренную нами выше концепцию продукт—рынок. Этот элемент связан со спецификацией характеристик продуктов и рынков, с которыми может иметь дело компания, и с направлениями их использования. И именно в целях планирования — объединить продукт и рынок, так как спецификация характеристик первого всецело и в точности определена характеристиками второго. Компоненты описанной стратегии в некоторой степени взаимозависимы — наличие одного из них как бы навязывает свои условия другим компонентам. Этот последний компонент (синергия) связан главным образом с практическим опытом и имеющимися ресурсами. Синергия означает «работать вместе», и она отражает степень, в которой взаимозаменяют друг друга существующая форма ведения хозяйственной деятельности и новые тенденции в этой области. Она обеспечивает необходимый критерий для сравнения достоинств различных планов и предложений — в какие отрасли следует входить, какую продукцию производить, какие компании приобретать. При рассмотрении этого аспекта важно учитывать то, что квалификация и ресурсы должны не только сочетаться, но и быть сопоставимы в определенной степени. Классическим примером синергии в диверсификации является поглощение небольшой проектной фирмы, которая выпускает хорошую продукцию, но практически не имеет необходимого оборудования, крупной производственной фирмой, выпуск продукции которой постепенно сокращается. Более крупная компания обеспечивает управление, администрирование, финансы и свои производственные мощности, а малая фирма предоставляет проекты и образцы продукции, специалистов и, возможно, даже свое имя, если это будет необходимо. Сами по себе эти две фирмы обладают небольшим потенциалом, но, объединившись, они повысят его в несколько раз. Совсем недавно появился оригинальный подход к рассмотрению диверсификации американского ученого Генри Минтцберга. Суть этого подхода заключается в том, что он предлагает новую метафору — волчок, которая предполагает, что энергия диверсифицированных корпораций должна быть направлена на поддержание динамичного баланса. Эта метафора позволяет обратиться к следующим вопросам. Организация предприятия, которое занимается огромным количеством видов деятельности, требует такой модели, которая включала бы более агрегированные группировки по сравнению с традиционными (например, товары, регионы) и типы контроля (например, финансовый, стратегический). Начнем с четырех основных элементов: Все это может быть изображено в виде волчка, основой которого является бизнес (в общем виде), середина — автономный венчур и организационное планирование, а центральный менеджмент представлен как рукоятка, благодаря которой вся система волчка приводится в действие. Но в таком виде она не может быть стабильна. Она могла бы потерять равновесие из-за недостатка объема в центральной части волчка. Другими словами, автономный венчур (как предпочтительная форма адаптации) и организационное планирование (как основная форма контроля) — достаточно ли этого для поддержки корпораций? Является ли этот «худой» тип конгломерации действительно жизнеспособным? Несколько конгломерации, которые поддерживали себя таким образом некоторое время, выжили благодаря явному насаждению воли посредством высшего руководства — иными словами, постоянного поступления энергии к волчку, особенно со стороны сильного руководства. Тем не менее не исключено, что своим успехом они обязаны своим формальным системам (менее известным, чем контроль над производительностью на ITT в 70-х гг.). Иными словами, не существует формального пути управления организацией, которое фактически не знает, каким бизнесом она занимается. Это всего лишь диверсификация. Вспоминаются слова исполнительного работника одного из значительных конгломератов, который поведал о том, что с тех пор, как умер мистер (основатель), ни у кого не возникло идеи, как вести дела на этом предприятии. Вскоре оно было реорганизовано. Решение о контроле и управлении балансовой отчетностью в таких конгломератах, даже только лишь для подсчета доходности акционеров, как прямого последствия предлагаемых стратегических действий, является не более чем игрой, направленной на то, чтобы поразить аналитиков на рынке ценных бумаг. Конечно, руководители, успешно занимающиеся бизнесом, а затем назначающие опытных менеджеров, не упустят лидерства и далее (что и сделал ITT в самом начале и «Hansen trust» в 80-х гг.). Но для этого не существует хороших формальных систем, только лишь обдуманные решения отдельных руководителей. Полную работу ДИВЕРСИФИКАЦИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ , включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru 2. АНАЛИЗ НЕОБХОДИМОСТИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ООО «АКТИВ» 2.1. Технико-экономическая характеристика ООО «АКТИВ» Полную работу ДИВЕРСИФИКАЦИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ , включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru ООО «АКТИВ» успешно работает на рынке более 10 лет, являясь одной из крупных компаний города Н-ска, занимающихся реализацией товаров для детей и женщин. Основными направлениями работы ООО «АКТИВ» является оптово-розничная реализация: - детского и специального питания; - питания для беременных и кормящих; - товаров детской и женской гигиены; - аксессуаров для новорожденных, коляски, игрушки; - детской косметики. На данный момент ассортимент продукции ООО «АКТИВ» насчитывает около 2800 наименований продукции. ООО «АКТИВ» является представителем ведущих зарубежных и отечественных фирм: Нутриция, Хайнц, Нестле, Колинска, Плива, Азовский, Тихорецкий, ЭКЗ «Лебедянский», Динской комбинаты, Клецкий комбинат, Мельнлюкке (Либеро, Либресс), Кимберли Кларк (Хаггис, Лидия), Проктер & Гембл (Памперсы, Олвейз), Бюбхен, Джонсон & Джонсон, Мир Детства, Развитие, Метеор. Прямые контакты с представительствами фирм-производителей позволяют ООО «АКТИВ» поставлять в регион товары для детей и женщин по оптимальным ценам, участвовать во всех акциях продвижения товаров фирм-производителей. ООО «АКТИВ» предлагает лечебным учреждениям, аптекам, фирмам широкий выбор детского питания, среди них: - адаптированные и частично адаптированные сухие молочные смеси («Бебелак-1,2», «Нутрилон-1,2», «Нан», «Нестожен», «Мамекс», «Мамил», «Бона», «Беби», «Галлия-1», «Пилтти», «Туттели», «Винни», «Малютка Истринская», «Малютка», «Малыш», в т.ч. кисломолочные «Нан 6-12мес. с бифидобактериями», «Лактофидус»); - соки, пюре, растворимые каши, печенье, детские завтраки; - детский чай, детская вода; - лечебное и энтеральное питание. Для лечебных учреждений ООО «АКТИВ» предлагает специальные условия и бесплатную информационную поддержку, в которую входят: - обеспечение наглядно - методическими материалами ведущих фирм-специалистов в области детского и специального питания, товаров для новорожденных; - консультации медицинского представительства ООО «АКТИВ» по организации диетотерапии у детей раннего возраста, подбору ассортимента детских аксессуаров, гигиены и косметики; - проведение семинаров для врачей, включающих информацию по новым позициям, поступающим на российский рынок; - информационное обеспечение региональных конференций и семинаров по детской диетологии, питанию беременных и кормящих, энтеральному питанию. Для достижения конкурентного преимущества на рынке города Н-ска ООО «АКТИВ» использует особые приемы деятельности: 1) Мгновенное приспособление к запросам потребителей; 2)Уникальные формы обслуживания покупателей. Мгновенное приспособление к запросам потребителей достигается путем быстрого маневра скидками и надбавками. По организационной структуре ООО «АКТИВ» относится к линейно-функциональной. Рис. 2.1 Организационная структура ООО «АКТИВ» Отметим, что такая структура широко распространена в России. Линейно-функциональная структура (называемая традиционной организацией) является комбинацией линейной и функциональной структур. Отношения Общества и работника, принятого на основании трудового договора. В связи с тем, что ООО «АКТИВ» осуществляет оптовые продажи формой налогообложения является общеустановленная система. В 2002г. ООО «АКТИВ» имело в своем штате 35 человек. Среди них управляющий персонал – 5 человек (14,29%), специалистов – 15 человек (42,8%), рабочих 15 человек (42,8%). Текучесть кадров на предприятии составила - 0,14%. Среди управляющих и специалистов высшее образование имеют 14 человек (66,7%) , среднее образование – 6 человек (33,33%). Средний возраст работающих на предприятии – 33 года. Численность персонала предприятия имеет тенденцию к росту. Так, в 2001 году на предприятии работало 25 человек, в 2002 году – 30 человек, а в 20023 г. количество сотрудников увеличилось до 35, что обусловлено результатом роста продаж и производительности труда на предприятии. Рис. 2.2. Численность персонала ООО «АКТИВ» в 2000-2002г. Штат предприятия имеет следующую структуру – 1 генеральный директор, 1 коммерческий директор, 3 сотрудника отдела кадров (зам. директора по персоналу и два инженера по кадрам), бухгалтерия (2 человека), администратор, продавцы – 7 человек, обслуживающий персонал – 15 человек (водитель, грузчики, уборщицы, электромонтер, охрана и т.д.). Организация труда в ООО «АКТИВ» направлена на осуществление комплекса организационно-технических, экономических и санитарно-гигиенических мероприятий, позволяющих осуществлять торгово-технологический процесс, эффективно использовать торговые и другие площади, оборудование и персонал магазина, создавать благоприятные условия труда и на этой основе обеспечивать высокий уровень торгового обслуживания населения. Таблица 2.1 Функции управленческого персонала ООО «АКТИВ» Продолжение таблицы 2.1. 1 2 Экономическая характеристика ООО «АКТИВ» включает в себя три взаимосвязанных блока: Таблица 2.2 Агрегированный баланс ООО «АКТИВ» за 2000 – 2002гг. Из таблицы 2.2 мы видим, что валюта баланса ООО «АКТИВ» со временем значительно изменилась. По сравнению с началом 2001г. валюта баланса 2002г. возросла почти в 6 раз. В активах баланса по состоянию на 2002г. значительное изменение в сторону роста претерпела краткосрочная дебиторская задолженность, увеличившись на 6,19 пунктов к валюте баланса, что говорит о необходимости внедрения более эффективной системы управления расчетами с покупателями. В то же время на конец 2002г. снизилась сумма запасов в целом на 9,19 пунктов к валюте баланса. Рис. 2.3. Структура активов ООО «АКТИВ» за 2000 – 2002гг. Рис. 2.4. Структура пассивов ООО «АКТИВ» за 2000 – 2002гг. Среди пассивов особое изменение претерпел заемный капитал в основном за счет увеличения кредиторской задолженности. Так же увеличился собственный капитал, приобретя положительный результат. Такое положение повлияло на финансовую устойчивость ООО «АКТИВ», которое можно охарактеризовать как абсолютную. Для этого мы провели анализ абсолютных показателей финансовой устойчивости ООО «АКТИВ» за 2000-2002 гг., которые представлены в таблице На данном этапе в ООО «АКТИВ» большая роль отводится займам и кредитам, которые способны разрешить проблему неплатежей и нехватки оборотных средств у предприятий, подготовить ресурсы для подъема производства. Из анализа следует, что в структуре заемного капитала займы занимают достаточно значимый вес, хотя и подвержены незначительным изменениям. Так на начало 2001г. займы составляли 300 тыс. руб., на начало 2002г. – 335 тыс. руб., и на начало 2003г. - 309 тыс. руб., тем самым, вернувшись к исходному положению (рис. 2.5). Рис. 2.5. Динамика займов ООО «АКТИВ» за 2000 – 2002 гг. В то же время удельный вес займов к валюте краткосрочных обязательств претерпел значительные изменения, на начало 2001г. он составлял 74,77%. К началу 2002г. удельный вес займов снизился на 24,37% и составил 50,39%. В 2002 г. отрицательная динамика продолжалась и на начало 2003г. удельный вес составил 18,31%. Это было связано с повышением кредиторской задолженности, в части расчетов с поставщиками (рис 2.6.). Рис. 2.7. Структура краткосрочных обязательств ООО «АКТИВ» за 2000 – 2002 гг. Однако увеличение задолженности перед поставщиками было вызвано параллельным ростом объема продаж, темп роста которого составил по сравнению с 2000г. – 2343% ((11522498 / 491624) х 100). Рис.2.8 Рост объема продаж ООО «АКТИВ» за 2000-2002г. Таблица 2.3 Формирование прибыли от продаж ООО «АКТИВ» за 2000 – 2002г. Из таблицы 2.3 мы видим, что в 2000г. был получен убыток в размере 107159 руб., который был частично погашен прибылью 2001г., однако собственный капитал на начало 2002г. все равно оставался отрицательным. Переломить эту ситуацию помогла прибыль 2002г. в сумме 194578 руб., в результате его собственный капитал приобрел положительный остаток, что напрямую отразилось на финансовом состоянии ООО «АКТИВ». Однако валовая прибыль в 2002г. снизилась на 3 пункта в результате роста себестоимости продаж. Такая же ситуация сложилась и с прибылью от продаж которая снизилась на 0,19% по отношению к 2001г. Рис. 2.9 Финансовые результаты ООО «АКТИВ» за 2000 – 2002гг. Стоит, отметит, что объем продаж ООО «АКТИВ» в течении года имеет выраженную сезонность. Так пик продаж приходится в основном на первый квартал года, снижаясь до мая, летом происходит спад объема продаж до 40%, во второй половине года в основном в сентябре рост набирает обороты. Рис. 2. 10 Сезонность продаж (за 100% брался наивысший показатель за последние 2 года) Такая сезонность имеет под собой научное обоснование. Повышенный спрос на детское и специальное питание связан с сезонностью рождаемости. Таким образом, на объем продаж ООО «АКТИВ» влияет биологический фактор. Физиологические особенности женского организма, формировавшиеся тысячелетиями, подталкивают его к особой половой активности осенью и в начале зимы (в условиях Сибири это октябрь-декабрь). Световой день тогда становится коротким, что сокращает в организме выработку мелатонина – гормона, подавляющего сексуальность, а иногда препятствующего наступлению беременности. С точки зрения природы данный период – самый благоприятный для начала беременности, поскольку зачатые в октябре-декабре рождаются в конце лета – начале осени, когда малыши и сама мать меньше всего рискуют пострадать от голода. Биологами также установлено, что в феврале-марте у женщин наступает естественное снижение способности к оплодотворению, что ведет к неизбежному сокращению рождаемости в ноябре-декабре – примерно на 14–15%. По законам природы второй в году биологически обусловленный всплеск зачатий в Сибири должен был приходиться на апрель-май, ибо весной активизируется жизнедеятельность человеческого организма. Изучив экономические показатели ООО «АКТИВ» необходимо провести анализ внешних и внутренних факторов влияющих на предприятие. Для этого мы использовали матрицу SWOT. Условно обозначив степень влияния факторов внешней и внутренней среды на деятельность ООО «АКТИВ» экспертным путем по пятибалльной шкале оценки (возможности: 5 -очень высокие, 4 - высокие, 3 - средние, 2 - низкие, 1 - очень низкие; угрозы: 5 - очень сильная, 4 - сильная, 3 - средняя, 2 - слабая, 1 – очень слабая; сильные и слабые стороны: 5 - очень высокое значение, 4 - высокое, 3 - среднее, 2 - низкое, 1 - очень низкое)). Таблица 2.4 Карта SWOT деятельности ООО «АКТИВ» Продолжение таблицы 2.4. 1 2 3 4 Рассчитаем общую оценку каждого из четырех параметров карты SWOT. Для определения связей между возможностями, угрозами, сильными и слабыми сторонами деятельности ООО «АКТИВ» составим обобщающую матрицу SWOT (табл. 2.5). Таблица 2.5. Обобщающая матрица SWOT ООО «АКТИВ» Перемножение факторов, представленных в карте SWOT, позволяет получить соответствующие значения в полях матрицы SWOT («Слабость и возможности», «Слабость и угрозы», «Сила и возможности», «Сила и угрозы»). Наибольшее из них определяет основную стратегическую цель, направление развития коммерческой деятельности исследуемого предприятия и в рамках выбора альтернативной стратегии развития предприятия либо их комбинации (табл. 2.5). Результаты расчета показали, что наибольшее значение было определено в поле «Сила и возможности» (СИВ) и «Слабость и угрозы» (СНУ) - (391). В связи с этим усилия предприятия должны быть направлены на минимизацию слабых сторон его деятельности и угроз, связанных с факторами внешней среды. То есть целью предприятия должна стать его безубыточная деятельность, которая может быть достигнута реализацией стратегий сокращения, ликвидации или комбинированной стратегии (табл. 2.6.). Среди угроз ООО «АКТИВ» высокий балл имеет сезонность продаж, в связи, с чем предприятию необходимо произвести конгломративную диверсификацию предприятия. Под диверсификацией мы понимаем вход компании в новую сферу производственных отношений, куда она может внести эффективный менеджмент или новый способ управления деятельностью фирмы. При этом мы учитывали, то обстоятельство, что диверсификация должна учитывать сезонность ООО «АКТИВ» и иметь смежную спецификацию. Таким направлением для ООО «АКТИВ» может стать открытие детского лечебного профилактория с лечебным питанием. Такое решение позволит сохранить имидж фирмы как специалиста по детскому питанию, а заодно решить проблему сезонности ООО «АКТИВ». Анализ рынка лечебно-профилактических учреждений для детей показывает, на то, что пик сезонности спроса на данные услуги имеет противоположную ООО «АКТИВ» динамику. (см. рис. 2.11). Таблица 2.6. Альтернативные стратегии коммерческой деятельности ООО «АКТИВ» в зависимости от результатов SWOT- анализа и основной цели деятельности Рис. 2.11 Сезонные колебания спроса (за 100% брался наивысший показатель за последние 2 года) Взаимное влияние фактора сезонности позволит выровнять средний уровень продаж предприятия. 3. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «ПРОЕКТ» 3.1. Оздоровление детей как направление диверсификации ООО «АКТИВ» По итогам конференции педиатров Н-ской области по подведению итогов работы педиатрической службы за 2002г. проведенной 19.03.03 г. можно сделать вывод о необходимости разработки направлений по профилактике детской заболеваемости, зачастую ещё на стадии беременности. И хотя показатель младенческой смертности на 1000 родившихся живыми снизился с 14,6 в 2001 г. до 13,9 в 2002 году, тревожным фактом остается причина врожденной аномалии, зачастую связанная с несоблюдением здорового образа жизни. Рис. 3.1. Структура детской смертности В структуре младенческой смертности на I месте отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде - 44,7%. На II месте врожденные аномалии - 28%. На III месте внешние причины - 7,6%. На IV месте болезни органов дыхания - 5,3%. На V месте внезапная смерть - 5,0%. Показатель детской смертности за период с 1999г. по 2002г. стабильный и составляет 0,5 на 1000 детского населения. За 2002г. умерло 146 подростков. По-прежнему, в данной возрастной группе умирают подростки, в основном, от травм, отравлений и убийств. Показатель младенческой и детской смертности тесно связан с заболеваемостью новорожденных, которая остается высокой и составляет 620,4 на 1000 родившихся живыми. В структуре заболеваемости новорожденных первое место занимают отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде - 95,71%. Второе место занимают врожденные аномалии - 4,29%. Рис. 3.2. Структура заболеваемости новорожденных Заболеваемость детей первого года жизни составила 2390,8 на 1000 детей первого года жизни. В структуре заболеваемости детей первого года жизни первое место занимают болезни органов дыхания - 44,46%, второе место - отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде - 33,12%, третье место инфекционные и паразитарные болезни и кишечные инфекции - 3,38%. Рис. 3.3. Структура заболеваемости детей первого года Удельный вес детей, находящихся на грудном вскармливании до 6 месяцев за 2002г. составил 84,8%. Отмечены позитивные сдвиги к длительному кормлению детей грудным молоком. Общая заболеваемость детей за 2002г. составила 1820,78 на 1.000 детей. В структуре общей заболеваемости первое место занимают болезни органов дыхания - 50,74%, второе место болезни органов пищеварения - 8,01%, третье место инфекционные болезни - 6,18%. Заболеваемость подростков по области в составила 1428,42. В структуре заболеваемости подростков первое место занимают болезни органов дыхания - 37,46%, второе место болезни органов пищеварения - 8,34%, третье место болезни глаза и его придаточного аппарата - 8,16%. Рис. 3.4. Структура общей заболеваемости Рис. 3.5. Структура заболеваемости подростков По итогам Всероссийской диспансеризации удельный вес выявленных на профилактических осмотрах нарушений в состоянии здоровья детей - 53%, в том числе с хроническими заболеваниями 16,4%. Охват диспансерным наблюдением на общую заболеваемость в 2002г. составил 16,36%. Охват детей профилактическими прививками стабилизировался, достигнут высокий уровень процента охвата от 96,62% до 99,7% по разным инфекционным заболеваниям. Удельный вес детей инвалидов близок к 2% от численности детского населения. В 2001г. впервые в общее число детей-инвалидов вошли дети в возрасте до 18 лет. Общая численность детей-инвалидов достигла 10.912. В структуре детской инвалидности первое место занимают болезни нервной системы - 21,95%, второе психические расстройства и расстройства поведения - 21,78%, третье врожденные аномалии - 14,90%, четвертое болезни органов дыхания - 6,52%, пятое болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани - 6,25%, шестое место травмы и отравления - 5,42%. Рис. 3.6. Структуре детской инвалидности Среди заявленных задач в работе педиатрической службы на 2003-2004 год прозвучала необходимость повышать эффективность использования ресурсов детских стационаров путем реструктуризации их деятельности. В этой связи направление диверсификации ООО «АКТИВ» является социально значимым проектом. Данные услуги в Н-ской области уже имеются, однако, не смотря на это ООО «АКТИВ» имеет ряд значительных преимуществ, таких как большой опыт в организации лечебного питания детей, собственной лаборатории по анализу качества продукции, штат квалифицированных специалистов, внедрение педагогических методик основанных на принципе разновозрастного обучения и грамотно организованную программу питания и проживания. Актуальность данного проекта связана с увеличением спрос на данные услуги в Н-ской области связанный с ростом благосостояния граждан. По данным Н-ского облгоскомстата и управления здравоохранения мэрии г. Н-ска численность лиц, обслуженных (размещенных и получивших амбулаторное лечение) в коллективных средствах размещения специального назначения в 2002 году, составила 108,2 тыс. человек. Таблица 3.1. Основные показатели коллективных средств размещения специального назначения в Н-ской области в 2001-2002г.г. Показатели, характеризующие коллективные средства размещения специального назначения по видам в 2002 году представлены в таблице 3.2. Таблица 3.2. Коллективные средства размещения специального назначения по видам в Н-ской области в 2002 году Из общего числа обслуженных - 78,7 тыс. (73 %) были обслужены в санаторно-курортных организациях и 29,5 тыс. (27%) - в организациях отдыха. Численность отдохнувших детей увеличилась на 2,1 % и составила 33,6 тыс. человек (в 2001 году-32,9 тыс. человек). В 2002 году число ночевок в санаторно-курортных организациях и организациях отдыха составило 1758,7 тыс., что на 169,4 тыс. (на 8,8%) меньше, чем в 2001 году. В организациях отдыха более 60% отдыхающих были размещены на 1-3 ночевки, в санаторно-курортных организациях 70% - на 15-28 ночевок. По целям поездок лица, размещенные в санаторно-курортных учреждениях и учреждениях отдыха, распределились следующим образом: для досуга, рекреации, отдыха - 37,8 тыс. (36,8 %), для проведения деловых и профессиональных встреч - 8,5 тыс. (8,3 %), для лечения и профилактики - 56,5 тыс. человек (54,9 %). Из общего числа размещенных лиц по путевкам обслужено 78,6 тыс. человек, 5,4 тыс. человек получили амбулаторно-курортное лечение по курсовкам, из них 1,6 тыс. человек - дети. Таблица 3.3. Среди коллективных средств размещения специального назначения - 27 являлись сезонными (19 из них (70%) работали только в летние месяцы), число мест в них составляло 3,0 тыс. Размещено почти 12 тыс. лиц, в том числе 3,4 тыс. детей. Одним из важнейших направлений муниципального здравоохранения было проведение всеобщей диспансеризации детей и подростков, в ходе которой осмотрено 266 709 детей и подростков. Все это позволяет предположить о перспективности предложенного направления по диверсификации ООО «АКТИВ». Организация лечебно-профилактического учреждения предполагается на базе действующего лечебно-оздоровительного центра «Энергетик». ЛОЦ «Энергетик» расположен на брегу Обского водохранилища. Здесь прекрасный морской воздух и уникальная сибирская природа. Санаторий имеет право оказывать большой комплекс медицинских услуг, диагностического и лечебного профиля. Кроме того, достаточно большое количество бытовых и прочих услуг, направленных на повышение комфортности лечения и проживания. В санатории имеются: грязевое и ванное отделения, лабораторно-диагностический корпус, бассейн, сауна, спортивный и современный тренажерный залы. 3.2. Организационный план инвестиционного проекта «Проект» Организационный план проекта «Проект» предстоит реализовать в несколько этапов, которые представлены на таблице 3.4. Начало работы проекта «Проект» планируется с 01.01.2004г., это обусловлено изменениями в законодательстве, а так же сезонностью услуг. Таблица 3.4. График реализации проекта «Проект» А) Регистрация предприятия и постановка на налоговый учет Формой хозяйственного общества выбрано общество с ограниченной ответственностью. Правовое положение обществ с ограниченной ответственностью регулируется Гражданским кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним Федеральным законом от 08.02.98 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Согласно закону №14-ФЗ, под обществом с ограниченной ответственностью понимается коммерческая организация, учредителем которой выступает одно или несколько физических и (или) юридических лиц, которые несут ответственность по обязательствам общества и риск убытков в пределах только внесенных ими вкладов. Регистрация проводится в соответствии с положениями закона Российской Федерации от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», в который с 1 июля 2002 года внесены изменения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 года №319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц» функции государственной регистрации с 01.07.2002 г. переданы налоговым органам. В соответствии с указанным законом установлена определенная процедура государственной регистрации юридических лиц. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в налоговый орган по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа. Перечень необходимых документов для регистрации при создании юридического лица определен статьей 12 Федерального закона № 129-ФЗ. Документы представляются в налоговый орган уполномоченным лицом, которым могут являться следующие физические лица: - руководитель регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; - учредитель юридического лица при его создании; - руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; - конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; - иное лицо, действующее на основании доверенности или иного полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления. Заявитель удостоверяет своей подписью заявление, представляемое в налоговый орган, и указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). Подпись заявителя на указанном заявлении должна быть нотариально удостоверена. Законом определено, что за государственную регистрацию, уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах в размере 2000 рублей (п. 6 ст. 4 Закона РФ «О государственной пошлине»). Госпошлина за государственную регистрацию полностью зачисляется в федеральный бюджет. От уплаты госпошлины за государственную регистрацию юридических лиц, в т.ч. изменений, вносимых в их учредительные документы, освобождаются: органы государственной власти, органы местного самоуправления, профессиональные союзы, объединения (ассоциации) профессиональных союзов, первичные профсоюзные организации при их госрегистрации в качестве юридических лиц. Так как проект «Проект» удовлетворяет нормам Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» было решено принять специальный налоговый режим. Системой налогообложения проекта «Проект» выбрана упрощенная система, которая позволяет упростить систему бухгалтерского учета. Пунктами 2 и 3 статьи 346.11 НК РФ установлены виды налогов, от уплаты которых освобождаются организации и индивидуальные предприниматели при применении упрощенной системы налогообложения. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Однако организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Объектом налогообложения упрощенной системы признаются доходы, определение которых дано в статье 249 НК РФ. Доходом от реализации признаются выручка от реализации услуг. Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов. Следует учитывать, что если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 млн. рублей или стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности налогоплательщика-организации, превысит 100 млн. рублей, такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение. При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании общего режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанные в настоящем абзаце налогоплательщики освобождаются от уплаты предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах ежемесячных авансовых платежей в течение того квартала, в котором налогоплательщики перешли на общий режим налогообложения. Б) Лицензирование деятельности проекта «Проект» В соответствии с Законом Российской Федерации от 26.06.91 г. «О медицинском страховании граждан РФ», во исполнение Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон о медицинском страховании», Постановления Правительства РФ от 24.12.94 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» обязательному лицензированию подлежат все лечебно-профилактические учреждения, в том числе санатории-профилактории, независимо от ведомственной принадлежности, формы собственности и организационно-правового статуса. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являются: а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании соответствующих помещений; б) наличие соответствующих организационно-технических условий и материально-технического оснащения, включая оборудование, инструменты, транспорт и документацию, обеспечивающих использование медицинских технологий, разрешенных к применению Министерством здравоохранения Российской Федерации; в) наличие и содержание в работоспособном состоянии средств противопожарной защиты (пожарной сигнализации и пожаротушения), противопожарного водоснабжения и необходимого для ликвидации пожара расчетного запаса специальных средств, а также наличие плана действий персонала на случай пожара; г) наличие в штате работников (врачей, среднего медицинского персонала, инженерно-технических работников и др.), имеющих высшее или среднее специальное, дополнительное образование и специальную подготовку, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ и предоставляемых услуг, а также наличие у руководителя лицензиата и (или) уполномоченного им лица высшего специального образования и стажа работы по лицензируемой деятельности (по конкретным видам работ и услуг) не менее 5 лет - для юридического лица; д) наличие высшего или среднего медицинского образования, дополнительного образования и специальной подготовки, соответствующих требованиям и характеру выполняемых работ и предоставляемых услуг, и стажа работы по лицензируемой деятельности не менее 2 лет - для индивидуального предпринимателя; е) повышение не реже 1 раза в 5 лет квалификации работников юридического лица, осуществляющих медицинскую деятельность, а также индивидуального предпринимателя. 5. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы: а) заявление о предоставлении лицензии; б) копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц с указанием его кода по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций; в) копия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам выполняемых работ и предоставляемых услуг, составляющих медицинскую деятельность; г) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе; д) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии; е) копии документов, подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям и условиям квалификацию индивидуального предпринимателя или работников юридического лица. Срок действия лицензии на осуществление медицинской деятельности - 5 лет. Непосредственное лицензирование осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (лицензионный орган). Лицензирование осуществляется на платной основе, при этом за рассмотрение заявления заявитель вносит плату в лицензионный орган в размере 1/10 от установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, а за выдачу лицензии (или ее копии) - 3-х кратного ее размера. Сумма размера минимальной месячной оплаты труда на 2003г. составляет 450 руб. в соответствии с Федеральным закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.04.2002 N 42-ФЗ). В) Закупка и установка оборудования Для полноценного функционирования санаторию требуется набор оборудования, который представлен в табл. 3.5. Приобретение оборудования будет происходить со склада в г. Н-ске. В стоимость оборудования входит его доставка и подключение. Таблица 3.5. Необходимое оборудование для реализации проекта «Проект» Продолжение таблицы 3.5. Продолжение таблицы 3.5. Таким образом, необходимая сумма на оснащение проекта «Проект» составляет 1097150 руб. Большая часть средств из этой суммы пойдет на оборудование номерного фонда санатория (30,9%), оборудование кабинета врача ( 18,39%) и покупку автотранспорта 16,61%. Таблица 3.6. Структура основных средств для проекта «Проект» Известно, что основные средства в процессе полного цикла стоимостного кругооборота проходят три основные стадии. На первой стадии сформированные предприятием основные средства в процессе своего использования и износа переносят часть своей стоимости на готовую продукцию; этот процесс осуществляется в течение многих операционных циклов и продолжается до полного износа отдельных видов основных средств. На второй стадии в процессе реализации продукции износ основных средств накапливается на предприятии в форме амортизационного фонда. Амортизационные отчисления рассчитываются линейным способом согласно НК РФ глава 25, статья 259 и классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. Таблица 3.7. Расчет амортизации проекта «Проект» Продолжение таблицы 3.7. Продолжение таблицы 3.7. На третьей стадии средства амортизационного фонда как часть собственных финансовых ресурсов предприятия направляются на восстановление действующих (текущий и капитальный ремонт) или приобретение аналогичных новых видов (инвестиции) основных средств. Г. Разработка программы проживания и продуктовых диет Несмотря на то, что госпитализация детей возможна с матерью, зачастую родители не имеют возможности отрываться от работы и оставляют детей в учреждении на попечение врачей и медицинских сестер. Изоляция детей, несомненно, сказывается на их эмоциональном состоянии. Получается, что в самый критический момент, когда ребенку особенно необходима поддержка родных, их нет рядом. Он чувствует себя брошенным, преданным или виноватым. Многие дети в подобных ситуациях начинают думать, что взрослые покинули их, желая наказать за какие-то проступки. Известно, что у младенцев которые находились в изоляции от матери может развиться госпитализм. Госпитализм (от франц. hopital — больница) — синдром патологии детского психического и личностного развития [23, с. 78]. Госпитализация может стать источником глубоких и длительных коллизий. Психологическая конструкция и познавательная способность на разных этапах развития ребенка делают его уникальным в отношении индивидуальной тревоги и возбуждения, а также в реакциях на госпитализацию и на боль. Поэтому реакция ребенка на чуждое больничное окружение и на персонал будет зависеть от того, нАктиволько хорошо ребенок и родители подготовлены к новой обстановке. Если такая подготовка недостаточная, резко нарушаются функциональные характеристики, перестраивается ежедневный ритм жизни ребенка. Кроме того, подвергается угрозе ощущение защищенности, контроля, предсказуемости ежедневных событий. У ребенка нарушается адаптация, появляются чувства беззащитности, возбуждения, ранимости и невозможности бороться. Чтобы установить общение между детьми, нам представляется наиболее оптимальным общение детей в на базе разновозрастного взаимодействия на основе игр. Известно, что игра лучший проводник общения в сфере детей. Дополнительным плюсом игры является то, что она по мнению известного педагога Захарова А.И., помогает преодолевать страхи [12, с. 71]. Основными мероприятиями, позволяющими снизить стресс у ребенка от госпитализации являются: 1. Объяснение матери и ребенку, с какой целью он госпитализируется, какие процедуры будут проводиться, как должно измениться его состояние. 2. Установление атмосферы доверия между ребенком и медицинским персоналом. 3. В детском отделении должна быть игровая комната с игрушками и различными играми, где дети могут отвлечься от медицинских процедур и почувствовать себя детьми. 4. Дети могут взять свою любимую игрушку из дома. Это помогает ребенку ощущать тесную связь с домом и дает ресурсы, когда им трудно, почувствовать, что они не одни, что рядом есть кто-то, кого они любят. 5. Организация игр, конкурсов помогает ребенку рАктиврыться по другому. В ребенке заложена огромная тяга ко всему новому, интересному. Ребенок очень быстро переключается. Ему гораздо легче перенести самую неприятную процедуру, когда он знает, что после этого будет что-то интересное, захватывающее. 6. Подготовка детей к болезненным процедурам. Необходимо использовать все возможности для уменьшения боли при проведении медицинских процедур. 7. Вместе с ребенком должна госпитализироваться мать. Когда мать рядом, ребенок знает, что ничего страшного с ним не произойдет, что рядом есть тот, кто его всегда защитит. Отсутствие матери часто вызывает депрессию у ребенка, приводит к ухудшению общего состояния. 8. Планирование времени после госпитализации. Для ребенка очень важно знать, что нахождение в больнице - это временная мера. Что после больницы его ждет что-то интересное, это может быть поездка на дачу, встреча с друзьями, родными. При разработке программы разновозрастного взаимодействия мы использовали авторские программы Данилкова А.А. «Зажги звезду» [7, с.14], методики моделирования совместной деятельности и межгруппового взаимодействия Лунева Ю.А. и Сарычева С.В., а также комплекс игр разработанных Захаровым А.И. Специфика программы предопределена следующими факторами: В расписании есть несколько временных лагов, а именно с 8-00 до 9-00, как правило прием медикаментов происходит в течении 15 минут, остальное время остается свободным (45 минут). Прогулка на свежем воздухе составляет 45 минут, как правило, в это время дети ни чем не заняты. Итого в дообеденное время есть 90 минут свободного времени, которое можно использовать для тематических занятий и игр. С 16-00 до 17-00 прогулка на свежем воздухе. Далее представляется целесообразным внести час релаксации перед отбоем в период с 21-00 до 22-00ч. Как показывает опыт работы, дети в основном не привыкли ложится спать рано и фактически, в это время ни кто не спит. Релаксация позволила бы подготовить детей ко сну. Каждый день должен носить тематический характер, к примеру «День мальчиков», «День девочек», «День природы» и т.д. (см. приложение 1). Питание предполагается осуществлять на основе диеты №15, которая предназначена для профилактики заболеваний органов дыхания ,которые как мы выяснили из обзора состояния заболеваемости детей, заболевания верхних дыхательных путей являются наиболее частой патологией, в особенности детей дошкольного возраста. Целевое назначение данной диеты обеспечение возрастных физиологических потребностей ребенка в основных пищевых ингредиентах и энергии, способствовать усилению выведения токсинов из организма больного ребенка, повышению иммунологической защиты. Ежедневный состав диеты представлен в приложении 2. Д. Набор сотрудников и построение организационной структуры проекта «Проект» В качестве организационной структуры проекта «Проект» выбрана линейно – функциональная форма управления. Это обусловлено тем, что в линейных структурах удачно реализуется единоначалие, простота связей и определенность зависимостей. Этот тип структуры невозможен в крупных масштабах управления, потому что он ведет к резкому увеличению количества ступеней, в то же время он наиболее подходит для малого бизнеса. Выделим основные достоинства и недостатки этой системы. Достоинства: Недостатки: Учитывая достоинства и недостатки нами была выбран линейно – функциональная система организации труда. Рис. 3.7. Организационная структура проекта «Проект» Таблица 3.8. Фонд оплаты труда сотрудников проекта «Проект» Отпускные оплачиваются в размере среднего оклада за последние три месяца текущего года. 3.3. Финансовый план проекта «Проект» и оценка его эффективности Финансовый план проекта «Здоровье начинается с разработки бюджета продаж. Это связано с тем, что от величины и стоимости реализации во многом зависят все остальные экономические показатели организации: объем продаж, себестоимость, прибыль и др. Бюджет продаж показывает объем продаж по видам услуг в натуральных и стоимостных показателях на протяжении бюджетного периода (табл.3.9.). При подготовке бюджета продаж должны быть учтены две группы факторов - внутренние и внешние. Так на формирование бюджета продаж проекта существенное влияние оказывает сезонность продаж, характерна для всего рынка туристических услуг. Рис. 3.8. Сезонные колебания спроса (за 100% брался наивысший показатель за последние 2 года) Таблица 3.9. Бюджет продаж путевок проекта «Здоровый ребенок» на 2004г. Однако, ориентируясь на сезонность заболеваний органов дыхания можно предположить, что объём продаж путевок санатория, будет взаимно перекрываться, выпрямляя кривую сезонности. Бюджет продаж был составлен с учетом плавного выхода на 100% загруженность в первом году. На основе данных, сформированных в плане продаж, формируется бюджет прямых и косвенных расходов. Бюджет прямых затрат включает в себя бюджет прямых материальных и трудовых затрат. Бюджет прямых материальных затрат содержит информацию о затратах в предстоящем бюджетном периоде сырья, материалов, комплектующих в натуральном и стоимостном выражении в целом по предприятию. Бюджет прямых затрат на оплату труда отражает потребность в основном персонале и затраты на оплату его труда в предстоящем периоде. Для формирования данных бюджетов необходимо понимание сущности прямых и косвенных затрат. Так в управленческом учете под прямыми являются расходы по производству конкретного вида услуг. Поэтому они могут быть отнесены на объекты калькуляции в момент их совершения или начисления прямо на основании данных первичных документов. К ним относятся: затраты сырья, материалов, заработная плата производственных рабочих и др. Косвенные расходы включают в себя затраты по управлению и обслуживанию санатория. Косвенные затраты сначала собираются на соответствующих собирательно-распределительных счетах, а затем включаются в себестоимость услуг с помощью специальных расчетов распределения. Выбор базы распределения обуславливается особенностями организации и технологии производства и устанавливается отраслевыми инструкциями по планированию, учету и калькулированию себестоимости услуг. Таблица 3.10. Прямые материальные затраты на питание посетителей, руб. (в расчете на один день проживания) Для проекта «Проект» понадобится определенная площадь в размере 530 кв.м.. В расчете на ставку аренды в сумме 50 руб. за кв.м., сумма арендных платежей составит 26500 руб. в месяц. Таблица 3.11. Арендные платежи проекта «Проект» (в расчете на месяц) Для доставки посетителей санатория и продуктов питания предусмотрен грузопассажирский автомобиль Газель 3221. Таблица 3.12. Затраты на доставку пассажиров и грузов (в расчете на месяц) Для рекламирования своих услуг предусмотрен рекламный бюджет, в сумме 6300 руб. Таблица 3.13. Затраты на рекламу (в расчете на месяц) В структуру косвенных затрат включаются платежи за отопление, электроэнергию и водоснабжение, которые изменяются в зависимости от сезона. Таблица 3.14. Затраты на электроэнергию проекта «Проект» в расчете на месяц Продолжение таблицы 3.14. 1 2 3 4 Итого сумма затрат на электроэнергии в зависимости от сезона составит 13894,2 руб. (летний период) и 18062,5 руб. (зимний период). Расходы на отопление и потребление воды принимаются в размере равном затратам на электроэнергию. На основе полученных данных составляется бюджет себестоимости услуг в предстоящем бюджетном периоде (табл. 3.15.). Бюджет доходов и расходов (план прибылей и убытков) отражает структуру и величину доходов и расходов предприятия в целом, отдельных центров ответственности (или направлений деятельности) предприятия и планируемый к получению финансовый результат в предстоящем бюджетном периоде. «Доходная» часть данного бюджета формируется на основании содержащейся в плане продаж информации о размере выручки от реализации услуг. «Расходная» - на основании бюджета себестоимости (табл.3.16, 3.17). Бюджет доходов и расходов проекта «Проект» составлен с учетом сезонности на 2004-2005г. Стоимость номерного фонда для проживания гостей сформирована на основе среднеотраслевых цен санаториев с подобными услугами. Путевка «Мать-дитя» на двоих составляет 1000 руб. в день с расчетом проживания, питания, лечения и организации рабочего дня). Путевка для ребенка составляет 500 руб. в день включающая в весь набор услуг, включая обучение. Таблица 3.15. Бюджет себестоимости проекта «Проект» на 2004г. Таблица 3.16. Бюджет доходов и расходов проекта «Проект» на 2004г. Таблица 3.17. Бюджет доходов и расходов проекта «Проект» на 2005г. Визуально график доходов и расходов представлен на рисунке 3.9. Рис. 3.9. Распределение выручки ООО «Проект» на 2004-2005г. Из рисунка мы видим, что уровень прибыли в выручке (рентабельность) достаточно высок, даже по сравнению со среднеотраслевым показателем. В заключение проведем оценку эффективности инвестиций, которые составляют вложения в оборудование 1097150 руб. и затраты на ремонт в сумме 500000руб. Сумма на ремонт взята из расчета аналогичных проектов. Для этого используются следующие показатели: - рентабельность продаж; - чистый приведенный эффект (NPV); - внутренняя норма рентабельности. Чистая приведенная стоимость (NPV). Этот метод основан на сопоставлении величины исходной инвестиции (IC) с общей суммой дисконтированной чистой прибыли, генерируемых в течение прогнозируемого срока. Под дисконтом понимается уровень влияния внешних и внутренних факторов на прибыль предприятия. Для определения ставки дисконтирования мы использовали кумулятивный метод. Кумулятивный метод определения ставки дисконта основан на экспертной оценке рисков, связанных с вложением средств в оцениваемый бизнес. Ставка дисконта рассчитывается путем сложения всех выявленных рисков и прибавления полученного результата к безрисковой ставке дохода. Кумулятивный метод наилучшим образом учитывает все виды рисков инвестиционных вложений, связанные как с факторами общего для отрасли и экономики характера, так и со спецификой проекта «Проект» . Для определения ставки дисконта к безрисковой ставке прибавляется дополнительные премии за риск вложения по факторам представленным в таблице . Таблица 3.18. Классификация рисков для расчета ставки дисконта проекта «Проект» Итого сумма факторов 23 В качестве безрисковой ставки нами была принята ставка по годовым депозитам Сбербанка РФ, равная на момент оценки 19%. Поскольку данная ставка включает страновой риск, дополнительно мы его не учитывали. Таким образом, ставка дисконта, полученная кумулятивным методом, составляет 42 %. Получив ставку дисконтирования проведем расчет чистого приведенного эффекта. Общая накопленная величина дисконтированных доходов (PV) и чистый приведенный эффект (NPV) соответственно рассчитываются по формулам [17, с. 145]: , (3.1.) . (3.2.) Очевидно, что если: NPV > 0, то проект следует принять; NPV < 0, то проект следует отвергнуть; NPV = 0, то проект ни прибыльный, ни убыточный. Таким образом с учетом ставки дисконтирования чистый приведенный эффект для проекта «Проект» составил 407542,37руб., что значительно выше 0. Внутренняя норма прибыли инвестиций (IRR). Вторым стандартным методом оценки эффективности инвестиционных проектов является метод определения внутренней нормы рентабельности проекта (internal rate of return, IRR), т.е. такой ставки дисконта, при которой значение чистого приведенного дохода равно нулю. (3.3.) Для проекта «Проект» внутренняя норма прибыли инвестиций составит 78%. Смысл расчета этого коэффициента при анализе эффективности планируемых инвестиций заключается в следующем: IRR показывает максимально допустимый относительный уровень расходов, которые могут быть ассоциированы с данным проектом. Например, если проект полностью финансируется за счет ссуды коммерческого банка, то значение IRR показывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, превышение которого делает проект убыточным. Срок окупаемости инвестиций составит 1,7 месяцев (2004692,37 / 1597150). Полную работу ДИВЕРСИФИКАЦИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ , включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru ЗАКЛЮЧЕНИЕ Полную работу ДИВЕРСИФИКАЦИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ , включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru Для определения связей между возможностями, угрозами, сильными и слабыми сторонами деятельности ООО «АКТИВ» составим обобщающую матрицу SWOT. Результаты расчета показали, что наибольшее значение было определено в поле «Сила и возможности» (СИВ) и «Слабость и угрозы» (СНУ) - (391). В связи с этим усилия предприятия должны быть направлены на минимизацию слабых сторон его деятельности и угроз, связанных с факторами внешней среды. То есть целью предприятия должна стать его безубыточная деятельность, которая может быть достигнута реализацией стратегий сокращения, ликвидации или комбинированной стратегии (табл. 2.6.). Среди угроз ООО «АКТИВ» высокий балл имеет сезонность продаж, в связи, с чем предприятию необходимо произвести конгломративную диверсификацию предприятия. Под диверсификацией мы понимаем вход компании в новую сферу производственных отношений, куда она может внести эффективный менеджмент или новый способ управления деятельностью фирмы. При этом мы учитывали, то обстоятельство, что диверсификация должна учитывать сезонность ООО «АКТИВ» и иметь смежную спецификацию. Таким направлением для ООО «АКТИВ» может стать открытие детского лечебного профилактория с лечебным питанием. Такое решение позволит сохранить имидж фирмы как специалиста по детскому питанию, а заодно решить проблему сезонности ООО «АКТИВ». Анализ рынка лечебно-профилактических учреждений для детей показывает, на то, что пик сезонности спроса на данные услуги имеет противоположную ООО «АКТИВ» динамику. Взаимное влияние фактора сезонности позволит выровнять средний уровень продаж предприятия. Кроме того, направление диверсификации ООО «АКТИВ» является социально значимым проектом. Данные услуги в Н-ской области уже имеются, однако, не смотря на это ООО «АКТИВ» имеет ряд значительных преимуществ, таких как большой опыт в организации лечебного питания детей, собственной лаборатории по анализу качества продукции, штат квалифицированных специалистов, внедрение педагогических методик основанных на принципе разновозрастного обучения и грамотно организованную программу питания и проживания. Организация лечебно-профилактического учреждения предполагается на базе действующего лечебно-оздоровительного центра «Энергетик». ЛОЦ «Энергетик» расположен на брегу Обского водохранилища. Здесь прекрасный морской воздух и уникальная сибирская природа. Составив бюджет доходов и расходов н а 2004 – 2005г. мы провели анализ эффективности проекта и инвестиций Уровень прибыли в выручке (рентабельность) достаточно высок, даже по сравнению со среднеотраслевым показателем. Так в 2004г. рентабельность составит – 22,08%, а в 2005г – 27,95%, в среднем по отрасли этот показатель составляет – 13%. Для реализации проекта необходимы инвестиции, которые составляют вложения в оборудование 1097150 руб. и затраты на ремонт в сумме 500000руб. Сумма на ремонт взята из расчета аналогичных проектов. Чистый приведенный эффект для проекта «Проект» составит 407542,37руб. Внутренняя норма прибыли инвестиций составит 78%. Срок окупаемости инвестиций составит 1,7 месяцев (2004692,37 / 1597150). Полную работу ДИВЕРСИФИКАЦИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ , включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Полную работу ДИВЕРСИФИКАЦИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ , включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru 1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 26 марта 2003 г.). 2. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп. от 31 декабря 2002 г.) 3. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 августа 2003 г. N 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях российской федерации» (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 сентября 2003 г. N 5073). 4. Азрилиян А. Н. , Азрилиян О. М. , Калашникова Е. В. и др. Большой экономический словарь: 24. 8 тыс. терминов, М: Институт новой экономики, 2002, - 1280 с. 5. Аронов А. М., Петров А. Н. Диверсификация производства: теория и стратегия развития.— СПб.: Лениздат, 2000.— 128 с. 6. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 1999.- 176с. 7. Ванштейн С.Ю. Инвестиционное проектирование. – Н-ск: НГАЭиУ, 2000. 125с. 8. Данилков А. А., руководитель центра детского отдыха "Магистр" НГПУ // Психологическая адаптация детей в условиях временного детского коллектива // Воспитание и дополнительное образование. 2002. - с. 14 9. Денисов А.Ю. Жданов С.А. Экономическое управление предприятием и корпорацией. М.: "Дело и Сервис", 2002. - 416 с. 10. Детские болезни: Учебник / Под ред. А.А. Баранова и Г.А. Лыскиной. — М.: Медицина, 2001. —632 с.: ил. (Учеб. лит. Для студентов медицинских вузов). 11. Джай К. Шим, Джойл Г. Сигел. Основы коммерческого бюджетирования. - СПб.: Пергамент, 1998. - 541с. 12. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр – СПб: Союз, 1997. -124с. 13. Индустрия рекреационных и туристских комплексов: Учебное пособие/ Под ред. С.Ю. Вайнштейна. - Н-ск: НГАЭиУ, 2001. - 352 с. 14. Идрисов А.Б., Картышев С.В., Постников А.В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. М., "Филин", 1998. - 257с. 15. Организация лечебного питания детей в стационарах: Пособие для врачей. — М.: ЭВИТА-Проф, 2001. — 240 с. 16. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. №37) (с изменениями от 20 июня 2002 г. 17. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 768 с. 18. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов/Пер, с англ, под ред. Р.Б. Ноздревой. - М.: ЮНИТИ, 1998. - 787 с. 19. Макроэкономические показатели. Сводно-информационные материалы по г. Н-ску, районам, городам НСО. 2002г. Областной центр статистики. 20. Маркетинг: Учебник для вузов/ НД. Эриашвили, К. Хо-вард, Ю.А. Цыпкин и др.; Под ред. Н.Д. Эриашвшш. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 623с. 21. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник / Под ред. проф. В. А. Алексунина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2002.— 614с. 22. Планирование на предприятии туризма: Учеб. пособие для вузов / Е. И. Богданов, О. Н. Кострюкова, В. П. Орловская, П. М. Фенин; Под ред. Е. И. Богданова. — СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2003. — 288 с. 23. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. М.,1990. 24. Ренард А.В, Ренард Н.М, Эм Н.П. Маркетинг в борьбе с сезонными колебаниями спроса // Маркетинговые коммуникации. №6 – 2002. – с. 28-38 25. Сухова Л.Ф., Чернова Н.А. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 145 с. 26. Сергеев И.В., Шипицын А.В. Оперативное финансовое планирование на предприятии. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 288 с. 27. Сисошвили С.В. Основы разработки бизнес-плана // ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", №16. - 2001. - с. 14-45 28. Тупицын А.Л. Диверсификация предприятия // Новосибирск, 2004. – 150с. 29. Филипповский Е.Е., Шмарова Л.В. Экономика и организация гостиничного хозяйства.- М.: Финансы и статистика, 2003.- 176 с. 30. Фуколова Ю.В, Колесник В.С. Затишье после бури // Секрет фирмы. № 11. 2003. – с. 35-38 Полную работу ДИВЕРСИФИКАЦИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ , включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru