Полную работу БИЗНЕС-ПЛАН САЛОНА КРАСОТЫ, включая расчеты и приложения можно недорого приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru Содержание Введение……………………………………………………………………. 3 1. Планирование в рыночной экономике: сущность, принципы, значение……………………………………………………………………. 5 2. Назначение бизнес-плана и его структура………………………….. 20 3. Экономическая характеристика ООО «Актив»…………………... 28 4. Разработка бизнес- плана ООО «Актив»…………………………. 34 5. Основные направления по совершенствованию бизнес-планирования…………………………………………………………….. 64 Заключение……………………………………………………………...… 67 Список использованной литературы………………………………….. 70 Полную работу БИЗНЕС-ПЛАН САЛОНА КРАСОТЫ, включая расчеты и приложения можно недорого приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru Введение Полную работу БИЗНЕС-ПЛАН САЛОНА КРАСОТЫ, включая расчеты и приложения можно недорого приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы. В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях. При всем многообразии форм предпринимательства существуют ключевые положения, применимые практически во всех областях коммерческой деятельности и для разных фирм, но необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться и обойти потенциальные трудности и опасности, тем самым уменьшить риск в достижении поставленных целей. Важной задачей является проблема привлечения инвестиций, в том числе и зарубежных, в действующие и развивающиеся предприятия. Для этого необходимо аргументировать и обосновать оформление проектов (предложений), требующих инвестиций. Для этих и некоторых других целей применяется бизнес-план. В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего развития. Бизнес-план является одним из основных документов, определяющих стратегию развития фирмы. Вместе с тем он базируется на общей концепции развития фирмы, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям. Бизнес-план охватывает одну из частей инвестиционной программы, срок реализации которой обычно ограничен одним или несколькими годами (часто корреспондирующими со сроками средне- и долгосрочных кредитов), позволяющей дать достаточно четкую экономическую оценку намеченным мероприятиям. Таким образом, бизнес-план является не только внутренним документом фирмы, но и может быть использован для привлечения инвесторов. Перед тем как рискнуть некоторым капиталом, инвесторы должны быть уверены в тщательности проработки проекта и осведомлены о его эффективности. Актуальность бизнес планирования предопределила выбор данной темы курсовой работы. Цель исследования: разработка бизнес-плана парикмахерской «Актив» для получения инвестиций Для решения поставленной цели нами были решены следующие задачи: - изучена методика и рекомендации по составлению бизнес-плана; - разработан бизнес - план по реализации проекта парикмахерской; - проведен экономический расчет доходов и расходов проекта. Основным отличием парикмахерской от подобных ему салонов, будет компьютеризированный подбор причесок с помощью программы «Cosmopolitan». Теоретической и методологической основой исследования послужили специальная зарубежная и отечественная литература по рассматриваемой тематике, статистические материалы Госкомстата РФ, Н-ского областного комитета государственной статистики, аналитические статьи отраслевых журналов, а также базы данных «Интернет». Полную работу БИЗНЕС-ПЛАН САЛОНА КРАСОТЫ, включая расчеты и приложения можно недорого приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru 1. Планирование в рыночной экономике: сущность, принципы, значение Полную работу БИЗНЕС-ПЛАН САЛОНА КРАСОТЫ, включая расчеты и приложения можно недорого приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru Критика командно-административной системы и связанной с ней организации плановой работы обусловила ситуацию, когда стали бояться использовать термин «планирование» (особенно на первых этапах реформирования, под давлением радикальных демократов, которое большинство «бед России» связывали с плановой системой). Здравый смысл не позволяет принять данную точку зрения. Советский опыт планирования, при всех его недостатках, имел и положительное значение. С определенной степенью допущения можно утверждать, что «планирование» необходимо рассматривать в качестве общемирового достижения (как американскую систему организации производства, японскую и шведскую экономические модели), это элементарная форма организации человеческой деятельности. Именно в процессе планирования количественно формулируются стоящие перед предприятием задачи, определяются наиболее эффективные пути их достижения и необходимые ресурсы. В условиях рынка оно служит основой осуществления множества разнообразных экономических, организационных, социальных функций, характеризующих степень развития современного производства. Механизм их взаимодействия требует объединения в общий комплексный план или единую плановую систему соответствующих целей и средств их достижения. На основе системы планов, созданных фирмой, в дальнейшем осуществляются организация запланированных работ, мотивация задействованного для их выполнения персонала, контроль результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей. Главной целью планирования как функции управления является [23, с. 154]. В соответствии с этой целью планирование должно решать пять взаимосвязанных задач: Цель функции планирования в организации состоит в создании интегрированной системы принятия решений, которая представляет собой основу для всей деятельности. Главной задачей планирования на высшем уровне руководства является создание интегрированной системы, которая позволяет улучшить функциональные характеристики организации. Проектирование систем включает: В целом, планирование представляет собой процесс принятия решений, однако оно обладает рядом отличающих его специфических черт. К специфическим чертам планирования, согласно Р. Акоффу, относятся следующие [6, с. 286]: Из этого следует, что планирование - это процесс заблаговременного принятия и оценки взаимосвязанной совокупности решений в ситуации, когда предполагается, что желаемое состояние в будущем вряд ли наступит, если не принять специальных мер, и что, приняв соответствующие меры, можно увеличить вероятность благоприятного исхода. К основным элементам планирования относят: Планирование как особый специфический вид управленческой деятельности требует учета ряда обстоятельств и подходов, к основным из которых относятся: При соблюдении определенных правил планирование - наиболее длительная и потому наиболее сложная форма стратегического управления. Оно требует серьезных усилий для получения результата, многократно перекрывающего понесенные на его внедрение затраты. И, наоборот, при отсутствии планирования возможны ошибочные управленческие решения, чреватые потерями, невосполнимым деструктивным эффектом. В системе экономического регулирования деятельности компании одно из ключевых мест занимает финансовое планирование, реализуемое на основе планирования производства и реализации, а также контроля за расходованием средств. В последние годы в большинстве компаний традиционные формы планирования направлены на использование его современной формы – бюджетирования [32, с. 78]. В экономической литературе зачастую высказывается точка зрения на идентичность «плана» как такового и «бюджета» как инструмента плана. Понятия план и бюджет можно считать близкими. В английском языке используется слово «бюджет», от него вся процедура называется «бюджетированием». В нашей стране более распространен термин «план». Однако, представляется, что бюджетирование деятельности предприятия в условиях рыночной экономики существенно отличается от прежних подходов к организации планирования. И, прежде всего это касается органичного соединения планирования с контролем и ответственностью в рамках отдельных подразделений компании. План - это упорядоченный спектр действий, направленных на достижение некоторых целей, причем эти действия могут описываться не только с помощью формализованных количественных оценок, но и путем перечисления ряда неформализованных процедур. Бюджет более узкое понятие, подразумевающее количественное представление плана действий, причем, как правило, в стоимостном выражении [18, с. 294]. Основные различия между планом и бюджетом отражены в таблице 1.1. Таблица 1.1. Ключевые различия понятий план и бюджет Признак План Бюджет Показатели и ориентиры Горизонт планирования Предназначение В современной экономической литературе можно встретить разнообразное определение финансового плана, приведем некоторые из них. Финансовый план – [27, с. 314]. Финансовый план - это определение направлений множества продуктов и товаров, пользующихся спросом и готовых к реализации, выбора финансовых источников и распределения финансовых ресурсов, а также контроля за реализацией отдельных финансовых мероприятий (платежи, выполнение смет, оплата работников) [32, с. 144]. Выделение финансового планирования как особого вида планирования, обусловлено: Финансовое планирование обеспечивает взаимоувязку показателей развития предприятия и поэтому является сложным, трудоемким процессом, затрагивающим практически все службы и подразделения. Финансовое планирование обеспечивает необходимый контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов, создает необходимые условия для улучшения финансового состояния компании. Оно взаимосвязано с планированием хозяйственной деятельности и строится на основе других показателей плана (объема производства и реализации, сметы затрат на производство, плана капитальных вложений и др.). Однако составление финансового плана не является простым арифметическим пересчетом показателей производства в финансовые показатели. Разработка финансового плана связана с определением затрат на реализуемую продукцию, выручки от реализации, денежных накоплений, амортизации, объема и источников финансирования, намечаемых на планируемый период инвестиций, потребности в оборотных средствах и источниках ее покрытия, распределении и использовании прибыли, взаимоотношений с бюджетом, банками. Финансовое планирование компании имеет следующую целевую направленность [32, с. 78]: В процессе финансового планирования отслеживаются финансовые (на верхнем уровне), а также натуральные показатели. В сводную службу поступают итоговые показатели от каждого подразделения, которые при необходимости могут быть детализированы. Основные задачи финансового планирования [23, с.316]: Методология финансового планирования на современном этапе предполагает решение предприятием ряда проблем: Цель финансового планирования предприятия конкретизируется в зависимости от длительности планируемого периода, результатов анализа его финансового состояния на момент разработки финансового плана, динамики основных финансовых показателей в ретроспективе, результатов маркетинговых исследований, а также внешних условий (таких, как уровень инфляции, ставка рефинансирования Центрального банка, курс рубля по отношению к твердым валютам, стабильность правового поля). Для успешной организации финансового планирования в коммерческой организации необходимо наличие четырех обязательных условий (компонентов), которые тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру процесса финансового планирования коммерческой организации (рис. 1.1). Рис. 1.1. Инфраструктура процесса финансового планирования коммерческой организации Основной характеристикой финансового плана является его продолжительность во времени. По времени планирования финансовые планы делятся на [34, с. 78]: В условиях современной российской действительности продолжительность финансового планирования, как правило, составляет не более трех лет, и на такой период разрабатываются стратегические (перспективные) финансовые планы предприятия. Стратегический финансовый план определяет концепцию финансового развития организации и может составлять коммерческую тайну. Ключевой чертой стратегического планирования является его гибкость, обусловленная гибкостью плановых горизонтов времени. Данная гибкость обеспечивается ориентацией на такие критерии, как жизненный цикл продукции, цикл изменения спроса на выпускаемую продукцию, период времени реализации намеченных целей и др. Очевидна зависимость горизонта планирования от критериев и характера стратегических целей. Так, горизонт может задаваться жизненным циклом продукта или решением о модернизации и перевооружении компании. В данных случаях горизонты планирования могут существенно отличаться. Количество, содержание этапов составления и форма стратегического плана могут существенно варьироваться и зависят от многих факторов. Основными из них являются: форма собственности и тип коммерческой организации; отраслевая принадлежность; размеры коммерческой организации. В зависимости от основных направлений расширения деловой активности существуют различные стратегии планирования (табл. 1.2). Таблица 1.2. Стратегии планирования коммерческой организации Название стратегии Характеристика стратегии планирования Расширение активности коммерческой организации «вглубь» Расширение активности коммерческой организации «вширь» Расширение активности «через границы» Количественный рост Каждая из этих стратегий связана с определенным прогнозом потоков денежных средств. Значит, эти варианты можно рассматривать как четыре взаимоисключающих проекта инвестиций. Однако специалисты в области финансового планирования обычно не разрабатывают инвестиционные планы для отдельных проектов. Они рассматривают инвестиционные проекты в более крупном масштабе. Практика показывает, что при формировании стратегических планов отечественных предприятий самыми значимыми показателями работы являются: качество продукции, увеличение доли рынка, инновации и рост продаж. Заметим, что прибыльность не является доминирующим фактором. Это говорит о том, что текущее финансовое положение коммерческой организации не является сегодня определяющей чертой для ее ближайшего будущего. Повышение качества выпускаемой продукции сегодня стало для предприятий даже более актуальным, чем разработка новых продуктов. По существу, качество становится проблемой, вокруг которой менеджеры отечественных предприятий строят всю стратегию фирмы. Всего пять лет назад согласно результатам исследований, проведенных Европейской комиссией, качество продукции в России рассматривалось лишь как техническая проблема, связанная с контролем рабочих, занятых в производстве. Инновациям российские менеджеры придают большое значение, однако не ожидают высокой отдачи от вложенных в разработку новых товаров средств. Несомненно, объемы продаж напрямую зависят от той доли рынка, которую занимает коммерческая организация, формируя стратегию развития организации, менеджеры должны определить, стоит ли расширять долю рынка за счет уникальности и низких затрат, либо следует сосредоточиться на определенном продукте или сегменте рынка (рис. 1.2). Рис. 1.2. Базовые стратегам фирмы Как известно, в соответствие с теорией базовых стратегий Майкла Портера существует три типа поведения фирмы на рынке: 1) стратегия лидерства за счет экономии на издержках — производственных, сбытовых и рекламных; 2) стратегия дифференциации, предполагающая наделение товара исключительными свойствами и значительными инвестициями в маркетинг; 3) стратегия фокусирования — ориентация на нужды одного сегмента рынка или конкурентной группы показателей — опирается как на исключительные свойства продукта, так и на лидерство в снижении издержек, но только в рамках данного сегмента. Перспективный финансовый план конкретизируется в виде текущих финансовых планов, составляемых на год. Основной документ текущего финансового планирования - баланс доходов и расходов. При разработке текущего финансового плана финансовый менеджер исходит из целей финансового планирования на предстоящий год и решает задачи, перечисленные выше. Балансировка доходов и расходов финансового плана достигается как регулированием расходов (прежде всего отчислений в фонды накопления и потребления, дивидендных выплат), так и оптимизацией размера и состава заемных средств. Разработка текущего финансового плана должна быть ориентирована на обеспечение финансовой устойчивости предприятия. В дополнение к балансу доходов и расходов целесообразно составлять шахматную таблицу (матричный баланс), в которой определяются источники финансирования по каждой статье планируемых расходов. Оперативное финансовое планирование заключается в разработке платежного календаря, детализирующего на квартал или месяц текущий финансовый план. Платежный календарь помогает поддерживать платежеспособность предприятия, вовремя привлекать краткосрочные заемные средства для покрытия разрыва во времени поступлений и перечислений средств. Структура (схема) платежного календаря аналогична текущему финансовому плану, но отражает ежедневное движение средств в балансе доходов и расходов предприятия. В заключении первого раздела курсовой работы отметим, что финансове планирование сталкивается с различными проблемами [24]. Рис. 1.3. Ранжирование проблем связанных с финансовым планированием Важнейшей проблемой в этой области является реальность формируемых финансовых планов. Действительно, реальное и эффективное управление компанией возможно лишь при наличии обоснованного плана на достаточно длительный промежуток времени — год, квартал. Нереальность планов вызывается, как правило, необоснованными плановыми данными по сбыту, плановой доле денежных средств в расчетах, заниженными сроками погашения дебиторской задолженности, раздутыми потребностями в финансировании (затраты подразделений на техническое обслуживание, капитальный ремонт, общехозяйственные расходы и т.д.). Второй важнейшей проблемой является оперативность составления планов. Даже хорошо проработанный план становиться ненужным, если опаздывает к заданному времени. Так месячный план, утверждаемый к концу второй недели, с самого начала вызывает сомнения в своей практической пользе. Причины низкой оперативности хорошо известны управленцам, это: отсутствие четкой системы подготовки и передачи плановой информации из отдела в отдел, необходимость долгих процедур итерационного согласования планов, недостаток и недостоверность информации. Эти две проблемы неизбежно вызывают третью — прозрачность планов для руководства. Это естественное следствие отсутствия четких внутренних стандартов формирования финансовых планов. Отметим еще две проблемы — реализуемость планов и их комплексность. Под реализуемостью планов понимается их выполнимость с точки зрения обеспечения необходимыми финансовыми и материальными ресурсами, отсутствие дефицитов. Практика работы российских предприятий показывает, что очень часто принимаются к исполнению финансовые планы с дефицитом до 30-60%. Комплексность планов означает, что помимо любимого всеми сотрудниками финансовых отделов плана по доходам и расходам, необходимы ещё реальные планы по прибылям и убыткам, изменению задолженности, плановый баланс. Полную работу БИЗНЕС-ПЛАН САЛОНА КРАСОТЫ, включая расчеты и приложения можно недорого приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru 2. Назначение бизнес-плана и его структура Полную работу БИЗНЕС-ПЛАН САЛОНА КРАСОТЫ, включая расчеты и приложения можно недорого приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru Бизнес-план представляет собой результат исследований и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности фирмы (продукта или услуг) на определенном рынке в сложившихся организационно - экономических условиях, он опирается на: - конкретный проект оказания новых услуг (особенности удовлетворения потребностей и т. д.); - всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности, целью которого является выделение его сильных и слабых сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм; - изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач [24]. В стратегической работе прослеживается следующий порядок: 1-й этап. Разработка концепции развития; 2-й этап. Инвестиционная программа; 3-й этап. Бизнес-план на среднесрочный период; 4-й этап. Мероприятия по реализации бизнес-плана. Особенностью бизнес-плана как стратегического документа является его сбалансированность по постановке задач с учетом реальных финансовых возможностей фирмы. Чтобы бизнес-план был принят, он должен быть обеспечен необходимыми финансовыми ресурсами. Это в значительной мере определяет характер проектов (концепций), которые изучаются при разработке бизнес-плана. Эти проекты должны быть не только инновационными, т.е. отличаться научно-технической новизной, но и достаточно полно проработанными, показывать какие затраты необходимы на их реализацию и что это экономически даст (какой доход принесет). Степень инновационности и рискованности проекта определяет способы привлечения капитала. Таким образом, бизнес-план не только является внутренним документов фирмы, но и может быть использован для привлечения инвесторов и кредиторов. Бизнес-план позволяет решить целый ряд задач [27, с. 17]: - определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках; - сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию стратегии; - выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации; - выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей; - определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.; - оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей; - предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана. Каждая задача может быть решена только во взаимосвязи с другими. Бизнес - план начинается с резюме, которая представляет собой краткий обзор бизнес-плана [21, с. 45]. Резюме должно включать следующую информацию: 1. наименование проекта; 2. характеристика организации, обращающейся за предоставлением средств: - наименование организации (предприятия) - организационно-правовая форма; - описание проекта, особо выделив, идет ли речь о начале работы «с нуля» или о расширении существующего дела; - описание предприятия, его специфических черт, основные этапы в его развитии; - преимущество продукции или услуг предприятия, собственные ресурсы компании и ее текущее финансовое состояние; - долгосрочные и краткосрочные цели проекта, какого роста можно ожидать, какие доходы предполагается получить, за какой период времени; - потребность в инвестициях, направления их использования, предполагаемые источники финансирования, как они будут возвращаться (погашаться) инвесторам; - ключевые экономические показатели эффективности проекта. Первым шагом в составлении бизнес-плана является определение целей (генеральных направлений) функционирования фирмы [27, с. 46]. Данная фирма ориентирована на рост, и основными ее целями будут: - повышение общего объема продаж и оказания услуг; - увеличение доли фирмы на сложившихся рынках; - освоение новых рынков; - увеличением роста чистого дохода; - повышением качества предоставляемых услуг. Для каждого раздела бизнес-плана определяются конкретные мероприятия по ее реализации с указанием исполнителя (подразделения фирмы и конкретного менеджера). На основе стратегии разрабатывается бизнес-план конкретных мероприятий с их перечнем, сроком выполнения и конкретными исполнителями, т.е. для каждого раздела и стратегии по существу готовится свой мини-бизнес-план [12, с. 45]. В разделе описания предприятия необходимо охарактеризовать предприятие, обратив внимание на его отличия от других компаний, присутствующих на рынке: - цели и задачи на ближайший период и на перспективу; - финансирование предприятия в прошлом и в настоящее время; - используемые ноу-хау; - уровень технологии; - с какими проблемами сталкивается предприятие; - анализ сильных и слабых сторон предприятия (качество продукции и услуг, возможности сбыта, уровень производственных издержек, квалификация, опыт персонала, уровень технологии, условия поставок материалов или комплектующих, уровень менеджмента). - географическое положение предприятия; - ближайшие транспортные магистрали. При описании продукции приводится подробная характеристика производимой предприятием продукции или услуг, производится сравнение ее с продукцией конкурентов, анализируются планы развития производства. Характеристика продукции: - функциональное назначение продукции, для каких целей она предназначена; - примеры использования продукции; - соответствие продукции принятым стандартам; - требования к гарантийному и послегарантийному обслуживанию; - имеются ли возможности для дальнейшего развития продукта; - патентно-лицензионная защита. Анализ продукции конкурентов, имеющейся на рынке [9]: - описание функциональных и потребительских свойств конкурирующих продуктов; - принципы ценообразования конкурентов; - способы стимулирования сбыта, используемые конкурентами. Исследования и разработки: - существующие технологические риски; - технологическое состояние конкурентов, возможность их технологических достижений влиять или повлиять в будущем на деятельность предприятия; - описание концепции развития продукта следующих поколений. Финансирование: - принятая концепция ценообразования; - оптимальные размеры заказов и формы оплаты; - условия приобретения сырья, материалов и комплектующих; - уровень запасов. В разделе анализа рынка должно быть показано, что продукция или услуги имеют рынок сбыта, а также возможность предприятия добиться успеха на этом рынке; необходимо показать затраты в связи с выходом на рынок и возможные риски. Характеристика рынка: - размеры рынка (район, регион, РФ, СНГ, мировой рынок); - уровень и тенденции развития рынка; - специфические особенности рынка, например, трудности доступа к операциям на рынке; - предполагаемая доля рынка, которую займет продукция предприятия; - особые цели на рынке. Характеристика потребителей продукции: - тип потребителя (покупатели, производители, единичные самостоятельные потребители и т.п.); - их географическое расположение; - их мнение о продукции. Стратегия продвижения продукции на рынок: - расчет и обоснование цены, ценовая политика; - система распределения (продаж) в настоящее время и в перспективе; - реклама; - стимулирование сбыта; - связи с общественностью. Характеристика конкурентов: - перечень предприятий - основных конкурентов; - их сильные и слабые стороны; - их финансовое положение; - уровень технологии; - удельный вес в обороте рынка; - используемые конкурентами стратегии маркетинга; - возможная реакция конкурентов. Производственный план должен подробным образом описывать путь, посредством которого предприятие планирует эффективно производить продукцию или услуги и поставлять их потребителю. Необходимо отразить все этапы подготовительного периода в календарном плане (сетевом графике). Календарный план выполнения работ в рамках проекта должен включать прогноз сроков действий (мероприятий) и потребности в финансовых ресурсах для его реализации [12, с. 68]. Требования к квалификации и наличие необходимого персонала: - административный персонал; - инженерно-технический персонал; - производственный персонал; - условия оплаты и стимулирования; - условия труда; - структура и состав подразделений; - обучение персонала; - предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия. В финансовом плане должен дать возможность оценить способность проекта обеспечивать поступление денежных средств в объеме, достаточном для обслуживания долга (или выплаты дивидендов, когда речь идет об инвестициях) [9]. Следует подробным образом описать потребность в финансовых ресурсах, предполагаемые источники и схемы финансирования, ответственность заемщиков и систему гарантий. Особое значение следует уделить описанию текущего и прогнозируемого состояния окружающей экономической среды. Должны быть отражены труднопрогнозируемые факторы, их альтернативные значения для различных вариантов развития событий. Требуется четкая разбивка расходов по проекту и использования средств [14]. Должны быть описаны условия всех остальных относящихся к проекту или уже находящихся на балансе кредитов. Необходимо четко показать, как и кем (самим предприятием или независимым подрядчиком) составлялась смета расходов; предполагаемая степень четкости сметы. Должны быть описаны условия, оценки и предположения, базируясь на которых, рассчитывались финансовые результаты проекта [27, с. 45]. Необходимо отразить (помесячно, поквартально, по годам): - перечень и ставки налогов; - рублевую инфляцию (возможен различный процент, в зависимости от объекта); - формирование капитала за счет собственных средств, кредитов выпуска акций и т.д. - порядок выплаты займов, процентов по ним и т.д. Обычно финансовый раздел бизнес-плана представлен тремя основными документами: - отчетом о прибылях и убытках (показывает операционную деятельность предприятия по периодам); - планом движения денежных средств (Кэш-Фло); - балансовой ведомостью (финансовое состояние предприятия в определенный момент времени). При необходимости может быть представлен график погашения кредитов и уплаты процентов; сведения об оборотном капитале с указанием изменений и исходных посылок в течение срока кредита; предполагаемый график уплаты налогов. Полную работу БИЗНЕС-ПЛАН САЛОНА КРАСОТЫ, включая расчеты и приложения можно недорого приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru 3. Экономическая характеристика ООО «Актив» Полную работу БИЗНЕС-ПЛАН САЛОНА КРАСОТЫ, включая расчеты и приложения можно недорого приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru Работа выполнена на материалах оптовой - розничной фирмы «Актив», которая по организационно – правовой форме является обществом с ограниченной ответственностью (далее ООО). Основным видом деятельности ООО «Актив» является реализация оборудования для парикмахерских исалонов красоты. Изучаемое предприятие ООО «Актив» является малым предприятием, это обусловлено критериями Налогового Кодекса РФ, одним из которых является численность персонала [1]. Значимость малого бизнеса в развитие экономики любой страны трудно переоценить. По данным Облгоскомстата г. Н-ска за 2002 год, малыми предприятиями произведено товаров и услуг по всем видам деятельности на 12919,7 млн. рублей, в том числе по основному виду деятельности предприятий - на 11516,6 млн. рублей – это составляет 14,3% областного объема продукции и услуг). Рис. 3.1. Удельный вес малых предприятий в Н-ской области за 2001 – 2002 г. (в % к области) [22] Малыми предприятиями за 2002 года реализовано товаров населению через розничную сеть на 1890,5 млн. рублей (27 % областного объема оборота розничной торговли). Общий оборот розничной торговли в 2002г. составил 67759 млн. руб. (рис. 3.2.) Рис. 3.2. Оборот розничной торговли в Н-ской области за 1996-2002г. [22] Рис. 3.3. Удельный все малого бизнеса в обороте розничной торговли [22] Удельный вес ООО «Актив» в обороте розничной торговли Н-ской области занимает - 0,017% (11522498х100)/67759000000). Удельный вес ООО «Актив» в обороте розничной торговли малых предприятий составляет – 0,06% (11522498х100)/ 18904761000). Организационная структура ООО «Актив» относится к линейно-функциональной. Рис. 3.4. Организационная структура ООО «Актив» Отметим, что такая структура широко распространена в России. Линейно-функциональная структура (называемая традиционной организацией) является комбинацией линейной и функциональной структур. Основой этой схемы являются линейные подразделения, осуществляющие в организации основную работу и обслуживающие их специализированные функциональные подразделения, создаваемые на «ресурсной» основе: управление персоналом, финансами, планирование и т. д. В 2002г. ООО «Актив» имело в своем штате 35 человек. Среди них управляющий персонал – 5 человек (14,29%), специалистов – 15 человек (42,8%), рабочих - 15 человек (42,8%). Текучесть кадров на предприятии составила - 0,14%. Среди управляющих и специалистов высшее образование имеют 14 человек (66,7%) , среднее образование – 6 человек (33,33%). Средний возраст работающих на предприятии – 33 года. Рис. 3.5. Состав управляющего персонала в структуре штата ООО «Актив», % Численность персонала предприятия имеет тенденцию к росту. Так, в 2001 году на предприятии работало 25 человек, в 2001 году – 30 человек, а в 2002 г. количество сотрудников увеличилось до 35, что было обусловлено ростом объема сбыта. Рис. 3.6. Численность персонала ООО «Актив» в 2000-2002г. Таблица 3.1. Формирование прибыли от продаж ООО «Актив» за 2000 – 2002г. Показатель 2000г. 2001г. Изменения 2002г. Изменения В натуральном измерении, руб. Удельный вес, % В натуральном измерении, руб. Удельный вес, % В натуральном измерении, руб. Удельный вес, % В натуральном измерении, руб. Удельный вес, % В натуральном измерении, руб. Удельный вес, % Выручка (нетто) от продажи товаров Себестоимость проданных товаров Валовая прибыль Коммерческие расходы Прибыль (убыток) от продаж Из таблицы 3.1. мы видим, что в 2000г. был получен убыток в размере 107159 руб., который был частично погашен прибылью 2001г., однако собственный капитал на начало 2002г. все равно оставался отрицательным. Переломить эту ситуацию помогла прибыль 2002г. в сумме 194578 руб., в результате его собственный капитал приобрел положительный остаток, что напрямую отразилось на финансовом состоянии ООО «Актив». Однако валовая прибыль в 2002г. снизилась на 3 пункта в результате роста себестоимости продаж. Такая же ситуация сложилась и с прибылью от продаж которая снизилась на 0,19% по отношению к 2001г. В связи с таким положением руководство ООО «Актив» изыскивает новые эффективные направления деятельности предприятия (диверсификация). Таким направлением может стать вложение инвестиций в расширение стратегических зон хозяйствования. Являясь поставщиком оборудования для парикмахерских и салонов красоты ООО «Актив» было бы логично развивать свою сеть салонов красоты. А на сколько они будут эффективны нам поможет дать ответ разработка бизнес-плана. 4. Рзработка бизнес- плана ООО «Актив» 4.1 Описание предприятия Парикмахерская ООО «Актив» создается в г. Н-ске с целью диверсификации производства основного предприятия ООО «Актив». Особенность открывающегося салона красоты «Актив» в г. Н-ске, заключается в компьютерном подборе причесок на программе «Cosmopoliten». Целью разработки бизнес плана является экономическое обоснование инвестиций в размере 72,55 т.р., из них - ремонт квартиры - 30 т.р, материальные затраты - 8,5 т.р. сумма первого взноса за оборудование - 23,55 т.р., коммерческие расходы - 0,5 т.р., аренда помещения -10 т.р. Срок окупаемости - 6 месяцев. Парикмахерская «Актив» предполагается расположить на первом этаже жилого дома, по адресу ул. Кропоткина130, Калининского района г. Н-ска, в зоне сложившейся жилой застройки. Основные помещения: - рабочий зал на 4 рабочих места; - кабинет администратора; - подсобные помещения; - комната косметолога; - комната персонала. Рабочий зал оборудован рабочими креслами, сушуарами, местами ожидания, компьютером, кассовым аппаратом, телефоном. В кабинете администратора устанавливаются: стол письменный, стулья, книжный шкаф, диван офисный. В комнате персонала устанавливаются: обеденный стол, стулья, бытовой холодильник, навесной шкаф, шкафы для одежды, раковина, электробытовые приборы. Общая площадь квартиры - 41 кв. м Высота помещения - 2,5 м. Вход в парикмахерскую устраивается самостоятельный на месте бывшего окна однокомнатной квартиры путем разборки подоконной части наружной стены без изменения верха проема. Основными услугами парикмахерской будут парикмахерские и косметические услуги. График работы ежедневный, с 9.00ч до 21.00ч. В парикмахерской будет работать дизайн-студия женских и мужских стрижек с помощью компьютерной программы "Cosmopliten". Методом ценооборазования для парикмахерской "Актив" был выбран метод установления цены на уровне текущих цен. На основании цен конкурентов нами был разработан примерный прейскурант на услуги, который разбит на три отделения: Женский зал, Мужской зал, Косметический кабинет. 4.2. Маркетинг план ООО «Актив» Анализ рынка По данным Н-ского Областного комитета по статистике в структуре денежных расходов населения г. Н-ска, на оплату товаров и услуг, доля парикмахерских приходится в среднем 0,08% (41 руб. в расчете на одного жителя в 2002 г.) [22]. Однако эта средняя величина по - разному распределяется между группами населения с различным уровнем доходов. Результаты проведенных социологических исследований позволяют выделить три основные группы потребителей, в семейных бюджетах которых абсолютные размеры и доля расходов на оплату парикмахерских и косметических услуг занимают принципиально разное место: Соответственно можно выделить три модели потребления парикмахерских услуг различными слоями населения г. Н-ска, относящимися к указанным доходным группам: 1 модель. В рамках первой модели реализуются базовые парикмахерские услуги, максимально дешевые. Это модель потребления малообеспеченных групп населения, пользующихся этой услугой достаточно редко (раз в 2-3 месяца и реже). При этом средняя стоимость услуги составляет 25 рублей. Таким образом, первая модель по существу представляет собой форму социальной защиты низкодоходных групп населения. В ней можно выделить группу пенсионеров с пенсией 1000 рублей в месяц, которые нуждаются в особой социальной защите, вплоть до предоставления ряда услуг на безвозмездной основе. Сюда же можно отнести самообслуживание парикмахерско - косметическими услугами, оказываемое в рамках семьи. Таким способом, в большей или меньшей степени, пользуются фактически все слои населения независимо от их принадлежности к той или иной доходной группе. 2 модель. Во второй модели реализуется более широкий спектр парикмахерских услуг и более высокого качества. Модель охватывает 60-70% потенциальных клиентов, в основном относящихся к среднедоходной группе жителей Плехановского ж/м, и лишь частично - к малообеспеченным жителям. Частота пользования услугой выше, примерно 1 раз в месяц. Средняя стоимость услуги - 80 -100 рублей. 3 модель. Здесь представлены самые сложные, комплексные и качественные парикмахерско - косметические услуги, ориентированные на наиболее состоятельных клиентов. Такой моделью пользуется не более 10-15% жителей города. Частота использования этой модели наиболее высокая: 2-3 раза в месяц. При этом средняя стоимость услуги достаточно высока и колеблется в пределах 200-600 рублей. Для того чтобы определить объем рынка для парикмахерской «Актив», мы использовали статистические данные района естественного притяжения, который составляет радиус 0,5 км. По данным переписи ЖЭУ - 69 (Калининский район), на Плехановском ж/м на 2002г., проживает 9234 чел. Объем рынка мы определи по формуле: (4.1) где: Кж - количество жителей в микрорайона; Сз - средняя сумма затрат на парикмахерские услуги. Парикмахерская «Актив» планирует занять 40% этого рынка, т.е. - 147250 руб. (378594 х 40%). Дополнительный объем рынка представлен в виде частного сектора расположенного через дорогу. Для того чтобы завоевать 40% этого рынка нами была разработана рекламная компания которая заключается в прямой рассылке (direct mail) для потенциальных посетителей в форме буклетов. Себестоимость такой рассылки намного ниже чем, другие источники доведения информации до конечного потребителя, а эффективность намного выше. Буклеты будут печататься в типографии, стоимость одной листовки - 50 коп, минимальный тираж - 1000 шт. Итого стоимость рассылки - 0,5х1000 = 500 руб. Рассылка листовок будет производиться собственными силами. В буклетах предполагается разместить краткий прайс - лист. При разработке рекламных листовок необходимо постоянно подчеркивать отличия предоставляемых услуг от услуг конкурентов. Маркетинговая политика салона красоты "Актив" внеценовая, т.е. за счет высокого качества обслуживания. Так же предусмотрены скидки и подарки ко дню рождения для постоянных клиентов, учет которых будет вести администратор на компьютере. Анализ конкурентов Конкурентное преимущество - присущая системе какая-либо эксклюзивная ценность, дающая ей превосходство над конкурентами. Факторы конкурентного преимущества могут быть: - материальными или виртуальными; - базисными или второстепенными; - стратегическими или тактическими; - техническими, экономическими, организационными, психологическими, природно-климатическими и т. п.; - наследственными или искусственными (приобретенными). А также, определяющие (индивидуальные, стойкие), изменяющиеся (гибкие, нестойкие) и результативные; качественные и количественные; быстро переходящие (могут быть быстро переняты конкурентами) и продолжительные. В теоретической литературе по маркетингу конкурентные преимущества подразделяются на две группы: внешние и внутренние [20]. Внутреннее конкурентное преимущество - это преимущество предприятия относительно затрат или управления. К внутренним преимуществам салона красоты можно отнести материально-технический и финансово-экономический потенциал салона красоты, уровень квалификации персонала и т. д. Оценка внутренних преимуществ предусматривает сбор и анализ финансовых показателей, а также данных, которые носят конфиденциальный характер. Как правило, такая информация недоступна при внешней ревизии. Поэтому при оценке конкурентоспособности салона красоты решено исключить внутренние преимущества, а опираться только на внешние. Выбор внешних преимуществ также можно объяснить их важностью для формирования имиджа салона красоты. Именно внешние преимущества являются основой для выбора того или иного салона красоты потребителями. К внешним преимуществам мы относим: Все вышеперечисленные внешние преимущества являются центральными при расчете показателя конкурентоспособности. Поскольку показатель конкурентоспособности является относительным, то он может быть определен только в результате сравнения с салоном красоты конкурентом. В нашем случае мы оцениваем конкурентоспособность салона красоты «Актив» от салона красоты «Светлана». Парикмахерская «Актив», как и парикмахерская «Светлана» расположен в жилом районе в одном из жилых домов на первом этаже в зоне пешеходной доступности, однако у салона красоты «Актив» имеется преимущество в виде близкого расположения к автобусной остановке. Используя формулу 2 можно рассчитать показатели конкурентоспособности салонов красоты по каждому внешнему преимуществу [16]. (4.2) где: КСj - конкурентоспособность j-го конкурентного преимущества; qi - оценка критерия, которая может быть равна 0 (не удовлетворяет посетителей); 0,5 (частично удовлетворяет) или 1 (полностью удовлетворяет); di - количество человек, которые отдали предпочтение i-му критерию; m - количество опрошенных человек. Проведем расчет конкурентоспособности салона красоты «Актив» по ряду критериев. Все данные, используемые при расчете показателей конкурентоспособности, получены в результате сплошного опроса и интервьюирования жителей микрорайона по специально разработанным анкетам. Объем выборки составил 100 человек. 1. Уровень цен: 2. Месторасположение салона красоты «Актив». Все опрошенные полностью удовлетворены месторасположением: 3. Режим работы салона красоты «Актив» также равен: 4. Услуги, предоставляемые салоном красоты «Актив», удовлетворяют всех опрошенных посетителей: Рассчитанные показатели характеризуют конкурентоспособность парикмахерской «Актив» по отдельным конкурентным преимуществам. Для удобства и наглядности можно рассчитать интегральный показатель конкурентоспособности, который бы давал общую характеристику конкурентной позиции парикмахерской «Светлана» на рынке. Формула интегрального показателя конкурентоспособности парикмахерской «Актив» должна учитывать показатели конкурентоспособности внешних преимуществ. Однако при его расчете необходимо учитывать, что они не равноценны между собой. Различные преимущества парикмахерской «Светлана», которые могут быть оценены ее посетителями, имеют различную степень важности для них. И это обязательно необходимо учитывать при расчете показателя. Формула расчета интегрального показателя конкурентоспособности имеет следующий вид: (4.3) где: КСj - показатель конкурентоспособности по j-му внешнему преимуществу; Gj - вес j-го показателя конкурентоспособности. Внешние конкурентные преимущества и соответствующие им «весы» отражены в таблице 4.1. Таблица 4.1. Внешние преимущества салона красоты и их «Вес» Внешние преимущества салона красоты «Вес» преимущества 1. Уровень цен 2. Месторасположение 3. Режим работы 4. Услуги Таблица 4.2. Сводная таблица показателей конкурентоспособности Внешние преимущества салона красоты Показатели конкурентоспособности «Актив» «Светлана» 1 2 3 1. Уровень цен 2. Месторасположение 3. Режим работы 4. Услуги Итого Из таблицы 4.2. видно, что салон красоты «Актив» имеет достаточно высокий интегральный показатель конкурентоспособности. Используя формулу 4.3. и данные таблицы 4.1.,4.2., рассчитаем интегральный показатель конкурентоспособности салона красоты «Актив». Парикмахерская «Актив»: Парикмахерская «Светлана»: Таким образом, интегральный показатель конкурентоспособности парикмахерской «Актив» выше его основного конкурента. Анализ потребителей Для решения поставленной задачи была собрана информация о стоимости услуг в пяти салонах красоты, расположенных в близлежайших микрорайонах. Мнение респондентов по изменению ситуации в сфере услуг населения с появлением в микрорайоне салона красоты: Причины, пo которым респонденты оценили улучшение положения с услугами в микрорайоне в лучшую сторону с появлением салона красоты «Актив»: Условия, являющииеся для клиентов наиболее важными при посещении салона красоты: Таким образом, более 50% клиентов - это живущие вблизи салона и не располагающие значительными средствами. Дополнительные услуги, которые, по мнению респондентов, необходимо ввести в салоне красоты: Как показал анализ опроса, для опрошенных особо важным является - качество при приемлемой цене. К основным выводам, полученным в результате проведенного маркетингового исследования, следует отнести следующее: 1. Потенциальными клиентами салона красоты «Актив» могут быть люди, проживающие в микрорайоне и работающие на близлежащих предприятиях. 2. Деятельность конкурентов в значительной степени влияет на устанавливаемые цены. Необходимо постоянно следить за тем, как конкуренты реагируют на решения в области ценовой политики, а также за ценами конкурентов. На данный момент невысокие цены - существенное конкурентное преимущество над своими прямыми конкурентами. Постепенное повышение цен возможно при появлении достаточного количества постоянных клиентов и увеличении объема предоставляемых услуг. 3. Имидж салона в значительной степени влияет на устанавливаемые цены. Если выбран имидж не требующий больших затрат то и цены должны быть низкими. Если предполагается имидж салона с высоким уровнем качества, то цены будут намного выше, но и обслуживание должно быть на соответствующем уровне. 4. На этапе становления перед салоном красоты стоит одна цель - выжить. 5. Верный путь к успеху - найти постоянных клиентов, узнать, что они хотят и дать им то, что они хотят. 6. Молодежная группа клиентов пользуется в основном услугами солярия, поэтому необходимо обратить внимание на среднюю и старшую возрастные группы, которые предпочитают классические услуги. 7. Услуги необходимо продвигать на рынок. Необходимо наладить общение не только с клиентами, партнерами, но и внутри - между сотрудниками. 8. Основным способом продвижения является реклама. Не следует ждать, пока клиент случайно наткнется на салон красоты, нужно использовать рекламную информацию, которая направит людей именно в этот салон. 9. Рекламировать можно только те услуги, которые действительно предлагает салон красоты на данное время. 10. Важным инструментом рекламы является визитная карточка, которая подчеркивает уважительное отношение к клиенту. В первую очередь она должна нести не раздражающую, легкочитаемую, правдивую информацию о предлагаемых услугах, четкое месторасположение, номер телефона салона, на обратной стороне возможность писать данные мастера, оказавшего услугу или дату и время следующего посещения, иные полезные сведения. 11. Необходимо помнить, что услуги - вид деятельности или какие-либо дополнительные к основным товарам блага, которые вы можете предложить клиентам. Потенциальный клиент не может осмотреть услугу перед ее приобретением. Таким образом, услуга предстает как некое обещание, что предполагает высокое доверие к тому, кто ее оказывает. 4.3. Организационная структура Как показало маркетинговое исследование культура обслуживания имеет далеко не последнее место в мотивах приобретения услуги салонов красоты. Поэтому для стимулирования работников будет введена система поощрительных призов, вывод о поощрении будет делаться из книги жалоб и предложений. График работы для всех подразделений парикмахерской два дня работы, два дня отдыха. Фонд рабочего времени за неделю в среднем составляет 47 часов. Организационная структура парикмахерской «Актив» представленная в форме линейно-функциональной и выглядит в соответствии с рисунком 4.1. Рис.4.1. Организационная структура парикмахерской «Актив» В должностные обязанности генерального директора входит: - ведение бухгалтерского и управленческого учета; - расчеты с поставщиками; - заключение договоров. В должностные обязанности администратора входит: - Выдача расходных материалов для парикмахеров; - Контроль за графиком выхода на работу парикмахеров; - Расчет с посетителями; - Взаимодействие с органами власти; - Подбор причесок на ПК. Характеристика работ парикмахеров [22]: Расчесывание, стрижка волос взрослых и детей. Укладка и завивка волос в соответствии с направлением моды и особенностями лица. Завивка волос на бигуди, щипцами, химическим и электрическим способом (перманент). Массаж и мытье головы, нанесение химических препаратов и растворов. Окраска волос в разные цвета и оттенки, их обесцвечивание. Стрижка и бритье с учетом свойств кожи, наложение компрессов и массаж лица. Выполнение работ с накладками и париками. Дезинфецирование, чистка и проверка инструмента. Парикмахеры должны знать: Строение и свойства кожи и волос; правила способы и приемы выполнения работ; рецептуру красящих и химических смесей и их воздействие на кожу и волосы; устройство и правила эксплуатации аппаратуры и инструмента; виды материалов, препаратов, их назначение и нормы расхода; правила санитарии и гигиены; правила обслуживания и способы оказания первой медицинской помощи; основы моделирования причесок, макияжа в объеме школы модельеров; технологию изготовления пастижерных изделий; направление моды в Российской Федерации и за рубежом. Выполнять химическую завивку и окраску волос различными способами и повышенной сложности с корректировкой лица. Основными документы регулирующие трудовую деятельность в парикмахерской «Актив», разработаны с учетом введения с 1 февраля 2002 г. в действие нового Трудового кодекса. 4.4. Расчет доходной части проекта Рассчитаем возможную сумму годового дохода по оптимистическому прогнозу, то есть при загруженности проектируемой парикмахерской на 100% производственной мощности. Исходные данные: Таким образом, мы можем мы получим сумму выручки за один рабочий месяц и год: Далее мы рассчитаем величину годового дохода по среднему прогнозу, т.е. - 85% от производственной мощности и пессимистическому варианту - 60%. Результаты расчетов приведены в таблице 4.3. Таблица 4.3. Расчет величины годового дохода по оптимистическому, среднему и пессимистическому прогнозу Объект дохода Оптимистический прогноз, т.р. Средний прогноз, т.р. Пессимистический прогноз, т.р. Сумма В дальнейших расчетах мы будем ориентироваться на величину годового дохода, рассчитанного по среднему прогнозу. 4.5. Себестоимость предоставляемых услуг Себестоимость услуг парикмахерской «Актив» представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе предоставления услуг населению, материалов, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат, необходимых для ее производства и реализации [24]. Аренда помещения Парикмахерская «Актив» предполагается разместить в первом этаже девятиэтажного здания в однокомнатной перепланированной квартире, по адресу . Закупка оборудования Обеспечение необходимым оборудованием будет осуществлятся за счет договоренностей с поставщиками ООО «Актив». Необходимое оборудование поставляется ООО «Актив» в кредит с рассрочкой платежа в течении шести месяцев под 18% (на уровне инфляции). Сумма первого взноса составляет 30% - 23,55 т.р. Оставшаяся сумма с учетом процентов делится на равные платежи по 10,8 т.р. Расчет кредита на оборудование, включая 18% представлен в таблице 4.4. Таблица 4.4. Расчет выплаты кредита за основное оборудование Платежи по месяцам 10.03 11.03 12.03 01.04 02.04 03.03 Итого Сумма, т.р. Таблица 4.5. Оборудование для парикмахерской Наименование оборудования Количество, шт. Сумма т.р. Итого т.р. Итого общая сумма Таким образом, общие затраты на оборудование составят 78,5 т.р. Амортизационные отчисления будут определяться линейным способом согласно Налоговому Кодексу РФ [1]. Где: Н - норма амортизации; АО - сумма амортизационных отчислений. Итого ежегодная сумма амортизационных отчислений составит 26,14т.р. Материальные затраты В составе себестоимости предусмотрены материальные затраты которые приведены в таблице 4.5. Таблица 4.5. Материальные затраты в год Наименование Количество, шт. Сумма т.р. Итого т.р. Итого 8,5 Затраты на ремонт составляют 3% от материальных затрат, т.е. - 0,255 т.р. Прочие затраты составляют 2% от материальных затрат, т.е. - 0,17 т.р. Фонд оплаты труда Оплата труда - это вознаграждение, исчисленное, как правило, в денежном выражении, которое по трудовому договору собственник либо уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу [25]. Размер оплаты труда зависит от сложности и условий выполняемой работы, профессионально-деловых качеств работника, результатов его труда и хозяйственной деятельности предприятия. Расходы на оплату труда состоят из: 1) основной заработной платы - вознаграждения за выполненную работу в соответствии с установленными нормами труда. Она устанавливается в виде тарифных ставок (окладов) и сдельных расценок для рабочих и должностных окладов для служащих; 2) дополнительной заработной платы - вознаграждения за труд сверх установленной нормы, за трудовые успехи и изобретательность и за особые условия труда. В нее входят доплаты, надбавки, гарантийные и компенсационные выплаты, предусмотренные действующим законодательством; премии, связанные с выполнением производственных заданий и функций; 3) других поощрительных и компенсационных выплат в форме вознаграждений по итогам работы за год, премии по специальным системам и положениям, компенсационные и другие денежные и материальные выплаты, не предусмотренные актами действующего законодательства либо которые проводятся сверх установленных указанными актами норм. Системой оплаты труда для парикмахерской «Актив» выбрана сдельно-премиальная, которая предусматривает кроме оклада, выплату премии за качественные и количественные показатели в работе. Премиальный фонд составляет 10% от чистой прибыли. Таблица 4.6. Фонд оплаты труда парикмахерской «Актив» Должность Численность, чел. Оклад т.р. Итого, т.р. Премии и другие виды стимулирования Всего персонала Итого фонд оплаты труда рабочих составил – 41 т.р. Расчет полной годовой себестоимости Затраты, образующие себестоимость услуг ООО «Актив», группируются в соответствии с их экономическим содержанием и представлены в таблице 4.7. Таблица 4.7. Калькуляция себестоимости услуг Наименование статей Сумма, т.р./ год 1 2 Продолжение таблицы 4.7. 1 2 Таким образом, полная себестоимость услуг в первый год деятельности составляет 681,74 т.р. 4.6. Юридический план, система налогообложения Формой хозяйственного общества выбрано общество с ограниченной ответственностью. Правовое положение обществ с ограниченной ответственностью регулируется Гражданским кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним Федеральным законом от 08.02.98 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Согласно закону №14-ФЗ, под обществом с ограниченной ответственностью понимается коммерческая организация, учредителем которой выступает одно или несколько физических и (или) юридических лиц, которые несут ответственность по обязательствам общества и риск убытков в пределах только внесенных ими вкладов. Регистрация проводится в соответствии с положениями закона Российской Федерации от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», в который с 1 июля 2002 года внесены изменения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 года №319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц» функции государственной регистрации с 01.07.2002 г. переданы налоговым органам. В соответствии с указанным законом установлена определенная процедура государственной регистрации юридических лиц. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в налоговый орган по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа. Перечень необходимых документов для регистрации при создании юридического лица определен статьей 12 Федерального закона № 129-ФЗ. Законом определено, что за государственную регистрацию, уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах в размере 2000 рублей (п. 6 ст. 4 Закона РФ «О государственной пошлине»). Госпошлина за государственную регистрацию полностью зачисляется в федеральный бюджет. Так как ООО «Актив» удовлетворяет нормам Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» было решено принять специальный налоговый режим [28]. Системой налогообложения ООО «Актив» выбрана упрощенная система, которая позволяет упростить систему бухгалтерского учета. Пунктами 2 и 3 статьи 346.11 НК РФ установлены виды налогов, от уплаты которых освобождаются организации и индивидуальные предприниматели при применении упрощенной системы налогообложения [29]. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Однако организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Объектом налогообложения упрощенной системы признаются доходы, определение которых дано в статье 249 НК РФ. Доходом от реализации признаются выручка от реализации услуг. Налоговая ставка устанавливается в размере 6 %. Следует учитывать, что если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 млн. рублей или стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности налогоплательщика-организации, превысит 100 млн. рублей, такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение. При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании общего режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанные в настоящем абзаце налогоплательщики освобождаются от уплаты предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах ежемесячных авансовых платежей в течение того квартала, в котором налогоплательщики перешли на общий режим налогообложения. 4.7. Финансовый план и оценка эффективности инвестиций Финансовый план ООО «Актив» был разработан на краткосрочный период (один год). Из первой части работы мы узнали, что оперативное финансовое планирование заключается в разработке и доведении до исполнителей бюджетов, платежного календаря и других форм оперативных плановых заданий по всем основным вопросам финансовой деятельности, в умении эффективно управлять оборотным капиталом (денежными средствами, ликвидными ценными бумагами, дебиторской задолженностью) и кредиторской задолженностью исходя из критерия выбора оптимальных альтернатив в рамках утвержденного бюджета. Бюджет затрат делится на постоянные и переменные, хотя в реальной ситуации не так просто с достаточной достоверностью провести грань между переменными и постоянными затратами. В нашем случае мы не будем разделять затраты, а сведем в единую смету (табл. 4.8.). Таблица 4.8. Бюджет затрат парикмахерской «Актив» Наименование статей Сумма, т.р./год Далее мы найдем количество условных услуг необходимых для достижения точки безубыточности, методом цепных подстановок. Для этого сначала нам нужно определить сумму необходимой выручки на одного работника: Где:В - Выручка на одного работника; С - Сумма ежегодной выручки; К м. - месяцы; Кр - Количество работников. Таким образом, каждый работник должен выполнить план по реализации услуг на сумму 29,45т.р. в месяц или 420 услуги в месяц Таблица 4.9. Бюджет доходов и расходов парикмахерской ООО «Актив» за год Период, квартал 4 кв. 2003г. 1 кв. 2004г. 2 кв. 2004г. 3 кв. 2004г. Итого т.р. Валовая выручка тыс. руб. Налог (упрощенная система), 6% от валовой выручки Прибыль после налогообложения Материальные затраты Фонд оплаты труда Аренда помещения Амортизационные отчисления Затраты на ремонт ОС Коммунальные платежи Коммерческие расходы Прочие затраты Валовая прибыль Оборудование, включая выплату банковского процента Ремонт квартиры Чистая прибыль Экономическую эффективность разработанного проекта парикмахерской «Актив» можно охарактеризовать показателями рентабельности продаж и затрат, а так же классическими показателями эффективности инвестиций, такими как: - чистый приведенный эффект (NPV); - вутренняя норма прибыли инвестиций (IRR). Рентабельность продажи услуг рассчитывается делением чистой прибыли на выручку от продажи услуг: (4.4.) где Rп - рентабельность продаж; Прп- чистая прибыль; В - выручка от продажи услуг. Рентабельности продаж за первый год работы парикмахерской ООО «Актив» составит: 48,7% Таким образом, году с каждого рубля выручки, ООО "Актив" получит 48,7 коп. прибыли. Рентабельность затрат (Rио): (4.5.) где S - себестоимость, включая налоги. Рентабельность затрат за перспективный период составила: = 109,2% Как показывает практика, организация считается низкорентабельной, если коэффициент рентабельности продаж находится в пределах от 1 до 5%, среднерентабельным при коэффициенте рентабельности продаж от 5 до 20%, высокорентабельным при коэффициенте рентабельности продаж от 20 до 30%. Общая накопленная величина дисконтированных доходов (PV) и чистый приведенный эффект (NPV) рассчитываются по формулам [18, с. 347]: , (4.6.) . (4.7.) где Pk – чистая прибыль за период; r – ставка дисконтирования; IC – инвестиции. Для определения ставки дисконтирования мы использовали кумулятивный метод. Кумулятивный метод определения ставки дисконта основан на экспертной оценке рисков, связанных с вложением средств в оцениваемый бизнес. Ставка дисконта рассчитывается путем сложения всех выявленных рисков и прибавления полученного результата к безрисковой ставке дохода. Кумулятивный метод наилучшим образом учитывает все виды рисков инвестиционных вложений, связанные как с факторами общего для отрасли и экономики характера, так и со спецификой ООО «Актив». Для определения ставки дисконта к безрисковой ставке прибавляется дополнительные премии за риск вложения в ОАО «Актив» по факторам представленным в таблице 4.10. Таблица 4.10. Классификация рисков для расчета ставки дисконта Вид риска Премии Оценка 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. В результате проведения анализа ООО «Актив» мы оценили факторы риска следующим образом: 1. Качество руководства: В настоящее время подобраны специалисты высокого уровня. Запланирована система мотивации работников. Заключение: 2,0 процентных пункта 2. Неустойчивость спроса. Услуги парикмахерских являются предметом спроса. Заключение: 1,0 процентных пункта 3. Снижение цен конкурентами. Из проведенного маркетингового исследования нам известно, что цена на услуги имеет свою значимость при соблюдении качества. Заключение: 1,0 процентных пункт 4. Рост налогов. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период в связи с чем предполагаемый рост налогов может быть незначительным. Заключение: 2,0 процентных пункта 5. Изменения в законодательстве. Изменение в законодательстве является самым чувствительным фактором для салонов красоты. К примеру, Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 12 марта 2003 г. N 15 «О введении в действие СанПиН 2.1.2.1199-03 «Парикмахерские. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию» из оборота парикмахерских услуг была выведена значительная часть организаций. Согласно этому документу все салоны красоты и парикмахерские, расположенные в подвальных помещениях, теперь не имеют права на существование. Заключение: 2,0 процентных пункта 6. Резкий рост инфляции. В планируемом периоде ожидается прогнозируемый рост инфляции. Так по прогнозам Правительства РФ в 2003-2004г. будет составлять 12 - 14%. Заключение: 2,0 процентных пункта 7. Прочие особые риски. Заключение: 1,0 процентных пункта В качестве безрисковой ставки нами была принята ставка по годовым депозитам Сбербанка РФ, равная на момент оценки 19%. Поскольку данная ставка учитывает страновой риск, дополнительно мы его не учитывали. Таким образом, ставка дисконта, полученная кумулятивным методом, составляет 30 %. Получив ставку дисконтирования проведем расчет чистого приведенного эффекта на основании таблицы 4.9. Из теории известно, что если: NPV > 0, то проект следует принять. Вторым стандартным методом оценки эффективности инвестиционных проектов является метод определения внутренней нормы рентабельности проекта (internal rate of return, IRR), т.е. такой ставки дисконта, при которой значение чистого приведенного дохода равно нулю. Смысл расчета этого коэффициента при анализе эффективности планируемых инвестиций заключается в следующем: IRR показывает максимально допустимый относительный уровень расходов, которые могут быть ассоциированы с данным проектом. Например, если проект полностью финансируется за счет ссуды коммерческого банка, то значение IRR показывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, превышение которого делает проект убыточным. Таким образом, внутренняя норма рентабельности имеет значительно высокий уровень, что говорит об эффективности проекта. В целях снижения рисков ООО «Актив» руководству следует отчислять финансовые средства в соответствующие фонды. В парикмахерской «Актив» прибыль предполагается распределить следующим образом (табл. 4.11.). Таблица 4.11. Распределение прибыли салона красоты «Актив» Показатель Сумма, тыс. руб. Удельный вес, % Чистая прибыль Резервный фонд Фонд накопления Фонд потребления Премиальный фонд Большая часть средств предполагается использовать на развитие предприятия, покупку нового оборудования и профессиональное развитие персонала. 5. Основные направления по совершенствованию бизнес-планирования Основным направлением совершенствования на современном этапе развития бизнес-планирования является автоматизация процессов. В связи с этим руководству ООО «Актив» рекомендуем применять автоматизированные системы управления, такие как Project Expert, ИНЭК-Инвестор, Бизнес-план М, Альт-Инвест. Кроме основной функции планирования данные ПО обладают рядом дополнительных возможностей (табл.5.1) [26, с. 74]. Таблица 5.1. Основные аналитические возможности наиболее распространенных современных программных продуктов Таблица 5.2. Дополнительные аналитические возможности наиболее распространенных современных программных продуктов Однако наиболее полным набором соответствующим нашим требованием обладает ПО Project Expert компании «Про-Инвест-ИТ»). Кроме перечисленных возможностей Project Expert позволяет проводить анализ по методу безубыточности (рис. 5.1.). Если говорить об автоматизированных способах финансового планирования, то необходимо сказать, что использовать электронные таблицы Excel не очень удобно. Причины этого следующие: Сложность ввода информации. В большинстве случаев анализ безубыточности проводится вкупе с другими видами финансового анализа, в результате чего желательно использовать единую модель издержек, услуг и т. д., иначе придется несколько раз вводить большие объемы исходных данных в различные расчетные модули, что, кроме всего прочего, чревато дополнительными ошибками. Трудности с осуществлением анализа чувствительности полученных результатов расчетов в связи с использованием достаточно грубых допущений, описанных выше (в силу этого в большинстве случаев чувствительность имеет смысл анализировать только с помощью тех показателей, без которых невозможна корректная интерпретация полученных результатов, а для того, чтобы отобрать такие показатели, требуется использовать компьютерное моделирование). Рис. 5.1. Пример расчета безубыточности с применением Project Expert Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что для бизнес-планирования следует применять имитационное компьютерное моделирование, и наилучшим выбором здесь будет комплексный инструмент финансового моделирования с возможностями, предоставляемыми программами типа Project Expert. Таким образом, с аналитика и лица, принимающего решение, снимается львиная доля рутинной, нетворческой работы – ввод исходных данных, составление схемы расчетов (модели) и скрупулезное соблюдение допущений и ограничений. Заключение В заключении работы остановимся на основных моментах. Как мы выяснили в ходе проделанной работы главной целью планирования как функции управления является обоснование и разработка способов достижения ориентиров деятельности фирмы и ее подразделений, обеспечивающих желаемый уровень развития как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе. В системе планирования деятельности компании одно из ключевых мест занимает финансовое планирование. Цель финансового планирования предприятия конкретизируется в зависимости от длительности планируемого периода, результатов анализа его финансового состояния на момент разработки финансового плана, динамики основных финансовых показателей в ретроспективе, результатов маркетинговых исследований, а также внешних условий (таких, как уровень инфляции, ставка рефинансирования Центрального банка, курс рубля по отношению к твердым валютам, стабильность правового поля). Важнейшей проблемой в области финансового планирования является реальность формируемых финансовых планов. Нереальность планов вызывается, как правило, необоснованными плановыми данными по сбыту, плановой доле денежных средств в расчетах, заниженными сроками погашения дебиторской задолженности, раздутыми потребностями в финансировании (затраты подразделений на техническое обслуживание, капитальный ремонт, общехозяйственные расходы и т.д.). Второй важнейшей проблемой является оперативность составления планов. Так месячный план, утверждаемый к концу второй недели, с самого начала вызывает сомнения в своей практической пользе. Практическая часть работы была выполнена на материалах оптовой - розничной фирмы «Актив», которая по организационно - правовой форме является обществом с ограниченной ответственностью. Основным видом деятельности ООО «Актив» является реализация оборудования для парикмахерских и салонов красоты. Анализ финансовых результатов показал, что в 2000г. был получен убыток в размере 107159 руб., который был частично погашен прибылью 2001г., однако собственный капитал на начало 2002г. все равно оставался отрицательным. Переломить эту ситуацию помогла прибыль 2002г. в сумме 194578 руб., в результате его собственный капитал приобрел положительный остаток, что напрямую отразилось на финансовом состоянии ООО «Актив». Однако валовая прибыль в 2002г. снизилась на 3 пункта в результате роста себестоимости продаж. Такая же ситуация сложилась и с прибылью от продаж которая снизилась на 0,19% по отношению к 2001г. Учитывая этот фактор руководство ООО «Актив» изыскивает новые эффективные направления деятельности предприятия (диверсификация). Таким направлением стало вложение инвестиций в расширение стратегических зон хозяйствования. Являясь поставщиком оборудования для парикмахерских и салонов красоты ООО «Актив» решило развивать свою сеть салонов красоты. Для оценки эффективности данного направления был разработан бизнес-план парикмахерской ООО «Актив». Особенность открывающегося салона красоты "Актив" в г. Н-ске, заключается в компьютерном подборе причесок на программе «Cosmopoliten». Изучив рынок и разработав организационный и финансовый план, мы провели оценку эффективности. Так рентабельности продаж за первый год работы парикмахерской ООО «Актив» составит - 48,7%, а рентабельность затрат - 109,2%, что является достаточно высоким показателем. Расчет чистого приведенного эффекта показал, что NPV > 0, из этого следует, что проект можно принять к реализации. Коэффициент внутренней нормы рентабельности проекта составил 81,27%. Таким образом, внутренняя норма рентабельности имеет значительно высокий уровень, что говорит об эффективности проекта. В целях снижения рисков ООО «Актив» руководству следует отчислять финансовые средства в соответствующие фонды. Основным направлением совершенствования на современном этапе развития бизнес-планирования является автоматизация процессов. В связи с этим руководству ООО «Актив» рекомендуем применять автоматизированные системы управления, такие как Project Expert, ИНЭК-Инвестор, Бизнес-план М и Альт-Инвест. Полную работу БИЗНЕС-ПЛАН САЛОНА КРАСОТЫ, включая расчеты и приложения можно недорого приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru Список использованной литературы Полную работу БИЗНЕС-ПЛАН САЛОНА КРАСОТЫ, включая расчеты и приложения можно недорого приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru 1. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп. от 31 декабря 2002 г.) 2. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 21 марта 2002 г.) 3. Об отдельных вопросах применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности (письмо УМНС России по Н-ской области от 09.01.2003 № МШ-09-08.1/295) 4. Постановление главы администрации Н-ской области от 25 мая 2001 г. N 465. Положение об экспертизе инвестиционных проектов. 5. Азрилиян А. Н. , Азрилиян О. М. , Калашникова Е. В. и др. Большой экономический словарь: 24,8 тыс. терминов, М: Институт новой экономики, 2002. - 1280 с. 6. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М: Прогресс, 1985. – 751с. 7. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. – 514с. 8. Бизнес-план: Методические материалы / Под ред. И. Л. Иванниковой. М.: Эксперт-бюро, 1997. - 111с. 9. Бизнес-план: Методические материалы / Под ред. Р. Г. Маниловского. М.: Финансы и статистика. 1996. - 78 с. 10. Бланк И.А. Управление финансовой стабилизацией предприятия. - Киев: Ника-Центр, Эльга, 2003.- 496с. 11. Гиляровская Л.Т. Экономический анализ: Учебник для вузов / - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 615с. 12. Грибачев Н.П., Игнатьева И.П. Бизнес-план. Практическое руководство по составлению. СПб.: Белл, 1994.- 73с. 13. Денисов А.Ю. Жданов С.А. Экономическое управление предприятием и корпорацией. М.: "Дело и Сервис", 2002. - 416 с. 14. Джай К. Шим, Джойл Г. Сигел. Основы коммерческого бюджетирования. - СПб.: Пергамент, 1998. - 541с. 15. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. М., Аудит, ЮНИТИ, 1998. - 784с. 16. Идрисов А.Б., Картышев С.В., Постников А.В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. М., "Филин", 1998. - 257с. 17. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. №37) (с изменениями от 20 июня 2002 г.) 18. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 768 с. 19. Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии: Учеб пособие - М.: ООО "ТК Велби", 2003.- 264 с. 20. Липсиц И. В. Бизнес-план — основа успеха. М.: Машиностроение, 1992. - 77 с. 21. Любанова Т.П. Бизнес-план. Учебно-практическое пособие. —Москва: «Издательство ПРИОР», 1998.-96 с. 22. Потребительский рынок Н-ской области. Статистический сборник за 1999 - 2002 г. (по каталогу 1.16.) 23. Сергеев И.В., Шипицын А.В. Оперативное финансовое планирование на предприятии. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 288 с. 24. Сисошвили С.В. Основы разработки бизнес-плана // ФПА АКДИ «Экономика и жизнь», №16. – 2001. – с. 14-45 25. Соколова Г.Н. Информационные технологии экономического анализа. - М. Экзамен, 2002. - 320с. 26. Сухова Л.Ф., Чернова Н.А. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 145 с. 27. Финансы, денежное обращение и кредит. под ред. Самсонова Н. Ф. - М.: Инфра-М, 2002. - 322с. 28. Финансовый бизнес - план. Под ред. Попова В.М. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 480 с. 29. Хан Д. Планирование и контроль: базовые концепции контролинга. М. Финансы и статистика, 1997. - с. 544 30. Шуляк П. Н., Белотелова Н. П. Финансы. - М: ИД Дашков и К. - 2002. - 504 с. 31. Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. - М.: Изд. Дело и Сервис, 2001. - 544 с. 32. Шуляк П.Н. Ценообразование: Учебно-практическое пособие.-2-е изд. М.: ИВЦ “Маркетинг”, 1998. – 521с. Полную работу БИЗНЕС-ПЛАН САЛОНА КРАСОТЫ, включая расчеты и приложения можно недорого приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru