Полную работу ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТУРИЗМА, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru Содержание Введение……………………………………………………………………. 3 1. Теоретические основы планирования ……………………………… 5 1.1. Роль и место планирования в управлении предприятием 5 1.2. Объекты и методы планирования на предприятии………. 14 1.3. Классификация планов предприятия………………………... 25 2. Анализ существующей системы планирования на примере ООО «Актив – »……………………………………………………. 31 2.1. Экономическая характеристика ООО «Актив – »………………………………………………………..…… 31 2.2. Организационная структура управления ООО «Актив»…………………………………………………………….. 36 2.3. Классификация планов разрабатываемых в ООО «Актив – »………………………………………………. 41 3. Предложения по улучшению системы планирования в ООО «Актив»……………………………………………………. 49 3.1. Планирования и управление персоналом ООО «Актив»……………………………………………………………... 49 3.2. Планирование маркетинга ООО «Актив – »….. 56 Заключение………………………………………………………………… 72 Список использованной литературы………………………………….. 77 Приложения Полную работу ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТУРИЗМА, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru Введение Полную работу ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТУРИЗМА, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru Актуальность дипломной работы заключается в том, что за последние годы уровень планирования на предприятиях снизился. Такое положение обусловлено рядом объективных и субъективных причин. Объективные причины заключаются в недостатках централизованной системы планирования, созданной в дореформенный период, которая оказалась неадекватной изменившимся условиям работы предприятий. Субъективные причины обусловлены недостаточной квалификацией руководителей и специалистов предприятий, противоречиями между экономической наукой и практикой хозяйствования. Анализ зарубежной и отечественной практики хозяйствования показывает, что рыночные механизмы регулирования экономики не отвергают идею планирования. Скорее, наоборот, в условиях нестабильности рыночной конъюнктуры, обусловленной динамизмом внешней среды, в которой работают предприятия, место и роль планирования возрастают. Любое хозяйственное решение, принимаемое в условиях риска, требует тщательного технико-экономического обоснования, прогнозирования как будущего результата, так и условий его реализации, что можно осуществить только с помощью средств и методов планирования. Поэтому изучение теории и практики внутрифирменного планирования занимает важное место в коммерческой деятельности любого предприятия. Планирование способствует уменьшению нерационального использования средств предприятия благодаря своевременному планированию хозяйственных операций, товарно-материальных и финансовых потоков и контролю за их реальным осуществлением. Кроме того, в современных рыночных отношениях, которые характеризуются возросшей конкуренцией планирование экономической деятельности предприятия является одним из самых важных показателей конкурентоспособности. Благодаря планированию достигается равновесие между производством и сбытом продукции, спросом и предложением. Планирование до сих пор остается слабым местом управления бизнесом российских предприятий промышленности, торговли, банковской сферы, страхования. Не исключение и предприятия туризма, в связи с этим Всемирная туристская организация запланировала ряд мероприятий посвященных теме маркетинга в туризме на 2003-2004гг. Так в январе 2004 года на базе Всемирной туристской была проведена первая Всемирная конференция по вопросам планирования в туризме. Для русскоязычных стран разработан практический семинар «Тенденции и методики развития мирового туризма» который был проведен 13-14 ноября 2003 года в Ереване. Предметом исследования является организация системы планирования в ООО «Актив». Целью настоящей работы является изучение теоретических основ планирования в деятельности руководителя, проблемных вопросов планирования. В соответствие указанной цели был поставлен ряд задач: 1. изучить методологические основы организации планирования на предприятии; 2. проанализировать организацию планирования в ООО «Актив»; 3. разработать рекомендации по оптимизации системы планирования на анализируемом предприятии. Для решения поставленных задач были использованы работы следующих авторов: Алексеевой М.М., Балабанова И.Т., Бланк И.А., Бухалкова М.И., Ковалева В.В., Репина В.В. и др. В дипломной работе обобщается зарубежный и отечественный опыт планирования предприятий туризма. Полную работу ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТУРИЗМА, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru 1. Теоретические основы планирования 1.1. Роль и место планирования в управлении предприятием Полную работу ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТУРИЗМА, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru Критика командно-административной системы и связанной с ней организации плановой работы обусловила ситуацию, когда стали бояться использовать термин «планирование» (особенно на первых этапах реформирования, под давлением радикальных демократов, которое большинство «бед России» связывали с плановой системой). Здравый смысл не позволяет принять данную точку зрения. Советский опыт планирования, при всех его недостатках, имел и положительное значение. Опыт функционирования социалистической экономики в нашей стране свидетельствует о широких возможностях планового управления, проявившихся в решении таких крупномасштабных задач, как: индустриализация страны, размещение производительных сил, структурное преобразование народного хозяйства, создание мощного военно-промышленного комплекса. Но степень и уровень централизации не учитывали реальных различий, специфики развития, многообразия хозяйственных и иных связей регионов, отраслей, предприятий, которым отводилась роль простых исполнителей планов. Рыночная экономика не отвергает планирования, поскольку план есть не что иное, как надлежаще оформленное управленческое решение. И планирование, обеспечивающее сбалансированное взаимодействие отдельных видов ресурсов в рамках выбранного объекта управления, устанавливающее пропорции и темпы роста, важно для всех организационно-правовых форм коммерческих организаций и государства. Рынок еще более требователен к качеству планирования, ибо при рыночных отношениях за все неблагоприятные последствия своей деятельности, в том числе и за просчеты в планировании, ответственность несет непосредственно коммерческая организация. Именно она в случае неспособности учесть неблагоприятно складывающуюся рыночную конъюнктуру может оказаться банкротом. В научно-практической литературе нет единого подхода к определению такого понятия как – планирование (от фр. - planning). Для формирования представлений о данном понятии приведем некоторые из них: Планирование – это ; Планирование - ; Планирование - . По мнению Р. Акоффа, к специфическим чертам планирования, относятся : Из этого следует, что планирование – это Цель планирования в организации состоит в создании Планирование решает три основные задачи : Первую — . Вторую — . Третью — Планирование как особый специфический вид управленческой деятельности требует учета ряда обстоятельств и подходов, к основным из которых относятся: - планирование должно начинаться на самых высших уровнях управления компаний; - в организации плановой работы должен быть исключен «случай», так как ценность планирования состоит в систематической работе, комплексном подходе к решению проблем, в том числе внимательном анализе ситуации и учете случайных факторов, которые при определенных условия могут стать закономерным явлением; - планирование должно не только предупреждать негативные явления, но и обеспечивать выявление и использование долговременных возможностей; - основа эффективного плана - надежная информация; - планирование - это динамичный процесс, что требует постоянной корректировки и контроля планов; - планирование должно обеспечить нормальное взаимопонимание между всеми участниками процесса его разработки и реализации; - эффект планирования связан с обеспечением нормальной адаптации плановых решений к конкретной ситуации. Функция планирования служит основой для принятия управленческих решений и представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления производством, а также определение путей реализации планов для достижения поставленных целей. Сущность планирования заключается в Рис. 1.1. Связь планирования с другими функциями управления С точки зрения формализации процедуры планирование представляет собой алгоритмизированный процесс подготовки решений в противоположность спонтанному, ситуативному принятию управленческих решений. Противоположностью планирования является импровизация, когда решение принимается на основе сложившейся ситуации и опыта плановика. Четкий алгоритм принятия импровизированных решений отсутствует. Планирование эффективно там, где одной интуиции недостаточно для того, чтобы принять решение, где требуется улучшить качество принимаемых решений путем преодоления сложности проблемных ситуаций, обусловленной большим количеством взаимодействующих факторов и причинно-следственных связей, а также несогласованностью мнений экспертов, принимающих решение относительно сценария развития планируемых процессов и событий. Несмотря на важность и видимые преимущества планирования, оно не может заменить собой импровизацию. В практике управления предприятием спланировать все случаи принятия решений невозможно, да и нецелесообразно. Причиной тому могут быть два фактора: несоизмеримость затрат на планирование с результатами реализации плана; отсутствие объективной, достоверной и достаточной для разработки плана информации. В этих случаях приходится вступать на путь импровизации и таким образом реагировать на возникшую ситуацию. Соотношение между запланированными и импровизированными решениями на конкретном предприятии зависит от многих факторов, среди которых можно выделить: - полноту и достоверность информации о внешней среде и внутренней структуре предприятия; - личностные качества, специальные знания, склонность к риску и гибкость плановых работников; - мотивацию (гармонизацию желаний и интересов исполнителей с целями плановых решений); - правомерность (собственные возможности и предоставленные плановому работнику специальные средства должны позволить осуществить все мероприятия, связанные с подготовкой и реализацией планового решения); - информированность (лица, которым поручена подготовка плана, должны знать цели и особенности принятия и реализации планового решения); - допустимость (мероприятия, предусмотренные плановым решением, не должны нарушать норм права и морали); - наличие формализованного инструментария планирования: экономико-математических моделей, ЭВМ, технических средств и т.д. Процесс планирования характеризуется рядом специфических черт. Во-первых, планирование имеет две стороны: социально-экономическую и организационно-техническую. Организационно-техническая сторона обусловливается кооперацией труда и зависит от уровня развития средств и методов планирования. Социально-экономическая сторона определяется социально-экономическими условиями общества. Поэтому сущность планирования производства необходимо оценивать с двух позиций: его организационно-технических характеристик и социально-экономических условий. Иначе нельзя раскрыть многие причинно-следственные связи и зависимости, определяющие цели, формы и методы планирования. Рис. 1.2. Механизмы управления предприятием С точки зрения организационно-технической стороны планирования страны с развитой рыночной экономикой имеют больше опыта. Применяемый в странах с развитой экономикой арсенал технических средств и методов значительно богаче. Во-вторых, планирование как элемент управления носит информационный характер. Информационная сущность процесса планирования хорошо видна на примере стадий цикла планирования (рис. 1.3). Рис. 1.3. Информационный цикл планирования В процессе финансово-хозяйственной деятельности перед органами планирования непрерывно возникают проблемы. Поэтому первой стадией в плановом цикле является выявление и формулировка проблем (включает сбор и обработку информации, а также оценку последствий возможных вариантов плановых решений). На этой основе принимается плановое решение. Затем оно реализуется. Информация о полученных результатах по системе обратной связи передается в плановый орган. Последний на ее основе оценивает происходящее, формулирует новые проблемы, и весь цикл планирования повторяется. Формулирование проблем, принятие плановых решений, оценка результатов всегда подчинены достижению определенной цели. В-третьих, планирование на предприятии выступает как один из важнейших организационных факторов интенсификации производства. При создании сложных объектов новой техники внутрифирменное планирование позволяет скоординировать различные научно-исследовательские, опытно-конструкторские, технологические, производственные, строительные, монтажные, наладочные и другие работы, выполняемые в порядке кооперирования многими предприятиями, научно-исследовательскими и конструкторскими организациями различных отраслей промышленности. При этом планы устанавливают не только общую длительность всего процесса, но и продолжительность, последовательность всех входящих в него работ и их этапов, сводя к минимуму нерациональные затраты различных ресурсов. Таким образом, планирование увеличивает эффективность, производительность труда. Следует подчеркнуть, что планирование в туризме всегда имеет территориальную привязку к определенному географическому пространству, представляющему интерес для туристской деятельности и имеющему специфические характеристики (туристские ресурсы) . Оно существенно отличается от пространств, не связанных с туризмом, и должно быть предметом определенной политики, которая прогнозирует, регулирует и контролирует ее изменения, предусмотренные определенным планом. Сущность планирования туристского пространства заключается в создании определенных условий на территории, которую можно использовать для развития туризма, опираясь при этом на инфраструктуру и другие туристские ресурсы. 1.2. Объекты и методы планирования на предприятии Объектом планирования на предприятии являются все функциональные процессы, включая развитие производства и совершенствование управления. Вместе с тем важно методологически правильно классифицировать эти процессы. Функциональные процессы, как правило, выделяются по признаку их воздействия на следующие компоненты: - все сферы деятельности предприятия, например планирование стандартизации, качества, стратегии; - отдельные стадии производственного процесса (планирование технической подготовки производства, основного, вспомогательного и обслуживающего производства); - отдельные факторы производства (планирование персонала, сбыта). С целью рациональной организации управления функциональными процессами они объединяются в так называемые функциональные блоки. Примерный перечень функциональных блоков предприятий туризма включает: - общее руководство; - линейное и оперативное руководство производством; - управление экономической деятельностью; - управление материальными ресурсами; - управление персоналом и социальным развитием; - программно-целевое управление. Все производственные и управленческие процессы на предприятии выполняются в конкретных подразделениях (рабочих местах, службах, отделах и т.п.). Поэтому, наряду с функциональными процессами, объектами планирования на предприятии являются его структурные подразделения. Принятие плановых решений всегда связано с использованием ресурсов. Классификация ресурсов может быть различной. Однако чаще всего в практике планирования выделяют следующие группы ресурсов: 1. Трудовые ресурсы. Под трудовыми ресурсами понимается часть трудоспособного населения страны, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, которые необходимы для работы на предприятии. . Спрос на рынке труда г. Н-ск в 2003г. С помощью кадрового планирования можно определить, например : Процесс планирования персонала, как и планирования вообще, базируется на ряде принципов, т.е. правил, которые необходимо учитывать в процессе его осуществления. Основным из них сегодня считается участие максимального числа сотрудников организации в работе над планом уже на самых ранних этапах его составления. При составлении социальных планов этот принцип является безусловным, в остальных случаях его применение желательно. При планировании персонала существуют три группы методов: . Балансовые методы основываются на взаимной увязке ресурсов, которыми располагает организация, и потребностей в них в рамках планового периода. Если ресурсов по сравнению с потребностями недостаточно, то происходит поиск их дополнительных источников, позволяющих покрыть дефицит. Необходимые ресурсы можно привлекать со стороны, а можно находить в собственном «хозяйстве» путем его рационализации. Балансовый метод реализуется через систему балансов: материально-вещественных, стоимостных и трудовых, которые во временном отношении могут быть отчетными, плановыми, прогнозными, а по целям создания — аналитическими и рабочими. Другим методом планирования является нормативный. Он состоит в том, что в основу плановых заданий на определенный период (а соответственно и в основу балансов) кладутся нормы затрат различных ресурсов (в нашем случае — трудовых) на единицу продукции (в данном случае — рабочего времени, расхода фонда заработной платы и проч.). К нормам труда относятся нормы выработки, времени, обслуживания, численности. Третью группу методов планирования составляют математико-статистические, сводящиеся к оптимизационным расчетам на основе различного рода моделей. 2. Производственные фонды (финансовое планирование). В процессе производства работники предприятия с помощью средств труда воздействуют на предметы труда и превращают их в готовую продукцию. Средства труда (машины, оборудование, здания, транспортные средства) совместно с предметами труда (сырьем, материалами, топливом) образуют средства производства. Выраженные в стоимостной форме средства производства представляют собой производственные фонды предприятий. В зависимости от их функционирования в процессе производства, способа перенесения их стоимости на готовый продукт и характера воспроизводства средств и предметов труда, различают основные и оборотные фонды. Основные производственные фонды — это часть производственных фондов, которая участвует в процессе производства длительное время, сохраняя при этом свою первичную натуральную форму. В социальной деятельности предприятия участвуют непроизводственные основные фонды — жилые дома, детские и спортивные учреждения и другие объекты культурно-бытового назначения, находящиеся на балансе предприятия. В отличие от производственных фондов они не участвуют в процессе производства и не переносят свою стоимость на продукт. Их стоимость исчезает в процессе потребления. Они воспроизводятся за счет прибыли предприятия. Основные производственные фонды составляют материально-техническую базу предприятия и представляют собой важнейший объект планирования. От их объема зависят производственная мощность предприятия и в значительной мере уровень технической вооруженности труда. Особенности планирования основных фондов в значительной мере определяются спецификой цикла их стоимостного кругооборота. Так, по мнению д.э.н. Бланка И.А. характер этого кругооборота можно проследить по данным рис. 1.5 . Как видно из приведенного рисунка основные фонды в процессе полного цикла стоимостного кругооборота проходят три основные стадии. Рис. 1.5. Характер движения основных фондов в процессе их кругооборота Цель планирования основных средств — найти такую их оптимальную величину, состав и структуру, которые бы обеспечивали достижение поставленных стратегических и тактических целей предприятия и нормальное функционирование активных элементов фондов. Для осуществления хозяйственной деятельности наряду с основными средствами предприятию необходимы оборотные фонды или фонды обращения. Операционный цикл оборотных фондов представляет собой период полного оборота всей суммы оборотных активов, в процессе, которого происходит смена отдельных их видов. Постоянный процесс этого оборота представлен на рис. 1.6. Рис. 1.6 Характеристика движения оборотных фондов в процессе операционного цикла В процессе разработки основных и оборотных фондов могут быть использованы следующие методы: В основе любого из вышеуказанных методов планирования лежит имеющая место взаимосвязь между прибылью, объемом реализации и себестоимостью. 3. Инвестиции. Это финансовые и материальные ресурсы, а также все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения прибыли или достижения социального эффекта. В зависимости от характера ценностей предметом планирования являются три типа инвестиций: - реальные, под которыми понимаются долговременные вложения средств в материальное производство; - финансовые — приобретение ценных бумаг и имущественных прав; - интеллектуальные, предусматривающие вложение средств в персонал (подготовку специалистов, приобретение лицензий, ноу-хау, совместные научные разработки). Объектами планирования инвестиционной деятельности могут быть: вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды, оборотные средства, ценные бумаги, интеллектуальные ценности, научно-техническая продукция. Как показывает опрос, проведенный специалистами Института экономики переходного периода (ИЭПП) среди направлений использования банковских кредитов российскими предприятиями приоритетным является финансирование текущей деятельности, а не инвестиций и инноваций (см. рис. 1.6.) . 4. Информация. Включение в состав ресурсов производства информации не бесспорно. Например, согласно марксистской концепции, производство характеризуется взаимодействием трех основных факторов: рабочей силы, предметов труда и средств труда. В последней четверти XX века информация стала для промышленно развитых стран одним из наиболее важных национальных ресурсов, который определяет экономическую мощь страны. Рис. 1.7 Распределение кредитов по отраслям экономики Национальные информационные ресурсы — новая экономическая категория. Председатель программы по формированию политики в области информационных ресурсов, профессор Гарвардского университета А. Оеттингер считает, что наступило время, когда информация становится таким же основным ресурсом, как материалы и энергия. Информация как экономический ресурс представляет собой формализованную совокупность знаний научного, технического, производственного, управленческого, экономического, коммерческого или иного характера. Она имеет собственника, имеет технологию обработки, является предметом и продуктом труда, предметом защиты от несанкционированного доступа. 5. Время. Это важнейший, хотя и не бесспорный, ресурс, являющийся предметом планирования. Время как ресурс присутствует во всех показателях планирования, учитывается при оценке различных предпринимательских проектов. В планировании принято говорить об экономии или потере времени. Например, потери времени возникают тогда, когда запланированный процесс идет медленнее, чем было намечено. Прямая оценка таких потерь осуществляется в часах, днях, неделях, месяцах запаздывания в получении намеченного результата. Чтобы перевести оценку потерь времени в стоимостное измерение, необходимо установить, к каким потерям дохода, прибыли от проекта способны приводить потери времени. Время как ресурс присутствует при принятии любых плановых решений. Оно может рассматриваться как цель и как ограничение. В зависимости от характера задачи время может составлять секунды или часы для оперативных задач, месяцы или годы — для долгосрочных стратегических задач. Располагаемое время влияет на возможности получения информации о проблемной ситуации и всестороннего обоснования последствий планируемого решения. Эффективность труда руководителя во многом зависит от того, как распределено рабочее время на выполнение различного рода работ. Те, кто не планирует свое рабочее время, не могут точно ответить, сколько времени у них уходит на выполнение внутренних и внешних аспектов работы, сколько — на текущую и перспективную работу, не говоря уже о затратах времени на повседневно встречающиеся работы (диктовка, чтение поступающей почты), сколько и чем он загружен по каждому виду работ в отдельности. Часто руководители жалуются, что перегружены, задерживаются на работе, а размышлять им и совсем некогда. Обследования, проведенные на некоторых предприятиях Н-ска, выявили в работе руководителей ряд недостатков как следствие недооценки планирования рабочего времени. Один из них - недостаточная целенаправленность повседневной работы руководителя, распыление времени и внимания на мелкие, текущие дела. Непродуманное распределение времени руководителями на различные виды работ дезорганизуют работу руководителей подразделений и служб, не позволяя им четко планировать свое время, а все это пагубно действует на подчиненных. Вместо целенаправленной компетентной работы в рамках поставленных перед ними задач они второпях выполняют мелкие поручения руководителя, и за умение делать это их в основном и ценят. Как показывает практика, управление рабочим временем руководящего персонала является основным внутренним фактором влияющим на эффективность организации управленческого труда. Так Резник С.Д. приводит исследование которое было проведено в течение нескольких лет, в результате чего были тщательно изучены затраты времени руководителей среднего звена на прием у руководства предприятиями. При этом было исследовано 250 приемов 120 руководителей . Приемы были как по инициативе принимаемых, так и по приглашению вышестоящих руководителей. Получена следующая структура затрат: Отсюда следует, что на фактическое решение вопросов тратится 16,8 %, а впустую расходуется 83,2 % времени, или 163 ч. При идеальном функционировании системы приема на каждом из них будет экономиться более 39 мин. Большое значение имеет и чисто психологический эффект, выражающийся, главным образом, в четкости приема, в отсутствии нетерпеливо ожидающих людей. Данные обследования ряда крупных промышленных предприятий показали, например, что число посещающих дирекцию людей в течение рабочего дня составляет в среднем 361 человек, при этом директоров предприятий посещает в среднем 27 человек, заместителей - 68 человек, главных инженеров - 42 человека, заместителей главного инженера -54 человека, получают ответы в секретариате - 170 человек (рис.1.8). Рис.1.8. Интенсивность посещений руководства высшего уровня управления Как показывают исследования Пушкарева Н.Н. , удельный вес времени, используемого на задачи управления, возрастает по мере перехода к более высокому должностному уровню руководства фирмой (рис. 1.9). Рис. 1.9. Распределение личного времени руководителя фирмы Несоблюдение данного условия говорит о низкой управляемости предприятием. 1.3. Классификация планов предприятия По содержанию и форме проявления различают следующие виды (формы) планирования, которые представлены в табл. 1.1. 1. С точки зрения обязательности плановых заданий — директивное и индикативное планирование. Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования. Вся система социалистического народнохозяйственного планирования носила исключительно директивный характер. Поэтому за невыполнение плановых заданий руководители субъектов хозяйствования несли дисциплинарную, а иногда и уголовную ответственность. Индикативное планирование представляет собой наиболее распространенную во всем мире форму государственного планирования макроэкономического развития. Таблица 1.1 Классификация планов Индикативное планирование является антиподом директивного, потому что индикативный план не носит обязательный для исполнения характер. В составе индикативного плана могут быть обязательные задания, но их число весьма ограничено. В целом же он носит направляющий, рекомендательный характер. В качестве индикаторов используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка ценных бумаг, движение цен, занятость и качество жизни населения, внешнеэкономические связи и т.п. Основная задача индикативного плана состоит не только в том, чтобы дать количественную оценку этих показателей, но и обеспечить взаимоувязку и сбалансированность всех показателей развития экономики. Поэтому роль индикативного плана — выявить те параметры экономики, которые могут быть скорректированы государством, если экономическое развитие будет осуществляться не по благоприятному сценарию. 2. В зависимости от срока, на который составляется план, и степени детализации плановых расчетов принято различать долгосрочное (стратегическое), среднесрочное и краткосрочное (текущее) планирование. Стратегическое планирование охватывает период более 5 лет, например 10,15 и 20 лет. Такие планы призваны определять долго- временную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-технологическое развитие. Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим. В этом случае составляется так называемый скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана и представляет собой по сути дела краткосрочный план. Текущее планирование охватывает период до 1 года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное планирование. 3. По содержанию плановых решений выделяют стратегическое, тактическое, оперативно-календарное и бизнес-планирование. Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта. Посредством стратегического планирования принимаются решения о том, как расширить деятельность в области бизнеса, создать новые сферы бизнеса, стимулировать процесс удовлетворения нужд потребителей, какие усилия следует предпринять для удовлетворения рыночного спроса, на каких рынках лучше действовать, какую продукцию выпускать или какие услуги оказывать, с какими партнерами вести бизнес и т.п. Основная цель стратегического планирования состоит в создании потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды, порождающей неопределенность перспективы. В результате стратегического планирования предприятие ставит перспективные цели и вырабатывает средства их достижения. Тактическое планирование. Если стратегическое планирование рассматривать как поиск новых возможностей предприятия, тактическое планирование следует считать процессом создания предпосылок для реализации этих новых возможностей, а оперативно-календарное планирование — процессом их реализации. Тактическое планирование позволяет реализовать вскрытые резервы, что может найти выражение в увеличении объемов производства, снижении затрат, повышении качества продукции, росте производительности труда, уменьшении потребности в капитальных затратах и т.п. На основе технико-экономического плана устанавливаются связи между структурными подразделениями предприятия, научно обоснованные пропорции в производстве, осуществляется разработка бюджетов (смет) по основным видам деятельности, а также контроль за их выполнением. На сегодняшний день бюджеты являются главным средством планирования и контроля как в сфере бизнеса, так и в государственном управлении. Бюджет фирмы — это план, охватывающий все аспекты хозяйственных операций на определенный перспективный период и отражающий цели и политику фирмы, установленные высшим руководством для предприятия в целом и для каждого из его подразделений. Тактическое планирование, как правило, охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды, а стратегическое планирование эффективно в долгосрочном и среднесрочном периодах. Что касается объектов и предметов тактического планирования, то они могут быть самыми разнообразными. Здесь следует помнить одно правило: единственная возможность сделать процесс тактического планирования контролируемым заключается в планировании только основных видов продукции и затрат, важнейших функций. Однако при различной структуре планов должна соблюдаться зависимость: «издержки — выпуск — прибыль — цена». В противном случае становится нецелесообразным тактическое планирование. Оперативно-календарное планирование. Оперативно-календарное планирование (ОКП) является завершающим этапом в планировании хозяйственной деятельности фирмы. Основная задача ОКП состоит в конкретизации показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений. В процессе оперативно-календарного планирования выполняются следующие плановые функции: - определяется время выполнения отдельных операций по изготовлению деталей сборочных единиц изделий и изделий в целом путем установления сопряженных сроков передачи предметов труда цехами-поставщиками их потребителям; - осуществляется оперативная подготовка производства путем заказа и доставки на рабочие места материалов, заготовок, инструментов, приспособлений и другой оснастки, необходимой для выполнения плана производства продукции; - ведется систематический учет, контроль, анализ и регулирование хода производственного процесса, предупреждающие или ликвидирующие его отклонения от планового графика. Бизнес-планирование. Бизнес-план предназначен для оценки целесообразности внедрения того или иного мероприятия. Особенно это касается инноваций, которые требуют для своей реализации крупных инвестиций. Бизнес-план инвестиционного проекта разрабатывается для обоснования: - текущего и перспективного планирования развития предприятия, выработки (выбора) новых видов деятельности; - возможности получения инвестиционных и кредитных ресурсов, а также возврата заемных средств; - предложений по созданию совместных и иностранных предприятий; - целесообразности оказания мер государственной поддержки. 4. В теории и практике планирования могут также выделяться другие виды планирования, охватывающие как главные, так и второстепенные аспекты этого процесса. Рассмотрев теоретические основы планирования, перейдем к анализу системы планирования на примере ООО «Актив – ». Полную работу ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТУРИЗМА, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru 2. Анализ существующей системы планирования на примере ООО «Актив – » 2.1. Экономическая характеристика ООО «Актив – » Полную работу ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТУРИЗМА, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru Для характеристики системы планирования в предприятиях туризма мы использовали материалы ООО «Актив». Основными целями финансово-хозяйственной деятельности ООО «Актив» является получения прибыли путем оказания туристских услуг. Кроме главной цели ООО «Актив» движется в направлении получения наибольших доходов и увеличения доли объема рынка. Исходя из целей основными оценочными показателями деятельности ООО «Актив» является объем реализации туристских услуг, уровень прибыли и рентабельности продажи услуг, производительность труда. Отдельно выделяется количественные показатели, например - количество туристов воспользовавшихся услугами предприятия. Как и любое предприятие туризма ООО «Актив» подвержено сезонным фактором, пиковый объемом продаж приходится в основном на летний сезон. Объем продаж туристических услуг ООО «Актив» за 2002-2003гг. изменялся под влиянием сезонности, увеличившись на 1696016 руб. Темп прироста в этом случае составил 4,66%. Рис. 2.1 Движение объема продаж туристических услуг ООО «Актив» за 2002-2003гг. Рис. 2.2 Объема продаж туристических услуг ООО «Актив» за 2002-2003гг. В структуре объема продаж ООО «Актив» за 2002-2003гг. наибольший удельный вес занимает реализация путевок. В 2002г. Доход от данной категории составил 32 215 632 руб. или 88,43% от общего объема продаж, а в 2003г. данный показатель увеличился на 0,34% и составил 33 844 318 руб., что на 1 628 686 руб. больше чем в 2002г. Следующими по значимости в структуре доходов является доход от оформления виз – 5,49% в 2002г., 5,31% в 2003г. и доход от автобусных перевозок – 2,49% в 2002г, 3,15% в 2003г. Таблица 2.1 Структура объема продаж ООО «Актив» за 2002-2003гг. (по видам деятельности) Показатель 2002г. 2003г. Изменение 2003 г. к 2002 г. Руб. % Руб. % Руб. % В 2003г. увеличилась средняя стоимость туристических путевок на 418 руб., и автобусных перевозок на 200 руб., что напрямую связано с влиянием инфляционных процессов. Стоит отметить увеличение средней стоимости туристических продуктов за исключением услуг по страхованию, что связано с понижением уровня рисков. Таблица 2.2 Структура объема продаж ООО «Актив» за 2002-2003гг. (по видам деятельности) Показатель 2002г. 2003г. Изменение 2003 г. к 2002 г. Кол-во обслуженных клиентов, чел. Средняя цена туристического продукта, руб. Кол-во обслуженных клиентов, чел. Средняя цена туристического продукта, руб. Кол-во обслуженных клиентов, чел. Средняя цена туристического продукта, руб. Прибыль предприятия ООО «Актив» за 2002-2003гг. увеличилась 1577906 руб. Темп прироста составил 23,70%. Рис. 2.3 Прибыль от реализации туристических услуг ООО «Актив» за 2002-2003гг. Рентабельность реализации туристических услуг ООО «Актив» за 2002-2003гг увеличилась на 3,33% и составила 18,27 в 2002г. и 21,6% в 2003г. Данное обстоятельство означает, что на каждый полученный рубль выручки предприятие получило 18,27 копеек прибыли в 2002г. и 21,6 копеек в 2003г. Рис. 2.4 Рентабельность реализации туристических услуг ООО «Актив» за 2002-2003гг 2.2. Организационная структура управления ООО «Актив» Организационная структра управления ООО «Актив» представлена в форме линейно-функциональной системы и представлена на рисунке 2.5. Рис. 2.5 Организационная структура ООО «Актив – » Линейно-функциональная структура характерна для крупных предприятий и фирм. Она достаточно эффективна в стабильной среде, но в условиях диверсификации производства, когда возникают сложные межфункциональные организационные проблемы, она становится тормозом для их решения . Выделим основные достоинства и недостатки этой системы. Достоинства: Недостатки: ООО «Актив – » постоянно расширяет свою сферу деятельности, предлагая своим клиентам все более широкий выбор продукции и услуг. Но главное преимущество по мнению руководства ООО «Актив – » - это команда высококвалифицированных специалистов, отслеживающих эволюцию рынка, и стремящихся наилучшим образом удовлетворить запросы клиентов. По состоянию на начало 2004г. численность персонала ООО «Актив – » составила 16 человек, из них: Для предприятий туризма, аппарат управления не должен быть громоздким и его численность не должна превышать 30 % от количества персонала . В ООО «Актив – » рекомендуемая численность аппарата управления выполняется. Практически все сотрудники имеет ООО «Актив – » высшее образование за исключением технических работников. Организация системы управления ООО «Актив – » регламентируется: 1. Уставом предприятия; 2. Должностными инструкциями; 3. Трудовым договором; 4. Договором о материальной ответственности. Организация труда в ООО «Актив – » направлена на осуществление комплекса организационно-технических, экономических и санитарно-гигиенических мероприятий, позволяющих осуществлять производственный процесс. Генеральный директор руководит стратегическим развитием предприятия, утверждает необходимые документы и т.д. Коммерческий директор руководит планово-экономической работой, коммерческой деятельностью, в его ведении находятся вопросы организации технологических операций и хозяйственного обслуживания, он отвечает за подбор кадров и повышение квалификации сотрудников, организует технику безопасности. Бухгалтерский аппарат принимает от материально ответственных лиц товарно-денежные отчеты, проверяет и обрабатывает их, учитывает денежные средства и кредиты банков, а также выполнят другие бухгалтерские операции. Среди всех функций управления в ООО «Актив – » планирование занимает центральное место, так как призвано строго регламентировать поведение объектов в процессе реализации поставленных перед ним целей. Функция планирования предусматривает определение конкретных задач по каждому подразделению на различные плановые периоды. Планирование оказывает непосредственное влияние на уровень активизации деятельности аппарата управления. Высокое качество разработанных программ, и их строгая увязка по всем подразделениям организации, согласованность с располагаемыми материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами позволяет наиболее эффективно управлять предприятием. Функциональный анализ системы управления ООО «Актив – » дублирующих функций не обнаружил. Система управления ООО «Актив – » за время своей работы успела прийти к наиболее полноценному разделению функций подсистемы управления (см. табл. 2.3). Таблица 2.3 Функции управленческого персонала ООО «Актив – » Должность Функции 1 2 Продолжение табл. 2.3 1 2 С качественной точки зрения управленческие функции распределены рационально в соответствии с должностными инструкциями. Однако следует отметить, что в организационной структуре управления ООО «Актив – » отсутствует такая жизненно важная, по нашему мнению, служба, как отдел маркетинга, который осуществлял бы разработку краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной стратегии маркетинга, а также организацию рекламы и стимулирования сбыта туристических продуктов ООО «Актив – ». 2.3. Классификация планов разрабатываемых в ООО «Актив – » Система планирования в ООО «Актив – » включает в себя различные подсистемы планирования, которые направлены на достижения стабильного функционирования предприятия на рынке туристических услуг г. Н-ска. Система планирования включает в себя следующие виды планов, которые представлены в табл. 2.4 Таблица 2.4 Классификация планов ООО «Актив – » Важность каждого из объектов планирования трудно переоценить или выделить преимущественное положение, так как развитие ООО «Актив – » как экономической системы обусловлено эффектом «синергии». Под синергией мы понимаем возрастание эффективности деятельности в результате соединения, интеграции, слияния отдельных частей в единую систему за счет системного эффекта. То есть, все объекты планирования в ООО «Актив – » имеют определенную взаимосвязь и нефункциональны друг без друга. Как показывают результаты исследования, проведенного в 2003г. экспертами группы компаний «Топ - Менеджмент Консалт», проблема кадрового планирования сегодня является одной из самых актуальных для российских фирм (см. рис. 2.6) . Среди 600 опрошенных предприятий с численность персонала от 500 до 1000 человек 11% планирование персонала не осуществляют вообще. Рис. 2.6 Кадровое планирование в российских компаниях В то же время согласно итогам проведенного исследования среди 300 топ менеджеров России и США главным фактором, препятствующим росту бизнеса является недостаточный уровень квалификации персонала. Данный фактор нашел отклик у 64% респондентов в России и 46% в США . Рис. 2.7 Препятствия росту бизнеса, (в % от числа опрошенных) Среди наиболее эффективных программ повышения квалификации персонала предприятий туризма, по мнению членов ассоциации руководителей предприятия является обучение в профильных ВУЗах (рис. 2.8) . Рис. 2.8 Влияние учебных программ по туризму на квалификацию персонала Что касается финансового планирования, то как показывает практика, у большинства российский предприятий данный пункт имеет ряд недостатков. Важнейшей проблемой в этой области является реальность формируемых планов. Действительно, реальное и эффективное управление компанией возможно лишь при наличии обоснованного плана на достаточно длительный промежуток времени — год, квартал. Нереальность планов вызывается, как правило, необоснованными плановыми данными по сбыту, плановой доле денежных средств в расчетах, заниженными сроками погашения дебиторской задолженности, раздутыми потребностями в финансировании (затраты подразделений на техническое обслуживание, капитальный ремонт, общехозяйственные расходы и т.д.) (рис. 2.9) . Рис. 2.9 Ранжирование проблем связанных с финансовым планированием В итоге, полученные ценой значительных усилий, планы не являются реальным инструментом управления, которое осуществляется по-прежнему — путем субъективного распределения оборотных средств по различным текущим статьям. Одной из ключевых причин этого факта является функциональная разобщенность подразделений, участвующих в составлении планов. Рассмотрим порядок планирования в ООО «Актив – ». Целью планирования в ООО «Актив – » является: Основным документом ООО «Актив – » планирования является бюджет компании, в котором в денежной форме отражаются доходы и расходы на плановый бюджетный период, а также прогнозируются финансово-экономические показатели, достигаемые компанией на конец периода. Основой для составления бюджета служат утвержденные генеральным директором цели компании на плановый период, бизнес-план и разработанные на их основе планы работы служб и отделов. Бюджетный процесс включает периодически повторяющиеся процедуры планирования и составления бюджетов, контроля за их исполнением, анализа результатов деятельности компании и при необходимости корректировок при текущем планировании. Процессом бюджетирования руководит генеральным директором ООО «Актив – ». Ответственность за отдельные участки планирования и бюджетирования распределяются следующим образом: Коммерческий директор отвечает за формирование сводного бюджета ООО «Актив – » и представляет сводный бюджет на утверждение генеральному директору. Коммерческий директор контролирует правильность заполнения бюджетных форм, представляемых службами и отделами. Для этого коммерческий директор вправе требовать от служб и отделов помимо плановых форм аналитические материалы по их составлению, расшифровки отдельных сумм, другие материалы, имеющие отношения к составлению бюджета. Подготовка бюджета начинается с определения целей на плановый период, задаваемых в виде количественных показателей, и доведении этих показателей до структурных подразделений ООО «Актив – » . Генеральный директор в срок до в информационном письме к сотрудникам компании определяет перечень и конкретные значения целевых показателей бюджета компании на основании стратегических целей ООО «Актив – ». Финансовые службы совместно с дирекцией до 10 сентября разрабатывает предварительные планы развития. До 1 октября в установленном порядке (в форме бизнес-плана) данные мероприятия утверждаются генеральным директором. В срок до коммерческий директор готовит предварительный сводный бюджет компании на плановый период. В срок до коммерческий директор составляет прогноз среднестатистических общехозяйственных расходов на месяц исходя из статистики затрат в текущем периоде и динамики роста объемов бизнеса компании в плановом периоде. В срок до согласованные показатели рассматриваются и утверждаются генеральным директором и доводятся до всех подразделений. Коммерческий директор в срок до 15 ноября консолидирует бюджет компании. При составлении инвестиционного бюджета выделяются работы, которые планируется финансировать за счет оборотных средств (текущих затрат), и отдельно — капитальные вложения. Коммерческий директор в срок до представляет на рассмотрение генеральному директору проект сводного бюджета компании. Генеральный директор в срок до рассматривает проект бюджета на год. Если проект сводного бюджета компании не утверждается, то службы, участвующие в его подготовке, должны до внести корректировки в бюджет с учетом указанных замечаний. В срок до проект сводного бюджета компании утверждается Генеральным директором. Утвержденный генеральным директором бюджет применяется к исполнению. Целевые показатели и бюджет компании остаются неизменными в течение всего финансового года. Если при следовании принятому бюджету возникают значительные отклонения фактических показателей от предусмотренных планом, то до окончания финансового года после принятия специального решения генеральным директором, может быть разработан и утвержден скорректированный бюджет компании, включающий новые значения целевых показателей. Контроль за исполнением отчета о движении денежных средств осуществляет коммерческий директор ООО «Актив – ». Все счета на оплату товаров (работ, услуг), акты взаимозачетов и другие документы, служащие основанием для финансовых расходов в обязательном порядке визируются. Коммерческий директор подтверждает право произведения расходов только в пределах сумм утвержденного бюджета. В случае невыполнения доходной части отчета о движении денежных средств коммерческий директор ООО «Актив – » вправе сократить расходную часть. Решение по сверхплановым расходам принимает коммерческий директор ООО «Актив – » по каждому конкретному случаю подобных платежей, исходя из целесообразности расходов и наличия свободных денежных средств. Полную работу ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТУРИЗМА, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru 3. Предложения по улучшению системы планирования в ООО «Актив» 3.1. Планирования и управление персоналом ООО «Актив» Полную работу ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТУРИЗМА, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru Как показало проведенное исследование планирование персонала ООО «Актив» направлено на своевременное обеспечение производственно – хозяйственных процессов предприятия, за счет формирования кадрового резерва. Планирование кадров в ООО «Актив – » позволяет регулировать текучесть персонала, которая находится в пределах в год. Как и многие организации ООО «Актив – » в свое время столкнулась с тем, что система управления предприятия нуждается в организации системы планирования кадров. При решения этой проблемы, у руководства ООО «Актив – » существовал ряд возможностей: Из трех вариантов было выбран второй, в результате чего была сформирована система планирования кадров и включена в краткосрочную модель развития карьеры персонала, которая приведена на рис. 3.1. Планирование карьеры в ООО «Актив – » состоит в определении целей профессионального развития сотрудника и путей, ведущих к их достижению. Реализация плана развития карьеры предполагает, с одной стороны, профессиональное развитие сотрудника, т.е. приобретение требуемой для занятия желаемой должности квалификации, а с другой - последовательное занятие должностей, опыт работы на которых необходим для успеха в целевой должности. Рассмотрим основные пункты профессионального развития ООО «Актив – », которые в свою очередь обусловлены спецификой предприятия. Рис. 3.1 Процесс планирования и развития карьеры сотрудников ООО «Актив – » Обучение вновь прибывшего персонала проводится путем наставничества, проведения деловых игр. Не смотря на то, что деловые игры влекут сравнительно высокие издержки, по нашему мнению они являются и самыми эффективными. Для проведения количественной оценки менеджеров используется функционально- стоимостный – анализ основанный на методе «АВС». Целью оценки менеджеров в ООО «Актив – » является определение сотрудника в качестве резерва на должность управленческого персонала. Кроме этого оценка предполагает достижения ряда других целей и задач. К примеру, на предприятиях Германии целью оценки персонала могут быть определение размеров вознаграждения и трудовая мотивация (см. рис. 3.2). Рис. 3.2 Направления использования персональной оценки, % По итогам отчетного периода (12 месяцев) производится подсчет количественных показателей, и принимается решение о дальнейшей аттестации. Организация аттестации работников ООО «Актив – » проходит в три этапа: По итогам аттестации каждый сотрудник получает определенный балл, и после сложной статистической обработки (включая факторный анализ) специалистов делят на три группы: самые успешные, среднеуспешные и менее успешные. Для оценки управленческого персонала используется метод экспертных оценок (см. табл. 3.1.). Таблица 3.1 Экспертная оценка Для этого экспертам нужно было обвести цифру в соответствующей клетке, наилучшим образом подводящую итог результатам управленческой деятельности работника в период исполнения обязанностей в сравнении с тем, что от него требовалось. Оценка должна была учесть, в какой степени были достигнуты цели и выполнены задания, стоящие перед работником; степень их напряженности, а также другие результаты помимо запланированных. Таблица 3.2 Результаты оценки управленческой деятельности специалистов ООО «Актив – » Таблица 3.3 Результаты оценки управленческой деятельности специалистов Таким образом, из таблицы 3.2., 3.3 мы видим, что практически весь управленческий персонал имеет хорошую оценку. В заключении отметим, что существующая система планирования кадров в ООО «Актив – » отвечает целям системы управления, однако имеет перспективные направления для развития. Одним их таких направлений наш взгляд является автоматизация процессов планирования кадров с помощью программного обеспечения «Кадры» (ООО «Финлайс», г. Москва). Программа «Кадры» (см. рис. 3.3) позволяет строить разветвленную структуру предприятия, вести для каждого подразделения штатное расписание, отслеживать ротацию кадров на основе личной карточки (формы Т-2) и создавать различные статистические и произвольные отчеты. Рис. 3.3. Диалоговое окно программы «Кадры» В программе предусмотрена возможность формирования различных бланков (контрактов, приказов, отпускной записки, приемной записки, и т.д.) при приеме и перемещении сотрудников. Система позволяет работать с архивами личных карточек и создавать отчеты и на основе данных из архива. Система автоматически просчитывает общий, непрерывный стажи работы сотрудников и отпускные периоды. Программа позволяет проводить выборки по различным параметрам личной карточки сотрудников, и выводить списки отобранных сотрудников на печать. 3.2. Планирование маркетинга ООО «Актив – » Планирование маркетинга в ООО «Актив – » осуществляется коммерческим директором в совокупности с главным менеджером и направлена на изучение рынка. Рис. 3.4 Этапы разработки и реализации программ маркетинга ООО «Актив – » На I этапе планирования маркетинга проводится анализ внешней среды, в результате которого формируется информационная база по следующим направлениям: тенденции рынка туризма; уровень текущего спроса на туристические продукты или услугу; конкуренты; потребители; партнеры и посредники; наличие и доступность сырьевого потенциала; анализ деятельности самой компании. Как свидетельствует опыт, полученная информационная база исключает деятельность «вслепую», позволяет избежать ошибочных решений, служит основой для разрабатываемых мероприятий по продвижению и резко повышает их эффективность. На втором этапе планирования маркетинга должен быть дан четкий ответ на вопрос, для чего оно проводится. На этом этапе определяется цель мероприятия и задачи, решение которых необходимо для ее достижения. Рис. 3.5. Схема целей ООО «Актив – » Основными целями стратегии маркетинга ООО «Актив – » является получения прибыли путем оказания туристских услуг и формирование базы постоянных клиентов. Как известно из «правила Паретто» 20% постоянных потребителей дают 80% прибыли . Третий этап - позиционирование туристических продуктов или услуг. В рамках разработки стратегии важным моментом является определение и изучение целевой аудитории. Четвертый этап - определение средств продвижения и оптимальных каналов коммуникации, которые будут использованы в ходе кампании. Пятым этапом является определение бюджета программ маркетинга. Формируется смета расходов на проведение кампании по продвижению, которая сопоставляется с предварительными ассигнованиями. В случае необходимости осуществляется корректировка. Шестой этап - разработка графика и плана проведения мероприятий маркетинга. Составляется детальный развернутый план основных мероприятий кампании по продвижению с указанием сроков проведения. Опишем основные этапы планирования маркетинга ООО «Актив – ». Для анализа конъюнктурного рынка руководство предприятия использует различные источники информации, среди них: - отчеты комитета межрегиональных связей и туризма администрации Н-ской области; - отчеты Н-ского облгоскомстата; - исследования конъюнктурного рынка публикуемые в периодических изданиях; - базы данных сети Internet и т.д. Так по результатам отчета ВТО (Барометр мирового туризма ВТО 2003) , международный туризм, приближается к поворотному моменту. В 2003 году в основном сохраняется сценарий 2002 года (см. приложение 1 – 4), при котором долгожданное восстановление экономики туризма откладывалось в связи с затянувшей неопределенностью в отношении иракского конфликта. Однако не смотря на это некоторые туристские направления начали 2003 год со значительными темпами роста (например, Карибы, Азия, Великобритания и Южная Африка), однако, в основном, по сравнению с весьма низким уровнем в первые месяцы 2002 года. Начало войны в Ираке в марте 2003г. сразу же вызвало резкое падение спроса, особенно, в сфере воздушного транспорта, межрегиональных поездок и поездок в турцентры, которые представляются расположенными близко к зоне конфликта. Динамика туризма по регионам указывает на то, что туристическое направление в Европу заняло «выжидательное» отношение потребителей, которое вызвали приближение войны и экономические перспективы в большинстве развитых экономик, что в свою очередь привело в начале 2003 года к снижению объемов в большинстве европейских турцентров. Когда в марте начались военные действия, в большинстве стран было отмечено резкое снижение. На показателях марта также сказался тот факт, что пасхальные каникулы 2003 года (которые считаются началом туристского сезона для многих принимающих европейских стран) пришлись на апрель, а не март, как это было в 2002 году. Вспышка SARS во второй половине марта 2003г. сразу же стала главным определяющим фактором эволюции туризма в Азии в первые месяцы 2003 года - приведя к тяжелым последствиям не только для турцентров, на которые распространялись предупреждения по поездкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), но и для большинства принимающих стран этого региона. Результаты, зарегистрированные за первые три или четыре месяца текущего года, практически без исключения отрицательные и особенно поражают по сравнению с выдающейся динамикой туризма в этом регионе в 2002 году. Эта проблема не коснулась только турцентров в Южной Азии и Океании. В предстоящие месяцы обстановка, несомненно, будет оставаться под влиянием SARS, однако с перспективами улучшения по мере того, как будет снижаться число новых зарегистрированных случаев и смертей, связанных с этим заболеванием; а также в связи с отменой предупреждений по поездкам в большинство регионов. Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристический потенциал, занимает незначительное место на мировом туристическом рынке. На ее долю приходится около 1 процента мирового туристического потока. По оценкам ВТО, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристической инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год. Однако на сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей c деловыми, туристскими и частными целями составляет 7,4 млн. человек, что не соответствует ее туристическому потенциалу. Об предпочтениях российских туристов можно на основе профессиональных туристических рейтингов. По данным информационной службы по туризму «Банко», десятка направлений-лидеров заметно изменилась . Повышенный интерес к Египту, проявляют не только россияне. Владельцы отелей в Египте предпочитают сотрудничать с европейскими туроператорами, которые поставляют туристов круглый год. Русские туристы вынуждены переплачивать из-за своего «сезонного поведения». Однако это не единственный фактор. Россиян любят меньше, потому что мы очень привередливы, предъявляем высокие требования к обслуживанию. Таблица 2.7 Рейтинг направлений туризма среди Россиян № п/п Страна Число голосов, чел. Удельный вес, % Источник: Госкомстат, управление туризма Тайланда, отдел туризма посольства Испании в РФ Рис. 3.6 Статистика посещений зарубежных стран жителями РФ в 1995-2002гг., тыс.чел. Рис. 3.7. Цель поездки российских граждан за рубеж в 2003 году Общая тенденция развития туризма России такая. Внутренний туризм будет резко расти, выездной чуть-чуть снизится или останется на прежнем уровне, а въездной будет увеличиваться. Основным фактором влияющим на выездной туризм России является ужесточение визовых режимов большинства стран. (см. приложение 5-6). Рынок туризма Н-ской области представлен 80 крупными фирмами и более 100 малыми предприятиями. Основными лидерами рынка туризма Н-ской области являются (в алфавитном порядке) : Таблица 3.4 О деятельности туристических фирм Н-ской области в 2002 году экспресс-информация (по каталогу 15.56) Показатель Всего Туроператоры Турагенты Турфирмы, занимающиеся только продвижением туров Турфирмы, занимающиеся иной туристической деятельностью На заседании Общественного совета по туризму Н-ской области, на котором были подведены предварительные итоги туристического сезона 2003г. были объявлены некоторые тенденции в области туризма. Так за первое полугодие 2003 года туристов из Н-ска стало больше по сравнению с прошлым годом на 80% (услугами туристических агентств воспользовалось более 15 тыс. человек). Рис. 3.8 Объем платных туристических услуг в Н-ской области, млн. руб. При этом можно отметить тенденцию роста популярности зарубежного отдыха. Если за первое полугодие 2002 года объем услуг по международному туризму составил 429 тыс.долл., то за аналогичный период 2003 - 676 тыс. долл . Приоритетным направлением для Н-цев в этом году стала Испания (спрос вырос в 2,7 раза по сравнению с прошлым годом). В 2001 году лидировала Турция. Впервые в этом году н-ские турфирмы предложили чартерные рейсы в такие экзотические страны, как Филиппины и Индонезия (остров Бали). Эти направления будут развиваться и в следующем году. По словам Виктора Данна, в следующем году планируется организовать чартерные цепочки в Египет (Шарм-эль-Шейх), Хорватию (Пулу), Грецию (Салоники). Основными местами отдыха Н-ских туристов внутри области остаются пансионаты и базы отдыха вблизи города. Реконструкция туристических комплексов идет медленно. И хотя за прошедший 2003год некоторые пансионаты были переделаны под загородные клубы и оздоровительные центры, говорить о массовом обновлении фондов размещения туристов пока рано. По данным Н-ского облгоскомстата и управления здравоохранения мэрии г. Н-ска численность лиц, обслуженных (размещенных и получивших амбулаторное лечение) в коллективных средствах размещения специального назначения в 2002 году, составила 108,2 тыс. человек. Таблица 3.5 Основные показатели коллективных средств размещения специального назначения в Н-ской области в 2001-2002г.г. Показатель 2001г. 2002 г. 2002г. в % к 2001г. Рынок санаторно-курортных услуг Н-ской области в 2004г. переживает период развития. Одним из примеров является постройка реабилитационного центра для детей, страдающих онкогематологическими заболеваниями . Строительный проект, который будет единым для всех российских реабилитационных центров, специалисты считают лучшим в сравнении с имеющимися зарубежными аналогами. Помимо отделений, где будут находиться дети, проект предусматривает гостиницу на восемь семей, бассейн и даже зимний сад. Рассчитан центр на одновременное пребывание 30 пациентов, и в течение года курс реабилитации здесь смогут пройти 360 детей. Место для строительства центра в Н-ске определено в зеленой зоне Заельцовского района, рядом с детским санаторием «Обские зори», который находится в ведении муниципальной детской клинической больницы скорой помощи № 3. В заключении отметим, что, по мнению большинства специалистов в области туризма дешевые пансионаты отжили свой век. Приезжающие на отдых туристы больше не хотят вспоминать пионерские лагеря. Современному туристу существующей инфраструктуры — бассейна, спортзала, кинотеатра, проката спортивного инвентаря, номеров с удобствами и включенного в стоимость трехразового питания уже недостаточно. Перспективы роста рынка туризма Н-ской области и в целом по России напрямую связан с увеличением роста доходов населения и его уровня жизни. Согласно Федеральной целевой программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002 - 2010 годы и до 2015 года)» сокращение доли населения, живущего за чертой бедности, предстоит сократить на 15 процентов к 2010 году и на 25 процентов - к 2015 году (см. рис. 3.9.) . Однако по мнению Гжегожа В. Колодко профессора Варшавской школы экономики и директора Центра экономических исследований по проблемам трансформации, интеграции и глобализации (TIGER) считает, что в зависимости от сценария развития Россия сможет прийти к общемировому уровню если будет находиться в «лидерах» к 2026г., если в секторе «Догоняющие», то к 2038г., ну а если в секторе «Идущие в ногу» то всего к 2063г. Рис. 3.9 Структура распределения населения России по уровню жизни Таблица 3.6 Год достижения уровня развития высокоразвитых стран в зависимости от выбранного сценария Страна ВНП в 2000 г. на чел. Год достижения 30 тыс. дол. ВНП на человека Лидеры Догоняющие Идущие в ногу 1 2 3 4 5 Таким образом, при условии благоприятной конъюнктуры рынок туризма России имеет все основания для развития. Анализ потребителей услуг изучает с помощью аналитических отчетов крупных консалтинговых компаний, так как на формирование собственных полноценных исследований у ООО «Актив – » пока не хватает средств и специалистов. Согласно исследованиям компании Gallup Media типология российского потребителя можно классифицировать следующим образом (см. рис. 3.10). Рис. 3.10 Типология российского потребителя в 2001-2002гг. Сравнивая итоги исследования 2001 и 2002 гг., можно отметить, что «новаторские» кластеры достаточно сильно выросли, группа «новаторов» аж с 8 до 15 %. Новаторы в России наиболее характерны для городов - миллионников таких как г. Н-ск. В заключение отметим, что по прогнозам экспертов Всемирной туристической организации, мировая индустрия туризма входит в период постоянно увеличивающегося объема путешествий и экскурсий, увеличивающейся конкуренции среди регионов и стран пребывания. Рис. 3.11 Тенденции изменения туристских потоков, млн. чел. Для решения поставленных целей системой планирования маркетинга ООО «Актив – » необходимо разработать ряд тактических решений, таких как автоматизация плана маркетинга на базе «Sales Expert» (ООО «Про-инвест», г. Москва). Преимуществом «Sales Expert» перед другими программами является интеграция с системой «1С:Предприятие» на уровне обмена информацией о сделках и платежах, подготовки расчетных документов. Это позволяет оперативно получать данные об объемах продаж для учетных и аналитических целей, ускоряет документооборот, увеличивает эффективность работы менеджеров и освобождает время у бухгалтера. Рис. 3.12. Диалоговое окно программы «Sales Expert» Программа «Sales Expert» позволяет производить: 1. Выбор аудитории для проведения маркетинговой акции; 2. Отбор компаний по отраслевым признакам; 3. Проводить анализ результативности маркетинговых акций; 4. Организовывать работу с сегментами рынка; 5. Производить сбор информации о конкурентах. Программа «Sales Expert» позволяет вести анализ акций и мероприятий по продвижению - рассылок, публикаций, рекламы в Интернет, семинаров, любых других воздействий на клиентов. На основе этих данных определяется эффективность маркетинга в разрезе коммуникационных каналов и рекламоносителей, сегментов, а также типов, частоты и продолжительности маркетинговых воздействий. Кроме того, программа «Sales Expert» позволяет импортировать данные в программу «Project Expert», которая предназначена для бизнес-планирования. Рис. 3.13. Диалоговое окно программы «Project Expert» Применение программного комплекса «Project Expert» позволит снять с управляющего персонала большую часть рутинной, нетворческой работы и сосредоточится на эффективном управлении предприятием. Полную работу ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТУРИЗМА, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru Заключение Полную работу ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТУРИЗМА, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru Подводя итоги проведенной работы можно сделать ряд выводов: Во-первых, планирование – это процесс заблаговременного принятия и оценки взаимосвязанной совокупности решений в ситуации, когда предполагается, что желаемое состояние в будущем вряд ли наступит, если не принять специальных мер, и что, приняв соответствующие меры, можно увеличить вероятность благоприятного исхода. Во-вторых, цель планирования в организации состоит в создании интегрированной системы принятия решений, которая представляет собой основу для всей деятельности. При системном подходе к планированию предприятие рассматривается как комплекс многочисленных подсистем, принимающих решения. В- третьих планирование решает три основные задачи: 1. определить место организации в настоящее время. 2. выяснить, куда организация предполагает двигаться, ее цель. 3. определить, как предполагается достигнуть целей в общем и конкретном виде. Таким образом, сущность планирования заключается в научном обосновании предстоящих социально-экономических целей развития, выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов. Для изучения объектов и методов планирования как ведущей задачи руководителя мы использовали материалы ООО «Актив», г. Н-ск. ООО «Актив» основано в 1994 году и занимается реализацией туристических услуг. Объем продажи туристических услуг ООО «Актив» за 2002-2003гг. изменялся под влиянием сезонности, увеличившись на 1 696 016 руб. Темп прироста в этом случае составил 4,66%. Прибыль предприятия ООО «Актив» за 2002-2003гг. по отношению к объему продаж увеличивалась более быстрыми темпами (23,70%) и составила 8 235 742 руб. Рентабельность реализации туристических услуг ООО «Актив» за 2002-2003гг увеличилась на 3,33% и составила 18,27 в 2002г. и 21,6% в 2003г. Это означает, что на каждый полученный рубль выручки предприятие получило 18,27 копеек прибыли в 2002г. и 21,6 копеек в 2003г. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод об эффективности системы управления ООО «Актив». Среди всех функций управления в ООО «Актив – » планирование занимает центральное место, так как призвано строго регламентировать поведение объектов в процессе реализации поставленных перед ним целей. Функциональный анализ системы управления ООО «Актив – » дублирующих функций в области планирования не обнаружил. Система управления ООО «Актив – » за время своей работы успела прийти к наиболее полноценному разделению функций подсистемы управления. С качественной точки зрения управленческие функции распределены рационально в соответствии с должностными инструкциями. Однако следует отметить, что в организационной структуре управления ООО «Актив – » отсутствует такая жизненно важная, по нашему мнению, служба, как отдел маркетинга, который осуществлял бы разработку краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной стратегии маркетинга, а также организацию рекламы и стимулирования сбыта туристических продуктов ООО «Актив – ». Система планирования в ООО «Актив – » включает в себя различные подсистемы планирования, которые направлены на достижения стабильного функционирования предприятия на рынке туристических услуг г. Н-ска. Система планирования включает в себя следующие объекты планирования: - Трудовые ресурсы; - Финансовые ресурсы; - Маркетинговые мероприятия. Важность каждого из объектов планирования трудно переоценить или выделить преимущественное положение, так как развитие ООО «Актив – » как экономической системы обусловлено эффектом «синергии». Целью планирования в ООО «Актив – » является: - определение целей развития ООО «Актив – » на плановый период; - анализ фактических финансовых результатов и показателей эффективности; - поддержание платежеспособности и ликвидности ООО «Актив – » в течение планового периода. Основным документом ООО «Актив – » планирования является бюджет компании, в котором в денежной форме отражаются доходы и расходы на плановый бюджетный период, а также прогнозируются финансово-экономические показатели, достигаемые компанией на конец периода. Основой для составления бюджета служат утвержденные генеральным директором цели компании на плановый период, бизнес-план и разработанные на их основе планы работы служб и отделов. Как показало проведенное исследование планирование персонала ООО «Актив» направлено на своевременное обеспечение производственно – хозяйственных процессов предприятия, за счет формирования кадрового резерва. Планирование кадров в ООО «Актив – » позволяет регулировать текучесть персонала, которая находится в пределах 2 — 5% в год. Как показал анализ существующая система планирования кадров в ООО «Актив – » отвечает целям системы управления, однако имеет перспективные направления для развития. Одним их таких направлений наш взгляд является автоматизация процессов планирования кадров с помощью программного обеспечения «Кадры» (ООО «Финлайс», г. Москва). Планирование маркетинга в ООО «Актив – » осуществляется коммерческим директором в совокупности с главным менеджером и направлена на изучение рынка. Основными целями планирования маркетинга ООО «Актив – » является получения прибыли путем оказания туристских услуг и формирование базы постоянных клиентов. В заключение отметим, что для решения поставленных целей системой планирования маркетинга ООО «Актив – » необходимо разработать ряд тактических решений, таких как автоматизация плана маркетинга на базе «Sales Expert» (ООО «Про-инвест», г. Москва). Преимуществом «Sales Expert» перед другими программами является интеграция с системой «1С:Предприятие» на уровне обмена информацией о сделках и платежах, подготовки расчетных документов. Это позволяет оперативно получать данные об объемах продаж для учетных и аналитических целей, ускоряет документооборот, увеличивает эффективность работы менеджеров и освобождает время у бухгалтера. Кроме того, программа «Sales Expert» позволяет импортировать данные в программу «Project Expert», которая предназначена для бизнес-планирования. Применение программного комплекса «Project Expert» позволит снять с управляющего персонала большую часть рутинной, нетворческой работы и сосредоточится на эффективном управлении предприятием. Полную работу ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТУРИЗМА, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru Список использованной литературы Полную работу ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТУРИЗМА, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru 1. Азрилиян А. Н. , Азрилиян О. М. , Калашникова Е. В. и др. Большой экономический словарь: 24. 8 тыс. терминов, М: Институт новой экономики, 2002, - 1280 с. 2. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М: Прогресс, 1985. – 452с. 3. Аронов А. М., Петров А. Н. Диверсификация производства: теория и стратегия развития.— СПб.: Лениздат, 2000.— 128 с. 4. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 1999.- 176с. 5. Бланк И.А. Управление активами. - Киев: Ника-Центр, Эльга, 2002. - с. 153 6. Бордюг Т. Нужен нам берег турецкий // Коммерсант – Первый рейтинг, №1. – 2004. – с.191 7. Бухалков М. И. Внутрифирменное планирование. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 252с. 8. Ванштейн С.Ю. Инвестиционное проектирование. – Н-ск: НГАЭиУ, 2000. 125с. 9. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. — М.: Юристъ, 2003. — с. 116 10. Ворачек X. О состоянии «теории маркетинга услуг» // Проблемы теории и практики управления. - 2002. - № 1. – с. 99 11. Греннроос К. Сервис маркетинга и менеджмента. - West Sussex, 2000. - 256 с. 12. Данилков А. А. Психологическая адаптация детей в условиях временного детского коллектива // Воспитание и дополнительное образование. 2002. - с. 14 13. Денисов А.Ю. Жданов С.А. Экономическое управление предприятием и корпорацией. М.: "Дело и Сервис", 2002. - 416 с. 14. Джай К. Шим, Джойл Г. Сигел. Основы коммерческого бюджетирования. - СПб.: Пергамент, 1998. - 541с. 15. Идрисов А.Б., Картышев С.В., Постников А.В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. М., "Филин", 1998. - 257с. 16. Ильин А.И. Планирование на предприятии. — Мн.: Новое знание, 2003. — 459с. 17. Индустрия рекреационных и туристских комплексов: Учебное пособие / Под ред. С.Ю. Вайнштейна. - Н-ск: НГАЭиУ, 2001. - 352 с. 18. Ипатова Ю. Уроки гостеприимства // Секрет фирмы. №14-15. – 2003. – с. 81 19. Карасюк Е.В. Рост на вырост // Секрет фирмы. № 11. – 2003. – с. 36 20. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. №37) (с изменениями от 20 июня 2002 г.) 21. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 768 с. 22. Колесник Ф.А. Персональная диета // Секрет фирмы, №17 – 2003. – с. 40 23. Колодко Гжегож В. Глобализация и перспективы развития постсоциалистических стран // Пер. с польск. - Мн.: ЕГУ, 2002. - с.148 24. Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года (одобрена распоряжением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 954-р) 25. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов/Пер, с англ, под ред. Р.Б. Ноздревой. - М.: ЮНИТИ, 1998. - 787 с. 26. Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии: Учеб пособие - М.: ООО «ТК Велби», 2003. - 451 с. 27. Макроэкономические показатели. Сводно-информационные материалы по г. Н-ску, районам, городам НСО. 2002г. Областной центр статистики. 28. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник / Под ред. проф. В. А. Алексунина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2002.— 614с. 29. Маркетинг: Учебник для вузов/ НД. Эриашвили, К. Ховард, Ю.А. Цыпкин и др.; Под ред. Н.Д. Эриашвшш. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 623с. 30. Мескон М, Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М: Дело, 1997. - с. 154 31. Миронова Н.В., Маркетинг различных типов услуг // Маркетинг в России и за рубежом, № 4, 2003. - с. 15-19 32. Моисеева Н. К. Стратегическое управление туристской фирмой: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 2001. - 208 с. 33. Новаторов Э. Становление маркетинга услуг как самостоятельной научной дисциплины за рубежом // Маркетинг в России и за рубежом. - 2002. - № 4. – с. 51-59 34. От диагностики до полного излечения // Ведомости Н-ского областного Совета депутатов, №675. – 2004. 35. Пашутин С. Закон 20/80, или правило Парето, на российском рынке // Управление компанией., №4. - 2002. - с.15 36. Персональный менеджмент / С.Д. Резник, Ф.Е. Удалов, С.Н. Соколов и др. - Пенза: ПГАСА, 2000. – с. 171 37. Планирование на предприятии туризма. Под ред. Е. И. Богданова. — СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2003. — 288с. 38. Пушкарев Н.Н., Матвеев А. В. Управленческая деятельность руководителя фирмы. — М.: Хронограф, 1998. - с. 91 39. Ренард А.В, Ренард Н.М, Эм Н.П. Маркетинг в борьбе с сезонными колебаниями спроса // Маркетинговые коммуникации. №6 – 2002. – с. 28-38 40. Сергеев И.В. Проблемы финансового планирования в России. // Эксперт. № 361. – 2003. – с. 14 41. Сергеев И.В., Шипицын А.В. Оперативное финансовое планирование на предприятии. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 288 с. 42. Сисошвили С.В. Основы разработки бизнес-плана // ФПА АКДИ «Экономика и жизнь», №16. - 2001. - с. 14-45 43. Сухова Л.Ф., Чернова Н.А. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 145 с. 44. Тупицын А.Л. Планирование на предприятиях санаторно-курортного комплекса, Новосибирск, 2004. – 80с. 45. Туризм и гостиничное хозяйство: Учебное пособие. — М: ИКЦ «МарТ»; Ростов н / Д: Издательский центр «МарТ», 2003. - 352с. 46. Федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002 - 2010 годы и до 2015 года)» (утв. постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 717) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 43, ст.4100. 47. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 10 января 2003 г.) 48. Филипповский Е.Е., Шмарова Л.В. Экономика и организация гостиничного хозяйства.- М.: Финансы и статистика, 2003.- 176 с. 49. Фуколова Ю., Инкубатор // Секрет фирмы, №14-15. – 2004. – с. 50 50. Фуколова Ю.В, Колесник В.С. Затишье после бури // Секрет фирмы. № 11. 2003. – с. 35-38 51. Хаксевер К., Рендер Б., Рассел Р., Мердик Р. Управление и организация в сфере услуг. Теория и практика. - СПб., 2002. – 211с. 52. Чернов В.А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристический бизнес: Под ред. проф. М.И. Баканова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 686с. 53. Чистякова С.А. Н-ская область изучила свой туризм // Континент Сибирь. № 15. – 2003. 54. Янкевич В. С., Безрукова Н. Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт. М.: Финансы и статистика, 2002. - 416 с. 55. http://tinet.ita.doc.gov - Всемирная организация туризма и туристической индустрии 56. http://www.world-tourism.org - Всемирная туристская организация Полную работу ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТУРИЗМА, включая расчеты и бух. отчетность можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru