Полную работу, можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАМЕРАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……. 6 1.1 Эволюция системы налогового контроля в РФ…………….… 6 1.2 Определение сущности, целей, задач и нормативно-правовой базы камерального контроля в РФ……………………. 9 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАМЕРАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ…………………………………………….. 17 2.1 Организация проведения камеральной проверки…………... 17 2.2 Осуществление камерального налогового контроля в Российской Федерации и Новосибирской области……………….. 32 3. ПРОБЛЕМЫ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЭФФЕКТИВНОГО КАМЕРАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………..…… 41 3.1. Анализ причин уклонения от уплаты налогов……………….. 41 3.2. Направления по повышению эффективности камерального налогового контроля………………………………………………….. 47 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 57 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….. 60 ПРИЛОЖЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ Необходимым условием функционирования налоговой системы любого государства является эффективный налоговый контроль. При его отсутствии или низкой результативности трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы. Образное выражение видного политического деятеля XVIII века Б. Франклина «платить налоги и умереть должен каждый» не утратило актуальности и по сей день. Целью налогового контроля в идеале должна стать неотвратимость привлечения к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство. Уверенность налогоплательщиков в том, что уклонение от налогообложения будет обнаружено, приводит в странах со сложившимися налоговыми традициями к добровольному выполнению гражданами обязанностей, возложенных на них законодательством. Однако эффективность налогового контроля не означает его тотальности. Ведь чем большее число налогоплательщиков проверяется, тем сильнее распыляются силы контролеров и тем более поверхностны такие проверки. Проблема повышения эффективности системы налогового контроля и управления актуальна как в России, так и за рубежом. Но в России из-за несовершенства законодательства и нестабильности экономической обстановки она стоит особенно остро. С одной стороны, уклонение налогоплательщиков от выполнения налоговых обязательств приобрело масштабный характер. Примером может служить известные случаи занижения налоговых выплат особо крупными компаниями. С другой стороны, существующие в России технологии налогового контроля недостаточно совершенны. Это обусловлено экономической концепцией камеральных проверок, в основе которой лежит принцип самоначисления налоговых выплат налогоплательщиком. Здесь открываются широкие возможности реализации различных схем ухода от уплаты налогов, которые трудно выявить при камеральных проверках. Математическое обеспечение этих проверок (программы PRO, RnaI_N и др.) позволяет лишь обнаружить арифметические ошибки и логические противоречия в налоговых декларациях, причем программы работают в запросном режиме (фиксируются поочередно субъекты налогообложения и проводится анализ каждого из них) без сравнения показателей субъектов налогообложения между собой. С точки зрения общей теории систем, существующая технология камеральных проверок, которая разрабатывалась в короткий период становления налоговых органов, представляет собой псевдосистему, которая состоит из двух основных элементов: налогового отчета и его экспертной оценки. Согласно общесистемному закону (энтропийного равновесия открытой системы) энтропия такой системы максимальна, а объем извлекаемой неискаженной информации минимален. Главным стратегическим направлением в контрольной работе налоговых органов региона определено усиление роли и значимости камеральных налоговых проверок. При этом проведение углубленного камерального анализа налоговых деклараций и иной информации о деятельности налогоплательщиков, в том числе полученной из внешних источников, является приоритетным. Прошедший в Новосибирске с ноября по декабря 00г. семинар по вопросам проведения камеральных проверок деклараций по налогу на прибыль, налогу на имущество, единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, ЕНВД, ЕСХН придает этому вопросу еще большую значимость. Целью дипломной работы является изучение системы камерального налогового контроля в Российской Федерации. Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач: ? обозначить сущность камерального налогового контроля; ? охарактеризовать порядок проведения камеральных проверок; ? охарактеризовать основные недостатки при проведении налоговыми органами камеральных проверок; ? рекомендовать основные направления по совершенствованию системы камерального контроля. Объектом исследования является деятельность УФНС России по Новосибирской области. Предмет исследования – порядок проведения камерального налогового контроля. Основными методами исследования стали: элементы системного и статистического анализа. В первой главе дипломной работы раскрывается сущность, цели и задачи камерального налогового контроля в России. Особое место отводится изучению нормативно-правовой базы. Во второй главе проведен анализ порядка проведения камерального налогового контроля и его эффективности. В третьей главе разработана система направлений по совершенствованию данной системы. Теоретической и методологической основой исследования послужили специальная зарубежная и отечественная литература по рассматриваемой тематике, аналитические статьи отраслевых журналов. . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАМЕРАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ . Эволюция системы налогового контроля в РФ История российского налогового контроля неразрывно связана с историей государственного финансового контроля и берет свое начало в XVII веке. В течении всего этого времени изменялись его цели, задачи, характер, содержание, объекты и субъекты, модернизировались контрольные процедуры. Менялось отношение к контролю: от негативного до позитивного. Но во все времена прогрессивная часть общества сознавала, что результативность экономических реформ тесно связана с правильной постановкой контрольной работы, с наличием эффективного инструментария теории и практики налогового контроля, ориентированного на конкретные условия хозяйствования. Знание истории предмета всегда помогало постичь его сущность. Термин «контроль» появился несколько столетий назад. Он происходит от французского contrerole - «список, ведущийся в двух экземплярах». От слова contrerole произошло слово controle (контроль), что означает «проверка» или «наблюдение с целью проверки». Тех, кто занимается такой проверкой, называют контролерами []. В русском языке это понятие употребляется, по крайней мере, с начала XVIII века. В книге И. К. Кирилова «Цветущее состояние Всероссийского государства», написанной в году, уже упоминается должность контролера в портовой таможне - Коммерцколлегии, а при Адмиралтейской коллегии тогда уже действовала «контролерская контора». Появление во второй половине 0-х годов в СССР предприятий различных форм собственности: кооперативных, арендных, акционерных и других хозяйственных структур, присущих рынку, разрушение идеологических установок и постепенное изменение экономического строя общества создали условия для отказа от устаревшего догматического подхода к налогам «как форме дополнительной эксплуатации трудящихся». Эти изменения привели к коренной реорганизации системы государственного финансового контроля. Рис. Трансформационные этапы использования в российской практике разных форм налогообложения [0, c.] Постановлением Совета Министров СССР от января 0 года «О Государственной налоговой службе» в системе Минфина СССР была создана Главная государственная налоговая инспекция; в республиках, областях и районах - государственные налоговые инспекции. В мае 0 года принимается Закон СССР «О правах, обязанностях и ответственности государственных налоговых инспекций». Закон определил права, обязанности и ответственность государственных налоговых инспекций при взимании ими налогов и других обязательных платежей в бюджет, осуществлении контроля за правильностью исчисления и уплаты этих платежей, а также за соблюдением налогового законодательства. Рис. Эволюция налоговых органов России на современном этапе В марте года принимается Закон РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР», который провозгласил Государственную налоговую службу РСФСР (ГНС) единой системой контроля за соблюдением налогового законодательства. Однако, несмотря на то, что единая система ГНС состояла из различного уровня государственных налоговых инспекций, а также управлений и отделов налоговых расследований при ГНС, государственные налоговые инспекции при выполнении возложенных на них функций до конца года подчинялись Министерству Финансов РСФСР. Указом Президента Российской Федерации от декабря года №0 в целях повышения роли и укрепления Государственной налоговой службы Российской Федерации, обеспечения независимости её деятельности, сохранения и развития кадрового потенциала ГНС бала подчинена Президенту и Правительству Российской Федерации. Последующим этапом формирования новой налоговой системы в России стало введение в действие в году Закона РФ от декабря года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», который определил основы налоговой системы, коренным образом отличной от системы платежей в бюджет советского периода. Закон установил общие принципы её построения, структуру, организацию сбора налогов, контроля за их взиманием, права и обязанности налогоплательщиков, перечень налогов и сборов, ряд иных основополагающих положений налоговой системы. Этот закон являлся базовым документом в сфере налогообложения до года. В г. был введён Налоговый кодекс Российской Федерации, а ГНС РФ была преобразована в Министерство по налогам и сборам Российской Федерации []. В 00г. была принята часть Налогового Кодекса. Заключительным этапом в развитии налогового контроля РФ стало преобразование Министерства Российской Федерации по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от марта 00 года № «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». В результате реформы часть функций налогового ведомства перешла к Минфину России. Главной задачей ФНС стал контроль и надзор за исполнением налогового законодательства. Новая служба была передана в ведение Минфина. . Определение сущности, целей, задач и нормативно-правовой базы камерального контроля в РФ Анализ нормативно-правовых источников и методической литературы показал, что под камеральным налоговым контролем понимается Камеральная проверка имеет двойное назначение: во-первых, это средство контроля за правильностью и достоверностью составления налоговых деклараций, а во-вторых, основное средство отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок. Сущность камерального налогового контроля, являющегося одним из важнейших видов государственного контроля, заключается в обеспечении проведения финансовой и налоговой политики государства, выражающейся в проведении проверок правильности исчисления и уплаты налогоплательщиками в бюджеты всех уровней налогов и сборов, а также контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах и принятых нормативных правовых актов. Значение налогового контроля заключается, прежде всего, в содействии успешной реализации государственной политики по обеспечению процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Налоговый контроль является формой реализации контрольной функции финансов. Эффективный налоговый контроль является необходимым условием функционирования любой налоговой системы. При его отсутствии или малой эффективности трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать причитающиеся налоги и сборы, что, в свою очередь, может поставить под угрозу экономическую безопасность государства. То есть целью налогового контроля является неотвратимость привлечения к ответственности лиц, нарушающих законодательство о налогах и сборах. Целью камеральной налоговой проверки является Особое значение камеральный налоговый контроль приобретает в борьбе с теневой экономикой. Однако наибольшую эффективность контроль приобретает в условиях грамотного налогового регулирования. Как показывают исследования начало резкого взлета теневого сектора исследователи относят к периоду распада Советского Союза. К 0-м годам и государственное зарегулирование бизнеса, и сложность налогов быстро достигли наивысшего уровня. Соответственно заметная часть предпринимательства стала прятаться. Источник: Johonson et.al. (), оценки «Атона» Рис. Российская «теневая» экономика в % к ВВП (оценка по методу физического вклада) Основными задачами камеральной налоговой проверки являются [, с. ]: Субъекты камеральных налоговых проверок — государственные учреждения и организации; коммерческие предприятия и организации; совместные предприятия; негосударственные и некоммерческие учреждения и организации; граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Объекты камеральных налоговых проверок — По мнению автора дипломной работы в настоящее время можно констатировать, что в РФ сложилась трехуровневая система правового регулирования. Первый уровень образует Конституция Российской Федерации, Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ. Ряд статей Конституции устанавливает основные начала и принципы, на которые опирается камеральный налоговый контроль Российской Федерации. Так в соответствии со статьей уплата налогов и сборов провозглашена в качестве одной из основных обязанностей организаций и физических лиц. Следующими по значимости подзаконными актами можно назвать нормативные указы Президента РФ и Правительства РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 0.0.00 N «О системе и структуре органов исполнительной власти» МНС России преобразовано в Федеральную налоговую службу (ФНС). В результате реформы часть функций налогового ведомства перешла к Минфину России. Главной задачей ФНС станет контроль и надзор за исполнением налогового законодательства. Постановлением Правительства РФ от августа 00 г. N0 «О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов» утверждены правила взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов. Второй уровень составляют Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от июля г. N-ФЗ и часть вторая от августа 000 г. N-ФЗ, Закон РФ от марта г. N-I «О налоговых органах Российской Федерации». Так Налоговым кодексом установлен порядок проведения камерального налогового контроля, права налоговых органов при проведении камерального налогового контроля, права налогоплатильщиков при проведении налоговыми органами камеральных проверок, а также установлены составы налоговых правонарушений и санкции за незаконное воспрепятствование проведению налогового контроля со стороны налогоплательщика. Согласно ст. Налогового кодекса Российской Федерации под камеральной проверкой понимается проверка представленных налогоплательщиком в налоговый орган налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, проводимая по месту нахождения налогового органа. Законом РФ от марта г. N-I «О налоговых органах Российской Федерации» установлены: Третий уровень включает приказы, указания, инструкции, выпускаемые налоговыми органами России в числе которых: К документам первой группы относятся: Методические рекомендации устанавливают единые принципы организации работы налоговых органов по проведению камеральных налоговых проверок. К документам второй группы относятся: К документам третьей группы относятся: Рассмотрев основные принципы камерального налогового контроля, перейдем к анализу практики применения данного контроля на примере Новосибирской области. . АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАМЕРАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ . Организация проведения камеральной проверки Являясь одной из форм налогового контроля, камеральная налоговая проверка в соответствии с требованиями статьи НК РФ проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Еще - года назад камеральные проверки состояли преимущественно в арифметической проверке правильности подсчета сумм налогов и как следствие - имели крайне низкую эффективность, то сейчас в основе проверки лежит анализ показателей налоговой отчетности и иной информации о деятельности налогоплательщиков, полученной из разных внутренних и внешних источников (камеральный анализ), позволяющий выявить сферы возможных налоговых нарушений и определить перечень налогоплательщиков с повышенным риском совершения налоговых правонарушений для включения в план выездных налоговых проверок. В процессе работы применяются самые разнообразные приемы: анализ уровня и динамики основных показателей финансово-хозяйственной деятельности организации, в том числе их сравнительный анализ с данными по аналогичным организациям, проверка логической связи между различными отчетными и расчетными показателями, проверка этих показателей на предмет сопоставления с данными внешних источников, предварительная оценка бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения достоверности отдельных отчетных показателей, наличия сомнительных моментов или несоответствий, указывающих на возможное наличие нарушений налоговой дисциплины. Важной составной частью камерального анализа является также оценка достоверности показателей налоговой отчетности, отражающих объемы производства и реализации продукции (работ, услуг), посредством сопоставления уровня и динамики этих показателей с имеющимися в налоговом органе показателями объемов потребленной налогоплательщиком электро- и теплоэнергии, сырьевых и иных материальных ресурсов. При выявлении несоответствий в уровне и динамике данных показателей налогоплательщика вызывают в налоговый орган для дачи соответствующих пояснений, а при наличии оснований полагать, что отраженные в налоговой декларации показатели недостоверны, налоговый орган производит доначисление сумм заниженных налогов либо включает налогоплательщика в план проведения выездной налоговой проверки в первоочередном порядке. Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Относительно документов, на основе которых проводится камеральная налоговая проверка, необходимо отметить, что при реализации данной нормы закона изучению и сопоставлению данных должны быть подвергнуты все представленные налогоплательщиком декларации и документы, касающиеся исчисления и уплаты налогов. В данном случае налогоплательщику следует при представлении документов налоговому органу учитывать то обстоятельство, что направлять в адрес инспекции необходимо исключительно те декларации, формы отчетности и пояснения, представление которых предусмотрено требованиями закона и прочих действующих нормативных актов. Так, в сроки, установленные законодательством, налогоплательщикам необходимо направить в адрес инспекции налоговые декларации, представляющие собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога, и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога, и формы бухгалтерской отчетности, установленные требованиями Закона РФ от .. №-ФЗ «О бухгалтерском учете». Состав бухгалтерской отчетности организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих, кроме выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из: В соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщик имеет право представлять в налоговый орган налоговую отчетность лично (ст. 0 НК РФ) либо через своего представителя (ст. — НК РФ), по почте либо с использованием телекоммуникационных каналов связи (ст. 0 НК РФ). В первом случае принятие отчетности осуществляется в присутствии налогоплательщика. При отправке налоговой отчетности по почте днем ее представления считается дата отправки заказного письма с описью вложения (ст. 0 НК РФ). При отправке налоговой отчетности по телекоммуникационным каналам связи (электронная почта, глобальная сеть Internet и др.) днем представления считается дата ее отправки. Представленные в налоговые органы бухгалтерская отчетность и налоговые расчеты подвергаются визуальному контролю на предмет: Основными этапами камеральной проверки являются: ? Проведенный анализ теоретических работ, информационных источников, аналитических материалов, позволяет составить достаточно полное представление об основных схемах и способах налоговых преступлений и правонарушени, среди них: Первый этап проверки камеральной проверки в г. Н-ске проводится с помощью программного обеспечения «». Программа «r» реализует следующие основные функции: Программа «» осуществляет проверку налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности на соответствие установленным форматам. В случае обнаружения ошибок в нижней части экрана будет выведен список ошибок. Выходной информацией программы являются: ) Протокол проверки файла; ) Исправленный файл налоговой и бухгалтерской отчетности В соответствии со ст. НК РФ в процессе проведения камеральной проверки налоговый инспектор может истребовать у налогоплательщика любые дополнительные документы и сведения, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, получить показания свидетелей, назначить встречные проверки, экспертизу и т.д. В обязательном порядке инспектор проводит проверку правильности исчисления налоговой базы на основании: Данные проверки проводятся в автоматизированном режиме с использованием имеющихся в «Системе ЭОД» шаблонов внутридокументных и междокументных контрольных соотношений. В обязательном порядке в отношении крупнейших и основных налогоплательщиков, а также налогоплательщиков, представляющих в налоговый орган «нулевые балансы», при наличии у налогового органа информации об осуществлении данными налогоплательщиками финансово-хозяйственной деятельности в периоде, за который представлены «нулевые балансы», а также при необходимости в отношении налогоплательщиков, при проведении камеральных налоговых проверок которых выявлены ошибки или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, свидетельствующие о налоговом правонарушении, провести анализ соответствия уровня и динамики показателей налоговой отчетности, отражающих объемы производства и реализации товаров (продукции, работ, услуг), с уровнем и динамикой показателей объемов потребления налогоплательщиком энергетических (электро- и теплоэнергии), водных, сырьевых и иных материальных ресурсов. Для получения информации (сведений) об объемах потребления налогоплательщиком энергетических (электро- и теплоэнергии), водных, сырьевых и иных материальных ресурсов направить запросы в организации энерго- и теплосбыта (о потреблении электро- и теплоэнергии), организации водоканала (о потреблении воды) и т.д. В отношении крупнейших и основных налогоплательщиков не реже одного раза в квартал проводится анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, в том числе их сравнительный анализ со средними показателями финансово-хозяйственной деятельности по группе аналогичных налогоплательщиков, а также с показателями финансово-хозяйственной деятельности отдельных аналогичных налогоплательщиков, в отношении остальных налогоплательщиков - не реже одного раза в год. По окончании камеральной налоговой проверки инспектор подписывает налоговую декларацию (расчет) на титульном листе, указав дату ее проведения, в случаях, если: ) проверкой установлены налоговые правонарушения; ) если налоговая декларация (расчет) представлена налогоплательщиком, относящимся к категории крупнейших или основных налогоплательщиков, не зависимо от результатов проверки. Допускается для налоговых органов, работающих на программном продукте «Система ЭОД местного уровня» по налоговым декларациям (расчетам) налогоплательщиков, не относящихся к категории основных или крупнейших, в случаях, если при камеральной налоговой проверке не установлено налоговое правонарушение и (или) не выявлены факты, , сформировать средствами системы ЭОД список проверенных налоговых деклараций (расчетов), подписать его уполномоченным должностным лицом налогового органа, проводившим камеральную налоговую проверку, указать дату проведения проверки и завизировать данный список у начальника отдела камеральных проверок. Указанный список хранится в делах отдела камеральных проверок. В данном случае отметки о проведенной камеральной налоговой проверке на титульных листах налоговых деклараций (расчетов) не проставляются. Если налоговая декларация (расчет) представлена в электронном виде и передана по телекоммуникационным каналам связи и при камеральной налоговой проверке установлено налоговое правонарушение, то налоговая декларация (расчет) распечатывается и подписывается уполномоченным должностным лицом налогового органа, проводившим камеральную налоговую проверку, с указанием даты проведения проверки. По результатам камеральной налоговой проверки в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогового правонарушения, либо установления фактов, что сумма налога к возмещению (уменьшению) или доплате (уплате) исчислена в завышенном размере (при отсутствии обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения) составляется на имя руководителя (заместителя руководителя) налогового органа Докладная записка по форме, приведенной в приложении № и согласовывается ее с начальником отдела. В Докладной записке указывается документально установленные факты налоговых правонарушений и связанные с ними обстоятельства (их совершение) либо факты, что сумма налога к возмещению (уменьшению) или доплате (уплате) исчислена в завышенном размере (при отсутствии обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения), как они установлены проверкой, а также предложения о принятии решения: В Докладной записке, содержащей предложения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, также должно быть указано: какие мероприятия налогового контроля проведены, чем вызвана необходимость проведения дополнительных мероприятий налогового контроля и каких, предполагаемая сумма налога к доначислению либо уменьшению, в случае если сумма налога к возмещению (уменьшению) исчислена налогоплательщиком в завышенном размере. Не позднее двухнедельного срока до окончания срока проведения камеральной налоговой проверки ( дней или трех месяцев) материалы проверки, по результатам которой выявлены нарушения и Докладная записка передаются по реестру в юридический отдел для подготовки проекта соответствующего решения по результатам проведенной проверки. Решение по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки и Докладной записки, подготовленной отделом камеральных проверок, должно быть вынесено руководителем (заместителем руководителя) налогового органа не позднее последнего дня срока, установленного для проведения камеральной налоговой проверки ( дней или трех месяцев). Выносится одно из трех решений: Принятие решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля допускается исключительно на основании письменного разрешения вышестоящего налогового органа. В рамках дополнительных мероприятий проводится проверка представленных этим лицом в налоговый орган документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (с назначением, при необходимости, их экспертизы), получения от этого лица и свидетелей пояснений (показаний) по обстоятельствам, имеющим значение для осуществления налогового контроля, другие мероприятия. Результаты проведенных дополнительных мероприятий могут быть оформлены справкой по форме, приведенной в приложении № . По результатам рассмотрения материалов проверки, с учетом проведенных дополнительных мероприятий, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит одно из двух решений: В соответствии со статьей 0. НК составляется акт по форме, приведенной в приложении № , в случае, если при проведении камеральной проверки налоговым органом были установлены факты: ? непредставления налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные Кодексом, по запросу налогового органа, непредставления их в установленные сроки, а равно иного уклонения от представления таких документов либо представления документов с заведомо недостоверными сведениями; ? непредставления банком справок по операциям и счетам налогоплательщика - организации (налогоплательщика – индивидуального предпринимателя) по мотивированному запросу налогового органа; ? неисполнения банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика; ? неявки либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля. В случае представления лицом, совершившим нарушение законодательства о налогах и сборах, письменного объяснения мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, заблаговременно извещается указанное лицо о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Не позднее следующего рабочего дня (трех дней в случае представления лицом, совершившим нарушение законодательства о налогах и сборах, письменного объяснения мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям) по истечении двухнедельного срока со дня получения акта лицом, совершившим нарушение законодательства о налогах и сборах, по реестру акт, документы и материалы, представленные лицом, совершившим нарушение законодательства о налогах и сборах (при их наличии) предаются в юридический отдел для подготовки соответствующего решения. Решение по результатам рассмотрения акта, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документов и материалов, представленных лицом, совершившим нарушение законодательства о налогах и сборах, должно быть вынесено руководителем (заместителем руководителя) налогового органа не позднее дней по истечении срока, указанного в пункте статьи 0. Кодекса. Выносится одно из трех решений: Если лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, состоит на учете в данном налоговом органе, не позднее следующего рабочего дня за днем вынесения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа решения по результатам рассмотрения акта, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документов и материалов, представленных лицом, совершившим нарушение законодательства о налогах и сборах, направляется по реестру данное решение в отдел ввода для отражения в карточке лицевого счета указанного лица сумм налоговых санкций. В случае если данное лицо состоит на учете в другом налоговом органе, не позднее следующего рабочего дня за днем руководителем (заместителем руководителя) налогового органа выносится решение по результатам рассмотрения акта, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документов и материалов, представленных лицом, совершившим нарушение законодательства о налогах и сборах, передать копию решения (кроме решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля) в отдел финансового и общего обеспечения для направления в налоговый орган по месту постановки на учет указанного лица. При получении из юридического отдела подписанных руководителем налогового органа (его заместителем) решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов камеральных проверок, копии решений передается в отдел финансового и общего обеспечения для отправки налогоплательщикам (их представителям) заказными письмами или в отдел работы с налогоплательщиками для вручения их налогоплательщикам (их представителям) под расписку. Материалы проверок и оригиналы решений передаются на хранение в архив отдела финансового и общего обеспечения. В случаях установления фактов административного правонарушения: Средствами «Системы ЭОД» оформляется Протокол об административном правонарушении. На основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогу и пеней. Одновременно по налоговым нарушениям, за которые налогоплательщики подлежат привлечению к административной ответственности, составляется протокол об административном правонарушении. Налогоплательщики или налоговые агенты имеют право обжаловать любые действия налоговых органов, в том числе конкретных должностных лиц, в судебных инстанциях (рис. , ). Однако подача жалобы не приостанавливает исполнение решения налогового органа о принятии мер к лицам, совершившим налоговое правонарушение. В случае, если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции, установленной частью первой Налогового кодекса Российской Федерации. Необходимо отметить в данном контексте, что при проведении камеральной налоговой проверки, если выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, налоговый орган вправе в целях подтверждения правильности исчисления и уплаты налогов истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы. Рис. Порядок обжалования действия налоговых органов Рис. Порядок реагирования вышестоящих налоговых органов на жалобы Налогоплательщик должен четко осознавать то обстоятельство, что налоговый орган вправе истребовать документы исключительно в связи с проводимой налоговой проверкой (камеральной, встречной, выездной) и, если ему все же предложили направить в адрес инспекции необходимые документальные источники, он правомочен потребовать четкого перечня документов, обоснования их отнесения к исчислению и уплате налогов, а также пояснений о том, какой из форм налогового контроля подвергнута организация. . Осуществление камерального налогового контроля в Российской Федерации и Новосибирской области Вопросу повышения результативности и эффективности по проведению камеральных проверок МНС России в последние годы придает первостепенное значение. Более того, задачи повышения роли и значимости камеральных проверок, а также изменения принципиальных подходов к проведению выездных проверок стали стратегическими. Как показал, анализ статистических данных за анализируемый период с 000 по 00 год количество организаций, состоящих на учете в налоговых органах выросло по России более чем на 0%, по Сибирскому федеральному округу на %, по Новосибирской области на %. Таким образом, по результатам статистики темп роста количества зарегистрированных организаций-налогоплатильщиков в Новосибирской области превышает общероссийский на %, а по округу более чем на 0%. При этом наблюдается стабильное незначительное снижение доли организаций зарегистрированных на территории Сибирского федерального округа в общем количестве организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации с ,% в 000 году до ,% в 00 году, и такое же стабильное незначительное увеличение доли организаций зарегистрированных на территории Новосибирской области в общем количестве организаций, зарегистрированных в Российской Федерации с ,% в 000 году до ,% в 00 году, что свидетельствует об увеличении деловой активности в Новосибирской области, и следовательно об увеличении нагрузки на налоговые органы при проведении налогового контроля. Таблица Общее количество организаций состоящих на учете в налоговых органах Уровень 000г. 00г. 00г. 00г. Ед. % Ед. % Ед. % Ед. % Российская Федерация 0 00 00 00 00 Сибирский федеральный округ 0 , ,0 , 00 , Новосибирская область , , , , В целом в 00 году достигнут заметный прирост основных показателей, характеризующих эффективность контрольной работы. Так, общая сумма дополнительно начисленных по результатам проведенных проверок налогов выросла против 00 года на млн. руб., или 0%, и составила млрд. млн. руб. [,] Рис. Суммы дополнительно начисленных налогов по результатам проверок, млн. руб. Из доначисленных платежей уже взыскано в доход бюджета млрд. 0 млн. руб., или ,%, что на млн. руб., или в , раза, больше, чем за предыдущий год. Средний размер доначислений на работника налоговых органов вырос на % и составил млн. тыс. руб. Выполняя поставленную МНС России задачу повышения роли и значимости камерального контроля, Управление и инспекции области достигли определенных результатов и на этом направлении работы. Суммы доначисленных платежей по камеральным проверкам (без учета пени по текущей задолженности) увеличились в раза и составили , млн руб., а их доля в общих суммах доначислений возросла в , раза и составила около ,%, при этом млн. руб., или 0%, доначислений по всем камеральным проверкам приходится на углубленные камеральные проверки, что свидетельствует о значительно большей их эффективности. Проделана значительная работа по обеспечению представления налогоплательщиками налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде. В частности, по состоянию на января 00 года представление отчетности на магнитных носителях и по телекоммуникационным каналам связи осуществляют более тысяч организаций и , тысячи индивидуальных предпринимателей. При этом поставленная задача обеспечить представление отчетности в электронном виде не менее чем 0% налогоплательщиков от числа состоящих на учете и представляющих отчетность нами выполнена, причем за один год. В последнее время серьезное внимание уделяется контролю за крупнейшими и основными налогоплательщиками. МНС России создается особая система налогового администрирования этой категории налогоплательщиков. Принято решение о создании в структуре Управления МНС по Новосибирской области Межрайонной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам. Сосредоточение таких налогоплательщиков в одной специализированной инспекции позволит обеспечить более высокий уровень эффективности контрольной работы. Развитие камерального контроля в соответствии с установками МНС России должно иметь приоритетное значение. Однако эффективность работы в данной сфере пока еще ниже, чем при проведении выездного контроля. Несмотря на то, что в 00 году суммы доначислений по результатам камеральных проверок (без учета пеней по лицевым счетам) составили млрд. руб., что в , раза больше, чем в 00 году, удельный вес таких доначислений уменьшился на , процентных пункта (до ,%). Учитывая, что в истекшем году значительная часть налоговых органов перешла на работу в системе ЭОД предоставляющей самые широкие возможности в сфере автоматизированного камерального контроля и анализа, такое положение следует признать недопустимым. Большая часть доначисленных сумм (,%) поступает по результатам проверок основных налогоплательщиков (% от общего количества камеральных проверок), 0,% доначислений получено по результатам углубленных проверок, в процессе которых использовались дополнительные документы и сведения (,% от общего количества камеральных проверок). Если предположить, что в отношении основных налогоплательщиков проводились углубленные проверки, как это и должно быть в идеале, то получается, что в отношении подавляющего числа других категорий налогоплательщиков, в частности относящихся к малому и среднему бизнесу, камеральный контроль пока еще проводится поверхностно (т.е. углубленными проверками охвачено лишь чуть более % налоговых деклараций этих налогоплательщиков). Эффективность системы налогового контроля, как правило, определяется степенью собираемости налогов или же величиной налоговой недоимки и динамикой ее изменения (снижением последнего показателя, как в абсолютном, так и относительном выражении). На основании рисунков - можно сказать, что эффективность системы камерального налогового контроля вполне обоснованна. Порядок оценки эффективности контрольной работы управлений ФНС России в 00г. регламентирован Приказом МНС РФ от мая 00 г. NСАЭ--/ «Об утверждении критериев оценки эффективности контрольной работы управлений МНС России по субъектам Российской Федерации на 00 год». Рис. Доходы и расходы федерального бюджета России в 00-00 г.г., млн. рублей Рис. Доля налоговых и неналоговых доходов (включая бюджетные фонды) в консолидированном бюджете Российской Федерации, % Рис. Структура поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет по видам налогов за - 00 гг. (в %) Данная методика включает в себя: Так, при общей оценке показателей эффективности контрольной работы в 00г. максимальное количество баллов - , из возможных приходилось на Управление МНС России по Томской области за счет наибольшей динамики (,%) сумм дополнительно взысканных платежей по результатам контрольной работы по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Таблица Рейтинг эффективности налогового контроля управлений МНС России в 00г. № п/п Баллы , , , , , , , , , 0 ,0 , 0, Минимальное количество баллов (0,0 балла) приходится на Управление ФНС России по Республике Алтай. На количество баллов повлияли минимальные среди показателей по всем регионам динамика сумм дополнительно начисленных налогов и сборов по результатам налоговых проверок (0,%) и динамика сумм дополнительно взысканных платежей по результатам контрольной работы (0, %) по сравнению с прошлым годом. При оценке показателей организации и проведения камеральных проверок максимальное количество баллов - , из 0 возможных приходится также на Управление МНС России по Томской области за счет таких показателей, как: наибольший удельный вес камеральных проверок, в процессе которых использованы дополнительные документы, объяснения и сведения, от их общего количества (, %) и динамика сумм дополнительно взысканных платежей по камеральным проверкам по сравнению с соответствующим периодом прошлого года (0, %). Минимальное количество баллов (0,0 балла) приходится на Управление МНС России по Республике Тава, где сложился самый низкий удельный вес дополнительно взысканных платежей по камеральным проверкам (без учета пени по текущей задолженности) от общей суммы дополнительно взысканных платежей по выездным и камеральным проверкам (без учета сумм пени по текущей задолженности) - ,%, и удельный вес камеральных проверок, в процессе которых использованы дополнительные документы, объяснения и сведения, от их общего количества (0, %). При оценке показателей организации и проведения выездных налоговых проверок максимальное количество баллов - ,0 из 0 возможных приходится на Управление МНС России по Республике Бурятия, минимальное количество баллов (-, балла) - на Управление МНС России по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) АО и Эвенкийскому АО. На такой показатель повлияли минимальные среди показателей по всем регионам показатели: динамика сумм дополнительно взысканных платежей по результатам выездных проверок (в расчете на одну проверку) по сравнению с соответствующим периодом прошлого года (, %) и удельный вес возвращенных налогоплательщиком по решениям судебных и вышестоящих органов излишне взысканных по результатам проверок сумм налогов (сборов) и пеней в общей сумме взысканных платежей (, %). При оценке работы с организациями и индивидуальными предпринимателями, не представляющими в налоговые органы налоговую отчетность или представляющими «нулевую» отчетность максимальное количество баллов - , из возможных приходится на Управление МНС России по Кемеровской области в связи со снижением количества организаций и индивидуальных предпринимателей, не представляющих отчетность или представляющих "нулевую" отчетность, на конец отчетного периода по сравнению с началом года ( % и % соответственно). Минимальное количество баллов (, балла) приходится на Управление МНС России по Новосибирской области в связи с незначительным снижением количества организаций указанной категории (, %) и значительным ростом количества индивидуальных предпринимателей (0,%). Следует отметить, что только в Управлении МНС России по Томской области количество организаций, не представляющих отчетность или представляющих "нулевую" отчетность, на конец отчетного периода увеличилось на 0, % по сравнению с началом 00 года. При оценке контрольной работы по вопросу соблюдения законодательства о применении ККМ максимальное количество баллов - , из возможных приходится на Управление МНС России по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому АО, минимальное - на Управление МНС России по Республике Хакасия (0 баллов). Однако наличие данной методики расчета показателей эффективности не учитывает ряд качественных показателей, на которых мы остановимся в следующей главе дипломной работы. . ПРОБЛЕМЫ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЭФФЕКТИВНОГО КАМЕРАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ .. Анализ причин уклонения от уплаты налогов Для того, чтобы понять суть проблемы эффективного камерального контроля необходимо рассмотреть внешние и внутренние причины данного явления. Особое место среди внешних причин имеет нежелание предпринимателей уплачивать налоги. Опрос на тему «Причины уклонения от уплаты налогов» проведенный Управления МНС России по Новосибирской области, в августе-сентябре 00 года показал, что для половины опрошенных доминирующим фактором в уклонении от уплаты налогов является высокий уровень налогового бремени - ,% ответов. ,% опрошенных ответили, что причина уклонения в недостаточной информированности о расходовании денег налогоплательщиков, % считают, что уклонение - это стремление улучшить свое материальное положение, ,% - незнание или сложность налогового законодательства, ,% - несовершенство налогового законодательства, ,% считают причиной неэффективную систему контроля за уплатой налогов и сборов []. Высокий уровень налогового бремени считают основной причиной уклонения от уплаты налогов % опрошенных руководителей предприятий, ,%- главных бухгалтеров, ,%— бухгалтеров, 0,% - предпринимателей, более 0% - других категорий респондентов. Таким образом, в качестве общепринятых оправданий уклонения от уплаты налогов используются рассуждения о непосильном налоговом бремени. Среди тех, кто отметил в качестве причины недостаточную информированность расходах налоговых поступлений, % - из числа руководителей, ,% - главных бухгалтеров, ,% - бухгалтеров и ,% - предпринимателей. Уклоняются с целью улучшить свое материальное положение - так считают % из числа опрошенных руководителей, ,% - главных бухгалтеров, ,% - бухгалтеров и ,% - предпринимателей. Незнание или сложность налогового законодательства считают одной из причин % руководителей, ,% -главных бухгалтеров, ,% - бухгалтеров и ,% - предпринимателей. Неэффективность системы контроля за уплатой налогов отмечают % из числа опрошенных руководителей, ,% - бухгалтеров и % - предпринимателей. Ни одного утвердительного ответа на этот вопрос не получено от респондентов из числа главных бухгалтеров (см. таблицу ). Таблица Причины уклонения от уплаты налогов (по роду занятий) Род занятий Уровень налогового бремени высок Недостаточная информированность Стремление улучшить материальное положение Незнание сложного налогового законодательства Налоговое законодательство несовершенно Система контроля неэффективна Другое Затруднились ответить Бухгалтер , , , , , , , , Главный бухгалтер , , , , , , 0 Предприниматель 0, , , , , , Руководитель предприятия 0 Другие , , , , , 0 0 Все опрошенные практически едины во мнении (с разницей в -%), что основными причинами уклонения от уплаты налогов являются: высокое налоговое бремя, недостаточная информированность по поводу расходов уплаченных в бюджет налогов, сложность либо незнание налогового законодательства. На вопрос «Что делать?» ответы распределились следующим образом: законодательно ужесточить ответственность — так считают ,% опрошенных, направить дальнейшее реформирование налоговой реформы на ее упрощение и стабилизацию - 0% ответов, усилить информационно-разъяснительную работу -,%, знакомить с налогами со школьного возраста, воспитывая обязательность исполнения конституционного долга по уплате налогов - ,%, изменить отношение общества в целом к проблеме уплаты налогов, - ,%, укрепить контролирующие органы, наделить их необходимыми полномочиями-,%. Значительная часть опрошенных, если рассматривать показатели опроса в разрезе категорий респондентов по роду занятий, предлагает как можно раньше (со школьной скамьи) знакомить потенциальных налогоплательщиков с основами налогового законодательства, формировать налоговую грамотность и гражданскую позицию в обществе по уплате налогов и сборов (см. таблицу ). Как видно из таблицы, опрошенные не считают панацеей от уклонения законодательное ужесточение ответственности. Всего лишь ,% опрошенных бухгалтеров, % - главных бухгалтеров, ,% - предпринимателей и % - руководителей предприятий считают эту меру эффективной. Судя по результатам опроса, надежды возлагаются на налоговую реформу: показатель колеблется незначительно - от ,% ответов у бухгалтеров до 0% ответов - у руководителей предприятий. Можно предположить в связи с этим, что в ожидания налогоплательщиков входят упрощение расчетов с бюджетом, стабильность налогового законодательства, снижение налогового бремени и т. п., на что направлены налоговые новации и что зачастую средства массовой информации преподносят как цели реформы, формируя в общественном сознании соответствующие стереотипы. Таблица Направления по формированию лояльности налогоплательщиков по отношению к обязанности платить налоги (по роду занятий) Род занятий Законодательно ужесточить ответственность Направить реформирование налоговой реформы Укрепить контролирующие органы Усилить информационно разъяснительную работу Знакомить с налогами со школы Изменить отношение к уплате налогов Другое Затруднились ответить Бухгалтер , , , , , , , , Главный бухгалтер , , , , , , Предприниматель , 0, , 0, , , 0 Руководитель предприятия 0 0 0 Другие ,0 , , , 0 0 Обстоятельства, мешающие исполнять свой долг, естественно, являются психологическими барьерами в мотивационном комплексе налогоплательщика, поэтому указанные респондентами противоречивость налогового законодательства, сложности в составлении отчетных и платежных документов в процессе уплаты налогов и сборов, разочарования в ожиданиях от налоговой реформы и т. д., влияют на отношение к налоговому органу как «проводнику» этой государственной политики (в среднем лишь % опрошенных высказались за их укрепление и наделение необходимыми полномочиями в пресечении уклонения от уплаты налогов и сборов). Наибольшее число «противников» совершенствования налогового контроля среди самых многочисленных категорий опрошенных - бухгалтеров предприятий и предпринимателей. И это можно объяснить. Именно им чаще других в силу объективных причин приходится сталкиваться с контролем со стороны налоговых органов, представлять им налоговую отчетность, непосредственно общаться с налоговым инспектором. Видимо, многое зависит здесь и от самого налогового органа, который может оказать воздействие на формирование системы мотиваций к уплате налогов. Это может быть выработка специальной программы по снятию напряжения в отношениях с налогоплательщиками, что, в свою очередь, может снизить восприятие отдельных элементов налоговой системы как «мешающих» обстоятельств. Ответы опрошенных на вопрос, что следует предпринять, по их принадлежности к предприятиям тех или иных форм собственности распределились следующим образом (см. таблицу ). Таблица Направления по формированию лояльности налогоплательщиков по отношению к обязанности платить налоги (по форме собственности предприятий) Форма собственности Законодательно ужесточить ответственность Направить реформирование налоговой реформы Укрепить контролирующие органы Усилить информационно-разъяснительную работу Знакомить с налогами со школы Изменить отношение к уплате налогов Другое Затруднились ответить Государственное унитарное 0, , , , , , , Хозяйственное общество , , , , 0 , ЧП с иностранным капиталом , , , , , 0 ЧП без иностранного капитала , , 0, , , , , , Другое , , , , , , 0 0 Анализ показывает, что ,% от числа опрошенных представителей частных предприятий без участия иностранного капитала считают, что дальнейшее реформирование налоговой системы следует направить на ее упрощение и стабилизацию. Так считают и ,% от числа опрошенных, чьи предприятия представлены на рынке с участием иностранного капитала, более 0% -государственных унитарных предприятий, ,,% -хозяйственных обществ и ,% -от числа представителей предприятий других форм собственности. Вместе с тем респонденты не считают также законодательное ужесточение ответственности за уклонение от уплаты налогов и укрепление контролирующих органов, наделение их необходимыми полномочиями в борьбе против «уклонистов» выходом из ситуации, когда налоговое законодательство не исполняется. В качестве мер «воздействия» предлагается развитие поддерживающей рыночной инфраструктуры - информационных услуг, психологической и профессиональной подготовки (начиная со школьного возраста), идеологической работы по изменению отношения к уплате налогов в обществе в целом. Продолжая анализ проблем в осуществления камерального налогового контроля обратим внимание на внутренние факторы. В России динамично нарастает количество судебных разбирательств по спорам, возникающим в сфере административных и прежде всего налоговых правоотношений. В 00 г. налогоплательщики выиграли в судах 0% дел, связанных с взысканием в бюджет обязательных платежей и санкций. Суды удовлетворили % заявлений налогоплательщиков о признании решений налоговых органов недействительными. На страницах периодических изданий отмечается, что в последнее время обострились злоупотребления налоговых органов своими должностными полномочиями при проведении налогового контроля. Так, нередко налоговые инспектора истребуют необоснованно большое количество документов; камеральные проверки проводятся в режиме выездных, то есть с исследованием всех первичных документов; сроки проверок превышают ограничения, установленные НК РФ. Таблица Динамика увеличения налоговых споров с участием ФНС России Количество дел г. г. 000 г. 00 г. 00 г. 00 г. Рассмотрено споров, возникающих из административных правоотношений 0 0 0 0 0 из них споров, связанных с налоговым законодательством 0 0 0 Процент к количеству споров, возникающих из административных правоотношений ,0 , , , , , Данное обстоятельство требует изучения направлений по повышению эффективности камерального налогового контроля. .. Направления по повышению эффективности камерального налогового контроля Чтобы достичь повышения результативности камеральных проверок, требуется анализ тенденции развития технологии, техники и организации СНКУ и проведение исследования, конечными задачами которого являются: При этом подразумевается не только разработка соответствующих методологий и процедур, но и их внедрение. Существуют два пути решения вышеперечисленных задач: Рассмотрим особенности и перспективы первого пути. В ФНС России проводится целенаправленная работа по совершенствованию СНКУ. В рамках утвержденной Правительством РФ федеральной целевой программы «Развитие налоговых органов (00—00 годы)» намечена реализация ряда мероприятий совершенствования налогового администрирования, в частности: ? использование углубленной камеральной проверки, включающей в себя анализ финансово-хозяйственной деятельности с учетом косвенной информации, оценки достоверности показателей налоговой отчетности; ? создание системы автоматизированного отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок; ? проведение модернизации структуры налоговых органов. Для закрепления достигнутых положительных результатов в налоговом администрировании и дальнейшего его совершенствования в настоящее время разрабатывается федеральная целевая программа развития налоговых органов на 00—00 годы. Это позволит свести к минимуму возможности уклонения от уплаты налогов и сборов. Ожидаемым результатом реализации новой программы станет создание эффективно функционирующей системы налоговых органов, базирующейся на современных информационных технологиях, обладающей мощным централизованным информационно-аналитическим аппаратом, позволяющим выполнять функции планирования, анализа, мониторинга и контроля на более высоком уровне. Модернизация налоговых органов предусматривает создание информационной инфраструктуры, необходимой для получения и обработки ожидаемых налоговых поступлений при разумных затратах и в приемлемые сроки на основе расширяющейся базы налогообложения. В рамках проекта модернизации налоговых органов среди прочих должна быть решена задача автоматизации камеральных проверок. Под автоматизированным камеральным контролем в действующем проекте модернизации понимается выявление отклонений множества контрольных соотношений, реализованных с помощью средств эксплуатируемого программного обеспечения и применяемых для контроля данных бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов налогоплательщиков. Создание и внедрение высокоэффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения камеральных налоговых проверок — отдельное направление совершенствования СНКУ. Эта система должна функционировать на основе сбора и логической обработки внутренних и внешних источников информации о налогоплательщике. В данном случае внутренними источниками информации являются бухгалтерская и налоговая отчетность, а также другие сведения о налогоплательщике, имеющиеся в налоговых органах; внешними — любые сведения о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, поступающие в налоговые органы от государственных органов и иных учреждений и лиц в соответствии с действующим законодательством или существующими соглашениями о взаимном сотрудничестве. По нашему мнению, на краткосрочном этапе первый путь безусловно полезен, но его возможности будут быстро исчерпаны, Объясняется это тем, что в существующей методике камеральных проверок, реализуемых в программах PRO, Rnal_N в составе системы электронной обработки данных (ЭОД), которая пришла на смену АИС «Налог», отсутствуют операция объективного сравнения декларируемых показателей с «эталоном», получаемым в результате статистической обработки данных достаточно однородной совокупности (кластера) субъектов налогообложения, а также формализованная автоматизированная операция отбора налогоплательщиков для выездных проверок, построенная на вероятностных принципах и учитывающая риск неверного отбора. Поэтому со временем потребуется реализация второго пути. В связи с этим считаем целесообразным одновременно использовать эти два пути: совершенствования СНКУ на базе традиционной технологии «самоначисления» и кардинального изменения методов функционирования СНКУ (применение разработанных современных методов общей теории систем (кибернетики), математического моделирования, информационно-интеллектуальных технологий и налоговедения). Это, в свою очередь, потребует решения ряда задач, в частности: разработки методов управления риском в процессе оценки налоговых обязательств и налогового контроля с позиции моделирования неопределенности, методов многофакторного нелинейного моделирования на основе структурных моделей однородных классов налогоплательщиков, методов синтеза, а также алгоритмов и макетов программ для синтеза оптимального плана выездных налоговых проверок, а также алгоритмов и макетов программ для расчета фоновых («эталонных») финансово-экономических показателей, предопределяющих уровень налогообложения. Работа по решению аналогичных задач ведется во многих странах мира. Например, в Канаде, США, Германии исследуются возможности автоматизации системы отбора налогоплательщиков для аудита с применением статистических методов и моделей. Здесь, прежде всего можно отметить программу «Измерение законопослушания налогоплательщиков», в основе которой, судя по имеющейся информации, лежит линейная модель зависимости величины сокрытия налогов от некоторых показателей. По нашему мнению, в условиях переходной экономики России такая модель не может быть достаточно информативной. Для того чтобы точность такой модели была удовлетворительной, необходимо разбить множество налогоплательщиков на однородные группы. Однако в этом случае во многих группах окажется малое число налогоплательщиков, недостаточное для образования представительной выборки. Решение перечисленных выше задач является продолжением и логическим развитием исследований, изложенных в монографии Г. И. Букаева, Н. Д. Бублика, С. А. Горбаткова, Р. Ф. Саттарова «Модернизация системы налогового контроля на основе нейро-сетевых информационных технологий» (М.: Наука, 00). В этой книге была сформулирована основная экономико-математическая концепция целесообразности замены существующей технологии камеральных проверок принципиально новой компьютерной технологией, основу которой составляет операция сравнения декларируемых показателей налоговых отчетов налогоплательщиков с соответствующими «эталонными» значениями, рассчитанными в нейросетевой модели (НСМ). В ходе дальнейших исследований эта концепция была уточнена, выявлены дополнительные задачи и «узкие места» в технологии математического моделирования. В частности, таким «узким местом» является обоснование адекватности НСМ в условиях моделирования, когда нарушаются традиционные предпосылки регрессионного анализа. Например, математическое ожидание остатков не равно нулю, ибо исходные данные имеют систематическое смещение в сторону занижения показателей, предопределяющих размер налоговых выплат. Кроме того, как следствие общесистемной закономерности неполного погашения дисфункций новой образуемой информационной системы, появляются специфические сбои информационных технологий. К подобным сбоям следует отнести право даже очень хорошей нейросети допускать большие ошибки расчета в малом числе тестовых точек Число этих точек задается пользователем при обучении нейросети. НСМ должна иметь механизм иммунитета от таких информационных сбоев. Следует также позаботиться о мерах обеспечения устойчивости НСМ на возмущенных входных данных. Неустойчивость модели частично объясняется грубыми искажениями входных факторов. Кроме того, выяснилась необходимость структурного подхода как к моделированию экономических показателей, так и к выявлению существенных отклонений в данных по входным факторам, которые могут быть основанием для менее затратной целевой проверки налогоплательщика. Предлагаемые МНС России контрольные соотношения (отношение налоговых платежей к добавленной стоимости, отношение налоговых платежей к выручке и т. д.) могут быть использованы в разрабатываемой методике как дополнение к входным факторам. Ясно, что такая модель значительно более точно будет отражать ожидаемый объем налогоначисления, чем каждое из таких соотношений в отдельности. Учитывая изложенное, можно сделать следующие выводы: Большинство документов представляются в налоговые органы на бумажных носителях. Ручной ввод данной информации отвлекает значительное число квалифицированных специалистов в ущерб выполнению функций контрольной работы, что совершенно недопустимо. Наиболее идеальный вариант решения данной проблемы — прием информации в электронном виде: по телекоммуникационным каналам связи или на электронных носителях. Однако, к большому сожалению, данная система приема информации не получила еще достаточного распространения. Причины этого — крайне слабая мотивация для налогоплательщиков к передаче налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде, а также неготовность налоговых органов по приему информации от налогоплательщиков в электронном виде. Разработана и прошла апробацию (в рамках «пилотных» проектов в налоговых органах г. Москвы и Кемеровской области) технология представления налоговых деклараций по каналам связи через специализированных операторов связи. Методическими рекомендациями об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (утверждены Приказом МНС России от 0..00 NБГ--/0) определены требования к программно-аппаратным средствам, установлена процедура сопровождения формата представления документов в электронном виде и информирования об их применении заинтересованных лиц, приведены правила использования средств электронно-цифровой подписи (ЭЦП) и средств шифрования, а также порядок электронного документооборота и порядок формирования информационной выписки об исполнении налоговых обязательств перед бюджетом в электронном виде. Для налогоплательщиков разработаны программные продукты, которые позволяют подготовить налоговые декларации и другую отчетность в электронном виде. Письмом МНС России от .0.00 NMM--/ управлениям МНС России по субъектам РФ дано указание о размещении на сайтах территориальных налоговых органов программного продукта «Налогоплательщик ЮЛ». В ФАП ФНС России размещено программное обеспечение по налогу на доходы физических лиц. Весьма перспективно представление налоговых деклараций и других документов в электронном виде налогоплательщиками через представителей (аудиторские фирмы или третьих лиц), — так называемый бесконтактный метод. Опыт налоговых органов Краснодарского края в этом направлении доведен до управлений МНС России по субъектам РФ. Программой информационно-разъяснительных мероприятий в ходе кампании по информированию налогоплательщиков о приеме налоговой отчетности в электронном виде предусмотрены (как централизованно на федеральном уровне, так и на региональных уровнях) подготовка и проведение соответствующих рекламных, информационных и иных разъяснительных мероприятий с привлечением широкого круга пользователей информации. Перспективным направлением является формирование информационной базы внешней информации. Так, Управление ФНС России по Новосибирской области, организовало работу по получению сведений от различных организаций. В частности, от крупнейших в области производителей алкогольной и пищевой продукции. Они представляют данные в объеме показателей счетов-фактур, выписываемых потребителям. Западно-Сибирская железная дорога передает сведения об организациях, осуществляющих грузоперевозки, в виде дорожных ведомостей. Для анализа налогооблагаемой базы крупнейших и основных налогоплательщиков, основанного на изучении косвенных показателей их хозяйственной деятельности, организовано получение сведений об объемах потребляемой воды, а также о потреблении тепло- и электроэнергии. Кроме того, в соответствии с договорами и соглашениями об информационном обмене налоговые органы получают сведения от различных государственных учреждений, таможенных органов, органов пограничного контроля, иных правоохранительных, контролирующих и регистрирующих органов. Обмен информацией осуществляется как в бумажном виде, так и на электронных носителях. Получаемые в порядке такого взаимодействия данные загружаются в базу Управления (блок «Мониторинг налогоплательщиков») и используются при проведении углубленных камеральных и выездных налоговых проверок. Использование базы позволяет выявлять юридических и физических лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, но не отчитываются в налоговых органах или представляют «нулевую» отчетность. Кроме того, база данных в обязательном порядке используется при осуществлении предпроверочного анализа отчетности налогоплательщиков, у которых планируется провести выездные налоговые проверки. В заключение работы отметим на необходимость повышения квалификации сотрудников налоговой инспекции. В целях оказания практической помощи инспекциям разработаны критерии отбора налогоплательщиков для налоговых проверок. В частности, были построены различные алгоритмы в системе ЭОД, что позволяет до начала проверки в инспекции проанализировать показатели налоговой отчетности и основные показатели финансово-экономической деятельности налогоплательщиков. С помощью ЭОД можно проводить сравнительный анализ со средними показателями по группе или по отдельным аналогичным налогоплательщикам и, кроме того, осуществлять отбор организаций и предпринимателей для выездных проверок. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итоги проведенной работы можно сделать ряд выводов: Во-первых, сущность камерального налогового контроля, являющегося одним из важнейших видов государственного контроля, заключается в обеспечении проведения финансовой и налоговой политики государства, выражающейся в проведении проверок правильности исчисления и уплаты налогоплательщиками в бюджеты всех уровней налогов и сборов, а также контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах и принятых нормативных правовых актов. Во-вторых, целью камеральной налоговой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов по выявленным нарушениям, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. В-третьих, еще - года назад камеральные проверки состояли преимущественно в арифметической проверке правильности подсчета сумм налогов и как следствие - имели крайне низкую эффективность, то сейчас в основе проверки лежит анализ показателей налоговой отчетности и иной информации о деятельности налогоплательщиков, полученной из разных внутренних и внешних источников (камеральный анализ), позволяющий выявить сферы возможных налоговых нарушений и определить перечень налогоплательщиков с повышенным риском совершения налоговых правонарушений для включения в план выездных налоговых проверок. Вопросу повышения результативности и эффективности по проведению камеральных проверок ФНС России в последние годы придает первостепенное значение. Более того, задачи повышения роли и значимости камеральных проверок, а также изменения принципиальных подходов к проведению выездных проверок стали стратегическими. В целом в 00 году достигнут заметный прирост основных показателей, характеризующих эффективность контрольной работы. Так, общая сумма дополнительно начисленных по результатам проведенных проверок налогов выросла против 00 года на млн. руб., или 0%, и составила млрд. млн. руб. Из доначисленных платежей уже взыскано в доход бюджета млрд. 0 млн. руб., или ,%, что на млн. руб., или в , раза, больше, чем за предыдущий год. Средний размер доначислений на работника налоговых органов вырос на % и составил млн. тыс. руб. Чтобы достичь повышения результативности камеральных проверок, требуется анализ тенденции развития технологии, техники и организации СНКУ и проведение исследования, конечными задачами которого являются: При этом подразумевается не только разработка соответствующих методологий и процедур, но и их внедрение. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Налоговый кодекс Российской Федерации. 2. Регламент проведения камеральных налоговых проверок, оформления и реализации их результатов, утвержденный приказом МНС России от .0.00 № БГ--0/дсп. 3. Актуальные вопросы налоговых отношений в период формирования рыночной экономики: Межвуз. сб. науч. тр. /Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики; [Редкол.: Шувалова Е.Б., Орехов С.А.]. - М.: ИНИОН РАН, 00.- 0 с. 4. Акулин Д.Ю. Оптимизация налоговых платежей /Д. Ю. Акулинин. - М.: Соврем. экономика и право, 00.- с. 5. Александров И.М. Налоги и налогообложение. - М.: Дашков и Ко, 00.- с. 6. Александров И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран /И.М. Александров. - М.: Бератор-Пресс, 00.- с. 7. Андрющенко С.Н. Повышение эффективности контрольной работы // Российский налоговый курьер, №. 00 - с. - 8. Бобоев М.Р. Налоговые системы зарубежных стран: Содружество Независимых Государств. - М.: Гелиос АРВ, 00.- с. 9. Богданова В.С. Совершенствование системы налогового планирования и прогнозирования /В.С. Богданова; Тюмен. гос. архитектур.-строит. акад.. - СПб.: СПбГУЭФ, 00.- 0 с. 10. Богоявленский А.А. Повысить эффективность проверок нам помогает конкурс // Российский налоговый курьер, №. 00 - с. 0 11. Бутова Т.А. Делаем упор на камеральные проверки // Российский налоговый курьер, №. 00 - с. 12. Варочко А.Г. Перспективы формирования бюджета через понятие структуры и сущности налогов /А.Г. Варочко; Всемир. информ. распередел. ун-т. - М.: Развитие, 00.- с. 13. Дуканич Л.В, Налоги и налогообложение. Ростовн/Д: Феникс. 000 – с. 14. Евстигнеев Е.. Основы налогообложения и налогового законодательства . –СПб.: Питер, 00. – с. 15. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. - М.: Инфра-М, 00.- с. 16. Зарипов В.М. о сроках проведения налоговых проверок // Налоговед, № . – 00. – с. - 17. История налогов России: важнейшие даты, факты и события /Под ред. Букаева Г.И.; Гос. НИИ развития налоговой системы. - М.: Гелиос АРВ, 00.- с. 18. Камышан В.А. Информация как резерв повышения эффективности контрольной работы // Российский налоговый курьер, №. 00 - с. 19. Кислов Д.В. Штрафы, пени, недоимки. Налоговые правонарушения и ответственность /Д.В. Кислов. - М.: Главбух, 00.- с. 20. Колчин С.П. Налогообложение. - М.: ИПБ-БИНФА, 00.- с. 21. Костенко М.Ю. Налоговая тайна: Науч.-практ. пособие /М. Ю. Костенко. - М.: БЕК, 00.- с. 22. Кузнецов Н.Г. Налоговое администрирование: теория и стратегия /Кузнецов Н. Г., Корсун Т. И., Александрова И. Ю.; Рост. гос. экон. ун-т . - Ростов н/Д: РГЭУ, 00.- с. 23. Кузнецов Н.Г. Развитие косвенного налогообложения в России /Кузнецов Н. Г., Ганус С. М.; Рост. гос. экон. ун-т (РИНХ). - Ростов н/Д: РГЭУ. Изд-во, 00.- 0 с. 24. Маслов А.А. Взыскание налогов: Разрешение спор. ситуаций. Арбитраж. практика /А. А. Маслов, С. Ю. Шаповалов. - М.: ТаксХелп, 00.- с. 25. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. - М.: Инфра-М, 00.- 0 с. 26. Минаев Б.А, О порядке проведения налоговых проверок // Налоговый вестник, № . 00. – с. - 27. Налоги и налогообложение: Учеб. для вузов по экон. специальностям /Д.Г. Черник, Л.П. Павлова, А.З. Дадашев, В.Г. Князев. - М.: Инфра-М, 00.- с. 28. Налоговая политика России: проблемы и перспективы /]Под ред. Горского И.В. - М.: Финансы и статистика, 00.- с. 29. Налоговая реформа в России: анализ первых результатов и перспективы развития /][Науч. ред. Синельников-Мурылев С.]; Ин-т экономики переход. периода. - М., 00.- с. 30. Налоговый менеджмент: Учебник /[Черник Д. Г., Замятин Б. И., Кирова Е. А. и др.]; Под ред. А. Г. Поршнева. - М.: ИНФРА-М, 00.- с. 31. Никитов Н.Н. Как увеличить результативность камеральной проверки // Российский налоговый курьер, №. 00. - с. 32. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации- М.: МЦФЭР, 00.- с. 33. Перов А.В. Налоги и налогообложение. - М.: Юрайт, 00.- с. 34. Потапов В.А. Оценка вариантов ведения налогового учета для повышения эффективности налоговых проверок // Налоговая политика и практика, № . – 00. – с. - 35. Приставка Н.Н. Эволюция системы налогового контроля в России // Налоги и экономика, № ,, – 00. – с. - 36. Романов А.Н. Пути повышения эффективности налогового контроля // Налоговая политика и практика, № . – 00. – с. - 37. Сажина М.А. Налоговая политика государства. - М.: Унив. гуманитар. лицей, 00.- с. 38. Сашичев В.В, Основные итоги контрольной работы налоговых органов за 00 год // Налоговая политика и практика, № . – 00. – с. 0- 39. Сашичев В.В. Повышение эффективности налогового контроля: итоги и задачи на 00 год // Налоговая политика и практика, № . – 00. – с. - 40. Селезнева Н.Н. Налоги. - М.: Юнити-Дана, 00.- 0 с. 41. Смирнов А.В, Задачи налоговых органов по совершенствованию организации налогового контроля // Налоговая политика и практика, №. - 00. – - 42. Совершенствование налоговых отношений и эффективность деятельности налоговых органов: Материалы Межрегион. науч.-практ. конф., - дек. 00 г. /[Редкол.: Кураков Л.П. (гл. ред.) и др.]. - Чебоксары: Вуз и шк., 00.- с. 43. Соколов А.А. Теория налогов /А.А. Соколов; Компания "Пепеляев, Гольцблат и партнеры". - М.: ЮрИнфоР-Пресс, 00.- 0 с. 44. Соловьев И.Н. Как избежать ошибок при налоговом планировании. Налоговые санкции /И.Н. Соловьев. - М.: Налоговый вестник, 00.- 0 с. 45. Соловьев К.А. Современная налоговая политика и система налогообложения /К.А. Соловьев. - СПб.: Инфо-да, 00.- с. 46. Сорокина Л.А. Механизм функционирования налоговой системы. - Петерб. энергет. ин-т повышения квалификации руководящих работников и специалистов, Каф. экономики и орг. упр. в энергетики. - СПб.: ПЭИПК, 00.- с. 47. Толкушкин А.В. История налогов в России /А. В. Толкушкин. - М.: Юристъ, 00.- 0 с. 48. Тупицын А.Л. Порядок проведения камеральных налоговых проверок. Новосибирск, 2005. - 80 с. 49. Финансы, налоги и кредит: Учебник /]Под общ. ред. Емельянова А.М. и др.; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - М.: РАГС, 00.- с. 50. Финансы, налоги и кредит: Учебник /И.Х. Алексеева, А.Я. Быстряков, В.Ф. Воля, В.В. Голосов; ]Под общ. ред. Емельянова А.М. и др.; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - М.: РАГС, 00.- с. 51. Ходов Л.Г. Налоги и налоговое регулирование экономики: Учеб. пособие /Л. Г. Ходов. - М.: ТЕИС, 00.- с. 52. Черник Д.Г. Основы налоговой системы. - М.: ЮНИТИ, 00.- с. 53. Шалюхина М.Н, Причины уклонения от уплаты налогов // Налоги и экономика, № 0. – 00. – с. - 54. Шалюхина М.Н. Пополнение доходов казны: итоги и перспективы // Налоги и экономика, № 0. – 00. – с. - 55. Шалюхина М. Н. Пополнение доходов казны: итоги и перспективы.// Налоги и экономика, №. - 00г. - с. . 56. Шапавалов С.Ю. Компетенция налоговых органов по проведению выездных налоговых проверок // Налоговые споры: теория и практика, № . – 00. – - 57. Шумяцкий Р.Н. Организация и методика налоговых проверок, Новосибирск, СибАГС. – с. 58. Экспертные М-системы в организации налогового учета /С. В. Бухарин, С. Н. Головко, А. В. Мельников и др.; Под ред. С. В. Бухарина. - Липецк: ЛГТУ, 00.- с. 59. Ялуткин В.И. Концептуальные основы реформирования налоговой системы России /В. И. Ялуткин; Центросоюз Рос. Федерации, Моск. гос. ун-т потребит. кооп., Чебокс. кооп. ин-т. - Чебоксары: Чувашия, 00.- с. Полную работу, можно приобрести по адресу: diplom55@yandex.ru тел. 8(3832)734666 Анатолий Леонидович. Звонить с 5-00 до 14-00 по Москве. Другие работы Вы можете просмотреть по адресу в сети Интернет www.diplom55.narod.ru